"Конкурент"
представляет новую книгу из серии
«Сибиряки. Дела и люди.»
6 октября исполняется 85 лет Виктору
Михайловичу Балдакову - Почетному гражданину Искитима, в течение 22 лет проработавшему на посту
председателя городского исполнительного комитета.
К этой знаменательной дате ИД "Конкурент" приурочил
выпуск книги "Председатель исполкома". Это вторая книга из серии
"Сибиряки. Дела и люди".
Искитим, как город
областного подчинения, знал шесть председателей горисполкома, которые
довольно часто сменяли друг друга. Алексей Сергеевич Мурашов проработал 8
лет, Алексей Семенович Коротенко - 4 года, Николай Кранидович
Потемкин - 2 года, Александр Игнатьевич Кучкин - 2 года, Владимир Алексеевич
Чиркин - 4 года. В общей сложности 20 лет. Виктор
Михайлович Бал- даков
отработал на этом посту бессменно почти 22 года и сделал для города очень
многое.
Начинается книга со вступительного слова
главы города Искитим В. Г. Пфейфера.
Виктор Генрихович так говорит о самом заслуженном из своих предшественников:
« 22 года в должности председателя горисполкома
- довольно солидный период, во время которого происходил наибольший подъем
строительства города, ведь до середины 80-х годов очень бурно развивалась
промышленность. Значительно преобразился центр города, микрорайоны
застраивались красивыми современными домами, школамй
и детскими садами. В то время промышленные предприятия комплексно развивали
территорию: НЗИВ строил Южный микрорайон, Машиностроительный завод - Индустриальный,
Цементный завод - Центральный микрорайон. Виктор Михайлович умело
координировал деятельность предприятий по реализации генерального плана -
стремился к тому, чтобы не просто появлялись жилые дома, а происходило
развитие инфраструктуры в целом. Он умел видеть перспективу развития города на
годы вперед и обладал удивительным даром убеждения, всегда находил убедительные
аргументы для руководителей предприятий, различных ведомств, областных структур и Министерств.
Именно благодаря усилиям Виктора Михайловича Балдакова
наш Искитим превратился из небольшого населенного пункта в современный перспективный город, который стали называть городом,
строящим другие города. Уйдя на заслуженный отдых, Виктор Михайлович Балдаков продолжил работу в строительной сфере, успешно
курировал строительство школы №1 в Центральном микрорайоне, Часовни, Дома ветеранов.
То, что сделал Виктор Михайлович Балдаков для Искитима, вписано в историю города очень яркими страницами.
Именно поэтому ему первому было присвоено звание "Почетный гражданин
города Искитима". Это является признанием его
больших заслуг перед городом».
Для авторов книги "Председатель исполкома"
- Евгении Свито вой и Натальи Зайцевой - писать о таком
заслуженном человеке, как В. М. Балдаков, было делом
одновременно и интересным, и очень ответственным. Два десятилетия развития Искитима, о которых идет речь на страницах новой книги, это
рассказ не только о Викторе Михайловиче, но и о десятках предприятий и людских
судеб.
В столь масштабном повествовании важно
ничего не упустить, постараться ничего не напутать. Потому что данная книга
несет на себе историческую нагрузку. Пройдет не так много лет, и она останется
одним из немногих "живых" свидетельств развития нашего города. Именно
из ее глав наши потомки будут узнавать, что под руководством председателя
исполкома В. М. Балдакова были построены путепровод,
проспект Юбилейный, "Балдаковская" дорога,
пешеходный мост через реку Бердь, база ПАТП, ЦУМ, Мемориал
Славы. И даже буквы "ИСКИТИМ" на повороте в город установлены с легкой
руки Виктора Михайловича.
Книга выходит из печати на следующей неделе.
В качестве предварительного знакомства с ней представляем вниманию читателей
отрывки из книги "Председатель исполкома".
