Архиерейский
Собор -
решения приняты,
позиция озвучена
Со 2 по 5 февраля
текущего года в Москве, в Храме Христа Спасителя, проходил Освященный Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор - это высший
иерархический орган управления Церковью, который решает ее основные вопросы. В
этом году участие в работе Собора принял Епископ Искитимский
и Черепановский ЛУКА. А 20 февраля в Никольском храме
он встретился с искитимскими журналистами для того,
чтобы рассказать им о своих впечатлениях от поездки, о том, какие темы
поднимались архипастырями в эти дни, какие решения ими были приняты.
По словам Епископа Луки, нынешний Архиерейский Собор был самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. Для обсуждения насущных проблем церковной жизни собралось более 270 архиереев, в том числе из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, Владыка отметил, что на Архиерейском Соборе царило единодушие. «Практически каждый участник Собора высказался по той или иной проблеме. Если не хватало времени, то собирались малыми группами и от их лица доносили мнение до всего Собора. «Каждая епархия была услышана. Вся полнота Церкви и разность мнений были представлены на Соборе, - поделился своими впечатлениями Епископ ЛУКА. - Такая атмосфера и конструктивный подход очень способствовали успешной работе Собора. В результате удалось обсудить несколько очень важных вопросов, таких как отношение Церкви к ювенальной юстиции и реформе семейного права, новым технологиям персонального учета и идентификации, экологическим проблемам. А также принять документы, в которых сформулировано отношение Русской Православной Церкви к данным процессам».
Ювенальная юстиция.
Почему Церковь против?
На Архиерейском Соборе был принят документ под названием «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». В нем говорится, что «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран». Сегодня под словосочетанием «ювенальная юстиция» обычно подразумевают произвольную трактовку деятельности органов опеки и попечительства - изъятие ребенка из семьи и лишение прав опекунов. Другими словами, органы опеки порой выступают в роли «карательных» органов: ведь от субъективного мнения чиновника иногда зависит, останется ребенок в семье или отправится в приют. Причем причиной для принятия решения не в пользу семьи может послужить тот факт, что в холодильнике на момент посещения представителя органа опеки не было тех или иных продуктов. Неопределенные формулировки в законе фактически разрешают вмешательство в семью, а защита прав детей порой используется как предлог для уничтожения семьи.
В ходе пресс-конференции Епископ ЛУКА высказал общее мнение участников Собора по данному вопросу - власть может вмешиваться в семейную жизнь в очень ограниченных случаях, когда есть реальная и доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного воспитания ребенка. «Это неправильно, когда права ребенка ставятся выше прав его родителей, - подчеркнул Владыка. - Прежде чем забрать ребенка из семьи, нужно сделать все возможное для того, чтобы спасти эту семью, поддержать людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства в этой сфере необходимы, а в некоторых случаях они бывают и неизбежными. Но нельзя забывать о том, что у семьи есть приоритетное право на воспитание своих детей».
Электронные устройства учета. Быть или не быть?
«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации», - говорится в принятом на Соборе документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». О чем в данном случае идет речь? Современные технологии, шагнувшие «далеко вперед», в настоящее время активно используются во всех сферах жизнедеятельности. В том числе при идентификации личности, учете и обработке персональных данных. По словам Епископа ЛУКИ, Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством: с давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций. Вызывают споры методы, которыми в последнее время ведется этот «учет». Ведь при некоторых обстоятельствах он может перерасти в тотальный контроль над человеком. «В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам, - пояснил Владыка. - Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию каких-либо устройств в тело человека. Ведь это, по меньшей мере, оскорбительно».
По словам Епископа ЛУКИ, участники Собора были единодушны по поводу того, что у людей должно быть право выбора: пользоваться новыми средствами идентификации или нет. Более того, согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения и усилением ответственности за утечку или ненадлежащее использование персональных данных.
Экология - категория нравственная
Существует мнение, что экологические проблемы - это удел специалистов и на первый взгляд не являются темой для церковного обсуждения. Тем не менее, на минувшем Архиерейском Соборе был принят документ, в котором обозначена позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. «Вред, наносимый природе человеком, это, прежде всего, следствие греховности самого человека, - отметил во время встречи с журналистами Епископ ЛУКА. - Зачастую мы забываем о том, что на каждом из нас лежит ответственность за окружающую среду». По мнению Владыки, решение экологических проблем нужно начинать с воспитания нравственности в человеке, и одной из задач Церкви является воспитание в людях уважительного отношения к окружающей среде.
Священники тоже нуждаются в поддержке
Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций русской Православной Церкви, а также членов их семей. Ведь ни для кого не секрет, что материальный достаток таких семей оставляет желать лучшего. А если учесть, что такие семьи, как правило, являются многодетными, то помощь в некоторых ситуациях им действительно необходима. В документе, принятом на Соборе, говорится о необходимости обеспечения упомянутых лиц социальными гарантиями, которые предусмотрены законодательством. А в епархиях предписывается создать специальные попечительские комиссии, которые будут заниматься этими вопросами, а также благотворительные фонды или кассы взаимопомощи. Материальная поддержка престарелых священнослужителей возлагается на приходы, где они служили до ухода на покой, а также на создаваемые в епархиях социальные центры.
Окормление сел и деревень - миссия выполнима
Отвечая на вопросы журналистов, Владыка отметил, что все решения Собора имеют важную практическую направленность, и в ближайшие два года предстоит работа по реализации на местах всех документов, принятых в рамках Собора. В частности, в ближайшее время в нашей Епархии будет сформирована система духовного окормления каждого, даже самого малого, населенного пункта. «Перед нами была поставлена задача, чтобы в каждое село, даже самое маленькое и отдаленное, священник приезжал не менее одного раза в два месяца, - рассказал Владыка. - Конечно же, это очень серьезная и сложная задача. Ведь только в одном Искитимском районе 72 населенных пункта, а священнослужителей не так много, как хотелось бы».
Однако, по словам Епископа ЛУКИ, данная миссия вполне выполнима. Возможным это стало благодаря процессу, который условно называют «разукрупнение епархий» - когда на территории одного региона, где ранее существовала одна епархия, создается несколько, которые объединяются в митрополию.
Данный процесс важен, прежде всего, для небольших населенных пунктов, в которых еще нет действующих приходов, и где церковное присутствие ощущается слабо. А между тем, ведь и в них живут верующие люди, и их с каждым годом становится все больше и больше. В создающихся сейчас епархиях архиерей имеет возможность знать в лицо каждого священника, может посещать приходы. Все это было отражено в решениях Архиерейского Собора. И теперь предстоит претворять их в жизнь.
На пресс-конференции
присутствовала Оксана Паньковская.
Духовное
пространство№2 март 2013г. приложение к Искитимской
газете №9 от 7 марта 2013г.