<<вернуться к списку

Ей пришлось быстро повзрослеть

Мало кто помнит сегодня, что было когда – то в Нижнее - Коенском красивым именем Золотая поляна. Для большинства это название не говорит ничего, а вот для Ольги Тихо­новны Матвеевой это - Родина, это ее дом, ее большая семья, в которой она была старшей. После того, как репрессировали отца, ей пришлось быстро повзрослеть. Каждый день - десять километров туда и столько же обратно, чтобы дойти до школы, которая была в Нижнем Коене. А зимой и вовсе приходилось жить у чужих людей. И совсем не из-за того, что в мороз трудно было пройти те самые десять километров. Просто идти было не в чем - не было обуви. Да и летом, начнись дождь - разувались и шли босиком, лишь бы сохранить купленные на последние гроши туфли...

Неизвестно, как бы сложилась судьба Ольги Тихоновны, если бы не война. Может, стала бы та продавцом (поступила в торговый техникум) или библиотекарем, которым ей недолго довелось поработать, или просто секретарем в школе, куда ее приняли вскоре после   завершения учебы.

Но ее вызвали в райвоенкомат. Их было семеро - девчонки, которым едва исполнилось   восемнадцать. Как на подбор высокие, тройные, грамотные. В военкомате оформлявший документы офицер даже засмотрелся на них.

" А ну-ка, красавицы, пишите заявления. На учебу вас пошлем и не куда-нибудь, а Москву в офицерскую школу". Но до Москвы им добраться так и не пришлось. Столицу уже бомбили. Пришлось трое суток томиться   неизвестностью в каком-то пригороде и вспоминать о постном, но   все-таки   таком вкусном борще, какой варила мама. Здесь рацион и один: тарелка жиденького супчика, да три небольших сухарика.  А уж насмотрелись за эти дни столько,   что иному и на всю жизнь бы хватило. Ведь именно в это время   шли тяжелые бои за Москву. Наконец, определили их в Серпухов, в отдельный женский стрелковый  полк. Полгода учебы пролетели быстро, а уж потом наконец-таки попала Ольга  Тихоновна  и Москву, разрушенную, голодную, но живую и непокоренную. Хотя немцы и уже отброшены от ее стен,   пришлось охранять город от возможных налётов вражеской авиации.

Беда пришла совсем не оттуда, откуда ее можно было ждать. Пули миновали - так случилось массовое отравление. Все отделение, в котором служила Ольга, попало в больницу А вот ее Бог уберег. Шуму тогда было мно­го. Даже сам Сталин с Молотовым приезжали. Она специально бегала, чтобы на них посмотреть. Вместе с Ольгой служи­ли   и еще две девушки с Искитима: Таня Жидик и Аня Баранникова. Все девчонки боевые, веселые. Ольга тогда была командиром отделения. Играла на гитаре, а уж пела как - первая запевала в строю.

Москву пришлось охранять до ноября. А потом - дальше, на фронт. Отправили учиться на стрелка - минометчика. Но использовать эти знания не пришлось. Под Тулой разбомбили полк в пух и прах. "Была у меня подруга близкая, - говорит Ольга Тихо­новна, - Тамара Побегай из Черепанова. Высокая, красивая, с голубыми глазами. Ее готовили десантником в Германию. Сидим все в окопах, кругом стрельба, бомбежка, ничего не слышно, не видно. Она только чуть подняла голову из окопа - и ту же пуля. Так и погибла она прямо на моих глазах".

Пришлось Ольге Тихоновне увидеть не только смерть друзей, но и радость встреч в освобожденных районах Украины. Правда, эта ра­дость была, как в известной песне, "со слезами на глазах". Шахты Донбасса были буквально забиты убитыми, замученными людьми. Далеко окрест были слышны стоны, ведь среди мертвых были и те, кто чудом остался жить. На долю Ольги Тихоновны и ее подруг выпало доставать из шахт тела. Тех, у кого находи­лись родственники, хоронили они сами. А вот неопознанные трупы девчонки хоронили в братских могилах. А как радовались, когда удавалось найти живых!

После Донбасса воинская часть, в которой служила Ольга Тихоновна, двинулась дальше на запад, а ее оставили при штабе. Но при штабе - не значит в кабинете. Ночью дежурила на посту, пеленгуя приближающиеся немецкие самолеты. Важно было точно это сделать и передать сведения в штаб или на зенитные батареи. Здесь, в Днепропетровске, и встретила она День Победы. Дали увольнительную в город в тот день. А потом все ждали: когда же домой? Пообещали выдать новое обмундирование. Так хотелось во всем новом, с иголочки, вернуться в родные края. Но никто не остался даже на один день, что­бы его дождаться. Все мысли были там, дома. А дома дождались ее мать, две сестры и братья. Только бабушка, не выдержав непосильной работы, умерла.

Как сложилась ее жизнь после? Завершила то, что когда-то начала: сначала закончила акушерскую школу   и работала фельдшером, а после 27 лет трудилась в Искитимском торге.

6 июля у Ольги Тихоновны день рождения! Совет ветеранов, редакция "Искитимской газеты" поздравляют вас с этим праздником. Здоровья вам и счастья на долгие годы!       

Рудь Г.

На снимке О.Т. Матвеева – крайняя справа

Искитимская газета, №79, 5 июля, 2001 г.