<<вернуться к списку

 

РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ

Славный путь солдата

Рослый, энергичный. Хотя одет  в рабочую спецовку, выглядит интеллигентно. Лицо доб­рожелательное, но строгое. В глазах жизнерадостность и любопытство. Руки натружены, подвижны, сразу видно — не привыкли находиться без дела. Во всем какая-то скрытная энергия, так и чувствуешь — где-то затаилась прежняя лихость боевого командира. Казалось бы, с годами все должно утихоми­риться, обернуться мудростью и спокойствием, ведь как-никак, а возраст должен взять свое — 65 лет за плечами этого человека. Но нет! Стоит только заговорить о годах службы — и куда деваются все тяготы и невзгоды! Легко и свободно рассказывает о событиях давно минувших лет, как будто вчера все это случилось. Даже не рассказывает, а как бы делится впечатлениями о том, чему довелось быть свидетелем. А участником многих событий бывал Алексей Акимович Огарков, член партии с более чем тридцатилетним стажем.

Слушаю его и представляю, какой это был лихой командир! Не выдержал, бросил ему комплимент. И он его воспринял как должное, но при этом не проявил и малости хвастовства, зазнайства. Отреагировал по-своему:

— Да, было дело. Уже в конце службы довелось командовать необычным дивизионом. До меня многие командиры не задерживались на этой должности. Я хотя и был всего лишь старшина по званию, но сумел подобрать ключи к подчиненным. Так и дослужил здесь до демобилизации. .

Но это было потом. А до этого началась служба, как и у многих тысяч советских мужчин в мирное время, в расчете на скорое возвращение домой. Только «скорого возвращения» не получилось у них. А если и было, то позднее и далеко не у каждого.

В 1938 году начал службу Алексей Акимович. Не думал тогда, что затянется она у него надолго. Первое боевое крещение принял уже в августе 1941 года под Смоленском. Тяжелые были дни для нашей Родины. Враг наступал, а наши части отступали. Шел в их рядах Алексей Акимович. Отходили с тяжелыми боями, дошли до города Калинина. А тут и первое ранение. Два месяца в госпитале — и снова в бой. На этот раз попал под Сталинград. Снова бой. Артиллеристам дел хватало, а Алексей Акимович командовал взводом. Потом попал на «катюши»... Снова  ранение...

От Сталинграда до Кенигсберга, а потом до порта Пилау — таков путь фронтовых дорог бывалого солдата.

— А за что же орден Красной Звезды получили? — интересуюсь.

Прищурился, хитро улыбнул­ся и говорит:

— За «кошки».

— За какие такие «кошки»?

— А за те, которыми ведро из колодца вылавливают, когда оно оторвется...

Перед штурмом Кенигсберга наделали этих «кошек», привя­зали к ним веревки, и так они хорошо нам пригодились. Гранату в окно, а следом бросаешь «кошку» на подоконник и по веревке сам вверх в момент взбираешься. Немец, если и останется живой, то не успевает очу­хаться, как на него уже нава­лишься. Так и орден заработал.

Конечно, утрирует малость Алексей Акимович. Мы хорошо знаем, что ордена так просто не давались.

Орден Красной Звезды, две медали «За боевые заслуги», ме­дали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и другие заслужил Алексей Акимович Огарков. Есть у него и еще ряд наград. Эти уже в мирные дни получил.

Война для него закончилась не сразу. Уже перед концом получил тяжелое ранение и семь месяцев пролежал в госпитале. А когда врачи выходили бывалого солдата, не побежал с ра­портом к командованию, а продолжал служить еще долгих семь лет.

— Пришлось побыть даже комендантом одного города в Восточной Пруссии, — вспоминает Алексей Акимович.

После службы работал А. А. Огарков в городе Новосибирске. Работа вполне устраивала, все было хорошо, но потянуло его на новые места. Тут-то он и решил посмотреть, что это за завод строится в Искитимском районе. Посмотрел и остался. Пять лет работал коммунист А. А. Огарков старшим инженером ОКСа Новосибирского электротродного завода. Не заметил, как и пенсионный возраст подоспел. Но Алексей Акимович не ушел на покой, он только сменил профессию — стал слесарем- наладчиком центральной лаборатории.
Вместе с Владимиром Корнеевичем Демьяненко, который хотя и не участвовал в боях, но
тоже с 1944 до 1951 года находился в рядах Советской Армии, ремонтируют сейчас все лабораторное оборудование. Дел им хватает. Каждый день то дробилки нужно подремонтировать, то печи, то дистилляторы, иной раз и сами видят гдё-то непорядок, возьмутся и устранят его. Например, смонтировали неудачно строители вентиля­цию в  инженерном корпусе, а Владимир Корнеевич и  Алексей Акимович по своей инициативе ее переделали. Одним словом, умельцы на все руки. А когда это руки мастера, то им и цены нет на производстве, как в любом хозяйстве.

Что говорить, славный путь прошел бывалый солдат и коммунист.

                 Г.  МАКСИМОВ,

                         наш внештатный корр.

                                                                                  Знамя коммунизма, №30, 23 февраля 1982 г.