В России три таких иконы: две - в Москве, одна теперь - в Искитиме.

В субботу 26 октября в храме во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" гскитим прошла церемония освящения Иверской иконы Божией Матери. Икона явля­ется списком (точной копией) Иверской Вратарницы, хранящейся в монастыре на Святой горе Афон (Греция), и создана афонскими иконописцами. В России таких икон - отныне три.

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ИКОНЫ

Примерно в X веке из Иверии (древнее название Грузии) в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий. Ими был основан монастырь, получивший название Иверон. До XIX века его насельниками (жителями) были ино­ки только грузинского происхожде­ния. Позднее их вытеснили греки.

Иверская икона Божией Матери - одна из самых древних богородич­ных икон. Святыня, по церковному преданию, относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой с благословения Богородицы еще при ее земной жизни.

Во времена иконоборчества (813- 843 годы) в Малой Азии (террито­рия современной Турции) в облас­ти Никея жила вдова с сыном, испо­ведовавшая православную веру. Вдо­ва была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился тот самый старинный образ Бого­родицы, о котором мы ведем речь. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, то стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы. Тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живо­го человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но обещали, что вернутся утром. След же о того удара навсег­да остался на лике Богородицы.

Ночью вдова вместе с сыном взя­ли икону и вышли на берег моря. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вер­тикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого мать укрылась в Никее, а сын бежал на Афон, где был принят в Иверс­кий монастырь. От него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

Однажды, когда монахи сидели у монастырских ворот, увидели они над морем огненный столп, взмет­нувшийся до неба. Когда столп угас, они увидели в море икону и хотели достать ее. Но едва к ней прибли­жались, чтобы взять в руки, икона отстранялась. Самому скромному монаху, отшельнику по имени Гав­риил, Богородица явилась во сне, велела ему без страха пройти по морской глади, взять икону и выне­сти ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать. Гаври- ил сделал все, как было велено. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, постав­ленным на святой алтарь. А на дру­гой день, когда вошли в храм, то иконы там не увидели. Монахи на­чали ее искать, и нашли над монас­тырскими вратами. Они вновь вод­ворили ее на алтарь, и вновь она очутилась над вратами. И вновь отшельник Гавриил сказал, что икона послана не затем, что ее охраняли, а чтобы та, чей лик на этой иконе, стала навеки Хранительницей и Иверона, и всего Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой - Вратарницей.

КАК ИВЕРСКАЯ ПОЯВИЛАСЬ НА РУСИ

В XVII веке об Иверской иконе уз­нали на Руси. Архимандрит Ново­спасского монастыря Никон, буду­щий Патриарх, обратился к архи­мандриту Иверского Афонского мо­настыря Пахомию с просьбой при­слать точный список чудотворного образа. Примечателен и даже та­инственен способ создания спис­ка, не характерный даже для того времени. Собрав всю свою братию

-    365 человек, афонские монахи со­творили великое молебное пение с вечера до утра, и освятили воду со святыми мощами. Они облили чу­дотворную икону Богородицы свя­той водой, потом собрали ту свя­тую воду "в великую лохань”, и об­лили новую доску, которую сдела­ли из кипарисного древа. И опять собрали ту святую воду в лохань, отслужили Божественную литургию, а после дали ту святую воду и свя­тые мощи иконописцу иноку Иамв- лиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с крас­ками, написал святую икону. Она и была отправлена в Москву. 13 (26) октября 1648 года список встреча­ли в Москве царь Алексей Михай­лович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. В честь этого события отмечается день памяти Иверской иконы Божией Матери. Впоследствии этой иконой владе­ли царица Мария Ильинична Ми- лославская и ее дочь царевна Со­фья Алексеевна; после кончины ца­ревны образ пребывал в Новоде­вичьем монастыре. После револю­ции монастырь был закрыт, а ико­на передана в Государственный Ис­торический музей, где и хранилась до 2012 года.

В 1994 году в Новодевичьем мо­настыре возродилась монашеская жизнь. И 6 июня 2012 года икона, прибывшая в Москву в 1648 году, торжественно была перенесена из фондов Государственного Истори­ческого музея обратно в монастырь.

История появления второго спис­ка такова. Когда на патриарший пре­стол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского мо­настыря. На Афон были посланы ис­кусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Ста­раниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородиц­кий Святоозерский монастырь, в ко­торый с Афона была принесена но- вонаписанная Иверская икона Бого­родицы. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы

-    12 (25) февраля. Но после рево­люции список исчез и до сих пор не найден.

С иконы, находившейся в царской семье, уже московскими иконопис­цами был сделан еще один список; в 1669 году его установили в Иверс­кой часовне у Воскресенских ворот, выходящих на главную улицу Моск­вы - Тверскую. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь мос­квичей и прославилась исцеления­ми больных и многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские воро­та. Икона была передана в храм Вос­кресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Патриарх Алек­сий II освятил закладку Иверской ча­совни и Воскресенских ворот на пре­жнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октяб­ря 1995 года с Афона в Москву при­был новый список чудотворной Ивер­ской иконы, написанный священно- иноком Лукой из афонского Ксено- фонтова монастыря. Вратарница вернулась на главные ворота Моск­вы.

Таким образом, согласно докумен­тальным свидетельствам, на сегод­няшний день в России находятся два списка Иверской иконы Божией Ма­тери. Два списка - созданных имен­но монахами Святой горы Афон.

И ТРЕТИЙ СПИСОК - В ИСКИТИМЕ

На прошлой неделе в Искитиме проходила II межрегиональная выс­тавка "Искитим православный”. Уча­стие в ней приняли представители храмов и монастырей России, Мол­довы, Украины, Иерусалима, а так­же Святой горы Афон. Афонские монахи привезли с собой святыню - список иконы Иверской Божией Ма­тери, изготовленный в иконописных мастерских Афона. После окончания работы выставки святыня осталась в Искитиме - в храме во имя иконы Божьей Матери "Неупиваемая чаша”, ктитором (основателем) которого яв­ляется Р.И. Полянская. И 26 октяб­ря, в день почитания иконы, в храме состоялось освящение Иверской Вратарницы.

Чин освящения провел иеромонах Лазарь, благочинный Покровского мужского монастыря савьялово. Ему сослужил иеродиакон Спиридон.

Поскольку икона является списком с Чудотворной, она в полной мере обладает теми же свойствами. Пе­ред Иверской иконой Божией Мате­ри молятся об исцелении от болез­ней души и тела, о защите дома от стихийных бедствий и нападения врагов. К ней прибегают раскаяв­шиеся грешники с просьбой о про­щении прегрешений, за нераскаяв- шихся молятся их близкие. За всё время существования в России ни от одной из чтимых икон Божией Ма­тери не было столько чудесных ис­целений, сколько совершалось их от Иверской иконы.

По окончании обряда освящения к иконе смогли приложиться все при­хожане, пришедшие в этот день в храм. Все остальные православные жители Искитима смогут прикоснуть­ся к Чудотворной святыне в те дни, которые будут специально для этого отведены с благословения святых от­цов.