Серьезный разговор о финансах.

На протяжении нескольких лет Р.И. Полянская возглавляет в Совете депутатов города Искитим комиссию по бюджету, финансам и налого­вой политике. 2013 год близится к завершению, и мы встретились с Раисой Ильиничной, чтобы узнать ее мнение об итогах года.

Раиса Ильинична, как Вы мо­жете охарактеризовать после­дние месяцы финансового года?

-                      Несмотря на постоянную работу в течение всего года, это время можно назвать горячим. С одной стороны, за­вершается финансовый год, и необ­ходимо сбалансировать исполнение бюджета за текущий год, а с другой стороны, в сравнительно короткие сроки необходимо не только деталь­но рассмотреть бюджет 2014 года, но и принять его до начала очередного финансового года. Это очень серьез­ная и ответственная работа. Проблем много, желаний ещё больше, а живем мы пока ещё в условиях дефицитного бюджета.

-Каким, на Ваш взгляд, был уходящий финансовый год?

-                      Исполнение бюджета 2013 года в целом радует, хотя в сравнении с благополучными годами его пара­метры более скромные. Самое глав­ное, что не было допущено сокраще­ния бюджетных ассигнований ни в одной отрасли. В проекте бюджета 2013года была заложена инфляци­онная составляющая, поэтому испол­нение бюджета будет плановым и в полном объеме. Администрацией го­рода и Советом депутатов важная роль отводилась контролю над по­ступлением налоговых платежей в бюджет и соблюдению финансовой дисциплины. Комиссия принимала активное участие в работе по предупреждению недоимки.

-Это входит в полномочия ко­миссии по бюджету?

-Полномочия комиссии - контроль над исполнением бюджета города, а, следовательно, совместная работа с администрацией по формированию доходов. Тратить можно только то, что заработали. Если учесть, что основ­ные налоговые поступления (более 370 млн. руб.) - это налог на доходы физических лиц, то, естественно, со­вместные усилия направлялись на работу с налогоплательщиками горо­да. Думаю, что у нас в текущем году есть все основания получить доходы бюджета по этому налогу выше про­гнозируемых. Налог является своеоб­разным индикатором развития эконо­мики города. Заработная плата в го­роде за 2013г. выросла в среднем на 12 процентов, и, следовательно, от­числений от заработной платы будет больше.

-В течение года ваша комис­сия шесть раз рассматривала вопрос о внесении изменений в бюджет 2013года. Это резуль­тат неправильных расчетов?

-                      Нет, это совершенно не так. Бюд­жет планируется на три года, а изме­нения происходят довольно быстро. Нужно сразу сказать, что во всех слу­чаях депутаты вносили изменения только по увеличению доходной, а, следовательно, и расходной части. Если в декабре 2012 года мы утверж­дали прогнозный бюджет на 2013 год в объеме 1 млн. 339 тыс. рублей, то на 26-й сессии 27 ноября 2013года мы уже утвердили его в сумме дохо­дов в 1 млн. 510 тыс. рублей. При­рост доходов, как правило, дают суб­сидии областного бюджета на мероп­риятия капитального характера, или изменения полномочий, а собствен­ные доходы бюджета пополняются за счет эффективной работы по сбору налогов.

-Давайте вернемся к основ­ному вопросу 26-й сессии - к бюджету. Почему он рассмат­ривался в первом чтении?

-В соответствии с "Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе" мы должны вначале утвер­дить общие параметры бюджета, то есть принять прогнозируемые доходы и спланировать расходы по собствен­ным полномочиям. Во втором чтении в основном рассматриваются вноси­мые поправки в расходную часть бюд­жета. Именно поэтому период между чтениями очень напряженный, ведь нужно учесть буквально все и до руб­ля.

-Раиса Ильинична, а как бы Вы определили особенности бюджета 2014 года?

-Экономика области и города пока не достигла необходимых стабильных показаний, и ожидать существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет города, я думаю, не приходит­ся. Исходя из умеренного поступле­ния основных налоговых доходов, ста­вится задача соблюдения финансовой дисциплины и сдерживания бюджет­ных расходов. Общий объем доходов бюджета города Искитим на 2014 год предусмотрен в сумме 1 319 900 тыс. рублей. Прогнозируемая доходная часть бюджета на 2014 год снижена к ожидаемому исполнению 2013 года на 6,8 процента за счет сокращения межбюджетных трансфертов на 11,5 процентов. Если учесть, что налого­вые и неналоговые доходы на 2014 год планируются с ростом на 6,7 про­центов, можно с уверенностью ска­зать, что сокращения ассигнований бюджетополучателям не будет.

-А можно подробнее расска­зать, как это выглядит в бюд­жете, и какие налоги форми­руют собственные доходы бюд­жета города?

-Самый весомый - это, конечно, налог на доходы физических лиц. Он рассчитан в сумме 385 473 тыс. руб­лей, что на 2 процента выше ожида­емого исполнения 2013 года. Ду­маю, что поступлений от него в свя­зи с увеличением заработной платы будет даже выше, как мы уже гово­рили ранее. Налог на доходы физи­ческих лиц традиционно является основным доходным источником собственных доходов городского бюджета, а сумма поступлений до­ходов по единому налогу на вменен­ный доход для отдельных видов де­ятельности в связи с большим коли­чеством мелких и средних предпри­нимателей составит более 46 млн. рублей. Примерно такую же сум­му составят поступления от налогов на имущество физических лиц и зе­мельного налога. Копилку собствен­ных доходов существенно дополнят поступления от использования иму­щества, находящегося в муниципальной собственности (около 37 млн. руб.) и сдачи в аренду имуще­ства, находящегося в оперативном управлении органов управления (око­ло 28 млн. руб.). В целом объем не­налоговых доходов на 2014 год оп­ределен в сумме 93 млн.335 тыс. руб., что так же превышает показа­тели предыдущего года.

