<<вернуться к списку

На «Полундрах» - в Японию

Степан Феоктистович Сапегин за рулем ровно столько, сколько нет на земле войны. Правда, в период Великой Отечественной ему тоже при­шлось .поколесить по фронтовым дорогам Дальнего Востока. На «Полундрах» и «Захарах» (так раньше называли ГАЗ-АА и ЗИС-5) объехал 18-летний Степан Сапегин Карелию, Китай, Японию.

На стареньком пиджачке у ветерана с одной стороны блестит орден Отечественной войны второй степени, с другой - пестрят колодки.

- А этот орден за что получили, ведь награда эта за просто так не давалась?

- Понятное дело: не за просто так, - подтвердил ветеран. – Я служил в 12-ой штурмовой крас­нознаменной авиадивизии сапером-электромехаником радиостанции. Получая эту радио­ станцию, мы расписывались за ее сохранность. Вот за то, что в период боевых действий она у меня жива осталась - за то и орден дали. А раньше-то с такой аппаратурой возни было - уйма. Пять антенн, куча проводов по нескольку десятков метров длиной. Пока растянешь на одном месте: жахнет поблизости. Сворачиваешься - и на другое место, опять раскручиваешь. Мы однажды на спущенных баллонах несколько километров до ближайшего леса ехали, чтобы спрятаться.

- Страшно было, ведь молодой был, неопытный?

- Да какой там страшно! Может и не страшно, что молодой. Не знаешь, не видишь, откуда прилетит снаряд. Свистит, свистит где-то, а потом падает. Если поблизости рухнет и взорвется, тогда жутковато чуток, а так...
Японцы в то время практически и не воевали. Их наши немного прижмут, они и сдаются или бе­гут сломя голову.

Нынешнее житье-бытье Сапегина особо ничем не примечательно. Правда, в этом году 8 мая сам губернатор вручил Степану Феоктистовичу ключи от новенькой «Оки». Да вот незадача: технические документы на машину не то в дороге с завода потеряли, не то просто были украдены. Стало быть, ездить ве­теран на ней пока не может. Те­перь занят тем, как часто и вы­ходит в таких случаях, что пробивает бюрократические стены и заслоны. А еще переживает Степан Сапегин, что он и еще много ветеранов Великой Отечественной войны машиностро­ительного завода сегодня оста­лись «бесхозными»: завод ведь развалился. «Ни поздравлений, ни приглашений на праздники. Как будто и не воевали вовсе... обижается старик. А в общем, на жизнь свою не жалуется.
«Только бы вот жене здоровья, говорит, - а то все самому при­ходится делать...».

Ирина Голиченко

Искитиская газета, №25, 17 июня, 2004 г.