Архиерейский Собор -

решения приняты, позиция озвучена

Со 2 по 5 февраля текущего года в Москве, в Храме Христа Спасителя, проходил Освященный Ар­хиерейский Собор Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор - это высший иерархический орган управления Церковью, который решает ее основные вопросы. В этом году участие в работе Собора принял Епископ Искитимский и Черепановский ЛУКА. А 20 февраля в Никольском храме он встретился с искитимскими журналистами для того, чтобы рассказать им о своих впечатлениях от поездки, о том, какие темы поднимались архипастырями в эти дни, какие решения ими были приняты.

По словам Епископа Луки, нынешний Архиерейский Собор был самым пред­ставительным за всю историю Русской Православной Церкви. Для обсуж­дения насущных проблем церковной жизни собралось более 270 архиереев, в том числе из стран ближнего и даль­него зарубежья. Кроме того, Владыка отметил, что на Архиерейском Собо­ре царило единодушие. «Практически каждый участник Собора высказался по той или иной проблеме. Если не хва­тало времени, то собирались малыми группами и от их лица доносили мне­ние до всего Собора. «Каждая епархия была услышана. Вся полнота Церкви и разность мнений были представлены на Соборе, - поделился своими впечат­лениями Епископ ЛУКА. - Такая атмос­фера и конструктивный подход очень способствовали успешной работе Со­бора. В результате удалось обсудить несколько очень важных вопросов, та­ких как отношение Церкви к ювеналь­ной юстиции и реформе семейного права, новым технологиям персональ­ного учета и идентификации, эколо­гическим проблемам. А также принять документы, в которых сформулирова­но отношение Русской Православной Церкви к данным процессам».

Ювенальная юстиция.

Почему Церковь против?

На Архиерейском Соборе был при­нят документ под названием «Пози­ция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и про­блемам ювенальной юстиции». В нем говорится, что «Церковь не видит объективных и убедительных при­чин для внедрения системы ювеналь­ной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран». Сегодня под словосочетанием «ювенальная юстиция» обычно под­разумевают произвольную трактовку деятельности органов опеки и попечи­тельства - изъятие ребенка из семьи и лишение прав опекунов. Другими сло­вами, органы опеки порой выступают в роли «карательных» органов: ведь от субъективного мнения чиновника ино­гда зависит, останется ребенок в се­мье или отправится в приют. Причем причиной для принятия решения не в пользу семьи может послужить тот факт, что в холодильнике на момент посещения представителя органа опе­ки не было тех или иных продуктов. Неопределенные формулировки в за­коне фактически разрешают вмеша­тельство в семью, а защита прав детей порой используется как предлог для уничтожения семьи.

 В ходе пресс-конференции Епископ ЛУКА высказал общее мнение участников Собора по данному вопросу - власть мо­жет вмешиваться в семейную жизнь в очень ограниченных случаях, когда есть реальная и доказанная опасность для жизни, здоровья и нравствен­ного воспитания ребенка. «Это неправильно, когда права ре­бенка ставятся выше прав его родителей, - подчеркнул Вла­дыка. - Прежде чем забрать ребенка из семьи, нужно сде­лать все возможное для того, чтобы спасти эту семью, под­держать людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конечно, какие-то формы кон­троля со стороны государства в этой сфере необходимы, а в некоторых случаях они бывают и неизбежными. Но нельзя за­бывать о том, что у семьи есть приоритетное право на воспи­тание своих детей».

Электронные устройства учета. Быть или не быть?

«Церковь считает недо­пустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автомати­зированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденци­альной информации», - гово­рится в принятом на Соборе документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональ­ных данных». О чем в данном случае идет речь? Современ­ные технологии, шагнувшие «далеко вперед», в настоящее время активно используются во всех сферах жизнедеятель­ности. В том числе при иденти­фикации личности, учете и об­работке персональных данных. По словам Епископа ЛУКИ, Православная Церковь не от­рицает необходимости учета граждан государством: с дав­них времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Вызыва­ют споры методы, которыми в последнее время ведется этот «учет». Ведь при некоторых об­стоятельствах он может пере­расти в тотальный контроль над человеком. «В обществе распространяется обоснован­ная тревога по поводу того, что использование персональ­ного цифрового идентифика­тора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жиз­ненно важным материальным и социальным благам, - пояснил Владыка. - Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или не­видимых идентификационных меток, имплантацию каких-либо устройств в тело человека. Ведь это, по меньшей мере, оскорбительно».

