Трудно - не значит безвыходно

 

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с са­мостоятельной жизнью. Большинство из них не могут успешно адаптироваться к жизни.

Увы, после выхода из детского дома выпускник ока­зывается не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Не­достаточная самостоятельность, зависимость от мнения толпы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость порой толкают их в группы социального риска.

По данным российских исследований трудности, кото­рые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока.

  1. Комплекс социальных затруднений: жилищно-бы­товая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.
  2. Комплекс психологических затруднений: искажен­ное формирование образа себя и значимых взаимо­отношений, отсутствие доверия к миру людей, значи­тельные трудности в управлении и планировании своей жизни, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственное поведение, низкая готовность са­мостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

В рамках профилактики социального сиротства на тер­ритории Новосибирской области с 2013 года на базе МБУ «КЦСОН» города Искитима создана и действует Служба постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей. С выпускниками детских домов ра­ботает 20 кураторов. Все они имеют соответствующее образование и опыт педагогической работы. Их работа строится в плотном взаимодействии с отделом опеки и попечительства администрации города Искитима.

Из дневника наблюдений куратора

Маша - выпускница детского дома. Мать отказалась от неё уже в родильном доме, так как девочка родилась с отклонениями от нормы. Да и без того у женщины уже было четверо ртов, да к тому же ей больше нравилась весёлая, беззаботная жизнь, будоражащие сознание горячительные напитки и всё, что могло после этого следовать. Вот так всё начиналось. А потом был дом ма­лютки, дом-интернат, 3-я группа инвалидности. И вот 18 лет, а значит, впереди - самостоятельная жизнь! «Как быть и что делать?» - обычно задают себе вопрос такие дети. Задала его и Маша. И...покинув государственную обитель, поехала гостить к подруге. По дороге у неё не то украли, не то сама потеряла все документы, а срок продления инвалидности заканчивался уже через ме­сяц, а там и прекращение выплат грозило. И снова тот же вопрос: «Что делать?». Вспомнила про отдел опеки и попечительства, обратилась. Там ей помогли получить жилье, а когда образовалась служба постинтернатного сопровождения, прикрепили куратора. И начался уже совместный поиск ответа на вопрос: «Как жить даль­ше?». Вместе проговорили проблемы и обсудили воз­можные пути их решения, составили план действий. Постепенно у Маши появилось Желание действовать, а не сидеть и ждать чего-то от кого-то. И закрутилось! Совместно собрали пакет документов на оформление нового паспорта, в назначенный срок получили. Резуль­тат? Конечно! Следующий этап - пенсионный фонд. И вот уже оформлено страховое свидетельство! Далее - больница. В итоге, все специалисты пройдены и группа инвалидности подтверждена. Вот и третий документ на руках! Значит, будет пенсия по инвалидности, значит, есть на что жить. Но не тут-то было! Планировать свой бюджет, заботиться о дне завтрашнем Маша пока не умеет. Все наставления может забыть и потратить за один раз почти всю пенсию на дорогой корм и беспо­лезную всякую всячину для своих любимых питомцев (у Маши две кошки и собака). Впереди ещё полмесяца, а в холодильнике пусто, из одежды кое-что срочно надо, а порошка осталось на одну стирку. И много ещё чего... О «чёрных риэлторах» и их делах Маша, конечно, слышала, но возможный печальный финал встречи с ними её во­все не пугает, ведь она уверена, что уж с ней-то ничего подобного не произойдёт! А сама на вопросы: «Куда пла­тишь за квартиру? Сколько платишь?» хмурит брови и что-то невнятно говорит. И начался у Маши следующий этап познания мира.

Вот таким образом каждый куратор службы учит своего подопечного адаптироваться к новой жизненной ситуации, помогает найти и занять своё место в социуме, и, главное, не принимать трудности за безвыходность ситуации.

- Хоть что-то уже знаю и понимаю! Значит, не так уж всё и плохо? - Маша впервые смотрит в глаза своему ку­ратору и даже улыбается. Поверьте, это многого стоит!

Инна Вагнер, заместитель директора МБУ «КЦСОН» г. Искитима.

Искитимская газета 2013. - № 22. – С. 4