| ||||||
|
| |||||
VII ДЕРЕВНЯ ЧУПИНО – НОВАЯ РОДИНА УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ.История моего рода (вступительная часть)
История каждой семьи, если рассматривать ее в контексте нескольких веков с учетом всех достижений, интересуясь и гордясь ею, становится со временем историей целого рода. История лучших родов – это уже история народа, так как нельзя считаться человеком достойным, не участвуя в великих делах своей Родины. Все государственные программы, все войны, революции, общественные движения находят своих активных участников в лучших родах России. Издревне ценность рода почиталась не по богатству и знатности, а по древности его. Особо ценилось то, что сейчас мы называем династией. Были бояре древнего рода, были и родовые кузнецы, и плотники, и пасечники, и «природные» пахари, чьи корни уходили в глубину веков. Наш род - Гуненко - ведет свою историю от Запорожской Сечи, после распада которой корни рода Гуненко ведут в Винницкую и Волынскую (ныне Житомирскую область) губернии. Мой дедушка Гуненко Михаил Васильевич и прабабушка Гуненко Ефросинья Иосиыовна (оба 1924 года рождения), уже считают своей родиной Чупино Искитимского района Новосибирской области. Ныне пустующая, а в прошлом большая и процветающая деревня Чупино имеет богатую историю, в которую плавно вплетается и история моего рода, бережно хранимая и передаваемая от дедов к внукам. В написании этой работы также были использованы не только (и не сколько) письменные источники, сколько воспоминания старших родственников в семье. Хочу поблагодарить за помощь в сборе материалов свою прабабушку Гуненко Ефросинью Иосифовну, деда Гуненко Дмитрия Михайловича, а также маму Самсонову Ольгу Дмитриевну, помогавшую в грамотном написании и оформлении собранных материалов. Из письменных источников необходимо указать Н.А. Миненко «По старому Московскому тракту» Западно-Сибирского издательства. В ней повествуется о первых русских поселенцах, а также рассказывается о возникновении первых сел и деревень в нашем крае. Также немалую помощь оказали сведения из нового издания «Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX – первой трети XX веков» (авторы Е.Ф.Фурсова и Л.И. Васехо).
Деревня Чупино: история возникновения. Деревню Чупино еще можно найти на карте Новосибирской области, но её название уже мало что скажет даже жителям Искитимского района. Все сойдутся только в одном: Чупино – старая деревня. Старая – значит старинная, древняя. Местные старожилы передают легенду о том, как ещё в XVIII веке не то из Бердского острога, не то из станицы Гилево «вышли казаки и пошли по Мильтюшу», и один из них – казак по фамилии Чупин - основал здесь деревню, названную по его фамилии. При этом годом «исхода казаков» называется то 1720, то 1725. Эти же устные рассказы гласят о том, что в округе было только две крупных деревни: Чупино и Тула, которую основал, видимо, кто-то из тульских переселенцев. Другие ныне крупные населенные пункты Искитимского района, такие как Быстровка, Завьялово, Харево (Бурмистрово), были в ту пору хуторами и принадлежали к территориям вышеупомянутых деревень. Итак, если верить старожилам, то в 2020-м или 2025-м году маленькая деревенька Чупино должна будет отпраздновать свое 300-летие. Этим в Сибири может похвастаться далеко не каждый крупный город. Однако существуют письменные источники, которые приводят нам несколько иную картину возникновения деревни Чупино. В книге Н.А. Миненко говорится о том, что в письменных источниках XVIII века действительно упоминается имя «служивого человека пятидесятника Т. Чупина» в связи с событиями 1727 года в Бердском остроге (крестьянский бунт под предводительством П. Соколова). О возникновении же самой деревни пишется: «…возникла она в 1964 году, когда сюда из деревни Кинтерепской «собой» переехали крестьяне Чупины: вдова Марфа Константиновна, в возрасте 41 года, с детьми Василием 4 года и Прасковьей 3 года. В следующем году к ней присоединились жители деревни Пайвиной: вдова П. Казанцева с сыновьями и дочерьми, семья вдовы О.Чупиной, крестьянин Чупин Н., имевший жену и дочь, Ф. Демин и братья Федоряевы – Афанасий и Дмитрий…» Разночтения налицо. Получается, что деревня возникла на 40 лет позже, чем рассказывают старожилы, и основали ее не казаки, а вдовы с детьми, которых какое-то горе, голод или просто поиск свободной земли сорвал с насиженных мест. Возможно, что есть и третий вариант – деревня Чупино первоначально возникла как хутор одного поселянина или его семьи. Из работы Н.А. Миненко: «Академик И.Г. Гмелин, путешествуя в начале 40-х годов XVIII века по Сибири, отметил, что большинство сибирских деревень получало название от имен и тех крестьян, которые первые в них поселились». Можно предположить, что упомянутый в 1727 году бердский пятидесятник Т. Чупин основал в этих местах хутор, который через 40 лет, после переезда сюда его близких и дальних родственников, стал разрастаться в крупное поселение. Причина выбора местности ясна и весьма существенна – это качество пахотной земли, знаменитого чупинского чернозема, благодаря которому в этих местах всегда собирали бльшой урожай зерновых культур. Река Мильтюшь, на берегу которой расположились первые поселенцы, в этих местах неширокая, течет извилисто и неспешно, не создавая проблем с весенними паводками. Тут же в нее впадают ключи из трех глубоких оврагов. Разломы в земле идут почти параллельно, овраги имеют названия: Калманка, Косиха и Медвежий. В медвежьем овраге из земли бьют целебные ключи с содержанием сероводорода. Наши предки знали целебные свойства этой минеральной воды, и наличие таких ключей могла быть второй причиной выбора места для деревни Чупино.
