ДОРОГИ: Итоги. Планы. Проблемы.

По сообщению пресс-службы правительства НСО от 1 августа 2013 года Новосибирская область динамично увеличивает расходы на дорожную сеть. В 2014 году на содержание региональных и межмуниципальных дорог запланированы ассигнования в размере более 2 млрд 551 млн рублей. Прирост к 2013 году составит 592 млн или 30,2%, что позволит производить финансирование содержания автомобильных дорог на 99,6% от норматива. В нынешнем году этот показатель составляет 78% от нормы по содержанию. В 2015 году на содержание автодорог планируется выделить порядка 2 млрд 700 млн рублей, что обеспечит переход полностью на 100% нормативное содержание автомобильных дорог.

Но это региональные и межмуниципальные дороги. Как же дело обстоит с ремонтом и содержанием муници­пальных дорог?

В ИСКИТИМЕ 344 км дорог, причем, из них 105 км заасфаль­тированы, остальные же имеют щебеночное покрытие. Чтобы узнать, сколько средств на ре­монт городских дорог из мест­ного и областного бюджетов было выделено за последние три года, мы обратились в уп­равление жилищно-коммунального хозяйства.

-В настоящее вре­мя в городе складывается сложная ситуация, - рассказывает начальник договорного отдела средства Е.А.Розманова. - Она вызвана высо­кой степенью износа дорожно­го полотна, который достигает на ряде улиц 90%, а также заг­рузки дорог личным и обще­ственным транспортом. Увели­чение транспортной нагрузки, происходящее в последнее вре­мя, ведет к ускоренному разру­шению дорожных покрытий и требует дополнительных средств на их восстановление. Недостаточность выделяемых ранее финансовых средств, при­вело к накоплению недоремонта (без устройства ограждений, тротуаров, бордюров и пр.) и выполнения неполного комплек­са работ по содержанию дорог. Полученные средства расходу­ются в основном на текущие ремонтные работы. При суще­ствующем уровне финансирова­ния нам удается заасфальтиро­вать в год не более одной ули­цы. Так, в 2010-2011 годах ра­боты по асфальтированию улиц частного сектора не проводи­лись, в 2012 году было выпол­нен ремонт на улазарная, в 2013 году на ул.Больничная и ча­сти ул.Комсомольская, протя­женностью 578,3 метра (общая площадь 3380 кв. м). В планах 2013 года было и асфальтиро­вание улирова, но в связи с нехваткой средств данная рабо­та не выполнена. Несложно по­считать, что на асфальтирова­ние всех улиц города при суще­ствующем уровне финансирования потребуется 125 лет. Для улучшения существующей ситу­ации необходимо стабильное финансирование дорожной де­ятельности. Существующая по­требность в финансировании работ по строительству, рекон­струкции, капитальному и теку­щему ремонту автомобильных дорог города на 2014 год со­ставляет более 200 миллионов рублей. Кроме того, необходи­мо еще выполнить работы по реконструкции путепровода по ул. Юбилейная. Стоимость ре­конструкции около 120 милли­онов рублей, - отмечает Е.А.Роз­манова.

Всего же в 2013 году на ремонт дорог, тротуаров и внутриквар­тальных проездов было затра­чено 24 786 122 рублей, из них только 2 млн рублей - средства областного бюджета. Всего в го­роде было отремонтировано бо­лее 60 тыс. кв. метров дорог, тротуаров и внутриквартальных проездов. А именно около 39 тыс. кв. м - грейдирование с отсыпкой щебнем улиц частно­го сектора и более 21 тыс. кв - ремонт дорог и тротуаров с асфальтобетонным и бетонным покрытием.

На большинстве дорог, наиболее загру­женных транспортом - прби­лейный, ул.Комсомольская, Ка­натная, Гоголя, Молодежная, Маркса, Пушкина, Советская, Чайкиной, Линейная, Коопера­тивная, Киевская и т.д., в ны­нешнем году был выполнен ямочный ремонт. Общий объем работ составил 7 777 кв. мет­ров. Стоимость работ - 5 млн 194 тыс. рублей (средства мес­тного бюджета).

В рамках исполнения наказов избирателей на ремонт внутри­квартальных проездов, тротуа­ров и проведение работ по грей­дированию и щебенению проез­жей части улиц частного секто­ра из городского бюджета было выделено более 14 млн рублей. Отметим, что практически все наказы избирателей в 2013 году исполнены.

