ОСТРОВКИ НАДЕЖДЫ.

 

На селе говорят: «Деревня жива, пока в ней есть школа». В точности этих слов в Мостах не сомне­ваются. Именно школа стала центром жизни этого села, островком надежды, ведь сегодня здесь рас­тет будущее села. И хотя детей год от года становит­ся меньше, все же и сегодня более сорока ребяти­шек ежедневно приходят сюда, в свой второй дом. И это не громкие слова и не образное выражение. Здесь дети проводят почти весь день, здесь обеда­ют, занимаются в кружках и спортивных секциях. Жизнь в школе хотя внешне и спокойная, но очень насыщенная. И даже летом школа не пустует. Ма­лыши отдыхают на детской площадке, дети постар­ше трудятся на огороде. Посоветовавшись с родите­лями, решили выращивать на пришкольном участ­ке овощи, чтобы сделать более разнообразными и дешевыми школьные обеды. Ведь большинство жи­телей относятся к категории малообеспеченных и льготное питание для ребятишек - какое-никакое, а подспорье для семейного бюджета.

Директор школы Ольга Александровна Грубер много лет проработала в коллективе учителем русского языка и литературы и старшей вожатой, а после заменила на посту директора нынешнюю главу сельсовета Н.(.Ларину. Такая преемственность дает коллективу уверенность в том, что глава всегда поймет любую проблему педагоги­ческого коллектива. Главное, что удалось сделать бывше­му директору и что сегодня поддерживает директор ны­нешний - это слаженность коллектива, единство взгля­дов и требований и по отношению к детям, и по отноше­нию к себе. Общий принцип работы коллектива- гума­низм. Здесь не услышишь ни окрика, ни грубого слова, все строится на взаимном уважении взрослых и детей и на авторитете учителя. Вообще школа больше напо­минает большую семью, где все живут интересами друг друга, знают в подробностях, как живут члены коллек­тива, переживают, если что-то не ладится, и радуются успехам детей, неважно, дети ли это' из учительских се­мей или другие воспитанники школы.

Любая школа, как и театр, начинается с вешалки. А Мостовская школа - с аккуратно составленных пар дет­ской обуви в тамбуре. И это только подчеркивает сход­ство школы с обычной, только большой, семьей. Да и мам здесь сразу несколько: строгих, но понимающих и справедливых.

Всю жизнь проработала с детьми Екатерина Львовна Сивкова. 35 лет - ее трудовой стаж, практически все жи­тели села либо сами учились у нее, либо она учила их де­тей или внуков. Многие из тех, для кого она на всю жизнь осталась первой учительницей, сегодня - уважаемые на селе люди, многое сделавшие для него. Уйдя на пенсию, она передала свой класс своей дочери, Юлии Алексан­дровне Васильевой. У Юли не было вопроса, кем стать. Пример матери всегда был перед глазами, ведь всю жизнь она и для своей дочери , и для своего сына была и мамой, и учительницей одновременно. Дети Екатери­ны Львовны всегда гордились тем, что их маму знает и уважает в селе буквально каждый. В свою очередь Екате­рина Львовна с благодарностью вспоминает свою пер­вую учительницу Марию Сергеевну Милыиину, которую она буквально боготворила с самого детства.

-Можно сказать, что моя дочь повторяет мою судь­бу, - говорит Екатерина Львовна, - она, как и я, тоже для своего сына и учительница, и мама. Я несколько созы­вов была депутатом сельского Совета, и она тоже, я лю­блю читать, а она сама пишет стихи. Сценарии для многих праздников сочиняла сама. Так что должна при­знать, что как моя ученица она превзошла меня. Она после педучилища получи­ла высшее образование. К тому же сегодня методики уроков новые, современ­ные. Мы ведь в свое время все детям на пальцах рас­сказывали, а сегодня все обучились работе с ком­пьютером, поэтому у педа­гогов появились новые воз­можности. Так что я горда за всех моих коллег.

Так сложилась жизнь, что Екатерина Львовна осталась одна. После смерти мужа, Александра Николаевича Сивкова, известного на всю округу гармониста, нача­ла всю душу вкладывать ле­том в огород и цветы, а зи­мой в вышивание бисером. Это не только украшает, но и скрашивает ее жизнь. Бла­го, и дочь живет неподале­ку, так что прибегает часто, да и внук не забывает. Часто ветерана педагогического TDwia приглашают на оазличные мероприятия, не забывают ее и в школьном кол­лективе, где она - частый гость. Ведь с большинством из сегодняшних педагогов она проработала рядом долгие годы. В их числе учительница начальных классов Надеж­да Олеговна Чупина, учитель иностранного языка Елена Анатольевна Козлова. Есть в школе и своя семейная ди­настия - супруги Инна Сергеевна и Александр Констан­тинович Давыдовы. Они - молодые лидеры коллектива, их дети - победители предметных олимпиад, лауреаты различных конкурсов. Кстати, их дочь Таня - отличница, гордость школы. В прошлом году она стала победитель­ницей конкурса проектов о своей малой родине. Много трофеев и у местных спортсменов, с которыми работает Иван Григорьевич Молокоедов. Буквально на всех сорев­нованиях спортсмены из этой небольшой глубинной шко­лы неизменно занимают первые места.

