Серьезный разговор о финансах.
На
протяжении нескольких лет Р.И. Полянская возглавляет в Совете депутатов города Искитим комиссию по бюджету, финансам и налоговой
политике. 2013 год близится к завершению, и мы встретились с Раисой Ильиничной,
чтобы узнать ее мнение об итогах года.
Раиса
Ильинична, как Вы можете охарактеризовать последние месяцы финансового года?
-
Несмотря
на постоянную работу в течение всего года, это время можно назвать горячим. С
одной стороны, завершается финансовый год, и необходимо сбалансировать
исполнение бюджета за текущий год, а с другой стороны, в сравнительно короткие
сроки необходимо не только детально рассмотреть бюджет 2014 года, но и принять
его до начала очередного финансового года. Это очень серьезная и ответственная
работа. Проблем много, желаний ещё больше, а живем мы пока ещё в условиях
дефицитного бюджета.
-Каким,
на Ваш взгляд, был уходящий финансовый год?
-
Исполнение
бюджета 2013 года в целом радует, хотя в сравнении с благополучными годами его
параметры более скромные. Самое главное, что не было допущено сокращения
бюджетных ассигнований ни в одной отрасли. В проекте бюджета 2013года была
заложена инфляционная составляющая, поэтому исполнение бюджета будет плановым
и в полном объеме. Администрацией города и Советом депутатов важная роль
отводилась контролю над поступлением налоговых платежей в бюджет и соблюдению
финансовой дисциплины. Комиссия принимала активное участие в работе по предупреждению
недоимки.
-Это
входит в полномочия комиссии по бюджету?
-Полномочия комиссии - контроль над исполнением бюджета города, а,
следовательно, совместная работа с администрацией по формированию доходов.
Тратить можно только то, что заработали. Если учесть, что основные налоговые
поступления (более 370 млн. руб.) - это налог на доходы физических лиц, то,
естественно, совместные усилия направлялись на работу с налогоплательщиками
города. Думаю, что у нас в текущем году есть все основания получить доходы
бюджета по этому налогу выше прогнозируемых. Налог является своеобразным
индикатором развития экономики города. Заработная плата в городе за 2013г.
выросла в среднем на 12 процентов, и, следовательно, отчислений от заработной
платы будет больше.
-В
течение года ваша комиссия шесть раз рассматривала вопрос о внесении изменений
в бюджет 2013года. Это результат неправильных расчетов?
-
Нет,
это совершенно не так. Бюджет планируется на три года, а изменения происходят
довольно быстро. Нужно сразу сказать, что во всех случаях депутаты вносили
изменения только по увеличению доходной, а, следовательно, и расходной части. Если
в декабре 2012 года мы утверждали прогнозный бюджет на 2013 год в объеме 1
млн. 339 тыс. рублей, то на 26-й сессии 27 ноября 2013года мы уже утвердили его
в сумме доходов в 1 млн. 510 тыс. рублей. Прирост доходов, как правило, дают
субсидии областного бюджета на мероприятия капитального характера, или
изменения полномочий, а собственные доходы бюджета пополняются за счет
эффективной работы по сбору налогов.
-Давайте
вернемся к основному вопросу 26-й сессии - к бюджету. Почему он рассматривался
в первом чтении?
-В
соответствии с "Положением о бюджетном
устройстве и бюджетном процессе" мы должны вначале утвердить общие
параметры бюджета, то есть принять прогнозируемые доходы и спланировать расходы
по собственным полномочиям. Во втором чтении в основном рассматриваются вносимые
поправки в расходную часть бюджета. Именно поэтому период между чтениями очень
напряженный, ведь нужно учесть буквально все и до рубля.
-Раиса
Ильинична, а как бы Вы определили особенности бюджета 2014 года?
-Экономика
области и города пока не достигла необходимых стабильных показаний, и ожидать
существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет города, я думаю, не
приходится. Исходя из умеренного поступления основных налоговых доходов, ставится
задача соблюдения финансовой дисциплины и сдерживания бюджетных расходов.
Общий объем доходов бюджета города Искитим на 2014
год предусмотрен в сумме 1 319 900 тыс. рублей. Прогнозируемая доходная часть
бюджета на 2014 год снижена к ожидаемому исполнению 2013 года на 6,8 процента
за счет сокращения межбюджетных трансфертов на 11,5 процентов. Если учесть, что
налоговые и неналоговые доходы на 2014 год планируются с ростом на 6,7 процентов,
можно с уверенностью сказать, что сокращения ассигнований бюджетополучателям
не будет.
-А
можно подробнее рассказать, как это выглядит в бюджете, и какие налоги формируют
собственные доходы бюджета города?
-Самый
весомый - это, конечно, налог на доходы физических лиц. Он рассчитан в сумме
385 473 тыс. рублей, что на 2 процента выше ожидаемого исполнения 2013 года.
Думаю, что поступлений от него в связи с увеличением заработной платы будет
даже выше, как мы уже говорили ранее. Налог на доходы физических лиц
традиционно является основным доходным источником собственных доходов
городского бюджета, а сумма поступлений доходов по единому налогу на вмененный
доход для отдельных видов деятельности в связи с большим количеством мелких и
средних предпринимателей составит более 46 млн. рублей. Примерно такую же сумму
составят поступления от налогов на имущество физических лиц и земельного
налога. Копилку собственных доходов существенно дополнят поступления от
использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (около 37
млн. руб.) и сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении
органов управления (около 28 млн. руб.). В целом объем неналоговых доходов на
2014 год определен в сумме 93 млн.335 тыс. руб., что так же превышает показатели
предыдущего года.
