-
9 мая 1926 г.
Храм во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбаши
90 лет со дня создания и освященияДо 1926 года православные христиане, жители д. Елбашей и других селений Елбашинского сельского совета Бердского района Ново-Сибирского округа Сибирского края (ныне – с. Елбаши Тальменского сельского совета Искитимского района Новосибирской области), окормлялись в храме во имя Архангела Божия Михаила с. Легостаевского, входившего в состав «44-го Благочиннического округа Ново-Сибирской епархии» Русской Православной Церкви [17, Л. 2 об.; 2]. С 1920 года в деревне проживал священник Иннокентий Бархатный. Судя по всему, именно о. Иннокентий был назначен настоятелем, построенного 9 мая 1926 года в д. Елбашах, деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила. Церковное здание было воздвигнуто из добротных сосновых брёвен, заготовленных в Таволгане, «по инициативе группы верующих в 72 человека и… сдано в пользование общине… по договору райисполкома от 19 мая 1927 года» [23; 24; 1, Л.Л. 9–10 об.; 3, Л.Л. 37, 41; 10]. По сведениям уроженцев н.п. Елбашей, Ново-Соседова (Искитимский район) и Аплаксина (Тогучинский район), Таволган – это местность, поросшая густым хвойным лесом, на юго-западе Тогучинского района и севере Искитимского района, в «треугольнике» между названными населёнными пунктами. Сибирские историки указывают, что с начала XVIII столетия в Таволгане находились скиты старообрядцев. Более подробно история храмового здания изложена в статьях прошлых лет [12, С. 4; 13, С.С. 14, 15; 14, С.С. 29-31; 15, С. 4; 22].
-
К сожалению, елбашинский храм просуществовал недолго. В 1929 году, по распоряжению Бердского райисполкома, Елбашинский сельский совет начал подготовку закрытия православного прихода. По мнению новосибирского этнографа Е.Ф.Фурсовой, абсолютное большинство подписей селян, высказавшихся за передачу церкви под клуб, было подделано [21, С.С. 45, 46]. После анализа «Записки начальника РАО [административного отдела исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района – А.О.] начальнику Новосибирского окрадмотдела», составленной в январе 1930 года, оказалось, что елбашинцы, высказавшиеся за уничтожение храма, были в меньшинстве: при населении 2414 человек (1047 избирателей), за закрытие прихода якобы выступило 463 гражданина, хотя прилагавшийся при этом список содержал всего 155 фамилий [3, Л.Л. 37-42; 21, С. 46].
С уничтожением церкви духовная жизнь православных елбашинцев не прекратилась. Уже через несколько месяцев, в сентябре 1930 года, действовало другое «религиозное общество верующих под названием «Православная община староканонического направления в селе Елбаши», которое, видимо, был вынужден зарегистрировать Бердский райисполком. Вместо разрушенного храма был открыт молитвенный дом. Во второй общине числилось 134 христианина. Священником был назначен о. Иннокентий Бархатный, «заведующий селом Елбашами, поселками Светловским, Ново-Елбашами, хуторами Калиновским, Колыванским, Галерским, Пятницей, Николаевским, Москвой, Петровским, Устиновским, Раковским. № 5, Мир, Андреевским». В октябре 1937 года священник Иннокентий Бархатный был арестован второй раз и расстрелян. По рассказам селян, кто-то из священнослужителей жил в селе вплоть до начала Великой Отечественной войны [4, Л.Л. 4, 26; 18, Л.Л. 7, 7 об.; 19, Л.Л. 8, 8 об.; 1, Л.Л. 9 – 11; 20, Л.Л. 18-20; 23; 24; 5].
Вне всякого сомнения, православные в Елбашах подвергались давлению. Например, казначей и один из учредителей новой общины Михаил Димитриевич Чермошенцев (житель Светловского посёлка, 62 лет от роду), подписавшийся в сентябре 1930 года и за других (неграмотных) её учредителей, еще в январе того же года вынужден был расписаться за целую группу «противников религии» и елбашинской церкви [4, Л.Л. 4, 26; 21, С. 46].
