<<вернуться к списку

 

ВОИН-УЧИТЕЛЬ

На широкой груди гвардии старшего лейтенанта в отставке Фёдора Романовича Чепика два ряда орденских планок. Он с первых и до последних дней Великой Отечественной войны был на фронте. Встретил суровые военные дни в Латвии, а День Победы - в Австрии...

Военная судьба носила Ф. Р. Чепика и его боевых товарищей по разным участкам фронта. Минометная батарея прошла с боями тысячи километров. В бою за Будапешт он был ранен. После госпиталя, принял стрелковую роту... После победных залпов первым эшелоном прибыл в Сибирь, в Черепаново, работал до войны учителем. Сорок четыре года он отдал делу народного образования. Последние годы работал директором Шибковской средней школы, а сейчас Федор Романович - на заслуженном отдыхе, живет в р. п. Линево.

Память цепко хранит подробности жарких схваток с врагом.

- Какой день был самым памятным?  —   спрашиваю Фёдора Романовича.

- Пожалуй, 6 июля 1941 года, когда мы были на подступах к городу Порхову. Гитлеровцы наступали. После артиллерийской подготовки немцы пошли в атаку. Атака была внезапной.  Шли в рост, лишь слегка, для удобства действий,  пригнувшись.

Автоматы, воткнутые   прикладами в живот, пока  молчали, но были готовы выплеснуть шквал огня. Все ближе и ближе …

Я лежал за пулеметом, гашетка будто притягивала пальцы какой-то силой, — так и хотелось открыть огонь. Но надо выждать еще несколько минут —  пусть  подойдут ближе.

Из первых рядов выскочил гитлеровец с фотоаппаратом. Пробежав несколько

километров,  немец стал фотографировать своих солдат. У кого-то не выдержали нервы: выстрелил из винтовки, фотогрф упал. Чепик выжидал пока серые фигуры в чужих мундирах подойдут ближе…

За полдня отбили более десяти атак. Обстановка быстро менялась. Трое суток удерживал свои позиции полк в котором воевал Федор Чепик. На левом фланге соседнего полка немцы прорвали оборону и поредевший полк оказался в окружении. Закрутилось колесо войны, подминая под себя жизни, не минуя ни старого, ни малого. Фашистские стервятники пикировали на дороги, забитые беженцами из отступающих советских частей. С запада на восток прошёл по этим дорогам Фе­дор: Псков, Опочка Дно, Тулебля и еще много - много деревень и поселков древней псковской земли.

Часть, в которую после переформирования попал Фе­дор, заняла оборону под Старой Руссой. Ждали немецкие танки. Выдали сол­датам по пять бутылок с горючей смесью. Бойцы взор­вали мост через реку Полисть, чтобы задержать про­движение гитлеровцев. Больно было смотреть на то, что строили собственными руками, а теперь приходилось уничтожать, но враг не должен пройти!

Вскоре появились самолеты, которые бомбили наши позиции. Ударили их орудия... Бой продолжался долго. Металось под палящим солнцем чадное пламя горящих вражеских танков. Один за дру­гим падали в последний раз, обняв руками родную зем­лю, однополчане Федора. В том бою смерть в первый раз прицелилась в него: получил осколочное ранение...

Госпиталь   под   Демянском с большими красными крестами — символами милосер­дия, в которые так удобно было целиться фашистским воздушным асам. Во время бомбежки госпиталя погиб­ли те, кого врачи, казалось, уже вырвали из лап смерти. Но и в этом кромешном аду Федор уцелел.

Выздоровел. Потом краткосрочные офицерские курсы и — снова на передовую, командиром минометной батареи.

У села Рамушево, под Старой Руссой, стрелковый батальон отбивал атаку фашистской  пехоты. Минометная батарея,  которой командо­вал  Чепик,  вела огонь по фашистам. После каждой командыофицера на поле поднимались черные столбы земли — один, второй, третий.   Короткоствольные минометы выбрасывали мину за миной на позиции  фашистов. В эти минуты для Чепика ничего не было важнее,  чем накрыть цель противника, дать возможность наступать пехотинцам. Здесь под Рамушево минометная батарея выпустила  более  500 мин по противнику.   Минометчи­ки батареи не только про­кладывали  пути пехоте, а если нужно было, то и вы­двигали  минометы в бое­вые порядки пехоты. И представители  «царицы полей» всегда были благодарны «богу войны» за    актив­ную поддержку и сопровож­дение огнем в наступления. Минометчики первыми  начали   штурм оборонительных рубежей фашистов и последними завершили  бой.

Н. ФАЛИЧЕВ.

Знамя Коммунизма, №72, 9 мая, 1989 г.