КТО  ВИНОВАТ  И  ЧТО ДЕЛАТЬ?

Результатом  забастовочных  настроений  в  МУП  «Искитимское  ПАТП» стали  многочисленные  обращения  коллектива  в  различные  инстанции

вплоть  до  общественной  приемной  губернатора  Новосибирской  области.  Задержка  выплаты  заработной  платы,  долги  по  платежам  и  налогам...  Почему  такая  ситуация  стала  возможной  и  делается  ли  что-то  для ее  устранения  -   на  эти  вопросы  отвечает  председатель  Совета  депутатов  г.  Искитим  Андрей  Федотов.

-  НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ  ситуация  в  Искитимском ПАТП назревала уже давно, в течение  примерно  лет десяти.  Наиболее  остро она начала проявляться в последние пять лет. И этому есть несколько причин,  - комментирует Андрей Андреевич.

-  Изначально  на территории  ПАТП  располагались  грузовая  колонна,  пассажирские автобусы для городских перевозок и для перевозок по  району.  Пять лет назад колонна для  районных  перевозок  выделилась  в  самостоятельное  предприятие и ушла с базы ПАТП.  Освободившиеся  стояночные  боксы стали  сдавать  в  аренду.  А  вот  столовая  и ремонтно-механические мастерские пострадали очень сильно -   объем работ существенно сократился.

В течение нескольких лет негативно сказывались  на Искитимском ПАТП недоработки в областном законодательстве.

-  Предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками,  не может быть прибыльным,  оно  заведомо  относится  к  категории планово-убыточных,  -  поясняет Андрей Федотов, - В начале 2000-х пассажирские предприятия в районах области либо обанкротились, либо были на грани банкротства (органы  местной  власти  не могли  найти средств на замену устаревшего подвижного состава), поэтому для оказания поддержки районным ПАТП  был  принят  Закон  НСО  112-03  «Об организации  транспортного обслуживания населения на территории  Новосибирской

области».

В  Законе прописаны формы государственной поддержки:  предоставление субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов перевозчиков; создание условий для  обновления(пополнения)  подвижного состава и т.д.». «Но, - уточняет Андрей Андреевич, - государственная поддержка  по закону положена только районам,  городские округа из этого закона выпали. Так что город Искитим в категорию территорий,

которые  имеют право  на областные субсидии для ПАТП, не попал. Так же, как и города Бердск и Обь.  Но в  городе Обь вообще нет ПАТП, местные жители пользуются проходящими  автобусами.  В  Бердске объем  муниципальных перевозок составляет порядка 30 процентов (остальные частные), в Искитиме -  95 процентов. Поэтому на Искитиме больше всего отразилось отсутствие областных субсидий».

Покрытие  расходов  МУП  «Искитимское ПАТП» осуществлялось из городского бюджета.  Приобретались автобусы  -  за  последние три  года куплено пять автобусов  ПАЗ, две Газели, три НефАЗа.  Городской бюджет нес затраты на льготный проезд для учащихся и студентов,  покрывались убытки от дачных перевозок -  это 7 млн. рублей в год. Принято Положение об оснащении автобусов систе-мой  ГЛОНАСС  -   и  это  обошлось  бюджету Искитима в 5 млн. рублей. Обязательное страхование пассажиров -  3,6 млн рублей. Объем льготных поездок в Искитиме 2 млн 712 тыс. в  год  -  при  общем  объеме  пассажирских перевозок 6 млн. пассажиров в год. Система микропроцессорных карт была передана областью в полномочия  местных органов власти,  и  Искитим  был  вынужден  на  средства из городского бюджета приобретать терминалы (считывающие устройства), оплачивать предприятию  «Пассажиртрансснаб»  за  обслуживание МПК. Эта сумма составляет более  1  млн рублей в год.

-  До  2015  года  была  возможность  оказывать поддержку ПАТП из городского бюджета, но в 2014 году областная власть приняла решение  о  внесении  изменений  в  систему пополнения  областного  бюджета.  За  счет изменения норматива на НДФЛ бюджет Искитима потерял  151  млн  рублей  в  год.  Поэтому  заложить  в  городской  бюджет  хоть какую-то сумму на поддержку ПАТП город уже не смог, - комментирует  Андрей Федотов.

Начиная с июля 2014 года; администрация Искитима начала усиленно привлекать внимание областной власти к ситуации, которая складывается в нашем городе с пассажирскими  перевозками.  До  декабря  2014  года определенных ответов из областного правительства не поступало. А в имеющихся ответах были указания  на то,  что Закон  предусматривает субсидии  из областного бюджета только районам,  городских округов он не

касается. К этому времени стало окончательно  понятно,  что  без  поддержки  областного бюджета город «вытянуть» ПАТП не сможет.

Закрытия  Искитимского  ПАТП  или  сокращения  объемов  муниципальных  перевозок допустить нельзя.  В таком случае придется отдать  пассажирские  перевозки  в  частные руки,  а  в  частных  «Газелях»  возможности льготного проезда нет. Это привело бы к потере социальной защищенности многих категорий населения.

«Городской  бюджет  продолжает частично компенсировать расходы  ПАТП,  - говорит о сегодняшней ситуации Андрей Федотов, - но мы  не  можем  себе  позволить делать  это  в полной мере, поэтому приходится выбирать приоритеты. Например, согласно закону, для того, чтобы предприятие начало получать государственную  поддержку,  оно  не  должно иметь задолженности  по  налогам  и  выплатам  в Пенсионный и страховой фонды.  Поэтому, в первую очередь, мы оплачиваем эти статьи,  а потом уже приходит очередь выплаты заработной  платы  работникам.  На сегодняшний день задолженность по выплате зарплаты составляет 1  месяц -  2 марта ПАТП была перечислена зарплата за январь».

Ситуация с зарплатой, разумеется, не устраивает коллектив Искитимского ПАТП -  это более  260 человек.  На предприятии  нарастали забастовочные движения, итогом которых стали многочисленные письма в различные инстанции -  вплоть до губернатора. После того, как письмо коллектива Искип ского ПАТП, наконец-то, дошло до общественной приемной Городецкого и после очередного  обращения  администрации  и  депутатов Искитима в Законодательное собрание, инертность областной  власти удалось  преодолеть. Была создана рабочая группа, которой поручено разобраться в ситуации и разработать предложение для областного Правительства. Искитимское ПАТП посетили сотрудники  Департамента  по  ценам  и  тарифам.  Сейчас  на  предприятии  готовятся  к работе комиссий от Министерства транспорта,  из Законодательного собрания.  На мартовской  сессии Заксобрания  вопрос о  внесении  изменений  в  Закон  112-03  должен быть рассмотрен.  В таком случае в мае Искитимское ПАТП может начать получать компенсации из областного бюджета.

Е.  СВИТОВА