ГУНЕНКО: из Житомирщины – в Сибирь Род Гуненко живет в деревне Чупино с конца XIX века. Всего с момента переселения там сменилось пять поколений Гуненко. Семья моего прапрапрадеда Гуненко Павла Степановича переехала в Сибирь предположительно в 1898-1989 гг. Счет идет по году рождения моего прапрадеда Гуненко Василия Павловича (деда Василя), так как известно, что он родился в 1897 году на Украине и перевезен в Сибирь в раннем детстве. Родными местами на Украине для нас являются села Людвиновка и Выступовичи Овручевского района Житомирской области (ранее - Волынская губерния). Причиной переселения из Украины в Сибирь моих предков стала государственная реформа императора Александра III «Миротворца» при министре С.Ю. Витте, открывшая путь крестьянской колонизации территории Западной Сибири. Е.Ф. Фурсова в статье «заселение украинцами Сибири во второй половине XIX века – первой трети XX века» пишет: «…сюда (в Сибирь) хлынул поток переселенцев из Европейской России. Особое место в этом переселении принадлежало выходцам с Украины, в количественном и культурном отношении выделявшимся среди прибывших россиян». И далее: «Наиболее популярными являлись степные и лесостепные районы Сибири, вдоль Сибирской железной дороги, где имелись чрезвычайно плодородные черноземные почвы. Наиболее привлекательной была Томская губерния, куда пришло за десятилетие с 1894 по 1903 года 45,6% всего числа переселенцев. Прошение на переселение в Сибирь рассматривалось непосредственно императорской коллегией, и разрешение вместе с новыми документами нередко возвращалось к просителю уже по новому, сибирскому, адресу. С оформлением бумаг на переселение в нашем роду вышел казус, о котором уже третий век старики рассказывают молодым. Изначально родовая фамилия наша звучала не как Гуненко, а как Гуня. Из украинской деревни Людвиновка выехали разные семьи: мои прямые предки Гуненко и их соседи, возможно, дальние родственники, Гуненко. Гуненко ехали на Алтай, Гуни осели в деревне Чупино. Прошение на переселение были поданы на имя императора обеими семьями одновременно еще на Украине. Разрешения, догнавшие переселенцев на местах, были перепутаны государственными чиновниками. Так наш род получил из царских рук фамилию Гуненко вместо нашей старой фамилии Гуня. Прародитель этой фамилии был кошевым в Запорожской Сечи, Имя его не сохранилось, а Гуня – «казацкая пика», скорее всего, было боевым прозвищем. Н.В. Гоголь, придерживающийся точности в изложении любых исторических фактов, в повести «Тарас Бульба» упоминал вскольз запорожца Гуню так: «Молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметной козацкой силою». Возле был виден престарелый, опытный товарищ и советник Гуня». Прапрапрадел мой, Гуненко Павел Степанович, не стал поднимать вопрос о восстановлении первоначальной фамилии только по причине того, что значение фамилии Гуненко с украинского переводится как «потомки (дети, внуки) Гуни», что так и так соответствует истине. Н.А. Миненко в книге «По старому Московскому тракту» упоминает деревню Чупино, которая «впоследствии отошла к территориям Алтайского края». Не исключено, что она могла быть основана новыми носителями древней фамилии. Однако факт переселения из Украины в Чупино не был единичным. До революции из Людвиновки переселились в Сибирь еще несколько семей, связанных с нашим родом близким и дальним родством: это Бибко, Довженко и другие. Последний и самый массовый «побег» из Украины состоялся в 1933 году, когда на исторической родине свирепствовал страшный голод. В это время из соседнего с Людвиновкой села Выступовичи переехала семья Довженко Иосифа Марковича и Анны Андреевны – родители моей прабабушки Гуненко ( по мужу) Ефросиньи Иосифовны, в девичестве Довженко. В молодой семье было на тот момент уже семеро детей: Сергей, Фрося, Тася, Николай, Демьян, Петро и Миша. В дороге от голода и трудностей трое младших детей погибло. Моей прабабушке Фросе было тогда всего семь лет. Сейчас ей 82 года. До недавнего времени она проживала в деревне Чупино и вела отдельное подсобное хозяйство. Сейчас по причине слабого здоровья живет у моего деда Гуненко Дмитрия Михайловича в селе Бурмистрово Искитимского района. Именно с её слов записана большая часть информации, приведенной в данной работе.
