<<вернуться к списку

Бывший солдат, настоящий строитель

Сегодня по дорогам той страшной войны читателей "Нового времени" ведет ветеран Филипп Павлович СОЛОМАТИН.

 "Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война переломала все мои планы, заставила на несколько лет расстаться со своими родными. Дело в том, что, окончив в конце 30-х кульпросветучилище, я, пошел служить и попал в Приморский край, в 22 стрелковую дивизию Первой Краснознаменной Армии. Прослужив положенный срок, вернуться домой мне не довелось: грянула война.

Поскольку за плечами у меня было не только среднее образование, но и училище, рядовым я был недолго, почти сразу мне присвоили звание замполитрука. В 1942 году вступил в ряды КПСС. Моей основной обя­занностью являлось идеологическое воспитание военнослужащих. Неоднократные заявления отправить на фронт командование не принимало, в конце концов, пришлось смириться и выполнять возложенную задачу в своей дивизии.

Могу без преувеличения сказать, что мы ковали настоящие кадры для западного фронта. Через нас прошло огромное число новобранцев, которые получали хорошую боевую выучку на тренировочных полигонах. А в задачу политруков (и в том числе мою) входило закалить дух будущих воинов, ведь им надлежало отправиться в самое пекло и сразиться с врагом.

Безусловно, война на востоке и по жестокости, и по длительности несколько уступает той, что шла у западных границ Советского Союза. Но были тяжелые времена и у нас. Особенно горячим можно назвать 1942 год, когда японцы, чувствуя пре­восходство немецкой армии, собирали свои силы и готовили мощный удар: забрасывали диверсантов, концентрировали военные ресурсы у границы СССР. Нам не раз приходилось помогать пограничникам выдворять с советской земли диверсионные отряды, забрасываемые со стороны Маньчжурии. Причем делать это следовало без единого выстрела, с помощью штыков и прикладов. Ведь до официального объявления войны с Японией нам ни в коем случае нельзя было провоцировать открытые военные действия.

Перелом в войне, как известно, наступил во время Сталинградской битвы. Советские войска постепенно брали инициативу в свои руки, начало разворачиваться наступление по всем фронтам. Это в корне изменило ситуацию и на востоке. Японцы, что называется, прижали хвост и чуть присмирели. В августе 1945 года наша дивизия тронулась на Харбин. И, надо сказать, многие стратегические объекты, охраняемые японцами, мы преодолевали почти беспрепятственно. По всему чувствовалось, что третьей мировой войне вот-вот наступит конец. Два дальневосточных и забайкальский фронты встали на защиту восточных рубежей Советского Союза. Ощутимую поддержку оказали и фронтовики, одержавшие долгожданную победу в Берлине и прибывшие на подмогу к противоположным границам Отече­ства. Примечательно то, что в боях теперь на первых позициях были те, кто несколько лет, начиная с 1941 года, мучительно ждал своей очереди отомстить врагу и сделать посильный вклад в дело защиты Родины от иноземных захватчиков. Опытные же солдаты, познавшие это сладкое чувство Победы, здесь, на востоке, были нам надежным тылом и опорой. Зная о полном разгроме немцев и видя мощь противодействующей силы, японцы уже не рискнули идти напролом против страны Советов. Наступил долгожданный мир. До демобилиза­ции со своей легендарной дивизией мне довелось побывать не только в Харбине, но и на Кури­лах, Камчатке".

В свою родную Лебедевку Ф. П. Соломатин вернулся только в 1946 году. Рассказывая о событиях военного времени, Филипп Павлович часто приговари­вал: "Надо же, уже забыл..." И это не удивительно, ведь с тех пор прошло несколько десятков лет.

А вот о своей послевоенной жизни бывший солдат повествует очень живо. К тому же действительно есть о чем рассказать. Дело в том, что Ф. П. Соломатин - строитель с 40-летним стажем. На его веку три общесоюзные стройки: Новосибирская ГЭС, Академгородок и линевский электродный завод. Помимо прочего, объекты, которые довелось возводить этому человеку, стоят на территории не только Новоси­бирской, но и Читинской области. Более того, этот поистине незаурядный человек, самозабвенно влюбленный в свою специальность, всегда старался не останавливаться на достигнутом профессиональном уровне, заботился о повышении своего образования. И об этом говорит факт, что он, уже имея за плечами богатейший опыт строителя-практика, в 48 лет закончил обучение в институте и получил диплом.

Ударный труд этого мастера строительных дел по достоинству оценивало государство. Так, после окончания работы, связанной с возведением университета, что стоит в Академгородке, коллектив, возглавляемый Ф. П. Соломатиным, получил очень высокое по тем временам звание - "Бригада коммунистического труда" (на снимке). Сам же Филипп Павлович был на­гражден орденом Ленина. И что немаловажно, почетный строитель больше гордится именно этой наградой, нежели медалью. "За победу над Японией". Он объясняет данное обстоятельство тем, что на стройке хоть и было не легче, чем на войне, все же очень многое зависело конкретно от его решения, от умения руководить людьми, от огромного чувства ответственности.

В завершение не могу не упомянуть о том, что большую тягу и любовь к строительной профессии Филипп Павлович передал и своим детям. Теперь можно с уверенностью сказать, что этот ветеран Великой Отече­ственной войны дал зерно династии сибирских строителей по фамилии Соломатины.

Н.ПОЛУНИНА Новое время