Поколений 2 Есть люди, которые навсегда связав свою судьбу с одной из самых благородных профессий на Земле - профессией учителя, отдаются ей безраздельно, до последнего дыхания. К таким относится Фёдор Иванович Кулиш. Фёдор Иванович родился 21 сентября 1922 г. в с. Камышенке Родинского района Алтайского края в семье служащего. Здесь он впервые переступил порог местной школы, зародившей в нем искорку любви к учительской профессии. Учился хорошо, любил музыку, играл на пианино, увлекался радиотехникой, спортом. С детства мечтал стать учителем. И вот в 1940 году началась его трудовая деятельность. Совсем молодым юношей пришел работать учителем начальный школы в селе Крутояр Алтайского края. Сколько нужно знать, чтобы учить других! Много и упорно работал над собой, но работать пришлось недолго. Началась Великая Отечественная война. Фёдору Ивановичу пришлось взяться за оружие. После окончания военного училища в г. Красноярске он был направлен в действующую армию на Ленинградский фронт. Участвовал в героической обороне Ленинграда, перенёс голод, холод, был трижды ранен и снова возвращался на передовую. Закончил войну в Кенигсберге в чине старшего лейтенанта. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». После войны Фёдор Иванович приехал в родные края и вернулся к своей мирной профессии учителя. Снова за книгу, за учёбу. Окончил Барнаульский государственный педагогический институт, работа учителем, а затем директором в школах Алтайского края. В 1967 г. он с семьёй переезжает в с. Верх – Коён Искитимского района, где принимает среднюю школу. В 1969 г. Ф.И. Кулиш был назначен директором Электродной восьмилетней школы, которая была преобразована в среднюю школу№1 рабочего посёлка Линёво Искитимского района, где развернулось строительство крупнейшего в стране Новосибирского электродного завода. Возглавляя одну из больших школ района, Фёдор Иванович сумел поставить работу так, что в короткое время средняя школа №1 стала методическим центром для учителей района, здесь приводились семинары директоров школ. Эта школа одна из первых в районе перешла на кабинетную систему, которую хорошо знал и внедрял Федор Иванович. Он обладал огромным практическим опытом и с большим желанием делился им со своими коллегами. Опыт работы по кабинетной системе вывел Фёдора Ивановича в ряд лучших руководителей района. Сколько сил, здоровья было вложено в школу – новостройку!
Он был полон идей и задумок. Начинался новый учебный 1975-1976 учебный год. И вдруг 1 сентября 1975 г. Кулиш Фёдор Иванович скоропостижно скончался. Директор Линёвской средней школы №1, замечательный учитель, человек высоких душевных качеств, человек так страстно любящий жизнь, так беспредельно преданный ей, что невозможно было поверить в его смерть... В 2010 г. Н. Полевич писала в «Искитимской газете»: «В общей сложности Федор Иванович посвятил педагогической деятельности 35 лет, и лишь шесть из них он проработал в поселке Линево. Однако за этот короткий период он оставил о себе яркий след, неподвластный времени. В линевской первой действует музей боевой славы. Он был открыт по инициативе Виктора Александровича Костяева, который возглавил образовательное учреждение в 1975 г. Именно благодаря этому человеку увековечено имя Ф.И. Кулиша: здесь имеется мемориальная доска, посвященная первому директору школы. У ее подножия в дни празднования значимых событий ученики несут почетный караул. С годами память о Фёдоре Ивановиче не меркнет. Слава о нем передается из уст в уста. Об этом человеке знают даже те, кто пришел в стены школы совсем недавно. А для тех, кто был когда-то его коллегой, имя Кулиша по-прежнему очень дорого и близко. "Мне посчастливилось работать с этим человеком, - говорит завуч Надежда Григорьевна Попова. - Его ценили и уважали не только педагоги, но и ученики, их родители. Федор Иванович был принципиальным руководителем, он умел найти общий язык и со взрослым, и с ребенком. В его характере было нечто такое, что делало его непререкаемым авторитетом, лидером в коллективе. Он мог одним словом зажечь какой-то идеей, воодушевить, вдохновить, поддержать. Это был настоящий интеллигент, образованный, разносторонне