<<вернуться к списку

 

На могиле брата

Николай Васильевич Плющаев не был на фронте в Отечественную - возрастом не вышел (с 1939 года рождения). На войну из семьи ушли отец и старший брат. Первым погиб отец в декабре 1942 года под Сталинградом. 9 марта 1944 года пришла похоронка и на старшего брата. Он воевал на I Белорус­ском фронте, и при освобождении Белоруссии был убит.

Таких историй много: у всех погибших сибиряков могилы далеко от родного дома. Но не всем родственникам удается их отыскать. Плющаевы смогли найти могилу Федора Васильевича, старшего брата Николая. А все началось с того, что мать в 1966 году, когда была в гостях у дочери в Кемерово, увидела по телевизору передачу о том, как одна женщина нашла могилу сына. Надежда Давыдовна поняла, что не все потеряно, им тоже надо взяться за поиски могил мужа и Федора.

Приехав домой, она все рассказала Николаю. И они реши­ли написать запросы в архивы и школы, выбрав за ориентир похоронки. Из Сталинграда пришел ответ, что место захоронения мужа найти невоз­можно. А из Белоруссии в октябре 1966 года они получили извещение, что Федор Васильевич Плющаев похоронен в Гомельской области, Лельчицском районе, под деревней Замошье. В этом месте сохрани­лось 17 могил, установлен мемориал, на который занесены 30 фамилий: четырех офицеров, семи сержантов, остальные - рядовые. Федор Василь­евич Плющаев был старшим сержантом, его фамилия на мемориале есть.

В 1967 году Надежда Давыдовна отправилась в путь. Ни­колай Васильевич в то время не смог поехать. Всего в деревню прибыло 18 семей: жены, матери, братья. С тех пор Плющаевы держали связи с «красными» следопытами из деревенской школы. Николай Васильевич регулярно поздравлял их с Днем знаний, Новым годом и другими праздниками. Думал, что после выхода на пенсию обязательно съездит в Белоруссию.

Последние четыре года он работал на электродном заводе, до того - на обогатительной фабрике. Зарплата была неплохая, Плющаев надеялся, что и пенсия будет хорошая. Но, увы, ее едва хватает на еду. О поез­дке пришлось забыть на время. И вот время настало. В этом году ему вновь пришло

приглашение из Белоруссии на праздник в чест 60-летия Победы. Заволновался Николай Васильевич: где же деньги взять? Решил обратиться к ди­ректору НовЭЗа, но прежде зашел в заводской совет ветера­нов посоветоваться с председателем Николаем Кирилло­вичем Черкашиным.

Тот сразу сказал, что возьмется за это дело, взяв от Плющаева заявление на имя директора, и добился своего. Администрация завода выделила Николаю Васильевичу 5 тысяч на дорогу, а Черкашин добавил к этой сумме еще 200 рублей из ветеранского фонда.

29 апреля Плющаев отправился в дорогу. Гомель встретил дождем. Но это еще не было большой неприятностью, они были впереди. На автовокзале не оказалось билетов на нужный автобус. Кассир посоветовала обратиться к водите­лю. Тот сначала заупрямился, но, увидев приглашение следопытов, согласился взять Николая Васильевича. В Лельче опять не было билетов. Предстояло ждать до понедельника - участие в празднике срывалось. Кто-то посоветовал Николаю Васильевичу обратиться в райисполком. Так он и сделал. Дежурная райисполкома дозвонилась до Замошья, связалась с директором школы Тамарой Константиновной Щебицкой. Она отправила в рай­он машину. Вот сколько усилий понадобилось, чтобы Плющаев смог попасть на могилу брата.

9 мая в школьном музее собрались местные ветераны войны, учителя, дети. К Дню Победы была подготовлена праздничная программа, а потом все пошли на мемориал. Белорусы удивлялись настойчивости сибиряка, который преодолел длинный путь, чтобы почтить память брата. Впе­чатлений об этой поездке, у Николая Васильевича осталось много. Он растроган вниманием к себе и глубоко благодарен директору электродно­го завода и председателю ветеранской организации за помощь.

Людмила Рябоконь

Искитимская газета, №24, 16 июня, 2005 г.