Епископ Искитимский и Черепановский Лука:
«Душа
по природе христианка и всегда тянется к прекрасному»
Искитимская епархия очень молола — ей всего лишь около полутора лет, но за это время сделано многое. Что за человек возглавляет лэту епархию? Чем он живёт и что считает важным? 06 этом — наш разговор с епископом Искитимским Лукой.
- Владыка, Вы родились в верующей семье или пришли к вере в студенческие годы?
- Родители мои, хотя и крещеные в
Православии, в 70-80 гг. XX века были маловерующими, невоцерковленными. Мама иногда ходила в церковь по большим
праздникам или в родительские дни, ставила свечи, молилась за здравие и за
упокой сродников, но в таинствах не участвовала. Отец
был воцерковлен еще меньше, но Бога никогда не
отрицал. Крестили меня в младенчестве в день пророка Илии 2 августа
- В 1997 году Вы окончили институт электронной техники, получили диплом инженера со специализацией «Управление и информатика в технических системах». Вероятно, в перспективе была неплохая карьера, но Вы азу же, в мае 1997-го, уехали в Новосибирскую область и приняли постриг в монастыре Михаила Архангела. Что предопределило такой выбор? Колебались ли? Пытался ли кто-то из близких отговорить Вас?
- Да, перспективы были неплохие, но к этому времени мне очень скучно стало заниматься электроникой. Как я уже сказал, созрело желание стать монахом. Пришло внутреннее убеждение, что жизнь в миру не для меня, что нужно всего себя отдать на служение Богу и людям. А где, как не в монастыре, удобнее исполнить эти главные заповеди: любить Бога и людей? Поэтому колебаний не было, хотелось только получше подготовиться к монашеской жизни. Желание «иной» жизни всё более и более возрастало. Близкие мне люди - родители и крестные - видели
это стремление. По-человечески им трудно было допустить мысль о расставании, поэтому они предлагали все взвесить, не принимать поспешных решений и, если возможно, то остаться в миру.
- Почему поехали в такую даль? До этого были духовные связи с монастырем или просто хотелось, чтобы не было соблазнов съездить домой? Или Вы считаете, что монаху лучше быть вдали, от цивилизации?
- Принятие монашеского пострига и обетов Богу - ответственный шаг, поэтому одного желания мало, нужно еще благословение опытных в духовной жизни отцов. На Никольском приходе были люди, которые поддерживали связь с духовниками Тро- ице-Сергиевой Лавры, и по их совету для решения этого главного вопроса своей жизни я поехал в Лавру и получил благословение постригаться в новооткрытом Ми- хаило-Архангельском монастыре Новосибирской области. Настоятель Никольского храма, хотя и не сразу, но тоже благословил принимать монашество и ехать в Сибирь. И родители благословили, хотя для них это был тяжелый шаг. Они очень переживали, но потом положились на волю Божию. Что касается расстояния от дома, то, конечно, лучше монаху находиться подальше от места своей мирской жизни, чтобы быть свободным от старых привязанностей. Монашество по своей сути есть другой, отличный от мира образ жизни, и в идеале подвизаться монаху нужно вдали от цивилизации, от больших городов. Но если обитель находится в городе, все равно там соблюдается свой устав, максимально ограничивающий насельников от лишнего общения с миром. Сейчас многие монастыри активно занимаются миссионерской деятельностью, но и там все происходит по послушанию: занимаются миссией иеромонахи, уже укрепившиеся в духовной жизни.
- В 1998 году Вас назначили помощником благочинного монастыря. Вам было 27 лет. В 1999 Вас назначили настоятелем подворья монастыря в селе Красный Яр. Были ли на этих послушаниях трудности, связанные с тем, что приходилось руководить людьми, которые старше Вас и монашество приняли раньше? Что удалось сделать на подворье за 4 года?
- Трудности были совершенно другого рода: монастырь стал создаваться в 1996 году, официальный статус получил в 1997-ом, поэтому большинство послушников были очень молодого возраста - 20 лет, полные энергии, и необходимо было эту энергию направить в нужное русло. Старшие по постригу были старшими и по должности. Наместником монастыря тогда был игумен Артемий (ныне епископ Петропавловский и Камчатский), он и организовы
вал жизнь обители: и духовную, и материальную. Под его руководством шли работы и на подворьях. В селе Красный Яр за 4 года удалось построить храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, но самое главное - создать православную общину. Благо, что в этом селе много верующих. До революции там был свой храм, который строили всем селом, этот момент особенно остался в памяти красноярцев, а нынешние прихожане - это их внуки и правнуки. Сейчас это подворье относится к Новосибирской епархии, там развитая приходская жизнь, есть воскресная школа, свой клирос из прихожан.
- В 2002 году Вас назначили благочинным подворья в Новосибирске. Вы участвовали в строительстве Троице-Владимирского собора. На подворье в Красном Яре Вы тоже участвовали в строительстве храмов. Пригодились ли Вам в то время опыт работы на электромеханическом заводе в 1988-1989 и знания, полученные в институте?
- В жизни каждого человека всё происходит по Промыслу Божьему, только нужно этот Промысел разглядеть и понять. Господь постепенно подготавливает каждого из нас к тем проблемам, с которыми придется столкнуться в дальнейшей жизни. Конечно же, работа на заводе дала практический навык для занятия стройкой. А учеба в институте помогла усвоить системный подход к решению возникающих задач и освоить принципы организационной работы.
- В 2010 году Вас назначили сначала исполняющим обязанности наместника, а потом и наместником Покровского монастыря в селе Завьялово. Монастырь входит в Искитимскую епархию. Расскажите, пожалуйста, о монастыре.
- Монастырь небольшой. Монашествующих
10 человек, а всего, вместе с послушниками и трудниками,
30 человек. Расположен в
- В чем Ваша самая большая радость?
- Во-первых, быть ближе к Богу, в служении Божественной литургии, а во-вторых, большая радость видеть, когда паства идет ко спасению.
www.pravmir.ru Фото из архива редакции.
ИГ № 31 Духовное пространство № 7 С. 7