Кожевникова Валентина Архиповна

 

Кожевникова Валентина Архиповна

Родилась  19.04. 1928  года  на  заимке  Турхан (Трухан)  Маслянинского  района  Новосибирской  области.

Родители:  мать – Гусельникова Татьяна  Тимофеевна    девичестве  Плюснина),  родилась  19 января 1908 года  в  поселке  Котельничи  Вятской  области.

 Отец – Гусельников  Архип  Егорович  в  1907  году. 

…Родилась  я  на  заимке,  заимка  была  небольшая,  не  больше  10  дворов.  Раньше   где  давали  наделы  земли,  там  люди  и  ставили  дома,  там  и  обживались.  В  1935  году  пошла  в  школу  в  первый  класс.  В  школу  приходилось  ходить  в  с.  Большой  Изырак,   за  5  километров  от  заимки.  Зимой  и  весеннюю  распутицу  жили  на  квартирах  в  селе.  В  воскресные  дни  бегали  домой.  Чтобы  не  сбиться  с  пути  зимой  в  узкую  тропинку  ставили  метки – ветки от  берез.  Однажды   произошел  со  мной  такой  случай.  23  февраля  в  школе  был  утренник.  У  меня  было  выступление.  Так  как  я  читала стихи  наизусть  лучше всех,  мне  было  поручено  прочитать    Пушкина  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке».   Иду,  снег  скрипит  под  ногами,  вдруг  навстречу  какая-то  большая  серая  собака.  Я  испугалась   и  тихонечко  отступаю  назад  к  березке,  стоящей  невдалеке,  решила  на  неё забраться.  И  тут  на  моё  счастье  идут  мужики  с  ружьями.  Собака  испугалась  и  побежала  к  лесу.  Мужики  спрашивают  меня – не  испугалась  ли  я  волка?  А  я  даже  не  поняла,  что  это  был  волк.   А  этот  волк  ночью  у  них    задрал  овцу,  вот  они  и  пошли  в  облаву  на  волка.  Это  меня  и  спасло  от  гибели.

         Училась  я  в  школе  хорошо,  учиться  любила  и  учеба  мне  давалась  легко.  Мечтала  после  окончания  школы  выучиться  на  учительницу  русского  языка  и  литературы.   Но  мечтам  моим  сбыться  не  пришлось.    Я  училась в   6  классе,  когда  началась  война.  Об  объявлении  войны     узнали  из  репродуктора,  висевшем  на  столбе  в  центре  села.   Плакали,  рыдали,  никак  не  верилось,  что  это   все,  правда.  На  фронт  ушли  все  учителя-мужчины  из  школы,  никто  из  них  не  вернулся  с  войны,  все  погибли.  Многие односельчане  не  вернулись домой.

         Отца  забрали  за    месяц  до  войны.  Сначала  на  подготовительные  сборы  в  лагеря,  а  затем  уже  со  сборов  сразу  призвали  на  фронт.  Даже  увольнительную  не  дали  попрощаться  с  родными.   В  деревню  сообщили  женщинам,  у  кого  мужья  и  сыновья  были  в  лагерях,  что  лагеря  стоят  в  г. Бийске  Алтайского  края.  Бабы  пооставляли  детей  и  домашнее  хозяйство,  поехали  в Бийск.  Пока  добирались всякими  пересадками  да  попутками  до  места,  состав  ушел  на  фронт.  Так    и  не свиделась мать   с  отцом,  не  попрощалась.  Больше  мы  отца  не  видели.  В  тот  же  год,  первый  год  войны,  пришло  извещение,  что  он  пропал  без  вести  в  декабре  1941  года.   Больше  мы  о  его  судьбе  ничего  не  заем.  

Много  нами  пережито,  глаза  болят  от  слез.

Ни  одной  медали  отец  мой  не  принес.

Только  в  этом  самом  нет  его  вины.