И ТРУДОВОЙ. И БОЕВОЙ ПОДВИГ В нашей большой семье все заинтересованы в сохранении родовой информации. Брат деда, Гуненко Василий Михайлович, снимает торжества на видеокамеру, дедушка записывает песни на магнитофон или в тетрадку, а моя мама, Самсонова Ольга Дмитриевна, пишет родовые книги. В этих книгах-папках собраны истории жизни моих родственников, близких и дальних, есть рассказы о голоде на Украине в 1933 году, письма, фронтовые фотографии 1941-го года, забавные рассказы и семейные предания. Больше всего мне нравится фотография, где запечатлены молодой солдат и его юная жена. Это Гуненко Ефросинья Иосифовна и Гуненко Михаил Васильевич. Они поженились 7 января 1945 ода. На фотографии им обоим по 20 лет. За спиной уже трудные военные годы. Во время войны моя баба Фрося была бригадиром колхозной тракторной бригады, хотя к началу войны ей было всего 16 лет. Прадедушка Михаил Васильевич ушел на войну в 1942 году. Он учился в Ояшинском офицерском училище и не успел закончить его – оставалось всего 2 недели, но началось контрнаступление под Москвой, нужны были свежие силы. Прадед воевал в частях связи, тянул провод вдоль линии фронта под городом Ельней и подорвался на мине. В его тело попало 12 осколков, два из них он носил в себе до самой смерти в 1983-м году. А отец моего прадедушки – Гуненко Василий Павлович, в честь которого назван мой брат – воевал на фронтах 4-х войн: первой мировой, гражданской, финской и Великой Отечественной. Он был казаком и в первой из войн удостоился чести быть полным Георгиевским кавалером. После революции прапрадед несколько раз переходил то на сторону белых, то на сторону красных, так же, как герой романа «Тихий Дон». В родне остались легенды о его службе у адмирала Колчака в качестве ординарца, и личные рассказы прадеда о легендарном отряде красных партизан под руководством Громова. Отряд действовал под городом Бердском и был почти полностью уничтожен. Впоследствии прадедушка был активным участником колхозного движения и каким-то чудом избежал репрессий, хотя они коснулись и нашей семьи. Во время Великой Отечественной войны прапрадед Василий Павлович заслужил два ордена Славы. Нарады Гуненко Василия Павловича бережно хранятся в семье его старшего сына, брата моего прадеда Гуненко Дмитрия Васильевича, который также отслужил Родине с честью – 7 лет служил на подводной лодке в Тихоокеанском военном флоте, участвовал в разминировании гаваней. В мирное время прапрадед мой, Василий Павлович, работал в Чупинском колхозе и кузнецом, и плотником – краснодеревщиком, строил дома, бани, делал прекрасную ручной работы мебель. Прадед Михаил Васильевич закончил 7 классов школы, выучился в сельскохозяйственном училище г.Искитима на пасечника, работал на пасеке, потом а зерносушилке оператором. Прабабушка после войны ушла из тракторной бригады, работала в деревенском клубе, растила своих сыновей: сыновей Дмитрия (моего дедушку), Владимира, Василия и дочерей Любовь и Валентину. Сыновья получили хорошее образование, разъехались жить в другие места. Мой дед, Гуненко Дмитрий Михайлович, с красным дипломом окончил Новосибирский государственный педагогический институт, работал долгое время директором школы в селе Бурмистрово. Другие его братья и сестры также нашли достойное поприще в жизни, но никто их них не остался жить на своей малой родина – в деревне Чупино.
