"Конкурент" представляет новую книгу из серии

«Сибиряки. Дела и люди

6 октября исполняется 85 лет Виктору Михайловичу Балдакову - Почетному гражданину Искитима, в течение 22 лет проработавшему на посту председателя городского исполнительного комитета.

К этой знаменательной дате ИД "Конкурент" приурочил выпуск книги "Председатель исполкома". Это вторая книга из серии "Сибиряки. Дела и люди".

Искитим, как город областного подчи­нения, знал шесть председателей горис­полкома, которые довольно часто сме­няли друг друга. Алексей Сергеевич Му­рашов проработал 8 лет, Алексей Семе­нович Коротенко - 4 года, Николай Кранидович Потемкин - 2 года, Александр Иг­натьевич Кучкин - 2 года, Владимир Алексеевич Чиркин - 4 года. В общей слож­ности 20 лет. Виктор Михайлович Бал- даков отработал на этом посту бессмен­но почти 22 года и сделал для города очень многое.

Начинается книга со вступительного слова главы города Искитим В. Г. Пфейфера. Виктор Генрихович так говорит о самом заслуженном из своих предше­ственников:

« 22 года в должности председателя го­рисполкома - довольно солидный пери­од, во время которого происходил наи­больший подъем строительства города, ведь до середины 80-х годов очень бур­но развивалась промышленность. Значи­тельно преобразился центр города, мик­рорайоны застраивались красивыми со­временными домами, школамй и детс­кими садами. В то время промышленные предприятия комплексно развивали тер­риторию: НЗИВ строил Южный микрорай­он, Машиностроительный завод - Инду­стриальный, Цементный завод - Цент­ральный микрорайон. Виктор Михайло­вич умело координировал деятельность предприятий по реализации генерально­го плана - стремился к тому, чтобы не просто появлялись жилые дома, а про­исходило развитие инфраструктуры в целом. Он умел видеть перспективу раз­вития города на годы вперед и обладал удивительным даром убеждения, всегда находил убедительные аргументы для руководителей предприятий, различных ведомств, областных структур и Мини­стерств. Именно благодаря усилиям Вик­тора Михайловича Балдакова наш Иски­тим превратился из небольшого населен­ного пункта в современный перспектив­ный город, который стали называть го­родом, строящим другие города. Уйдя на заслуженный отдых, Виктор Михайлович Балдаков продолжил работу в строитель­ной сфере, успешно курировал строи­тельство школы №1 в Центральном мик­рорайоне, Часовни, Дома ветеранов. То, что сделал Виктор Михайлович Балда­ков для Искитима, вписано в историю города очень яркими страницами. Имен­но поэтому ему первому было присвое­но звание "Почетный гражданин города Искитима". Это является признанием его больших заслуг перед городом».

Для авторов книги "Председатель ис­полкома" - Евгении Свито вой и Натальи Зайцевой - писать о таком заслуженном человеке, как В. М. Балдаков, было де­лом одновременно и интересным, и очень ответственным. Два десятилетия разви­тия Искитима, о которых идет речь на страницах новой книги, это рассказ не только о Викторе Михайловиче, но и о десятках предприятий и людских судеб.

В столь масштабном повествовании важ­но ничего не упустить, постараться ни­чего не напутать. Потому что данная кни­га несет на себе историческую нагрузку. Пройдет не так много лет, и она оста­нется одним из немногих "живых" сви­детельств развития нашего города. Имен­но из ее глав наши потомки будут узна­вать, что под руководством председателя исполкома В. М. Балдакова были постро­ены путепровод, проспект Юбилейный, "Балдаковская" дорога, пешеходный мост через реку Бердь, база ПАТП, ЦУМ, Ме­мориал Славы. И даже буквы "ИСКИТИМ" на повороте в город установлены с лег­кой руки Виктора Михайловича.

Книга выходит из печати на следующей неделе. В качестве предварительного знакомства с ней представляем внима­нию читателей отрывки из книги "Пред­седатель исполкома".