Юрий БОРГЕРТ,
гл. редактор ИД "Конкурент"
Про буквы "ИСКИТИМ” на повороте в город
Вот так и объясняют всем приезжим: "Буквы "ИСКИТИМ”
увидишь - поворачивай!" Буквы, действительно, приметные, не заметить -
невозможно. Для проезжающих по трассе - это визитная карточка нашего города.
Виктор Михайлович вспоминает, что не так давно никаких букв здесь
не было. А композиция "серп и молот", которая в советские времена
стояла справа от них, первоначально украшала центр города Искитима,
площадку у магазина "Детский мир":
-Изготовлена эта композиция была на машиностроительном заводе. Из
уголка и пластика, флаги всех пятнадцати союзных республик в цветном
исполнении. Но я подумал, что здесь ему как-то не место. И мы перенесли
"серп и молот" к повороту в Искитим.
Сделали постамент и установили. Но тут все стали обращать внимание на один
казус. Этот недостаток в композиции и
раньше был, но как-то в тени "Детского мира" он был не столь заметен,
как на проезжей части, тем более на федеральной трассе. Молот скошенной частью
располагался не вниз - от серпа, а вверх. И создавалось впечатление, что молот бьет по серпу! Люди видят это, приходят ко мне и
говорят: "Ну что же у тебя, Виктор Михайлович, молот по серпу
бьет?!" Тогда мы уже там, на месте, у трассы, все исправили, чтобы молот
смотрел в нужную сторону. Буквы "ИСКИТИМ" устанавливали с учетом
розы ветров - чтобы зимой их меньше заносило снегом. Сами буквы не стали
вырезать по отдельности, а изготовили пустотелые прямоугольники на стойках и
на них нанесли буквы. Это и быстрее получилось, и универсально: сегодня это
буквы, а если понадобится - то можно еще что-то изобразить. От трассы до Искитима вдоль дороги высадили молодые деревца. Но в Искитиме в то время в частных
хозяйствах содержалось 800 коров, которые каждый день ходили на пастбище и обратно. И наши молодые посадки они просто уничтожили. А вот
хвойные посадки, которые стали фоном для букв, сохранились. Потому что рядом
были капустные поля Бердского совхоза, и на них,
конечно, животных не пускали. Сейчас эти деревья выросли, и буквы на их фоне
смотрятся вполне достойно.
Сейчас композицию "серп и молот" убрали и вместо нее
установили герб города. А буквы, по-прежнему, выполняют возложенную на них
миссию - представлять город.
Мост в обмен на стиральный порошок
Первый мост, который был построен в самом начале работы В.М. Балдакова на должности председателя горисполкома, был мост
через реку Койниха (на границе нынешнего
Индустриального микрорайона). Событие произошло в 1970 году. А до того, как
появился мост, автобусы весной в половодье ходили по улице Советской только
до Койнихи. Дальше, в сторону Шипуново, люди перебирались как придется. Например, шли к железной дороге
и там переходили по мосту. Как только половодье заканчивалось, и уровень воды
опускался так, что становилось видно старую дорогу, ее немного подсыпали,
укладывали трубу, чтобы обеспечить сток воды, и потом уже движение машин возобновлялось.
"Так и маялись каждый год", -
вспоминает Виктор Михайлович.
Затем до Шипуновского микрорайона
проложили бетонную дорогу. Позднее был построен автомобильный мост через реку Шипуниха и проложена бетонная дорога до карьера. Следующий
мост помог разрешить сразу две проблемы - уменьшить запыленность центра Искитима и соединить Индустриальный микрорайон и Заречный.
Много пыли городу доставалось от старой погрузочной площадки
известнякового завода, которая располагалась в районе лесоторговой базы и
лесосплава. Здесь были подъездные железнодорожные пути предприятия, а само оно
находилось на другом берегу. Вот и вынужден был завод всю щебенку, крошку, известь
сначала привозить сюда, а потом грузить и отправлять во все концы. Накапливались
горы извести, щебня и крошки. Дождь идет - известь еще и гасится. Неудобств для жителей было несколько. Во-первых, грузовой
транспорт шел день и ночь, во-вторых, ветер поднимал здесь тучи пыли и гнал ее
на жилые дома. Чтобы разрешить эти проблемы, горисполком совместно с
директором известнякового завода Черепковым Николаем Пахомовичем
взялись построить железную дорогу на ту сторону реки с железнодорожным мостом
через Бердь. А погрузочную площадку полностью
закрыть.
