Епископ Искитимский и Черепановский Лука:

«Душа по природе христианка и всегда тянется к прекрасному»

 

Искитимская епархия очень молола — ей всего лишь около полутора лет, но за это время сделано многое. Что за человек возглавляет лэту епархию? Чем он живёт и что считает важным? 06 этом — наш разговор с епископом Искитимским Лукой.

- Владыка, Вы родились в веру­ющей семье или пришли к вере в студенческие годы?

- Родители мои, хотя и крещеные в Православии, в 70-80 гг. XX века были маловерующими, невоцерковленными. Мама иногда ходила в церковь по большим праздникам или в родительские дни, ставила свечи, молилась за здравие и за упокой сродников, но в таинствах не участвовала. Отец был воцерковлен еще меньше, но Бога ни­когда не отрицал. Крестили меня в младенчестве в день пророка Илии  2 августа 1971 г. в Никольском  храме г. Солнечногорска. Приме­чательно, что храм этот никогда не закрывался. Дедушек в живых я никого не застал, а вот бабушки были верующими, особенно мама моего отца - р. Б. Анастасия. Она и водила меня в детстве в храм на Причастие, а когда исполнилось 7 лет, то и на исповедь. Остались яркие детские воспоминания о по­сещении храма. Изображенные на иконах святые мне казались живыми, к которым можно было прямо обратиться и попросить о чем-нибудь. А когда в храме со­вершалась Божественная литур­гия, то на душе было так радост­но и спокойно, что я не знал, где нахожусь - на небе или на зем­ле. Но шли годы, и чем взрослее я становился, тем реже стал по­сещать храм, а потом и вовсе пе­рестал ходить. Сказывалось ате­истическое воспитание в школе - веру высмеивали, «наука дока­ зала, что Бога нет», что верить в Него могут только старые, темные и неграмотные люди. Впервые, во взрослом состоянии, я задумался о вере и бьггии Бога в армии. Там я первый раз самостоятельно про­читал Святое Евангелие, для меня это было как луч света во тьме. Сразу возникли вопросы: поче­му это скрывали? Что в этом пло­хого? После демобилизации пер­вым делом я купил себе крестик, потом мама подарила Закон Бо­жий, и так постепенно началось мое воцерковление. Во время уче­бы в институте я параллельно из­учал Священное Писание, Церков­ную историю, Закон Божий, стал участвовать в церковных таин­ствах. Ко времени окончания ин­ститута созрело непреодолимое желание послужить Богу в мо­нашеском чине. После принятия мною монашества и родители мои воцерковились. Сейчас они глубо­ко верующие люди.

- В 1997 году Вы окончили ин­ститут электронной техники, по­лучили диплом инженера со спе­циализацией «Управление и информатика в технических си­стемах». Вероятно, в перспекти­ве была неплохая карьера, но  Вы  азу же, в мае 1997-го, уехали в Новосибирскую область и приня­ли постриг в монастыре Михаи­ла Архангела. Что предопредели­ло такой выбор? Колебались ли? Пытался ли кто-то из близких от­говорить Вас?

- Да, перспективы были непло­хие, но к этому времени мне очень скучно стало заниматься электро­никой. Как я уже сказал, созрело желание стать монахом. Пришло внутреннее убеждение, что жизнь в миру не для меня, что нужно все­го себя отдать на служение Богу и людям. А где, как не в монастыре, удобнее исполнить эти главные заповеди: любить Бога и людей? Поэтому колебаний не было, хоте­лось только получше подготовить­ся к монашеской жизни. Желание «иной» жизни всё более и более возрастало. Близкие мне люди - родители и крестные - видели

это стремление. По-человечески им трудно было допустить мысль о расставании, поэтому они пред­лагали все взвесить, не принимать поспешных решений и, если воз­можно, то остаться в миру.

- Почему поехали в такую даль? До этого были духовные связи с монастырем или просто хотелось, чтобы не было соблазнов съе­здить домой? Или Вы считаете, что монаху лучше быть вдали, от цивилизации?

- Принятие монашеского по­стрига и обетов Богу - ответ­ственный шаг, поэтому одного желания мало, нужно еще бла­гословение опытных в духовной жизни отцов. На Никольском при­ходе были люди, которые поддер­живали связь с духовниками Тро- ице-Сергиевой Лавры, и по их совету для решения этого главно­го вопроса своей жизни я поехал в Лавру и получил благословение постригаться в новооткрытом Ми- хаило-Архангельском монастыре Новосибирской области. Настоя­тель Никольского храма, хотя и не сразу, но тоже благословил при­нимать монашество и ехать в Си­бирь. И родители благословили, хотя для них это был тяжелый шаг. Они очень переживали, но потом положились на волю Божию. Что касается расстояния от дома, то, конечно, лучше монаху находить­ся подальше от места своей мир­ской жизни, чтобы быть свобод­ным от старых привязанностей. Монашество по своей сути есть другой, отличный от мира образ жизни, и в идеале подвизаться мо­наху нужно вдали от цивилизации, от больших городов. Но если об­итель находится в городе, все рав­но там соблюдается свой устав, максимально ограничивающий на­сельников от лишнего общения с миром. Сейчас многие монастыри активно занимаются миссионер­ской деятельностью, но и там все происходит по послушанию: зани­маются миссией иеромонахи, уже укрепившиеся в духовной жизни.

