Земля Степнинская:

история и современность

 

Колонизация Приобской лесостепной зоны

 

На территории нынешней Новосибирской области до прихода русских в Сибирь проживали тюркоязычные народы: 253 тысячи Барабинских татар и  чадов. В XVI веке на реке Иня поселились телеуты – белые калмыки, к концу столетия они переселились на реку Бердь.

Новосибирская область, после присоединения западной Сибири к России, до конца XVII века почти не заселялись русскими переселенцами из –за постоянных набегов многочисленных орд кочующих степняков. Лишь в конце XVII века земледельческая колонизация Приобской лесостепной равнины делает свои первые шаги. Строятся первые остроги для защиты прибывшего с Запада Сибири населения.

В 1703 году на реке Оби был воздвигнут Умревинский острог, после его сооружения вскоре возникает первое русское поселение на территории будущего Новосибирска- деревня Кривощёково.

С 1701 по 1710 годы был построен Бердский острог. Население вновь организованных поселений-деревень состояло в большей степени из беглых крестьян, ямщиков и разночинцев (потомков служилых людей, прибывших в Сибирь раньше). До конца 17 века Бердский острог находился под началом томских воевод, и оброк поступал в томскую казну.

К середине 18 века под ведомством Бердского острога по официальным архивным данным значились деревни: Веснино, Бородавкино, Чупино, Улыбино, Сосновка, Гусельниково, Легостаево, Девкино.

Переселенцы обычно на зиму останавливались на постоялых дворах, нанимались к богатым в работники, а с началом весны, летом, до поздней осени шли дальше, выбирая себе подходящее для проживания место. Названия поселениям давали по своим фамилиям, по названиям рек и т. д.

Например, деревня Чупино Бердского ведомства возникла в 1764 году, когда здесь поселилась вдова-крестьянка Чупина Марфа Константиновна в возрасте 41 года с детьми Василием 4-х лет и Прасковьей 3-х лет. К 1782 году в Чупино числилось уже 30 мужчин и 29 женщин.

Веснино ласково звали «Веснянкой» (1700 – 1960 г.г.), возможно здесь первыми поселились Веснины, и возможно первые поселенцы прибыли сюда весной, когда всё вокруг тонуло в белом цвете черёмухи. (см. «Летопись села Веснина»)

Бородавкино (1820 г) расположилось на возвышенном берегу реки. (См. «История села Бородавкино»), в болотистой местности и окружено похожими на бородавки кочками. Возможно название также, как и многие поселения приобрело по фамилии первых поселенцев Бородавкиных.

Много существует версий происхождения названия этих пунктов, но ни одна из них не подтверждена официальными документами.

Главным занятиям населения с самого начала было хлебопашество. С трудом поднимали целину, собирали богатые урожаи ржи, пшеницы, ячменя, льна, конопли. Лучше всего здесь родилась рожь. Мололи зерно на мельницах, построенных руками местных умельцев.

Только в окрестностях деревень Веснино, Бородавкино, Чупино по реке Мильтюш около 100 лет назад работало 5 мельниц. Одна из них, в Бородавкино, была ветряной и принадлежала переселенцу из Оренбургской губернии Кузьменко Петру. Остальные были водяные.

Были и неурожайные годы, особенно 1757 год, когда с трудом сводили концы с концами. Выжить помогало животноводство. Крестьяне разводили коров, свиней, овец, лошадей.

Особенно ценились лошади, иметь более 10 лошадей во дворе считалось обычным делом. Вслед за поселенцами в Сибирь приходили власть и закон, а вместе с ними оброк и повинности.

Разнообразными были повинности крестьян и разночинцев: они платили в казну денежные и хлебные оброки, перевозили по воде и по суше казённые грузы. Также отвечали за состояние дорог, выполняли почтовую и ямскую гоньбу, строили дома для начальства, амбары, крепостные укрепления, поставляли рекрутов для армии, отдавали подушные деньги, охраняли казённое имущество. Ко всем этим повинностям и платежам добавлялись притеснения воевод и приказчиков. Что и являлось причиной нескольких крестьянских бунтов в Бердском остроге в 1725, 1732, 1746 годах.

