<<вернуться к списку

История моего деда

История России - это история человеческих судеб. Это история тех людей, которые своей жизнью, своей работой, своим безграничным служением родной стране, доказали свою причастность к тем события, которые произошли в России. Одним из таких людей является мой дед Ситков Виктор Михайлович.

Детство его было тяжелое. Не хватало одежды и обуви, а уж про продукты и вообще говорить не приходится. Хорошо еще, что была своя корова. Во время войны, чтобы как-то выжить и свести концы с концами, дедушка был вынужден бросить учебу и пойти работать в колхозе. В колхозе, в основном, остались женщины и старики. Так что мальчишкам 13-14 летнего возраста приходилось выполнять мужскую работу: пахать, сеять, убирать сено и все вручную, на лошадях, и на быках. А в ноябре1943 года  Виктора Михайловича призвали в Советскую армию на действительную службу в противотанковые войска. Моему деду на тот момент было 17 лет и 4 месяца.

Однажды в полк, где он служил, прибыла комиссия для отбора курсантов в летные войска. Виктор был признан годным для летной работы, и направлен на учебу в г. Энгельс Саратовской области. Там он окончил курсы по специальности воздушного стрелка-радиста и был направлен в 840-й бомбардировочный авиационный полк, 326-ой бомбардировочной Тарнопольской ордена Кутузова 2-ой степени гвардейской дивизии воздушным стрелком-радистом. Воинская часть стояла в городе Шяуляй. Там был зачислен в боевой экипаж бомбардировщика. С первой эскадрильей принимал участие в боевых вылетах на Кенигсберг на порт Пилау. Дважды летали бомбить Берлин. До окон­чания войны он успел совершить двенад­цать боевых вылетов, за что был награж­ден медалью "За боевые Заслуги ". Эту на­граду дед считает самой дорогой.

Я у него спрашивала: "Было ли страшно?" "Я бы сказал, что не ощущал страха, - рассказывал дед. - Летали мы строем в составе полка, нас сопровождали истребители, они нас охраняли сверху и снизу, как шмели".

Под обстрел вражеских зениток попадали часто. Самолет кидало взрывной волной из стороны в сторону пока не выходили из зоны воздушного обстрела, нервы были напряжены до предела. Во время вылета по заданию командования на Кенигсберг в 1943 году в их полку были сбиты зенитным огнем сразу девять самолетов, часть летного состава погибла, а уцелевшие приземлились на парашютах в американской зоне и после были переданы советским войскам. Конец войны с Германией дедушка встретил в г. Заган в 300 кило­метрах   Берлина.

Наступили мирные дни. Но уже через месяц поступила команда  готовить часть к перелету на восток, на войну с Японией, В конце июня 1945 года они на своих боевых самолетах через всю страну перелетали на восток, где сразу же включились в боевые действия по разгрому Японии. Полк не потерял ни одного самолета. Позже летную дивизию по заданию правительства   на остров Сахалин, где мой дед продолжал службу до демобилизации. Он отслужил в армии 8 с половиной лет. Ушел семнадцатилетним парнем, а вернулся на гражданку мужчиной 26 лет. За время службы был награжден "Орденом Отечественной войны 2-ой степени". Этим орденом награждали за храбрость, стойкость и мужество, а также тех, кто своими действиями способ­ствовал успеху боевых операций наших войск. После демобилизации дед с семьей уехал в Новосибирск, где поступил в органы МВД. Сначала служил рядовым, потом командиром взвода, а через два года был переведен на додж-» ность оперуполномоченного уго­ловного розыска. В этой должности он работал до 1961 года. За службу в органах МВД был награжден нагрудным знаком "Отличник милиции", не раз получал правительственные награды, его имя было занесено на Доску почета. Виктор Михайлович глубоко убежден, что главным источни­ком нашей победы в войне стали беспримерные мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу. Победа далась нам огромной ценой. Мне, человеку XXI века, трудно с ним не согласиться. Наше поколение, которое живет под мирным небом, должно быть благодарным за все, что сделали для нас деды и прадеды!

Ольга Ситнникова, ученица 9"б

" школы №4 р.п. Линево.

Вестник ЗАО «Сибирский Антрацит» приложение

к «Искитимской газете», № 2(7) февраль 2010 год