Потому,  что сам  он  не  пришел  с  войны…

Так  остались  мы  без  отца.  Мне  было  12  лет,  брату  Саше  8  лет, младшей  сестре  Раисе  5  лет.  Весь  дом  был  на  наших    плечах:  и  огород, и  дом,  и  сено,  и  дрова.   Мама  работала  в  колхозе  с  утра  до  поздней  ночи.  Только  в  60  лет  из  колхоза  её  отправили  на  пенсию   с  назначением  пенсии  12 рублей  50  копеек.     Есть  было  нечего,  муки  не  было.  Заквашивали  картошку,  не  помню  только  не  то  вареную  или  сырую.  Из  хмеля  делали  закваску,  добавляли  в  толченую  картошку  и  делали  лепешки.  Ещё  льняные    лепешки  пекли  и  ели.   Осенью  собирали  колоски,  весной  в  лесу ели  съедобную  траву: гусинки,  пучки,  пестики,  лесной  щавель.  Паренку  из  сахарной  свеклы  да  из  моркови  делали  за  место  конфет,  калину  парили  с  сахарной   свеклой.   Хлеба  давали  по  карточкам:  на  работающего  по  500 г,  на  иждевенца  по  200 г.  Мы  получали  1кг  100г  хлеба  на  семью  их  4-х  человек.  Заверну  хлебушек  в  холстину,  положу  за  пазуху  и  бегу  быстрей  домой.  А  он  так  вкусно и  соблазнительно  пахнет,  что  удержаться  и  не  откусить  кусочек  нет  ни  каких  сил.  Я  все  же  иногда,  не  утерпев,   довесочек   съедала  по  дороге.  Мама    старалась  весь   хлебушек  нам,  детям,  скормить.    У  нас  была  коровенка,  комолая,    красная.  И  выходило  так,  что  корова  в  хозяйстве  есть,  для  неё  надо  косить  сено,  пасти  её,  убирать из-под  нее  назем,  гонять  на  водопой к  проруби, словом - содержать  корову.  А  вот  молока  от неё  нет.  Ну,  разве  что  оставит  мать  кружку-другую,  чтобы «забелить» чай  или  сварить  молочный  кисель.    За  год  нужно  было  «сдать  в  государство»  от  300  до  400-сот  (в зависимости  от  жирности)  литров  молока.  Удои  же  при  тогдашних  кормах,  как  правило,  не превышали шести-восьми  литров  в  сутки.  Корова  в основном  доится  только  месяцев  восемь  в  году  (зимой  она  молока  не  дает),  поэтому  нетрудно  подсчитать,  что  же  оставалось  семье.  Держать  эту  скотину  было  просто-напросто  невыгодно:  попробуй-ка тайком  от  начальства,  ночами  накосить  ей на  зиму  где-нибудь на  заброшенных  покосах-неудобицах  ради  тех  капель  молока,  которые  оставались  тебе  от  жесткого  налога!  А  порядок был  таков:  пока  с  государством  не  рассчитался,  сам  есть  молоко  от  собственной  коровы  не  смей.    Но  с  этим  хоть  было  всё  понятно:  что  имеешь – как  говорится,  отдай  и  не  греши.

  И  молока  мы  практически  и  не  едали,  государство  забирало  налогами.   В разных поселках  налоги  были неодинаковые, то есть везде  были разные.    В  нашем  поселке -   10  кг  топленого  масла  должен  сдать  государству,  как  говорится  «простоквашу  шилом  хлебами».  Но  были  и  такие,   кто  на  этом  наживались.  Шатов  Ермолай  приобрел  ручной  сепаратор.  Всей  деревне  ходили  к  нему  сепарировали  (налог-то  надо было  сдавать  маслом  топленым).   Так  вот  он  у  каждого  хозяина  брал  десятый   удой  себе   после  девяти  удоев.   

В  счет  налогов  шло  все  то, что производилось  в  домашнем  хозяйстве,  всё  надо  было  сдавать  государству:  держишь  корову – масло  топленое;  кур – яйца;  овец – шерсть  и  шкуры.   А  дело-то  доходило и  до  такой  дикости:  отдай  то,  чего  не  имеешь.  Помню,   был   в  некоторых деревнях  налог  на  куриные  яйца:  с  каждого  подворья  взималось  сто  двадцать  штук  яиц,  независимо  от  того,  держишь   ли  ты   кур  или  не  держишь.     Свинью, бычка  или  овечку    не  имели   права  забивать  у  себя  дома,  чтобы не дай бог   не  утаить,  не  припрятать  шкуру.  Скотинку  обязательно  нужно  было  вести  на  бойню,  и  там «в  пользу  государства»  отбирались  шкура  или  овчина,  а  заодно  и  добрая  часть  мяса…   И  все  это    прикрывалось   и  оправдывалось   «законами  военного  времени»,  а  потом   и   «трудностями  послевоенной  разрухи».