Одновременно В.М. Балдаков задумал
построить и пешеходный мост через Бердь (сейчас он
рядом с Домом ветеранов). Строить его было необходимо, ведь каждую осень и
весну здесь тонули люди, переходившие реку по тонкому льду. Проваливались,
гибли, но другие все равно продолжали "сокращать" таким образом путь, сокращая и себе жизнь. Однако именно на
пешеходный мост разрешения никто не давал. Пришлось пойти на хитрость. В
проекте к железнодорожному мосту консольно был
подвешен пешеходный. Но с тем расчетом, что строить их вместе, как единое
целое, не будут. Со стороны все это должно было выглядеть так, как будто он был
заложен, а потом в горисполкоме передумали и построили его отдельно. К тому
времени у Виктора Михайловича сложились хорошие отношения с руководителями
мостостроительных организаций, которые с пониманием отнеслись и пошли
навстречу. Руководитель Мостоотряда №38 Леонид
Алексеевич Юмокаев лично договорился в Метрострое,
чтобы они сделали новую проектную документацию на пешеходный мост, а потом
взялся за строительство.
Работа закипела над обоими мостами. Пришла техника, забили сваи.
Огромный объем работ был выполнен под руководством Николая Пахомовича
Черепкова, директора известнякового завода, который
стал движущей силой проекта. Он сделал отсыпку под железнодорожные пути, срезал
грунт, выполнил автомобильные проезды, помогая тем самым и мостовикам работать
без срывов. А ведь этот мост был важен не только для известнякового завода, но
и для города, его жителей. Он позволил закрыть погрузочную площадку и тем
самым обеспылить центр города, исключить перевозку
щебня, извести и крошки от производственной площадки до погрузки на левом
берегу.
Виктор Михайлович всеми силами помогал продвижению строительства.
Для изготовления пролетов пешеходного моста нужно было найти металл и изготовителя.
И вот он снова решает задачу - кто может помочь? Прежде всего, обратился к
руководителю предприятия "Сибпродмонтаж"
Павлу Михайловичу Мирченко, объяснив, что металл
нужен на строительство моста. И Павел Михайлович дал добро на выделение из
своих лимитов 100 тонн металла.
Но мало достать металл, надо еще изготовить из него фермы моста.
Рассказывает Виктор Михайлович:
-Еду в Новосибирск в организацию, через которую Павел Михайлович
многое выполняет - сложные проекты строений, балки, фермы и прочее. Директором
там был Валерий Васильевич Булныгин - тихий
спокойный человек. Говорю ему: "Павел Михайлович, с которым вы дружите, и
который большие заказы у вас размещает, и мне для города кое-что должен
сделать - изготовить фермы. Металл есть - сто тонн". А он мне отвечает:
"Рад бы, но люди загружены донельзя, никак не смогу". А в то время в
стране не было стирального порошка, дефицит ужасный, делили по пачке, даже не
давали и по пачке. И вот я его спрашиваю: "В стиральном порошке
нуждаетесь?" Он тут же: "Конечно!" Я предлагаю: "Тогда наш Искитимский торг - Сенчуков Виталий
Владимирович - привезет сюда машину стирального порошка. Мы весь свой фонд
города отдадим, он вам продаст, а ваши люди за это поработают в выходные и
сварят фермы..." Так и сделали. А в городе продали бы людям, постирали бы
и все... Не помрем мы. Строить мы торопились - скоро должен был тронуться лед.
Мост смонтировали в короткие сроки.
Так на энтузиазме руководителей городских предприятий и
председателя исполкома был ликвидирован открытый склад щебня, крошки и извести
и обеспылен участок. А благодаря стиральному
порошку построены железнодорожный и пешеходный мост, сохранивший, без
сомнения, много жизней.