В это время в ведомстве Бердского острога было зарегистрировано 6.779 мужчин, из них: 50-мещан, 40-посельщиков-ссыльных, остальные крестьяне. В архивных данных за 1789 год значится, что «жителям деревни Чупино Бердского уезда Алексею и Максиму Архиповым с семейством было разрешено переселиться на сысканное новое место по реке Мильтюш, так появилась деревня Чупино-2. Точно также вскоре появились новые деревни: Гилёво, Речкуновка, Горёвка, Евсино.

В эти же годы произошло разделение Новосибирского Приобья, и были введены более мелкие территориальные единицы. Бердский острог был переименован в Бердскую слободу, и осталось в ней 22 русских поселения, в числе которых были Гилёво, Горёвка, Веснино, Бородавкино, Чупино, Улыбино. В этих поселениях, вместе взятых, в 1793 году проживало 1.453 мужчин и 1.250 женщин.

С 1766 года стал действовать Сузунский монетный завод. Выпускались монеты: от 10 копеек до полушки. На аверсе монеты помещался вензель Екатерины 2 – буква «Е» с вплетённой в неё римской двойкой. На реверсе с другой стороны был изображён герб Сибири – два соболя, в передних лапах они держали щит с изображением достоинства монеты. После 1781 года в Сузунском монетном дворе стали чеканить монеты общегосударственного образца. Двор работал 81 год. В 1847 году монетный двор сгорел. Деятельность его была прекращена.

В 1830 году вышел закон, определявший семейные отношения и положение семьи в обществе. Закон разрешал заключать браки, если девушке исполнилось 16 лет, а жениху 18 лет. В брак можно было вступать до 3-х раз, только в то случае, если у вдовца или вдовицы не было детей от предыдущего брака. Браки между родственниками по прямой и боковой линии запрещались. Взаимной обязанностью мужа и жены было соблюдение супружеской верности.

Женщины активно участвовали в производственной деятельности семьи: ухаживали за скотиной, жали хлеб, косили сено, метали стога наравне с мужчинами. Готовили холсты, шили одежду, пряли, ткали. Женщина, по мнению самих крестьян, была «правительницей дома». Особое место женского труда в крестьянском хозяйстве, обеспечивало женщине уважительное отношение в семье и в обществе. Нельзя было применять к ней физическое насилие. «Дом хозяйкой держится», –говорили в деревнях. Долг родителей заключался в том, чтобы дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное. Родители обязаны были привить своим детям навыки хлебопашества и ведения домашнего хозяйства, и ко всякой другой физической работе. Мальчики с 6 лет учились ездить на конях верхом, гоняли скот на водопой. В 7-8 лет они уже работали на пашне. Девочки целиком находились на попечении матери и с её помощью усваивали все необходимые навыки будущей хозяйки.

Отец и мать учили своих детей почтительному отношению к старшим членам семьи и соседям. Стариков уважали за их знания, опыт и многолетний труд. Их рассматривали как хранителей традиций. За стариками признавалось право поучать других. Родители уделяли внимание и начальному образованию детей. Читать и писать их учили «вольные учителя», а обучение  стоило 5-6 рублей в год.

Праздники в сёлах отличались массовостью, плясками, песнями, хороводами. Такие праздники способствовали сплочению населения, давали труженикам физическую разрядку, содействовали проявлению в народе творческих начал.

Со всей округи собирался народ на православные праздники в церковь. Одна из них находилась в деревне Бородавкино, называлась «Христорождественской» (1916-18 г – 1931г.). (см. пособие «Церковь Христорождественская» с.Бородавкино) В церкви был колокол весом 99 кг., было отлажено хоровое пение. Многие приходили сюда помолиться, покаяться в содеянных грехах, исполнить свой христианский долг перед богом, своими предками и близкими. Звон этого колокола, по свидетельствам очевидцев, был слышен в городе Бердске.

