В храме в честь иконы «Неупиваемая чаша» готовятся к празднику.

Любой, у кого в семье был или есть пьющий человек, знает, насколько это страшно. В России размах пьянства и наркомании приобрел характер национального бедствия. Что делать, куда идти, когда не помогают ни уговоры, ни наркологи? Люди, которые или сами, или же их близкие - дети, друзья, супруги - страдают наркоманией или пьянством, все чаще обращают­ся за помощью в храм. И надежды свои возлагают на Матерь Божию - на ее образ ’'Неупива­емая чаша ".

ИЗ ИСТОРИИ

Иконы "Неупиваемая чаша” есть во многих православных храмах. Но считается, что главный образ находится в Высоцком мужском мо­настыре подмосковного города Серпухова. По преданию, в 1878 году крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, отстав­ному солдату, допившемуся до того, что у него отнялись ноги, во сне явился старец-схимник. Он ве­лел идти в Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, чтобы найти там икону "Неупиваемая чаша", которая излечит от пьян­ства. И тот ползком отправился в путь. По дороге случилось первое чудо - крестьянин поднялся на ноги.

Придя в женский Введенский Вла­дычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наимено­ванием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в риз­ницу был найден образ, на оборо­те которого обнаружили надпись: "Неупиваемая Чаша". Перед обра­зом был совершен молебен, пос­ле которого случилось второе чудо несчастный избавился от пьян­ства. Домой он вернулся совершен­но здоровым, а к иконе с тех пор проторили дорожку жители не толь­ко Серпухова, но и самых отдален­ных уголков России.

После революции и закрытия Вла­дычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафед­ральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Икона с изоб­ражением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша" бесследно исчезла, молебные служения пре­кратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужско­го монастыря. С 1991 года древ­няя обитель на Высоком, основан­ная еще преподобным Сергием Ра­донежским в 1374 году, вновь на­чала действовать. В 1992 году рос­сийский иконописец Александр Со­колов написал новую икону. Образ украсили серебряной ризой, а поз­же в Левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. В мае 1993 года этот образ был освящён в Вы­соцком монастыре.

Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические груп­пы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире.

Паломники едут в Серпухов со всех уголков России и других стран. Славится чудотворная икона "Не­упиваемая Чаша" скорым исцеле­нием страждущих от недугов нар­комании, алкоголизма, игромании и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает из­менить образ жизни заблудшего че­ловека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию.

Любой, у кого в семье был или есть пьющий человек, знает, насколько это страшно. В России размах пьянства и наркомании приобрел характер национального бедствия. Что делать, куда идти, когда не помогают ни уговоры, ни наркологи? Люди, которые или сами, или же их близкие - дети, друзья, супруги - страдают наркоманией или пьянством, все чаще обращают­ся за помощью в храм. И надежды свои возлагают на Матерь Божию - на ее образ ’'Неупива­емая чаша "

ДЕНЬ НАДЕЖДЫ НА ИСЦЕЛЕНИЕ - 18 МАЯ 18 мая отмечают праздник в честь иконы "Неупиваемая чаша". И именно в этот день в 2011 году, по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, в Искити- ме был заложен и освящен пер­вый символический камень в основание Храма в честь ико­ны Пресвятой Богородицы "Не­упиваемая чаша". Инициатором и меценатом строительства вы­ступила Раиса Ильинична По­лянская, директор ОАО "Иски- тимский шиферный завод". Ровно через год, 18 мая 2012 года, в храме состоялась пер­вая служба. И вот сейчас, по прошествии еще одного года, в храме готовятся к празднику и торжественным службам в честь иконы "Неупиваемая чаша". Иконы, к которой люди приходят как к последней на­дежде.

"ХРАМ - ЭТО ЛЕЧЕБНИЦА НАШИХ ДУШ"

Настоятель храма Живоносный ис­точник, Благочинный Южного округа протоиерей Игорь Затолокин:

Неупиваемая чаша - это чаша, вода в которой не кончается никогда. Этот символ относится к спасению и ко Христу. Сам Христос - нескончаемый источник вечной жизни, только через него даруется вечная жизнь. Что ка­сается иконы - то она в первую оче­редь символизирует милость Божью к людям: в какой бы ситуации мы не оказались, какой бы недуг нами не обуревал, если мы черпаем из этой чаши - обращаемся к богу, то Гос­подь своей милостью обязательно по­может. Самый распространенный не­дуг у нас все­гда был - пьян­ство. А теперь вот и наркома­ния стала про­блемой госу­дарственного масштаба. В храм постоян­но приходят матери про­сить в молитве за своих сыновей. Если человек сам не идет в храм, то нет никакого про­тиворечия в том, что мы будем мо­литься за наших близких, или близ­кие будут молиться за нас. Это тоже может привести к результату. Другое дело, что можно изгнать одного беса, но на пустое место придут другие - если нет в человеке той полноты, ко­торая дает ему гармонию жизни. Пол­ноты, состоящей из телесного, душев­ного и духовного. Храм - это лечеб­ница наших душ. Здесь зачастую че­ловек понимает, от­чего в душе его пус­тота. Я знаю множе­ство примеров ис­правления. Есть люди, которые заду­мались вовремя о своей жизни, и сейчас они успешные предприниматели и даже политики. Я думаю, что 18 мая - в праздник ико­ны "Неупиваемая чаша" - нуждающиеся в помощи Бо­жией Матери особенно могли бы прийти в храм и в молитве попросить за себя и за своих ближних.