Выполнены работы и в соот­ветствии с муниципальным за­данием по ремонту внутриквар­тальных проездов и тротуаров. На данные работы из местного бюджета выделены финансо­вые средства в объеме более 3 млн. рублей. На сегодняшний день выполнены работы по ре­монту тротуаров по улрораб­ская, Почтовая, микрорайона Южный, внутриквартальных про­ездов Шипуновского, Южного, Индустриального и Центрально­го микрорайонов.

Не стоит забывать и о затра­тах городского бюджета на ка­питальный ремонт мостового сооружения по ул. Советская (маг. «Морковка»). Общая сто­имость работ по реконструкции 42 млн 800 руб. (около 40 млн - средства областного бюджета).

И все же, проведя несложные математические вычисления, нетрудно понять, что средств, выделяемых как из местного, так и из областного бюджетов, на содержание дорог в норма­тивном состоянии явно недо­статочно. Основные работы сво­дятся не к реконструкции дорог, а к поддержанию их в рабочем состоянии. Но, как показывает время, даже те дороги, которые были капитально отремонтиро­ваны совсем недавно, не выдер­живают транспортной нагрузки. И дело здесь не всегда в техно­логии ремонта. Большегрузный транспорт для дорог Искитима. настоящее бедствие. Многотон- ники разрушают даже новые до­роги, а что уж говорить о доро­гах, которые не «видели» капи­тального ремонта много лет. А между тем, объездные дороги существуют, и пусть они не все­гда соответствуют нормативам, использование их - это все же выход для города сохранить в удовлетворительном состоянии существующую сеть дорог, по которым движется обществен­ный и легковой транспорт.

Основную нагрузку на городс­кие дороги оказывают пять пред­приятий - цементный завод, из­вестняковый карьер, ЖБИ-5, ИП Голубев и Новосибирское карь­ероуправление. Самый большой путь по муниципальным доро­гам (более 3 км) совершают большегрузы, осуществляющие транспортировку продукции за­вода Искитимизвесть, ЖБИ-5 и индивидуального предпринима­теля. И именно они чаще дру­гих нарушают правила дорожно­го движения, проезжая под зап­рещающие движение грузового транспорта знаки. Вдвое коро­че путь у грузовиков цемзавода и карьероуправления. К слову, руководство цементного завода оказало городу финансовую поддержку при реконструкции моста через рерная. С пони­манием к городским проблемам относится и карьероуправление. Предприятие готово не только изменить маршрут движения гру­женого его продукцией авто­транспорта, но и понести суще­ственные финансовые затраты. Речь идет об использовании по­строенного для этих целей 100- тонного моста через рипуниха в Ложковском микрорайоне. Достаточно лишь привести в со­ответствие подъездные пути к мосту и организовать в летний период полив дороги, проходя­щей вдоль дачных участков. При этом основное производство НКУ вообще может быть пере­несено за пределы городского округа. Как рассказал директор НКУ Е.И.Харланов, решение о строительстве нового, совре­менного завода уже принято. Главное - не помешал бы про­гнозируемый в 2014 году эконо­мический кризис.

Решением многих транспорт­ных проблем города станет строительство восточного объезда говосибирска, кото­рый начнется в районе выезда из Новосибирска на Новокуз­нецкую трассу, затем будет идти параллельно трассе М-52 в Искитимском районе и выйдет на нее за нашим городом, в рай­оне ст.Евсино.

Пока же администрация Иски­тима принимает все возможные меры для поддержания суще­ствующей дорожной сети горо­да. В сентябре нынешнего года в областном министерстве транспорта и дорожного хозяй­ства город защитил заявку на финансирование из областного бюджета в размере 115 млн руб­лей. Эти средства планирова­лось распределить следующим образом: 45 млн - для ремонта существующей дорожной сети, 30 млн - для строительства объездной дороги, которую не­обходимо построить до начала реконструкции путепровода  улбилейная, и 40 млн - на первый этап работ по рекон­струкции путепровода. Но в ус­ловиях предполагаемого дефи­цита бюджетов всех уровней, сложно говорить о средствах, которые можно будет вложить в дорожную сеть Искитима в сле­дующем, 2014 году, так как пока в проекте областного бюджета Искитиму запланировано выде­лить всего 54 миллиона рублей.