Училища и школы на территории
г. Искитима и Искитимского района
125 лет со дня существования
Подгот. А.И. Оборкин.

            В 1898 году на территории г. Искитима и Искитимского района, в селениях, входивших тогда в состав Бердской и Легостаевской волостей Барнаульского уезда Томской губернии, действовали в «селе Тулинском при реке Оби и речке Туле» сельское училище и школа грамоты, в «селе Койновском при реке Берди и речке Койнихе» - сельское училище (было открыто в 1885 году, село находилось на территории Индустриального микрорайона г. Искитима), в «селе Легостаевском при реке Берди» - церковно-приходская школа (подчинялась Томской епархии Русской Православной Церкви, в ней готовили в том числе и учителей для школ грамоты) и школа грамоты. Сельские училища гражданского ведомства находились в ведении Министерства народного просвещения [4, С.С. 430-439; 1].
Школы грамоты в это время уже существовали в с.с. «Завьялове при речке Каракане» и «Локтевском при речке Мильтюше», в д.д. Бороздиной и Атамановой «при реке Оби», «Морозовой при реке Берди» (ныне – с. Бердь), «Тальменьке при реке Берди и речке Тальменке» (ныне – с. Тальменка), «Коенской при речке Коене» (ныне – д. Нижний Коен), «Черноречкиной при реке Берди и речке Чернодырихе» (находилась на территории Северного микрорайона г. Искитима), «Шипуновой при реке Берди» (находилась на территории Шипуновского микрорайона г. Искитима), «Дятлевой при речке Берди», Елбашинской и Хариной «при речке Елбаше», «Китерне при речке Китерне», «Ургуне при реке Шипунихе», Гусельниковой, Беловой и Горловой «при речке Выдрихе», «Мосты при реке Чеме», «Соседовой при речке Ичке» (ныне – д. Старо-Соседова), Улыбиной, Гилевой, Верх-Мельтюшской и Горевке «при речке Мильтюше», Таскаевой и Шибковой «при реке Койнихе», «Ельцовке при реке Оби и речке Ельцовке» (позднее – д. Верх-Ельцовская), «Сосновке при речке Сосновке», «Мильтюше при реке Оби и речке Мильтюше» (позднее – с. Мильтюшинское), «Бурнистовой при реке Мильтюше» (ныне – с. Бурмистрово), «Гуселетовой при реке Оби» (позднее – с. Гуселетовское) [4, С.С. 430-439].
            Список учебных заведений, действовавших на Искитимской земле в 1903 году, был опубликован в «Памятной книжке Томской губернии на 1904 год» [2, С.С. 398, 400, 402, 404, 406].
            Уже в начале 60-х г.г. ХIХ века в церковно-приходских школах и школах грамоты «учились около полумиллиона человек, но в условиях подчинения министерству народного просвещения и безо всякой автономности у духовенства не было ни одного стимула открывать и содержать учебные заведения». В годы либеральных реформ Государя Императора Александра II «за несколько лет количество церковных школ сократилось в пять раз». «Создать государственные и земские школы в городах и даже крупных селах не представляло проблемы. Но огромные расстояния и обилие сельского населения делали очень дорогостоящим и практически невыполнимым обучение в каждом селе,.. Это требовало огромных затрат,..» [5].     
            Высочайший Указ Государя Императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ от 26 июня 1884 года «привел к взрывному росту количества церковно-приходских школ и практически стал ключевым шагом ко всеобщему начальному образованию»: при 40 тысячах существовавших тогда в России православных храмах были открыты церковно-приходские школы. «Церковные школы делали начальное образование доступным. Дальше все желавшие могли учиться уже в светской системе». Накануне 1-й мировой войны на базе церковно-приходских школ начала создаваться «сеть библиотек для народного просвещения» [5].
            С 1884 года церковно-приходские школы «делились на одноклассные (с двухгодичным обучением) и двуклассные (с четырехгодичным)». «Первые обучали письму, чтению, арифметике, церковному пению и Закону Божьему», с 1884 года – истории. «Церковным школам возвращалась автономия — право самостоятельно определять программу по согласованию с Синодом, а также преподавать по своим учебникам, одобренным Синодом же, который финансировал учебные заведения. Но разрешалось открывать школы на свои приходские средства, а также за счет пожертвований и попечителей». «У этих школ был только один недостаток. Учеба была не обязательной, а лишь по желанию родителей. Но далеко не все крестьяне считали необходимым отдавать детей учиться. Хотя стоит отметить, что к началу ХХ века до аграриев стало доходить преимущество образования и большая часть крестьян стала отдавать мальчиков… в церковные школы (девочек отправляли учиться реже...)» [5].
            По сообщению составителей книги «Покровский мужской монастырь с. Завьялово. 115 лет со дня освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы. 15 лет со дня основания мужского монастыря», в 1907 году в с. Завьяловском была открыта церковно-приходская школа, «которая размещалась в собственном доме». Учителем школы стал псаломщик храма Покрова Пресвятой Богородицы «Павел Васильевич Гевлич, окончивший Томскую церковную двухклассную школу». «Учащихся в школе обоего пола было 71 человек» [3, С.С. 57, 58].
            Таким образом, как и в других местностях России, в Бердской и Легостаевской волостях преобладали учебные заведения Православной Церкви, целью которых были не только начальное образование детей, но и их духовно-нравственное воспитание.

Источники и литература:

 

<<< предыдущая дата | следующая дата >>>