<<вернуться к списку

Жизнь заставила его рано повзрослеть

Дверь дома открыл (его и стариком-то не назо­вешь: так ярки и прони­цательны глаза) мужчина восьмидесяти двух лет. И если б не больные ноги и палки-ходули в руках, никогда бы не поверила, что возраст Виктора Степановича Никифорова столь солиден.

В 40-ом году в 17 лет в одной из чулымских школ Виктор Никифоров начал учительствовать. Пришлось обучать детей математике, черчению, немецкому языку, физике, даже преподавать физкультуру.

- Ого-го, - удивляюсь, - так образования же не было!?

- Какое там образование?!! Это уже позднее заочно за­кончил педучилище. Жизнь-то раньше такая была, что заставляла рано взрослеть. И не для красного словца скажу: ко мне в те времена старики за советом приходи­ли.

Такие люди - уже целая история. Из их легендарных судеб складывается судьба целого государства, испы­тавшего многое. В том числе страшные годы войны. Не обошла стороной она и жизнь Виктора Степановича. В 41-ом призвали рядового Никифорова в армию, в летчики-истребители. Но поле­тать так и не пришлось: после учебки попал парень в 12-ую Гвардейскую дивизию. Так с Рокоссовским всю войну и прошел - 1-ый Белорусский фронт, 2-ой Белорусский фронт... За боевой, энергичный и принципальный характер вскоре Вик­тор был назначен командиром отделения связистов. Много с тех пор событий и историй произошло. Первый бой, был, пожалуй, самым запоминающимся.

 - Где-то возле Тулы собралось около 10 дивизий, и решили прорвать оборону нем­цев. Вышли поутру. Светло. Снег белый-белый, а мы все черненькие - перед неприя­телем как на ладони. В общем, скоро всех моих парней выбило. А связь-то прокла­дывать надо. Я схватил ка­тушку и пополз. Метров 50 прополз, чувствую - в руку, в самый локтевой сустав попал осколок. Потом слышу -кровь по спине течет, потом - по ноге... Словом, когда наши прорвались, кто-то на меня наступил, так и замети­ли и в госпиталь увезли, что в театре в Туле располагался. Положили на стол, а в операционной еще столов десять стоят. Смотрю: то ноги отлетают, то руки. Я ис­пугался, трясет всего как осиновый листок. Но ничего, все обошлось, руки-ноги целы, только вот не ходят теперь. После госпиталя по­пал сержант Никифоров в 1-ый мотострелковый дивизион на должность командира радио. В очередном бою - легкое ранение.

- Я медсестре говорю, - вспоминает ветеран, - ты мне водки стакан дай, а сама выковыривай осколок. Так она и сделала: в госпиталь я не лег. Прошел дорогами войны Виктор Степанович Никифоров немало. Бело­руссия, Польша, закончил войну в Ростках, что под Берлином. Порой с обидой сетует на то, что несколько раз представляли его к высоким наградам, но не давали: беспартийным был. И все же медали «За отвагу» и «За мужество», ордена Крас­ной Звезды и Отечественной войны I степени - кровью заслуженные памятники тем боям, прикрепленные к лацканам парадного пиджака.

По-прежнему с гордостью вспоминает Виктор Степано­вич Никифоров о великом подвиге своего народа, не терпит и критикует забвение, с удовольствием читает исторические книги о вели­ких российских полководцах. Ведь в мирной жизни он стал историком, учителем с большой буквы. 52 года педагоги­ческого стажа - это о чем-то говорит! В нашем районе его помнят и бесконечно благо­дарны в Быстровке, Коене, Искитиме, Степном. Ни одно поколение хороших, даже знаменитых учеников было выпущено в большую жизнь этим самоотверженным учителем и директором. Сегодня они, сорокалетние, двадцатилетние, семнад­цатилетние, приходят к нему домой, пьют чай, говорят о селе, об истории, о своих планах. В том, видно, и счастье учительское: чтобы не забывали. Кроме школы - беззаветной и вечной любви, есть у Виктора Степановича еще одна - его жена Полина Алексеевна, к сожалению ныне покойная.

-  Жалею только об одном: сейчас бы я жизнь своей Полинушке устроил хорошую, никаких бы денег не пожалел, все, что хотела бы, все сделал.

Несколько фотоальбомов пестрят только ее фотографиями. Он фотогра­фировал ее везде и всюду, он любовался ею, он ее боготворил.

-  Самое обидное, что я мог ей сказать во время мимолетной ссоры, - говорит Виктор Степанович, - так это что любить не буду. Вот так и ру­гались...

В селе все любовались этой парой, возможно, некоторые завидовали, а они любили друг друга, жалели и заботились. Так незамет­но полвека вместе и прожили.

-   Я - счастливый человек, - считает Виктор Степанович, - несмотря на сегодняшний недуг и годы. Жаль вот только, что без Полины розы погибнут...

Уже более 50 лет жизни в Степном Виктор Степанович приходит к памятнику вои­нам, погибшим в году Вели­кой Отечественной войны вместе с другими ветеранами и жителями села. Каждый год День Победы для степнинцев - особенный празд­ник.

-   В    прошлом    году,    - рассказывает ветеран, - на торжественном собрании в школе меня приветствовали стоя и аплодировали не­ сколько минут. Трогательно, аж до слез...

Ирина Голиченко,

«Искитимская газета»

№14 / 7 апр. 2005 г.