-
А есть ли новые доходные статьи в бюджете 2014 года?
-Да.
Если раньше доходы от акцизов на нефтепродукты поступали только в бюджет
области, то, в связи с изменением законодательства, в 2014 году не менее 10
процентов от ожидаемой оценки поступления указанных акцизов в областной бюджет
будут зачисляться в бюджет города. Это даст дополнительно бюджету города почти
12 млн. рублей. Советом депутатов принято "Положение о муниципальном
дорожном фонде”, в соответствии с которым в этот фонд и будут зачисляться
поступления с целью ремонта автомобильных дорог, находящихся на балансе
города.
-Создание
муниципального дорожного фонда - это тоже нововведение 2013 года?
Мы
использовали положение федерального законодательства, согласно которому
органы местного самоуправления вправе создавать такие фонды и направлять
поступления целевым образом на дорожную деятельность. Особенностью Искитима является большое количество мостовых сооружений.
Ни один город области не имеет на своем балансе такое количество мостов, а у
нас их 14. В связи с необходимостью реконструкции основных мостовых сооружений
основные финансовые средства идут именно на это, а на ремонт дорог остается
значительно меньше необходимого. Поэтому дополнительные средства дадут возможность
направить их именно на эти цели. В настоящее время администрация города
активно занимается выработкой порядка возмещения ущерба автомобильным дорогам
города от движения большегрузных и крупногабаритных автомобилей. Учитывая
огромные объемы перевозимых грузов, это будут вполне весомые поступления в
бюджет, и направляться они будут так же на ремонт муниципальных дорог.
-Существует
мнение, что бюджет 2014 года - кризисный. Насколько это соответствует
действительности?
-Нет,
это не так. Скорее всего, такие выводы делаются в связи с тем, что межбюджетные трансферты областного бюджета снижены
почти на 12 процентов, а они складываются из дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности, субвенций и субсидий. Если говорить о дотациях, то они
вырастут в 2014 году почти на 6 процентов и составят 68 млн. рублей. Объем
субвенций на 2014 год составит 526 млн. рублей, что на 38 процентов больше
предыдущего года. Областное правительство часть полномочий передает на
городской уровень, часть же берет на обязательства областного бюджета. В связи
с разграничением полномочий,запланирована
новая субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ в
дошкольных учреждениях в сумме 149 млн. рублей. Вместе с тем снижена субвенция
на реализацию основных общеобразовательных программ (54млн. руб.) в
учреждениях общего образования, в связи с передачей полномочий по оплате
труда вспомогательного персонала на местный уровень. А вот объем субсидий 2014
года уменьшен на 40 млн. и составит 210 млн. рублей. Вот это как раз и связано
с большим дефицитом областного бюджета. За счет субсидий финансируются
мероприятия капитального характера в строительстве и жилищно-коммунальном
хозяйстве, объем которых не может быть выполнен за счет средств городского
бюджета.
-Раиса
Ильинична, если можно, подробней о том, на что городу пока не хватает финансовых
средств?
-
К
сожалению, пока в бюджете на 2014год не предусмотрены субсидии на мероприятия
долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного
хозяйства" на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы
"Чистая вода" и мероприятий на газификацию. Вместе с тем увеличены
субсидии на реализацию программы по ремонту автомобильных дорог на 12.2 млн.
рублей. Несомненно, это вызывает опасения, но многие вопросы будут решены по
мере наполнения доходов областного бюджета. Во-первых, на все перечисленные
объекты существует проектно-сметная документация и заложены средства
городского бюджета на софинансирование. Во-вторых,
уже сейчас, благодаря поправкам в областной бюджет, внесенным депутатами
Законодательного собрания Б.В. Прилепским, С.И. Канунниковым и Д.М. Терешковым, ряд острых моментов уже
снят. Благодаря этому в программе строительства 2014 года сохранен Ледовый
дворец спорта. В связи со значительными затратами на реконструкцию путепровода
через подъездные пути РЖД, будут увеличены субсидии по разделу "Дорожное
хозяйство". Поэтому мы в начале беседы говорили о том, что Совет депутатов
в течение финансового года не менее 5-6 раз вносит на утверждение увеличение
доходной и расходной части. Думаю, в связи с тем, что областным бюджетом на
последней сессии уже принято увеличение субсидий, нам в декабре также придется
увеличивать доходную часть бюджета. Считаю, что бюджет 2014 года нельзя назвать
бюджетом развития, но он позволит исполнять полномочия городских властей в
полном объеме. Что же касается расходов, то расходная часть формировалась,
исходя из бюджетных заявок учреждений, и в ближайшие 2- 3 недели будет идти
интенсивная работа по сбалансированию расходной части. В целом ни одна отрасль
в финансовых планах не имеет сокращения в сравнении с 2013 годом. Но это
предмет большого разговора, в рамках одной встречи вряд ли можно детально
дать ответ на все вопросы. Давайте более подробно поговорим об этом при
следующей встрече.