Постепенно, год за годом, увеличивалось русское население лесостепной зоны Приобья. Значительная часть переселенцев, в том числе и на территории нашей области, прибыла из Европейской части России во время Столыпинской аграрной реформы. Многие из них были переселенцами с Украины. В деревне Чупино появилось несколько новых улиц, и этот уголок деревни до сих пор называют «Россея».

В 1917 году произошла Октябрьская революция, а затем началась гражданская война. С территории нашего края, многие наши земляки уходили в партизанские отряды. Погибшие партизаны захоронены в братской могиле в селе Быстровка. На месте захоронения воздвигнут памятник с надписью: «Красногвардейцам – героям гражданской войны». Один из участников партизанской борьбы – житель деревни Чупино Гуненко Василий Павлович. Его семья переселилась из Украины в Сибирь в начале XX века. Сам он прожил 81 год и умер в 1978 году. События гражданской войны не обошли стороной и село Улыбино. Из воспоминаний Гуненко В.П.: «В 1919 году проходили здесь колчаковцы. Во время революции деревня переходила из рук в руки от красных к белым и наоборот. Когда деревня находилась у белых, был захвачен красный комиссар и расстрелян в околке, возле речушки Морихи, где дорога делает поворот на посёлок Первомайскиий. Отныне это место стало называться «комиссарским полком». (Фамилия комиссара не сохранилась). Останавливались в семьях зажиточных крестьян. Колчаковцы зверствовали и мародёрствовали, забирали последнее у крестьян. Девушки мазали специально лицо сажей, прятались в погребах, старались не попадаться на глаза колчаковцам. И только в конце гражданской войны прибыли по реке Обь на баржах к реке Мильтюшь главные силы красных. На Куличихе произошло сражение. Белые, отступая, подожгли деревню. Колчаковцы жестоко расправились с теми, у кого родственники ушли в партизаны. К моменту отступления колчаковцев партизанский отряд был полностью уничтожен. Отступали враги в сторону Искитима, побросав оружие. Один из зажиточных крестьян после бегства колчаковцев, собрал брошенное оружие и закопал. После его смерти родственники не смогли найти то место. Возможно оно до сих пор лежит в потайном месте. Старожилы вспоминают, что после боя красноармейцев с колчаковцами осталась на сельском кладбище братская могила, где были похоронены все погибшие. Издалека виден крест, напоминавший о кровавых днях».  

После гражданской войны в Сибири проводилась коллективизация. Люди объединяли свои единоличные хозяйства в коллективные ТОЗы, коммуны и колхозы. В 1928- 1929 годах в деревне Бородавкино был создан колхоз «Путь Ильича», в деревне Чупино-1 колхоз «Красный пахарь», в деревне Чупино-2 колхоз «Имени Молотова», в деревне Горёвка колхоз «Новый мир», в деревне Веснино колхоз «Серп и молот». Вдоль берега реки Мильтюш, на месте современного посёлка Степной, располагались постройки коммуны «Счастье», на карте Сибирского края в 1816 году значилось как поселение «Луковка».

Люди строили новую жизнь, и в этой жизни не было места религии, которую большевики считали «опиумом для народа». В 1930 году все жители окрестных деревень, тысячи людей, пришли в последний раз послушать колокольный звон и проститься с божьим храмом в деревне Бородавкино. Колокол не смогли снять с колокольни и поэтому просто сбросили его вниз. Падая, он переломал все перекрытия колокольни, потолок и пол до самой земли. Всё оборудование, имущество, иконы были вывезены в церковь деревни Завьялово и в город Бердск. Церковные книги, где регистрировалось каждое рождение, крещение, венчание и смерть, были помещены в государственные архивы. В помещении бывшей церкви была открыта «изба-читальня». В 1932 году здание перестроили и открыли начальную школу. Это была единственная школа в округе, где учились дети из многих окрестных деревень.

1 октября 1933 года был упразднён Бердский район, к Черепановскому району перешли сельсоветы Бердского района: Атамановский, Бородавкинский, Бурмистровский, Гуселетовский, Завьяловский, Искитимский, Мильтюшинский, Сосновский, Тулинский и Улыбинский полностью, а также селение Шипуново, того же Бердского района, со включением его в состав Искитимского сельсовета.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»