- В 1998 году Вас назначили помощником благочинного мона­стыря. Вам было 27 лет. В 1999 Вас назначили настоятелем под­ворья монастыря в селе Красный Яр. Были ли на этих послушаниях трудности, связанные с тем, что приходилось руководить людьми, которые старше Вас и монашест­во приняли раньше? Что удалось сделать на подворье за 4 года?

- Трудности были совершенно другого рода: монастырь стал со­здаваться в 1996 году, официаль­ный статус получил в 1997-ом, поэтому большинство послушни­ков были очень молодого возра­ста - 20 лет, полные энергии, и необходимо было эту энергию на­править в нужное русло. Старшие по постригу были старшими и по должности. Наместником мона­стыря тогда был игумен Артемий (ныне епископ Петропавловский и Камчатский), он и организовы­

вал жизнь обители: и духовную, и материальную. Под его руководст­вом шли работы и на подворьях. В селе Красный Яр за 4 года уда­лось построить храм в честь свя­того благоверного великого кня­зя Александра Невского, но самое главное - создать православную общину. Благо, что в этом селе много верующих. До революции там был свой храм, который стро­или всем селом, этот момент осо­бенно остался в памяти краснояр­цев, а нынешние прихожане - это их внуки и правнуки. Сейчас это подворье относится к Новосибир­ской епархии, там развитая при­ходская жизнь, есть воскресная школа, свой клирос из прихожан.

- В 2002 году Вас назначили благочинным подворья в Новоси­бирске. Вы участвовали в строи­тельстве Троице-Владимирского собора. На подворье в Красном Яре Вы тоже участвовали в стро­ительстве храмов. Пригодились ли Вам в то время опыт работы на электромеханическом заводе в 1988-1989 и знания, полученные в институте?

- В жизни каждого человека всё происходит по Промыслу Божье­му, только нужно этот Промысел разглядеть и понять. Господь по­степенно подготавливает каждого из нас к тем проблемам, с которы­ми придется столкнуться в даль­нейшей жизни. Конечно же, ра­бота на заводе дала практический навык для занятия стройкой. А учеба в институте помогла усвоить системный подход к решению воз­никающих задач и освоить прин­ципы организационной работы.

- В 2010 году Вас назначили сначала исполняющим обязаннос­ти наместника, а потом и намест­ником Покровского монастыря в селе Завьялово. Монастырь входит в Искитимскую епархию. Расска­жите, пожалуйста, о монастыре.

- Монастырь небольшой. Мона­шествующих 10 человек, а всего, вместе с послушниками и трудниками, 30 человек. Располо­жен в 65 километрах от Искити­ма, рядом с Обским морем и на краю села Завьялово на речке Ка- ракан. Сразу за речкой - сосно­вый бор. Места красивые, живо­писные. Но самое главное - люди, простые, искренние. В селе мно­го верующих, которые в празд­ничные дни молятся в двух хра­мах - в монастырском храме Святой Троицы, который распо­лагается в цоколе старинного ку­печеского дома, и в Покровском храме, который находится в цен­тре села. Обитель духовно окор- мляет несколько подворий на территории Искитимского и Ор­дынского районов. Теперь одно из них - Никольский Кафедраль­ный Собор города Искитима. Мо­настырь молодой - в 2012 году исполнилось 15 лет со дня его основания. Первым наместником монастыря был игумен Николай (ныне епископ Салехардский и Ново-Уренгойский), который под руководством 'сначала еписко­па Сергия (Соколова), ныне по­койного, а затем владыки Тихона много потрудился для созидания монастыря и фактически осно­вал его. Кроме строек и хозяйст­венных работ, монастырь много занимается миссионерской дея­тельностью, окормляет детские дома и интернаты. Есть воскрес­ная школа. На сегодняшний день это главный монастырь Искитим- ской епархии, в котором я явля­юсь священноархимандритом, а наместником монастыря - игумен Захария (Пономаренко), бывший эконом обители.

- В чем Ваша самая большая ра­дость?

- Во-первых, быть ближе к Богу, в служении Божественной ли­тургии, а во-вторых, большая ра­дость видеть, когда паства идет ко спасению.

www.pravmir.ru Фото из архива редакции.

 

ИГ № 31 Духовное пространство № 7 С. 7