Но и после закрытия молитвенного дома елбашинцы остались крепкими в вере: как и во многих других искитимских селениях они крестили детей «погружением». В с. Елбашах такой обряд совершал в 30 – 40-е г.г. XX столетия в бочке, стоявшей в его усадьбе, пчеловод Е.Д.Батенев, проживавший за речкой Глазурькой. Его дом располагался ближе всех к сельскому кладбищу. Еремей Данилович был не только истинным христианином, но и добрым человеком: никогда не отпускал с колхозной пасеки в голодные довоенные и военные годы ребятишек, называвших его «дедом Ерёмой», не угостив их мёдом [6; 7; 11].
Возрождение духовной жизни в селе произошло в начале 90-х г.г. прошлого века, когда священник прихода Всех Святых, в Земле Российской просиявших, в г. Новосибирске, иерей Андрей Баженов начал, по просьбе жителей, совершать таинства и другие церковные требы. Батюшка также освятил место, где до 1930 года находился храм.На фотографии из архива УФСБ РФ по Новосибирской области: Настоятель прихода во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбашах, священник Иннокентий Бархатный.
Источники и литература:
1. Анкеты на служителя религиозного культа, заведующего селом Елбашами, поселками Светловским, Ново-Елбашами, хуторами Калиновским, Колыванским, Галерским, Пятницей, Николаевским, Москвой, Петровским, Устиновским, Раковским. № 5, Мир, Андреевским И.В.Бархатного. / Государственный архив Новосибирской области (далее – ГАНО). - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б.
2. Архив Северного епархиального округа Искитимской епархии Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви.
3. Записка начальника РАО [административного отдела исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района] начальнику Новосибирского окрадмотдела, январь 1930 года. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1а.
4. Заявление для совместного удовлетворения религиозных потребностей в Берский Районный Административный Отдел от 11 сентября 1930 г. верующих с. Елбашей. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б.
5. Краеведческий архив Елбашинской сельской библиотеки.
6. Личный архив Алексея Яковлевича Захарова.
7. Личный архив Андрея Ивановича Оборкина.
8. Личный архив Владимира Алексеевича Змызгова.
9. Личный архив Николая Афанасьевича Лихоманова.
10. Личный архив Николая Васильевича Тебенькова.
11. Личный архив Нины Николаевны Бубенщиковой.
12.Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. // Духовное пространство. Совместный проект Синодального информационного отдела Московского Патриархата, Искитимкой епархии и «Искитимской газеты». // Искитим. – 2015. - № 2. – С. 4.
13. Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // Живоносный источник. Журнал Юго-Восточного благочиния Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви. - Искитим. - 2011. - № 1. - С.С. 14, 15.
14. Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // Календарь знаменательных и памятных дат Искитимского района. 2011 год. - Искитим. - 2010. - С.С. 29-31.
15. Оборкин А.И. Храм перестроили в спортзал [история храма во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбашах]. // Знаменка. - Искитим. - 2011. - № 14. - С. 4.
16. Ответ председателя Елбашинского сельсовета от 30 апреля 1930 года (на запрос Искитимского райисполкома № 148 от 28 апреля 1936 года). / Отдел архивной службы администрации Искитимского района.- Ф. 10. - Оп. 1. - Д. 27.
17. Списки церквей и служителей Новосибирской епархии. 19 июня 1923 г. / ГАНО. - Ф. Р-1978. - Оп. 1. - Д. 13.
18. Список верующих с. Елбашей № 1. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б.
19. Список верующих с. Елбашей № 2. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б.
20. Список верующих с. Елбашей № 3. / ГАНО. - Ф. 1418. - Оп. 1. - Д. 1б.
21. Фурсова Е.Ф. Разрушение православных храмов и состояние народной праздничной культуры в Приобье. 1920-1950-ые г.г. // Русские старожилы и переселенцы Сибири в историко-этнографических исследованиях. - Новосибирск. - 2002.
22. Оборкин А.И. Храм во имя Архистратига Божия Михаила с. Елбаши. 85 лет со дня строительства и освящения. // «Образование и Православие» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3582-andrej-oborkin-xram-vo-imya-arxistratiga-bozhiya.html. Дата обращения 14.09.2015
23. Шабунин Е.А. К 130-летию со дня рождения искитимского священника отца Иннокентия Бархатного. // «Образование и Православие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/1985-10.html. Дата обращения 14.09.2015
24. Шабунин Е.А. Священник-обновленец Иннокентий Бархатный. // «Образование и Православие» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/1985-10.html. Дата обращения 14.09.2015