По словам Епископа ЛУКИ, участники Собора были еди­нодушны по поводу того, что у людей должно быть право выбора: пользоваться новыми средствами идентификации или нет. Более того, согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обя­зательным разъяснением всех последствий принимаемого решения и усилением ответ­ственности за утечку или не­надлежащее использование персональных данных.

Экология - категория нравственная

Существует мнение, что эко­логические проблемы - это удел специалистов и на пер­вый взгляд не являются темой для церковного обсуждения. Тем не менее, на минувшем Архиерейском Соборе был принят документ, в котором обозначена позиция Русской Православной Церкви по ак­туальным проблемам эколо­гии. «Вред, наносимый при­роде человеком, это, прежде всего, следствие греховности самого человека, - отметил во время встречи с журналиста­ми Епископ ЛУКА. - Зачастую мы забываем о том, что на каждом из нас лежит ответ­ственность за окружающую среду». По мнению Владыки, решение экологических про­блем нужно начинать с воспи­тания нравственности в чело­веке, и одной из задач Церкви является воспитание в людях уважительного отношения к окружающей среде.

Священники тоже нуждаются в поддержке

Одним из важных докумен­тов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке свя­щеннослужителей, церковнос­лужителей и работников рели­гиозных организаций русской Православной Церкви, а также членов их семей. Ведь ни для кого не секрет, что матери­альный достаток таких семей оставляет желать лучшего. А если учесть, что такие семьи, как правило, являются много­детными, то помощь в некото­рых ситуациях им действитель­но необходима. В документе, принятом на Соборе, говорит­ся о необходимости обеспе­чения упомянутых лиц соци­альными гарантиями, которые предусмотрены законодатель­ством. А в епархиях предпи­сывается создать специальные попечительские комиссии, ко­торые будут заниматься этими вопросами, а также благотво­рительные фонды или кассы взаимопомощи. Материальная поддержка престарелых свя­щеннослужителей возлагается на приходы, где они служили до ухода на покой, а также на создаваемые в епархиях соци­альные центры.

Окормление сел и деревень - миссия выполнима

Отвечая на вопросы жур­налистов, Владыка отметил, что все решения Собора име­ют важную практическую на­правленность, и в ближайшие два года предстоит работа по реализации на местах всех до­кументов, принятых в рамках Собора. В частности, в ближайшее время в нашей Епар­хии будет сформирована си­стема духовного окормления каждого, даже самого малого, населенного пункта. «Перед нами была поставлена задача, чтобы в каждое село, даже са­мое маленькое и отдаленное, священник приезжал не ме­нее одного раза в два месяца, - рассказал Владыка. - Конеч­но же, это очень серьезная и сложная задача. Ведь только в одном Искитимском районе 72 населенных пункта, а священ­нослужителей не так много, как хотелось бы».

Однако, по словам Епископа ЛУКИ, данная миссия вполне выполнима. Возможным это стало благодаря процессу, ко­торый условно называют «раз­укрупнение епархий» - когда на территории одного реги­она, где ранее существовала одна епархия, создается не­сколько, которые объединя­ются в митрополию.

Данный процесс важен, пре­жде всего, для небольших на­селенных пунктов, в которых еще нет действующих при­ходов, и где церковное при­сутствие ощущается слабо. А между тем, ведь и в них жи­вут верующие люди, и их с каждым годом становится все больше и больше. В создаю­щихся сейчас епархиях архие­рей имеет возможность знать в лицо каждого священника, может посещать приходы. Все это было отражено в решени­ях Архиерейского Собора. И теперь предстоит претворять их в жизнь.

На пресс-конференции

присутствовала Оксана Паньковская.

Духовное пространство№2 март 2013г. приложение к Искитимской газете №9 от 7 марта 2013г.