<<вернуться к списку

 

В ПАМЯТИ НАВЕЧНО

 

Время неумолимо, И чем дальше уходят от нас пламенные годы Великой Отечествен­ной войны, тем, к сожалению, все меньше и меньше остает­ся е живых ее участников. Но тем ценнее, весомее каждое воспоминание о боевых буднях тех лет.

В канун Первомая за перо пришлось взяться еще одному участнику войны, пред­седателю совета ветеранов, майору в отставке Виктору Николаевичу Бохону. Причиной тому послужила письмо его однополчанина, Героя Совет­ского Союза Михаила Павло­вича Докучаева, бывшего в 1943 году начальником полковой разведки. Приведу не­сколько строк из его письма:

«Дорогой однополчанин Вик­тор Николаевич! С большим удовольствием получил от вас письмо и рад Вас и Плисова Александра Осиповиче позд­равить с наступающим празд­ником Первое мая и особенно с Днем Победы — 9 Мая 1983 года, праздником, во имя ко­торого вы много сделали в бо­ях с немецко-фашистскими захватчиками за честь, свободу и независимость Родины, во имя свободы, европейски на­родов. Вот уже почти сорок лет наша страна и Европа живут лед мирным небом. Желаю вам, дорогие  однополчане, в­ашим близким и родным много счастья, бодрости, здоровья  и  успехов  во   всех     делах   на благо   Отечества».

И далее Михаил Павлович просит В. Н. Бохона поделиться своими воспоминаниями о боях в районе Крутая, Чаусы (Белоруссия). «Я продолжаю писать вторую книгу (первая уже находится в издательстве) и Ваши маленькие воспомина­ния помогут мне восстановить память о разведчиках пофамильно, по имени, отчеству, а Вы их, наверняка, знаете..».

Виктор Николаевич прось­бу своего героя, однополчанина исполнил. Сегодня часть его воспоминаний мы публикуем в нашей газете.

«…В декабре 1943 годе наша дивизия вела наступление юж­нее Чаусов (Могилевская область, БССР). В начале все шло успешно. Но где-то часов в12 левый полк дивизии,  плохо поддержанный соседями, попал под удар танков и пехо­ты и стал отходить. Нас (автоматчиков) срочно поставили в первую траншею. Мы виде­ли, как отходили наши, ведя жестокий бой, но имели приказ занять жесткую оборону на случай прорыва  противника. К  вечеру стали возвращаться  раненые, санитары,  отходившие бойцы,

Образовался      резерв   между нашим батальоном и сосе­дом слева. Я получил тогда при­каз со своим отделением при одном станковом пулемете к двух ПТР раскрыть разрыв. По траншее мы вышли в указан­ное место. Здесь уже сидело несколько солдат, отошедших с поля боя. Установив связь с соседом, я распределил по всему участку все огневые средства, которые были у нас (участок  шириной метров. 400), С наступлением темноты в траншею вернулись с поля боя еще человек 20 и среди них лейтенант. Он сказал: «Да, туго нам пришлось. Пусть солдаты отдохнут. Я тоже лягу рядом с тобой, если что— разбудишь. Впереди еще на­ши есть, не постреляйте их. Некоторые остались в воронках метрах в 150-ти отсюда. Сей­час немцы не полезут, мы их тоже потрепали основательно. Но к утру могут. Они же уверены, что здесь почти никого нет».

В пятидесяти метрах за нами было села, которое нем­цы обстреливали из орудий, непрерывно горели дома, дру­гие постройки, и мы были как не экране.

Перед      рассветом      мы   услышали непонятные звуки. Я выпустил осветительную ра­кету и увидел: на нас со стороны рощи двигалась цепь немецких солдат, Я выстрелил зеленой, а затем красной ра­кетой — условный сигнал. Проснулся лейтенант и кинулся по траншее поднимать солдат. Вскоре заговорили наши минометы (участок был заранее пристрелян), открыли огонь и мы. Я выпустил осветительные ракеты. Было видно, как враг заметался и стал отходить, ос­тавляя на снегу трупы своих солдат. Попытка немцев про­рваться не удалась,

Утром нас сменила подо­шедшая рота, и мы вернулись в свой батальон . Последний бой в 385-м палку был в мочь с 24 на 25 декабря 1943 года севернее Чаусов. Во время прорыва обороны я был ранен. Лечился в госпитале под Москвой. На фронт вернулся в 64-ю стрел­ковую дивизию, в составе ко­торой освобождал Белорус­сию, Польшу, дошел до Бер­лина»,

 

Воспоминания к печати подготовил

член совета ветеранов войны Н.ЛИПОВКА

                                                                                               Знамя коммунизма, №73, 7 мая 1983 г.