Свой вклад в добрую славу коллектива вносит и пред­седатель профсоюзного комитета Елена Владимиров­на Кузьмина. Почти весь коллектив школы - участвует в самодеятельности, хор учителей часто выступаете кон­цертами в своем селе. Елена Владимировна Смолякова ведет в школе танцевальный кружок, с удовольстви­ем посещают ребятишки кружок прикладного искусства «Кудесница». Каждый из педагогов по-своему талантлив, а это значит, что и дети в школе талантливые. Они ак­тивно участвуют во всех мероприятиях, занимают при­зовые места в спортивных районных соревнованиях, с удовольствием занимаются в школьных лабораториях и мастерских. И даже после уроков многие не торопятся домой, ведь во дворе школы за счет выигранного гран­та установлена современная детская площадка, на ко­торой так приятно поиграть. Также за счет стотысячно­го гранта появилась и спортивная площадка. Есть в шко­ле и спортивные тренажеры, полученные благодаря по­мощи депутата областного законодательного собрания Б.В. Прилепского и депутата Совета депутатов Искитим- ского района В.А.Шевцова . Так что сегодня у мостовских ребятишек есть все возможности для формирова­ния здорового образа жизни.

Благодаря помощи областного депутата школе выделе­на пассажирская газелька, на которой учеников десято­го и одиннадцатого класса возят в Усть-Чемскую школу, где также сложился крепкий высокопрофессиональный педагогический коллектив. Большинство работает здесь по двадцать и более лет, так что школа для них давно ста­ла родной. Супруги Надежда Сергеевна и Сергей Генна­дьевич Мельковы скоро отметят тридцатилетний юбилей работы в этом коллективе. Они везде вместе - и дома, и в огороде, и в школе. Даже когда Надежда Сергеевна вы­вела свой класс на убору овощей на пришкольном участ­ке, Сергей Геннадьевич отправился на огород вместе с ними, ведь была нужна и чисто мужская помощь: перене­сти мешки с морковкой и свеклой в овощехранилище, да и мальчишки под внимательным мужским взглядом ведут себя совсем по-другому и стараются во всем подражать учителю, даже девчонкам помогают справиться с задани­ем. Сегодня у Надежды Сергеевны особенный класс: восемь мальчиков и только три девочки. Так что учитель ста­рается с детства привить мальчишкам элементарные ры­царские качества: девочек не обижать, а по возможности и помогать им. И даже летом она не расстается со своими учениками, ведь при школе действует пришкольная пло­щадка, которую все малыши с удовольствием посещают. А первого сентября с нетерпением идет в школу, очень хочется увидеть всех, расспросить, как прошло лето, по­чувствовать, как дети тянутся к ней. Сергей Геннадьевич преподает физику, но в сельских педагогических коллек­тивах, где большинство учителей - женщины, на мужчину ложится много других, не прописанных регламентом на­грузок. Что-то поднести, прибить, определить неисправ­ность, а порой и поговорить по душам с кем-то из маль­чишек - все это - обычное дело. Так что педагог-мужчина непременно становится универсалом. Кстати, это помо­гает и в личной жизни. Супруги Мельковы своими руками достроили свой дом. Судьба предоставляла им выбор и профессии, и места жительства. Но они выбрали Усть-Чем и остаются верными ему долгие годы.

-Здесь очень красивые места, две речки, кругом бор. Живи и радуйся, - говорит Надежда Сергеевна. - К тому же здесь жили мои родители. Мама уже умерла, а отец, слава Богу, жив, живем рядом, через огород и без дела не сидит. Уже с утра приходит и первый его вопрос: «что мы сегодня будем делать?» Когда впервые привезла Сер­гея в родительский дом, он сразу всем понравился. В свою очередь и ему понравилось село, природа, вот и решили переехать сюда насовсем. А он по распределе­нию мог выбрать любое место, ведь закончил он техни­кум с красным дипломом.

Они встретились, казалось бы, случайно, в спортивном зале, где проходили соревнования по баскетболу. Он про­сто отметил про себя, что девушка очень симпатичная, а она, узнав его имя, сразу поняла: это он. Просто ей при­снился сон, который говорил о том, что ее мужем будет Сергей. Сон оказался вещим, они начали встречаться и в конце концов 9 июня 1984 года сыграли свадьбу. Эта дата стала для супругов одним из самых знаменатель­ных событий в жизни, так что в будущем году они гото­вятся встретить очередной юбилей. По-прежнему оба любят спорт, а когда в школе учился их сын, Сергей Ген­надьевич вел различные спортивные кружки, занимался с ребятишками и футболом, и баскетболом, и хоккеем. Сейчас, правда, на спорт времени остается очень мало, ведь односельчане избрали его председателем Совета депутатов сельсовета. Так что уже второй созыв Сергей Геннадьевич - первый помощник главы администрации и вместе с ней и решает вопросы благоустройства,  освещения, ремонта дорог... Сын решил посвятить свою жизнь автосервису, после техникума работает в городе,  вместе с ним живет и племянник его родителей, который  прежде жил в их семье. А Надежда Сергеевна и Сергей Геннадьевич остались в своем селе и все свободное время отдают работе в своем саду. На удивление соседям, I они успешно выращивают сливы, груши, вишню, яблоки. И мечтают о том, что когда-нибудь разобьют фруктовый  сад и в школьном дворе.

Знаменка №39, 4 октября, 2013 г.