 Носить  было  нечего.  Вязали  холщовые  и  шерстяные  юбки,  варежки,  носки.  Если удавалось  каким-то образом  спрятать шкуру  от  забитого бычка,  то  шкуры  мама  выделывала  сама.  Драли  дуб,  толкли  его,  складывали  в  кадочку,  ложили  шкуры  и  дубили.  Затем  из  этих  шкур  мама  шила  нам  обувку,  в  них  и  ходили.  Жили  на  заимке,  кругом  тайга,  лес – «в  небе  дыра»,  а  дрова  пилить  не  давали.  Чтобы  не  замерзнуть  собирали  сухостой.  Но  иногда  бывало,  не  утерпишь,  пойдем  в  лес  всей  семьей,  спилим  небольшую  березку    вровень  с  землей,  засыпим  пенек  пожухлой  травой  да  листвой,    чтоб  было  не  заметно,  а  иначе  штраф,  если  обнаружат.

Летом  и  осенью  помогали     колхозу.  Делали  все:  пололи,  дергали  и  молотили  лен,  копали  картошку,  скирдовали  сено,  обмолачивали  зерно.  Глубокой  осенью  молотили  пшеницу  в  поле,  возили  туда  молотилку.  А  мы  холодные,  голодные,  уставали  сильно.   Чтобы  немного  отдохнуть  и  вздремнуть  мальчишки  мочились  на  ремни,  чтобы  молотилка  замерзла.  И  пока  ремни  отогревают  и  ремонтируют,  мы,  ребятишки,  прячемся  в  солому  и  ищите  нас,  успеваем  и  отдохнуть  и  обогреться,  и  поспать.     В  школе  учеба  начиналась,  когда  заканчивалась  уборка  в  колхозе,  почти  с  1  ноября.  Приходил  в  школу  председатель  и  говорил:   «помощь  ваша  нужна  колхозу…до  начала октября  в  средних  и  старших  классах  опять   отменяются  занятия….. такие  вот  дела,  ребятки…» 

 

Вечерами  вязали  варежки,  носки,  каждый  дом  должен  был  связать  определенное  количество  пар  носков  и  варежек.  Ламп  не  было.  Делали  свои  горелки  из  картошки  с  добавлением   жира  в  выдолбленную  ямочку,  вставляли  для  фитиля  какую-нибудь  ниточку.  И  при  этом  старались  хорошо  учиться.  В  школе  зимой было  холодно,  приходилось  ученикам  готовить  дрова,  топить  печь,  чтобы  не  замерзали  чернила. Тяжело  жилось  в  войну.   Детства  мы  не  видели,  проходилось  все  время  работать  на  фронт,  на  самих  себя.

После  окончания  школы  я,  Новоселова  Шура  и  Тупицына  Поля  поехали  в  райсобес  в  Маслянино,  чтобы  нам  дали  направления  на  дальнейшую  учебу – мы  с  Шурой  в  педагогический,  а  Поля  в  медицинский.  Девчонкам  почему-то  направления  дали,  а  на  меня  чиновник  грубо  наорал  и  не  дал  направление,  мотивируя  это  тем,  что  если  все  ринутся  учиться,  то  в  колхозе  не  кому  будет  работать,  и  не  кому  фронту  помогать.  Я  возвращалась  домой,  плакала,  что  мечте  моей  не  пришлось  сбыться,    и  завидовала  своим  одноклассницам.  Мне  пришлось  трудиться  в  колхозе  всю  свою  трудовую   жизнь  до  выхода  на  пенсию.    Колхозники  не  имели  паспортов  и  были  приписаны    к  своим  деревням,  как  крепостные.  Эту  систему  отменили  наверно только  в  году  1974.  Денежной  оплаты  труда  тоже  не  было.  За  работу  начислялись  «трудодни»,  которые  осенью  «отоваривали»  рожью,  горохом,  сеном – тем,  что  произрастало  на   колхозных  полях.

В  мае  1945  года  я  с  колхозницами  была  на  заготовке  леса.  Об  окончании  войны  к  нам   в  лес  приехал    на  коне     нарочный  и  сообщил.  Кто  плачет,  кто  смеется,  всеобщему  ликованию,  радости  не  было  границ.

Воспоминания записаны со слов Валентины Архиповны  дочерью Шабалиной Ольгой Федоровной  (2012-2013 гг)

 Умерла 21 мая 2013 года.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".