Юрий БОРГЕРТ,

гл. редактор ИД "Конкурент"

Главы из новой книги

Про буквы "ИСКИТИМ” на повороте в город

Вот так и объясняют всем приезжим: "Буквы "ИСКИТИМ” увидишь - повора­чивай!" Буквы, действительно, примет­ные, не заметить - невозможно. Для про­езжающих по трассе - это визитная кар­точка нашего города.

Виктор Михайлович вспоминает, что не так давно никаких букв здесь не было. А композиция "серп и молот", которая в советские времена стояла справа от них, первоначально украшала центр го­рода Искитима, площадку у магазина "Детский мир":

-Изготовлена эта композиция была на машиностроительном заводе. Из уголка и пластика, флаги всех пятнадцати со­юзных республик в цветном исполнении. Но я подумал, что здесь ему как-то не место. И мы перенесли "серп и молот" к повороту в Искитим. Сделали поста­мент и установили. Но тут все стали об­ращать внимание на один казус. Этот недостаток в композиции и раньше был, но как-то в тени "Детского мира" он был не столь заметен, как на проезжей час­ти, тем более на федеральной трассе. Молот скошенной частью располагался не вниз - от серпа, а вверх. И создава­лось впечатление, что молот бьет по серпу! Люди видят это, приходят ко мне и говорят: "Ну что же у тебя, Виктор Ми­хайлович, молот по серпу бьет?!" Тогда мы уже там, на месте, у трассы, все ис­правили, чтобы молот смотрел в нужную сторону. Буквы "ИСКИТИМ" устанавли­вали с учетом розы ветров - чтобы зи­мой их меньше заносило снегом. Сами буквы не стали вырезать по отдельнос­ти, а изготовили пустотелые прямоуголь­ники на стойках и на них нанесли бук­вы. Это и быстрее получилось, и уни­версально: сегодня это буквы, а если по­надобится - то можно еще что-то изоб­разить. От трассы до Искитима вдоль дороги высадили молодые деревца. Но в Искитиме в то время в частных хозяй­ствах содержалось 800 коров, которые каждый день ходили на пастбище и обратно. И наши молодые посадки они просто уничтожили. А вот хвойные по­садки, которые стали фоном для букв, сохранились. Потому что рядом были ка­пустные поля Бердского совхоза, и на них, конечно, животных не пускали. Сей­час эти деревья выросли, и буквы на их фоне смотрятся вполне достойно.

Сейчас композицию "серп и молот" уб­рали и вместо нее установили герб го­рода. А буквы, по-прежнему, выполняют возложенную на них миссию - представ­лять город.

Мост в обмен на стиральный порошок

Первый мост, который был построен в самом начале работы В.М. Балдакова на должности председателя горисполкома, был мост через реку Койниха (на грани­це нынешнего Индустриального микро­района). Событие произошло в 1970 году. А до того, как появился мост, авто­бусы весной в половодье ходили по ули­це Советской только до Койнихи. Даль­ше, в сторону Шипуново, люди переби­рались как придется. Например, шли к железной дороге и там переходили по мосту. Как только половодье заканчива­лось, и уровень воды опускался так, что становилось видно старую дорогу, ее немного подсыпали, укладывали трубу, чтобы обеспечить сток воды, и потом уже движение машин возобновлялось.

"Так и маялись каждый год", - вспоми­нает Виктор Михайлович.

Затем до Шипуновского микрорайона проложили бетонную дорогу. Позднее был построен автомобильный мост через реку Шипуниха и проложена бетонная дорога до карьера. Следующий мост помог раз­решить сразу две проблемы - уменьшить запыленность центра Искитима и соединить Индустриальный микрорайон и Заречный.

Много пыли городу доставалось от ста­рой погрузочной площадки известняково­го завода, которая располагалась в рай­оне лесоторговой базы и лесосплава. Здесь были подъездные железнодорож­ные пути предприятия, а само оно нахо­дилось на другом берегу. Вот и вынуж­ден был завод всю щебенку, крошку, из­весть сначала привозить сюда, а потом грузить и отправлять во все концы. На­капливались горы извести, щебня и крош­ки. Дождь идет - известь еще и гасится. Неудобств для жителей было несколько. Во-первых, грузовой транспорт шел день и ночь, во-вторых, ветер поднимал здесь тучи пыли и гнал ее на жилые дома. Что­бы разрешить эти проблемы, гориспол­ком совместно с директором известня­кового завода Черепковым Николаем Пахомовичем взялись построить железную дорогу на ту сторону реки с желез­нодорожным мостом через Бердь. А по­грузочную площадку полностью закрыть.