- А есть ли новые доходные статьи в бюджете 2014 года?

-Да. Если раньше доходы от акци­зов на нефтепродукты поступали только в бюджет области, то, в связи с изменением законодательства, в 2014 году не менее 10 процентов от ожидаемой оценки поступления ука­занных акцизов в областной бюджет будут зачисляться в бюджет города. Это даст дополнительно бюджету го­рода почти 12 млн. рублей. Советом депутатов принято "Положение о му­ниципальном дорожном фонде”, в со­ответствии с которым в этот фонд и будут зачисляться поступления с це­лью ремонта автомобильных дорог, находящихся на балансе города.

-Создание муниципального дорожного фонда - это тоже нововведение 2013 года?

Мы использовали положение фе­дерального законодательства, со­гласно которому органы местного самоуправления вправе создавать такие фонды и направлять поступле­ния целевым образом на дорожную деятельность. Особенностью Искити­ма является большое количество мо­стовых сооружений. Ни один город области не имеет на своем балансе такое количество мостов, а у нас их 14. В связи с необходимостью рекон­струкции основных мостовых соору­жений основные финансовые сред­ства идут именно на это, а на ремонт дорог остается значительно меньше необходимого. Поэтому дополни­тельные средства дадут возмож­ность направить их именно на эти цели. В настоящее время админист­рация города активно занимается выработкой порядка возмещения ущерба автомобильным дорогам го­рода от движения большегрузных и крупногабаритных автомобилей. Учи­тывая огромные объемы перевози­мых грузов, это будут вполне весо­мые поступления в бюджет, и направ­ляться они будут так же на ремонт муниципальных дорог.

-Существует мнение, что бюджет 2014 года - кризисный. Насколько это соответствует действительности?

-Нет, это не так. Скорее всего, та­кие выводы делаются в связи с тем, что межбюджетные трансферты обла­стного бюджета снижены почти на 12 процентов, а они складываются из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенций и субси­дий. Если говорить о дотациях, то они вырастут в 2014 году почти на 6 про­центов и составят 68 млн. рублей. Объем субвенций на 2014 год соста­вит 526 млн. рублей, что на 38 про­центов больше предыдущего года. Об­ластное правительство часть полно­мочий передает на городской уро­вень, часть же берет на обязательства областного бюджета. В связи с раз­граничением полномочийапланиро­вана новая субвенция на реализацию основных общеобразовательных про­грамм в дошкольных учреждениях в сумме 149 млн. рублей. Вместе с тем снижена субвенция на реализацию основных общеобразовательных про­грамм (54млн. руб.) в учреждениях об­щего образования, в связи с переда­чей полномочий по оплате труда вспомогательного персонала на ме­стный уровень. А вот объем субсидий 2014 года уменьшен на 40 млн. и со­ставит 210 млн. рублей. Вот это как раз и связано с большим дефицитом областного бюджета. За счет субси­дий финансируются мероприятия ка­питального характера в строитель­стве и жилищно-коммунальном хозяй­стве, объем которых не может быть выполнен за счет средств городско­го бюджета.

-Раиса Ильинична, если мож­но, подробней о том, на что городу пока не хватает финан­совых средств?

-                      К сожалению, пока в бюджете на 2014год не предусмотрены субсидии на мероприятия долгосрочной целе­вой программы "Стимулирование раз­вития жилищного хозяйства" на реа­лизацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Чистая вода" и мероприятий на газификацию. Вмес­те с тем увеличены субсидии на реа­лизацию программы по ремонту ав­томобильных дорог на 12.2 млн. руб­лей. Несомненно, это вызывает опа­сения, но многие вопросы будут ре­шены по мере наполнения доходов об­ластного бюджета. Во-первых, на все перечисленные объекты существует проектно-сметная документация и за­ложены средства городского бюдже­та на софинансирование. Во-вторых, уже сейчас, благодаря поправкам в об­ластной бюджет, внесенным депута­тами Законодательного собрания Б.В. Прилепским, С.И. Канунниковым и Д.М. Терешковым, ряд острых момен­тов уже снят. Благодаря этому в про­грамме строительства 2014 года со­хранен Ледовый дворец спорта. В свя­зи со значительными затратами на реконструкцию путепровода через подъездные пути РЖД, будут увеличе­ны субсидии по разделу "Дорожное хозяйство". Поэтому мы в начале бе­седы говорили о том, что Совет депу­татов в течение финансового года не менее 5-6 раз вносит на утверждение увеличение доходной и расходной ча­сти. Думаю, в связи с тем, что облас­тным бюджетом на последней сессии уже принято увеличение субсидий, нам в декабре также придется увели­чивать доходную часть бюджета. Счи­таю, что бюджет 2014 года нельзя на­звать бюджетом развития, но он по­зволит исполнять полномочия городс­ких властей в полном объеме. Что же касается расходов, то расходная часть формировалась, исходя из бюджетных заявок учреждений, и в ближайшие 2- 3 недели будет идти интенсивная ра­бота по сбалансированию расходной части. В целом ни одна отрасль в фи­нансовых планах не имеет сокраще­ния в сравнении с 2013 годом. Но это предмет большого разговора, в рам­ках одной встречи вряд ли можно де­тально дать ответ на все вопросы. Давайте более подробно поговорим об этом при следующей встрече.