<<вернуться к списку

Я ещё царя прекрасно помню

Федор Семенович, бесспорно, один из старейших жителей нашего города. И, честно признаться, я была немало удивлена, когда впервые с ним встрети­лась. Ожидала увидеть совсем старого человека, а ему на вид не дашь больше 80-ти. Он до сих пор бодр и подвижен. Узнав, что мы из газеты и собираемся его фотографировать, Федор Семенович деловито засуетился. Переоделся в пиджак с боевыми наградами, потом долго искал расческу, мол, нужно обяза­тельно кудри расчесать... И при этом только рукой махнул на мое замечание о его бодром виде:

- Да ну, я вот далеко уже не хожу, только с палочкой. Недослышу, да и очки у меня плюс пять...

О годах своих Федор Семе нович шутит, что он царя еще прекрасно помнит.

-  Как-то отец купил численник то бишь календарь). А на первой странице были император Николай II, жена его и наслед­ник. А я маленький был, некоторые буквы не выговаривал. И хвастаюсь соседскому мальчишке: «Батя численник купил, там

чаи, чаица и чаенок!..» А в смутное революционное время юный Федор в своем селе (расклеивал на заборах запрещенные листовки, агитирующие а Советскую власть. С нас, мол, мальчишек, какой спрос, даже ели и поймают?!

-  И все равно страшно было попасться. Оглядишься по сторонам, шлеп ее быстро на забор и далью идешь, как будто ни при чем.
Получается, что на долю Степанова (да и вообще того поколения) выпало ой как много: две революции, первая мировая, за­тем гражданская война, Великая отечественная.

Свою родную деревню Степаново в Пермской губернии он покинул достаточно рано. Жизнь его поброса­ла по стране: Урал, Сахалин... Г.Максимов в своей книге «Искитим XX век» сказал о Степанове, что он прошел огонь, воду и медные трубы. И это так. В молодости Федор Степанович был даже немного авантюристом. Чего стоит только одна из его историй, как он сотоварищи на Сахалине ходил добывать золото, да еле ноги унес. Настоящее приключение кладоискателя.

В Искитим Федор Семенович приехал в 30-ом году, прослышав про начинаю­щуюся стройку Чернореченского цементного завода. Собственно, даже и не в Искитим, в то время здесь были только три деревушки: Черноречка, Вылково и Койново. Но как бы то ни было, тут он и остался жить и работать. На вопрос о стаже Федор Семено­вич лукаво ответил, что только в Заготзерне отработал 44 года!

Оттуда он, кстати, и на войну ушел. Дело было так. Пришел как-то в контору, а шеф ему и говорит - готовь, мол, скорей свою машину (Ф.С. шофером работал), она для фронта нужна. Что делать, обслужил Степанов свою технику как положено... И заявил:

-  Я на ней и поеду!

-  Как так, - удивился начальник, - тебе же еще повестки не было?!

-  Добровольцем.

И только забравшись в машину, он вспомнил, что родные-то ни­чего не знают - для них он всего лишь ушел на работу.

Впрочем, время с семьей проститься ему, конечно, дали. Два часа.

Так он попал в шоферскую роту 32-ой пехотной дивизии (потом ее переименовали в Гвардейскую). В этой роте их было человек 30 - 40. К линии фронта они подвозили снаряды, а обратно увозили раненых. Много военных дорожек исколесил Федор Степанович. Опас­ность? А там всем смерть на пятки наступала. О ней стара­лись не думать.

В одной из поездок Федор Семенович был контужен. Произошло это в 41-ом, под Москвой. Они отступали и оставили полевую кухню. А как без нее? Вот и приказал командир взвода Степанову вернуть необходимую часть солдатского обихода. А так как путь отступления был ими уже благополучно заминирован, на месте его должен был ждать минер и указать безо­пасную дорогу. Лето, жара, да и недосып, скорее всего, тут тоже сказался... В общем, сморило солдата. Проснулся минер, ког­да машина уже ехала прями­ком на мину.

- Выскочил он мне навстречу, кричит: «Стой!!!» И тут взрыв. Пе­редним колесом, значит, наехал я на снаряд. Помню, как оно че­рез меня полетело, а больше ничего... «Проснулся в госпитале, - рассказал Федор Семенович. - Обидно, конечно, что вот так, своей же миной контузило, но что поделаешь - война.»

Самое интересное, что месяц лечили героя моего рассказа, и месяц же ремонтировали машину. Вновь соединились они, как неразлучные друзья.

Вообще, на фронт Степановых ушло три брата: Федор, Тарас (без вести пропал) и Филипп (кстати, при открытии в нашем городе памятника павшим героям именно он зажигал Вечный огонь). Поэтому неудивительно, что День Победы для них стал се­мейным праздником. На 9-ое Мая обязательно все собираются. Приходят дети со своими семьями: у Федора Семенови­ча две дочери (одной из них уже нет), сын, восемь внуков да семь правнуков - старший учится уже в 9-ом классе. Именно в таком составе они и будут праздно­вать нынешнее 100-летие своего отца, деда, прадеда. Даст Бог, Федор Семенович еще увидит себя в качестве прапрадеда - сдавать позиции он явно не собирается. И я искренне ему того желаю.

Редакция «Искитимской газеты» поздравляет Вас, Федор Се­менович, с юбилеем, желая здо­ровья и благополучия. И многие лета!

Наталья ЗАЙЦЕВА.

№7, 13 февраля, 2003 г.