РОДИНА - И БЫЛЬ, И БОЛЬ МОЯ... (Чупино сегодня) Вымирание деревни – проблема общероссийская. Сегодня от деревни Чупино осталось чуть больше двух десятков домов. Давно развалился колхоз, стоят пустыми коровники, не выходят в поле трактора. Школа-четырехлетка ещё действует, но детский сад уже закрыт – малышей в деревне рожать некому… Первый отток народа из деревни начался в 70-80-е годы. Уезжали в город за образованием, а возвращались уже в другие, более крупные колхозы и совхозы, где молодым специалистам сразу предоставляли жилье. В Чупино повзрослевшие дети приезжали в отпуск, привозили своих деток на каникулы и просто погостить. Но время идет, наши бабушки и дедушки стареют и по одному уходят в мир иной. Медленно и неумолимо. Не к кому стало приезжать в гости. Стоят дома, потерявшие хозяев. Молодое поколение предпочитает жить в городе, поближе к цивилизации. Даже те, кто не имеет своего жилья, предпочитает ютиться в общежитиях, коммуналках, брать жилищные кредиты и ипотеку, но не возвращаться в свое деревенское детство. Там нет работы, значит, нет возможности обеспечить своих детей, дать им достойное образование, своевременную медицинскую помощь, нет возможности разнообразно организовать культурный досуг. Зарастают сорняками поля, затягиваются крапивой пустоши и ямы на месте, где стояли богатые, подчас двухэтажные деревенские дома. Умирает целый мир, который так старательно, ответственно и упорно строили наши деды и прадеды. Разрастается только кладбище: все, кто родился и провел свое детство на берегах речки Мельтюшь, кто собирал крупную клубнику на склонах Калманки, кто знал, как пахнут сырые грибные низины в Сухой речке – все хотят быть похороненными здесь – на РОДИНЕ. Возродить русскую деревню, пробудить в людях угасающую к родной земле – вот поистине высокая цель! Если бы правительство Российской Федерации, патриотическое и аграрная партии задумались о том, что русская деревня – это не только сельское хозяйство и экономический подъем России – это еще и ощущение Родины, ее огромный и прекрасный пласт культуры, можно было бы успеть остановить этот неумолимый процесс разрушения. Надежда умирает последней. Очень хочется верить, что вторая, но такая прекрасная родина моих предков не исчезнет с карты Новосибирской области. Самсонов Александр. Новосибирский архивный вестник №23 Материал второй областной краеведческой конференции школьников 20 апреля 2007 г. Новосибирск, 2007.-216с.
В Памятной книжке Томской губернии за 1904 год значится деревня Чупино Барнаульского уезда Легостаевской волости. От города Томска – 280 верст, уездного города – 165 верст, от почтового учреждения – 45, от волостного правления – 45, от квартиры крестьянского начальника – пятый участок в с. Сузунском, от станового пристава – второй стан в с. Бердском, от мирового судьи – 30, от судебного следователя – 165. Количество дворов 101, мужского пола 181, женского 255. Пахотной земли – 675. Деревня при речке Мильтюш, имеется школа грамотности, казенная винная лавка. (г. Томск «Товарищество С.П. Яковлева» Губернская типография. 1904г.) В Списках населенных мест Томской губернии на 1911год деревня Чупино входила в Чарышскую волость и относилась к селу Хлопуновское. Расстояние от Томска - 577 верст, от уездного – 137, близлежащее почтовое учреждение на расстоянии 15 верст, от волостного правления -15, от квартиры крестьянского начальства – 137, от станового пристава – 86, от мирового судьи – 15, от судебного следователя – 156. Число дворов – 157 Число наличных душ 496 (муж.), 498 (жен.) Количество земли, владеемой селениями – 9137 При реке Порозихе, приписная церковь, имеется школа грамотности, казенная винная лавка, торговая лавка. По сведениям переписи 1926 года в деревне Чупино имеется сельский совет. Деревня находится при речке Мильтюш. Год возникновения населенного пункта – 1625. Число хозяйств – 197, населения по переписи 1926 года: мужского – 488 женского - 511 обоего пола – 999.
(Сведения из Новосибирского Государственного архива). | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |