Династия Холзаковых Поколений 4. Представителей 14, из них 4 работали в Искитимском районе. Педагогический стаж около 500 лет. Эта многочисленная педагогическая династия образовалась из двух главных ветвей. Основоположник одной из них - Холзаков Михаил Давидович. Он закончил сначала Учительскую семинарию в г. Тотьма Вологодской губернии, а затем учительский факультет в Санкт-Петербурге. Прошел путь от учителя Шиженского сельского училища Архангельской губернии до директора 7-й мужской гимназии г. Санкт- Петербурга в чине титулярного советника. Его жена Зинаида Владимировна, урожденная Фёдорова, дочь титулярного советника, воспитанница Смольного института благородных девиц в г. Санкт- Петербурге, несколько лег преподавала в высшей начальной гимназии имени Великой княжны Елены Павловны в г. Ораниенбауме, где встретилась с М.Д. Холзаковым. У них родилось 8 детей, двое из них выбрали профессию учителя. Дочь Галина Михайловна Холзакова XE "Холзакова Галина Михайловна" закончила Томский педагогический институт по специальности математика. проработала учителем 38 лет. Сын Холзаков Лев Михайлович закончил Иркутский педагогический институт в 1940 г., был назначен учителем физики и математики на прииск г. Артём Бодайбинского района Иркутской области. В октябре ого призвали в Советскую Армию. В рядах действующей Армии прошел до Берлина, принимал участие в его взятии, награжден орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне. Демобилизовался в марте 1946 года и приехал в Горно-Алтайск, где работал в педагогическом училище преподавателем физики и математики. В то время в том же училище работала завучем Кузнецова Анна Степановна. Здесь они познакомились, а в январе 1948 г. у них родилась дочь. В августе 1948 г. семья переехала в г. Искитим. Здесь Лев Михайлович работал в школе № 2, школе № 1, а с 1959 г. по 1977 г. (до выхода на пенсию) преподавал электротехнику в Чернореченском индустриальном техникуме. Умер в 1995 г. в р л. Линево. Дочь Льва Михайловича и Анны Степановны Холзакова Наталья Львовна закончила среднюю школу № 1 г. Искитима. Благодаря прекрасным учителям поступила в Иркутский государственный институт иностранных языков, выдержав конкурс из 7 человек на одно место. По окончании института поехала работать в среднюю школу №2 г. Усть-Кут, где начиналось строительство Западного участка БАМа. В 1980 г. переехала в р.п. Линёво. Более 30 пет работала в образовательных учреждениях этого поселка, 21 год из них в Гимназии №1. По линии Холзаковых учителем был муж одной из дочерей Михаила Давидовича и Зинаиды Владимировны, Давыдов Н.Н., который закончил химический факультет МГУ и работал проректором Сельскохозяйственного института в г. Рязани. Его дочь, т.е., племянница Льва Михайловича Холзакова - Давыдова Ольга Николаевна окончила медицинский институт в г. Рязани, аспирантуру в Медицинском институте им. Сеченова в г. Москве и с 1967 г. до 2009 г. работала преподавателем, заведующей кафедрой фармакологии в 1-й Медицинской Академии им. Сеченова. Муж второй племянницы Давыдов В.В. закончил Военно-морскую Медицинскую Академию в г. Ленинграде в 1961 г., аспирантуру, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, преподавал в этой же академии, сейчас он профессор в Медицинском университете в Рязани.
По линии жены Льва Михайловича Холзаковой Анны Степановны, урожденной Кузнецовой, также немало педагогов. Анна Степановна родилась в бедной крестьянской семье в с. Песчаное Алтайского края. В 14 лет закончила школу, сдав экзамены экстерном, уехала в г. Томск поступать в педагогический институт. Поступила сначала на рабфак, затем на факультет педагогики и логики. Она первая из своей деревни получила высшее образование, долгое время помогала своим односельчанам. Сразу после института ее распределили завучем в педучилище в с. Кузедеево в Кемеровской области. Там она проработала до 1941 г. Позже переехала в г Горно-Алтайск, где работала вместе с известным русским педагогом Сорока-Россинским. Приехав в г. Искитим, работала завучем в педагогическом училище, после его закрытия - |директором школы № 9, а последние 16 лет перед уходом на пенсию - директором школы в п. Чернореченский. Была награждена орденом Трудового Красного знамени, в 1964 г. удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР». Умерла а 1998 г. в р.п. Линёво. Брат Анны Степановны Кузнецов Максим Степанович закончил педучилище в г. Бийске и ушел на фронт. Был в плену, его освободили американские войска и увезли в Нью-Йорк. Долго убеждали остаться жить в США, но он категорически отказался. Его репатриировали в СССР, где он попал в заключение. После реабилитации приехал в с. Солоновка Алтайского края с женой Ниной Александровной. Там они проработали всю жизнь в средней школе: он - учителем труда и рисования, она - учителем немецкого языка. Племянница Анны Степановны Юдина Фаина Михайловна окончила педучилище в г. Болотное Новосибирской области, работала учителем начальных классов в школе п. Чернореченский Искитимского района, а затем в г. Мирный, в Якутии. Две внучки ее родной сестры окончили Бийский государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы, сейчас работают в с. Смоленское Алтайского края.
ФИО: Холзакова Наталья Львовна
Когда и почему вы решили выбрать для себя вот профессию педагога? Я не сразу пришла к этому решению. Хотя одна из журналистов писала в местной газете, что я жила в учительской среде, поэтому мечтала стать учителем. Не было этого! Я же сначала поступила в технический ВУЗ. Да-да, я в шестьдесят шестом году закончила школу и поступила в технический ВУЗ. Проучившись там полтора года, ушла, потому что это не мое. Но папа так хотел. В этот же год я поступила в Иркутский институт иностранных языков. Конкурс был 7 человек на место. 1 августа я первая сдала английский язык, и первая сдала на пятёрку. Надо сказать, когда я поступала и училась в техническом вузе, я никогда не бросала заниматься английским языком. Газеты покупала - тогда была газета «Moscow news», - я всё время её покупала и читала на английском языке. Тогда же Интернета не было, ничего не было. С другой стороны, мне было легче учиться и потом работать в школе, потому что я знала школьную жизнь изнутри по рассказам родителей. Собирались также учителя и, как обычно, если собираемся – все разговоры про школу. Какие качества вы считаете самыми главными в работе педагога? Я считаю, что не должно быть любимчиков, что все дети одинаковые, они все приходят изучать тот же иностранный язык или ту же математику. Главное - быть внимательным. Увидев ростки какие-то, вырастить из этого ребёнка хороший цветок. И дети, которые не могут изучать какой-то предмет, они не должны быть изгоями. Всё равно крошки знаний у них нужно найти. Здесь и внимание, и знание детской психологии. И я всегда говорила учителям, когда завучем работала: «Какие могут быть конфликты между учителем и учеником? Никаких. Ребёнок не знает психологии, а вы учили и психологию, и педагогику. Будьте добры, применяйте свои знания на практике. Я не говорила о любви - любить всех невозможно, но уважать ребёнка как личность надо. Тем более, растущую, формирующуюся личность. Что вы считаете своим главным достижением, чем гордитесь? А вот своими учениками я и горжусь. Даже теми, кто не пошел по моим стопам. Они приезжают ко мне и говорят: «Наталья Львовна, как хорошо, что Вы нас учили! Один мальчик (он в НЭТИ поступил, а у меня с тройкой закончил - ленился) даже говорит: «Я попросил в институте записать меня в слабую группу». У меня спрашивают: Ты где учился? - В Линево, в гимназии. - А кто учитель? - Наталья Львовна. - Дальше не говори, пойдёшь в сильную группу. Потому что я со многими преподавателями из институтов сотрудничала одно время. Я ездила на курсы, которые длились больше года. На каникулах там собирались. Сначала на летних, потом на