Одновременно В.М. Балдаков задумал построить и пешеходный мост через Бердь (сейчас он рядом с Домом вете­ранов). Строить его было необходимо, ведь каждую осень и весну здесь тонули люди, переходившие реку по тонкому льду. Проваливались, гибли, но другие все равно продолжали "сокращать" та­ким образом путь, сокращая и себе жизнь. Однако именно на пешеходный мост раз­решения никто не давал. Пришлось пой­ти на хитрость. В проекте к железнодо­рожному мосту консольно был подвешен пешеходный. Но с тем расчетом, что строить их вместе, как единое целое, не будут. Со стороны все это должно было выглядеть так, как будто он был заложен, а потом в горисполкоме передумали и построили его отдельно. К тому време­ни у Виктора Михайловича сложились хорошие отношения с руководителями мостостроительных организаций, кото­рые с пониманием отнеслись и пошли навстречу. Руководитель Мостоотряда №38 Леонид Алексеевич Юмокаев лично договорился в Метрострое, чтобы они сделали новую проектную документацию на пешеходный мост, а потом взялся за строительство.

Работа закипела над обоими мостами. Пришла техника, забили сваи. Огромный объем работ был выполнен под руковод­ством Николая Пахомовича Черепкова, директора известнякового завода, кото­рый стал движущей силой проекта. Он сделал отсыпку под железнодорожные пути, срезал грунт, выполнил автомо­бильные проезды, помогая тем самым и мостовикам работать без срывов. А ведь этот мост был важен не только для изве­стнякового завода, но и для города, его жителей. Он позволил закрыть погрузоч­ную площадку и тем самым обеспылить центр города, исключить перевозку щебня, извести и крошки от производственной пло­щадки до погрузки на левом берегу.

Виктор Михайлович всеми силами помогал продвижению строительства. Для изготовления пролетов пешеходного мо­ста нужно было найти металл и изгото­вителя. И вот он снова решает задачу - кто может помочь? Прежде всего, обра­тился к руководителю предприятия "Сибпродмонтаж" Павлу Михайловичу Мирченко, объяснив, что металл нужен на строительство моста. И Павел Михайло­вич дал добро на выделение из своих лимитов 100 тонн металла.

Но мало достать металл, надо еще из­готовить из него фермы моста. Расска­зывает Виктор Михайлович:

-Еду в Новосибирск в организацию, че­рез которую Павел Михайлович многое выполняет - сложные проекты строений, балки, фермы и прочее. Директором там был Валерий Васильевич Булныгин - ти­хий спокойный человек. Говорю ему: "Па­вел Михайлович, с которым вы дружите, и который большие заказы у вас разме­щает, и мне для города кое-что должен сделать - изготовить фермы. Металл есть - сто тонн". А он мне отвечает: "Рад бы, но люди загружены донельзя, никак не смогу". А в то время в стране не было стирального порошка, дефицит ужасный, делили по пачке, даже не давали и по пачке. И вот я его спрашиваю: "В сти­ральном порошке нуждаетесь?" Он тут же: "Конечно!" Я предлагаю: "Тогда наш Искитимский торг - Сенчуков Виталий Владимирович - привезет сюда машину стирального порошка. Мы весь свой фонд города отдадим, он вам продаст, а ваши люди за это поработают в выходные и сварят фермы..." Так и сделали. А в го­роде продали бы людям, постирали бы и все... Не помрем мы. Строить мы торо­пились - скоро должен был тронуться лед. Мост смонтировали в короткие сроки.

Так на энтузиазме руководителей го­родских предприятий и председателя исполкома был ликвидирован открытый склад щебня, крошки и извести и обес­пылен участок. А благодаря стирально­му порошку построены железнодорож­ный и пешеходный мост, сохранивший, без сомнения, много жизней.