развитый, душевный, добрый, отзывчивый и одновременно строгий и справедливый». С 15 июня 2015 г. средняя Линевская школа №1 гордо носит имя Федора Ивановича Кулиша. Фёдор Иванович был отцом трёх детей. Его старший сын Валерий окончил Новосибирский электротехнический институт связи, дочь Валентина и сын Юрий стали педагогами, окончив Новосибирский педагогический институт. Валентина Федоровна работала учителем математики в г. Шевченко, Юрий Федорович 40 лет преподавал физику в Линевской СОШ №1. В 2018 году Юрия Федоровича не стало. Кулиш Юрий Федорович родился 5 ноября 1949 г. в Алтайском крае. «Грамотный, отлично знающий свой предмет, мастерски владеющий методикой его преподавания», - так о нем отзывались коллеги. Доброжелательность, тонкий юмор, любовь к детям снискали глубокое уважение к Юрию Федоровичу не только со стороны детей, но и их родителей. Он постоянно совершенствовал формы и методы обучения. За многолетний труд педагогу присвоено высокое звание "Отличник народного просвещения". Вот что рассказывает о Юрии Фёдоровиче его жена Надежда Сидоровна Кулиш XE "Кулиш Надежда Сидоровна" : «Мы вместе с Юрием Фёдоровичем 45 лет шли рядом рука об руку. Он был очень интересным человеком, всесторонне развитым, всем увлекался. Мне кажется, он географию знал лучше, чем географы, история - вообще его конёк. С ним интересно было всем, не только мне. Он очень любил детей. И дети, конечно, тоже были от него без ума. У всех выпускников, насколько я помню, любимый учитель - это Юрий Фёдорович. Для него отец был большим авторитетом. Он его любил, он его уважал, он им гордился. Они приехали сюда в 1969 г., когда посёлок только начинал строиться. Федора Ивановича назначили директором Электродной восьмилетней школы. Учеников ещё немного, и классов было немного. Он берёт сына к себе. Юрий Фёдорович поступает в пединститут и работает. Сначала он ведёт и физику, и физкультуру, и рисование и черчение. Начинал так. А потом растёт, уже остаётся на физике. Вместе с отцом он проработал 6 лет. Юрий Фёдорович начал трудовую деятельность в шестьдесят девятом, в семьдесят пятом году Фёдор Иванович уходит из жизни. Юрий Фёдорович - дважды «соросовский учитель», получал гранты. Лауреат премии губернатора Новосибирской области, был «Лучшим учителем Новосибирской области». Кулиш Надежда Сидоровна тоже работала в Линевских школах - №3 и №1.
ФИО: Кулиш Надежда Сидоровна Когда почему вы решили выбрать для себя профессию вот педагога? Вышла замуж за учителя, поэтому тоже пошла работать в школу. Естественно, надо было расти, поэтому я поступила институт. Чтобы рядом работать и жить одними интересами - разговоры общие, темы. Какие качества вы считаете самыми главными в работе педагога? Учитель, я считаю, должен, во-первых, любить детей. Ну, и обладать каким-то талантом, творческим быть, ведь учитель – это творческая работа. Чтобы желание было работать, а не просто пришел и отвел какой-то урок. Что вы считаете самым главным достижением, чем гордитесь? Если о себе, то я ничего такого не достигла. Работала себе и работала. А вот он как работал! Я им горжусь, а не собой. Что, по-вашему, самое сложное в работе учителя? Я не помню трудностей. Да, есть трудные дети, очень трудные дети - вот с ними трудно. Ведь не все дети умные и послушные, отсюда трудности воспитания или какие-то конфликты. Это бывает в любой работе. Кто или что помогал, вдохновлял Вас на сложном педагогическом пути? Конечно, мне помогал муж. Он мне как наставник был. У него же опыт был большой, естественно, он мне помогал. И вдохновлял. Методисты тоже помогали. Самые яркие воспоминания из вашей педагогической деятельности Мои самые яркие воспоминания связаны с работой на кролиководческой ферме в Шадрино. Ваше увлечение Моя страсть - это животные. У нас всегда были собаки в доме, в том числе, охотничьи, т.к. Юрий Фёдорович был охотником и рыбаком. Общая профессия помогает или мешает семейной жизни? Мне очень помогала. Я за советом всегда – к мужу. И друзья наши тоже были педагоги. Конечно, большая часть времени - это разговор о школе, о детях.
Кулиш Ф.И. с классом Школьная линейка
Кулиш Ф.И. Файлы:
|