осенних, зимних, весенних, а осенью мы защищали проект. И там были преподаватели ВУЗов. И от Британского Совета - был такой раньше. Ну, и потом, я на многие конференции ездила с выступлениями, там тоже преподаватели ВУЗов были. Самое сложное в работе учителя, по-Вашему, что? Самое сложное - заинтересовать всех. Говорят же, что учитель как артист. Он должен достойно сыграть свою роль. Если зрители придут на спектакль и не будут его смотреть, это провал. Если дети придут на урок и выйдут ни с чем, это тоже провал. Вот это самое сложное. Кто или что помогал, вдохновлял Вас на сложном педагогическом пути? Ну, во-первых, мои коллеги. Что в третьей школе коллектив был молодой и творческий, что в гимназии. Всегда ставили себе такие цели! И мы друг другу помогали решать их, задачи, проблемы какие-то. Это одно. Другое дело, мне всегда хотелось… не то, чтоб все знали английский язык, мне хотелось, чтобы дети были развиты. Чтобы они могли своё мнение высказать, не боялись, не зажимались от этого. А что может ещё вдохновлять? Развитие детей. Смотреть, как они растут, как они меняются год от года. А потом, когда они заканчивают институты или учатся в институте, приезжают, и смотришь - капелька моего труда здесь есть. Мне ученик один на день рождения написал стихотворение. Там смысл такой, что Вы нас научили в жизни отстаивать своё мнение и добиваться поставленной цели. Я даже не думала, что Олег Силин может обо мне такое написать. Самые яркие воспоминания из Вашей педагогической деятельности. В первый год, когда я отработала в Усть-Куте после института только четверть, директор Виталий Константинович Марков побыл у меня на уроке, а потом вызывает меня и говорит: «У Вас сколько лет стажа?» Я говорю: «Да я только после института». Он: «А я думал, у вас уже лет пять-шесть стажа есть». И мне дали тогда самый плохой 7 класс, сборный. И именно этот класс мне запомнился. Первый класс - он на всю жизнь. Мы так с ними сплотились! Я ни на что не смотрела. Они говорят: «Пойдёмте на горки кататься!» - а горы там, ой-ёй-ёй, какие, я даже не представляла. И я с ними качусь. Меня дома не видел муж. В субботу и воскресенье я с детьми. И когда первый мост через реку Лену открывали, через год, когда они уже в 8-й класс пошли, я весь класс привезла на открытие. А там были артисты всякие! Традиция железнодорожников-мостовиков: когда они первый поезд пускают, они всей бригадой стоят под мостом. Показывают тем самым, что они гарантируют своими жизнями надежность моста. Ну, а у меня муж в этом отряде работал, и удалось ребят прокатить на первом поезде через Лену. Вот это самое яркое впечатление. Там столько народу было! Я боялась их растерять. Но мне так хотелось, чтобы они увидели это историческое событие! Фотография опоры этого моста через Лену была во всех газетах, на опоре было написано: Принимай, страна, подарок от бригады Шестака. Будет мост стоять здесь на века! А потом мы с ними добирались назад. Автобусы переполнены! Мужа я отправила первого - он там их встречал, а я на разные автобусы их сажала, и сама приехала самая последняя. Ну, а потом яркие впечатления, когда дети сдавали экзамены, когда успешно сдавали, когда поступали. Ещё я помню одного мальчика, в 3-й школе учился, в Линево. Он так плохо учился! У него мама была пьющей, ну, неблагополучная семья была. Вот как-то мы с ним сидели и разговаривали. «Ты понимаешь, - говорю, - если ты не возьмёшься за ум, если ты не будешь ничего делать, ты посмотри, какая жизнь тебе грозит. Что с тобой будет? Тебе надо образование получать, как-то надо выбираться из всего этого». Он в ответ: «А-а, мне все пофигу». Прошел, наверное, год после этого разговора. Я не хочу сказать, что я вот так вот на него повлияла, но он закончил восемь классов с одними четверками. Он взялся за ум, он отлично устроился. Я хочу сказать, что ребёнку надо давать возможность осознать себя в этом мире и увидеть, в конце концов, своё место. Надо, чтобы он поверил в себя. Вот этого ученика я запомнила. Хорошо помню свой класс, который в 1988 году закончил школу. Ваше увлечение Цветы. И дома, и на даче. У меня там участок 8 соток. Деревья есть, но больше всего цветов. Общая семейная профессия помогает или мешает в семейной жизни? Помогает. Мне родители помогали, конечно, и советом, и делом. Единственное, что мама хотела, чтобы я директором школы работала, но я сказала: «Это не моё, я не смогу. Я люблю учить, я должна быть с детьми».
Холзаков Л.М.
Семья Холзаковых
Файлы : Холзаковы династия. Линево «Учитель должен достойно сыграть свою роль»: интервью с Н.Л. Холзаковой
|