"ЧУДО ПРОИЗОЙДЕТ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЗАХО­ЧЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ"

Настоятель Храма в честь иконы Пре­святой Богородицы "Неупиваемая чаша" священник Антоний Алексеев:

Наш храм молодой, мы только начали свою работу. В дальнейшем есть у нас желание приобрести для хра­ма точный список (копию) чудотворного образа Свято- Вознесенской Высоцкой пу­стыни города Серпухова. То есть точно такой же образ, от которого получают исце­ление в Серпухове. Он гото­вится определенным обра­зом - делается точный спи­сок (копия) вплоть до мил­лиметров, один в один. Ос­вящается на иконе-первоис­точнике и отправляется по назначению. Владыка уже дал добро, и мы сейчас ждем этот великий дар, ве­ликую святыню для всего Искитима. Но надо пони­мать, что сразу ждать чудот- ворения бессмысленно. По­тому что чудеса свершают­ся не просто по одному хо­тению, они свершаются по вере. Че­ловек, прежде всего, должен осоз­нать, что у него действительно есть пагубная зависимость - от алкоголя, от наркотиков. Многие ведь занима­ются непотребными делами, но не считают это чем-то противоестественным. Считают, что они живут "как все". Определить себя как алкоголи­ка или наркомана - это очень тяже­ло. Надо переступить через горды­ню, признать, что ты, если пока и не относишься к окончательно падшим людям, но уже готовишься быть та­ким.' Признав это, человек делает первый шаг на пути к исправлению. Пока человек твердо не решит исправиться - бессмысленны все действия, которые он будет совершать в хра­ме. Он может прийти в храм и тре­бовать немедленного свершения чуда. Но храм ведь нельзя сравнить с по­сещением магазина, например. При­шел - и сразу получил все, что хо­чешь. Все совершается делами веры. В Священном писании сказано: "По вере твоей исцеляешься". Только тог­да человек будет получать просимое, когда будет веровать. Точно веро­вать. Не "...может быть, вдруг я при­ду в храм, и именно со мной случит­ся чудо..." Нет. Вера должна быть твердой: "Я верю, Господи. Ты мо­жешь свершить это надо мной. Если хочешь - исцели". Вот тогда человек будет получать просимое исцеление.

Чудо произойдет только тогда, ког­да человек захочет изменить свою жизнь. Если я покупаю лекарство от ревматизма и тут же бегу играть в футбол, разбивать свои коленки – то потом бессмысленно роптать на ле­карство, что оно не помогает. Долж­но быть все обоюдно. Бог готов по­могать, но он не насилует природу человека. Он желает, чтобы человек своей доброй волей сам захотел. За­хотел - проси. Будешь просить твер­дой верой - получишь.

Образ "Неупиваемая чаша” уже по­лучил извест­ность среди жителей Иски- тима. Тем бо­лее, что, к со­жалению, прак­тически в каж­дой семье есть страдающий пагуб­ной зависимостью. Вот буквально вчера была у меня встреча с одним человеком. Он работает на хорошем предприятии в Новосибирске. Ну, бы­вает, когда-то зарплату задержива­ют, когда-то неурядицы в семье или с друзьями случаются - все это угне­тает человека. И вот он пришел и го­ворит: "Я запил. Батюшка, что делать? Как помогать себе?" То есть вот пример того, о чем я говорил - человек сам осознал, пришел. Понял, что страдает и он, и его семья от того, что он напряжение снимает алкоголем. Я сказал ему: "У каждого растения есть корень. Надо искать причины - корень, чтобы устранить последствия. А корень пьянства в духовных болезнях - это уныние, отчая­ние, блуд. Пока не избавишься от этих грехов, никогда не избавишься от пьянства. Это как два сообщающих­ся сосуда - сколько бы ты ни старапся меньше пить, уныние и отчаяние будут вновь перетекать во второй со­суд в виде алкоголя". Я думаю, что человек услышал и получил надежду на то, что сможет преодолеть в себе свои пороки.

18 мая в нашем храме будет торже­ственное богослужение утром и ве­чером. Людей, думаю, будет немало. Поскольку именно от образа Пресвя­той Богородицы "Неупиваемая чаша” происходили чудеса, люди верят, что именно через этот образ Божия Ма­терь преподнесет исцеление. Хотя к Богородице можно обращаться к лю­бому образу - мы обращаемся, преж­де всего, к личности, к Пресвятой Бо­городице.

У каждого есть свобода выбора, ко­торую не нарушает даже Бог. Но, если человек хочет блага себе и близким, он сам задумается о другой жизни - трезвой и здоровой. В идеале, для исцеления, должно присутствовать желание человека перестать пить. В храме говорят: "Господь всегда хо­чет нам блага, и если мы тоже хотим этого - тогда рождается чудо".

Когда же за алкоголика молятся близкие, проходит чуть больше вре­мени. Обращаться к Матери Божией можно дома, имея у себя образ "Не­упиваемая чаша”. Просить помощи в исцелении от болезней и страстей за себя или кого-то можно и своими словами. Главное, чтобы молитва шла от самого сердца.

Огонек лампады перед иконой "Не­упиваемая чаша” горит всегда - как символ всех молитв, ежеминутно об­ращенных к ней - о спасении и исце­лении пьяниц.

Евгения СВИТОВА

фото Е.Свитовой и Н. Зайцевой.

Конкурент, №19, 17 мая, 2013 г.