Разговор по душам и о душе

Так называлось мероприятие, которое состоялось в поселковой библиотеке рабочего поселка Линево. Оно было посвящено православному краеведению. Священнослужители иерей Алексей Мангушев и секретарь Искитимской епархии, иеромонах Иоанн Кутырев рассказали старшеклассникам об истории церкви, о строящихся и существующих храмах Искитимского района.

Поговорить о церкви и душе вне храма

Инициатором встречи стал иерей Алексей Мангушев. Будучи руководителем молодежного отдела Искитимской епархии, священник ищет новые формы взаимодействия с молодым поколением. Как пояснил иерей Алексей, не всегда получается охватить все общество в храме, не все его посещают, поэтому возникла идея поговорить о церкви, о душе и по душам в неформальной обстановке. «Мы хотим рассказать об истории православных храмов. — так определил Алексей Мангушев цель встречи. — Церковь очень тесно связана с русской культурой, а, значит, русскому человеку необходимо знать азы православия». Заведующая поселковой библиотекой Светлана Верзакова отметила, что мероприятие в таком формате проводится впервые, помимо школьников на встречу пригласили читательский актив, поэтому общение будет интересным и полезным для всех поколений. Важно и то, что участники смогут получить ответы на волнующие их вопросы непосредственно от представителей православной церкви.

От скинии до храма

Участники встречи узнали историю возникновения церкви, как она развивалась и менялась со временем. Первой церковью была скиния. «Она состояла из трех частей. Это святое святых, место, куда никто не заходил, кроме первосвященника, — пояснил иеромонах Иоанн Кутырев, — там. в Ковчеге Завета хранились манна небесная, жезл Аарона и скрижали. В средней части — святилище — приносилась жертва в виде воскурения ладана, которое совершали священнослужители. И третья часть — двор, где находился жертвенник и молился народ. Скиния стала прообразом нашего современного храма». Беседу сопровождали наглядными иллюстрациями. На слайдах можно было увидеть, какими были скинии. И как сейчас выглядят православные обители.

 О том, какой формы бывают православные храмы, рассказал иерей Алексей Мангушев. Одни строятся в форме корабля, как, например, кафедральный собор Искитимской епархии. Очертания судна можно увидеть, если посмотреть на обитель сверху «Храмы в виде корабля строятся потому, как вы знаете из сюжета Ветхого Завета, Ной и его семейство спаслись от потопа на ковчеге, — напомнил иерей Алексей. — И такая форма показывает, что народ имеет спасение в храме-корабле от, скажем так, бури грехов, которые окружают его в мире». Строятся храмы и в виде круга. Это связано с тем, что кольцо — символ вечности. То есть Господь обещает вечное спасение в его обители. Это довольно редкие по форме церкви, в Искитимской епархии таких нет.

Более распространена форма храма в виде креста, символа спасения. «Православным людям, когда они крестятся, надевают крест, — добавил Алексей Мангушев. — Это, во-первых, проповедь, что я христианин, а во-вторых, это символ спасения: мы верим, что будем спасены через смерть Иисуса Христа». Храм в поселке Линево построен в виде креста. Такую форму имеет один из самых старинных и красивейших храмов на территории Искитимского района — Завьяловский храм. Ему более ста лет. Сейчас он отреставрирован и является памятником истории. В нем проходят православные службы.

Еще одна форма храмов — в виде звезды — встречается очень редко. Также Алексей Мангушев разъяснил, что имеет значение не только форма обители, но и количество куполов. Один возводят в честь того, что Бог един. Три купола знаменуют Святую Троицу, семь посвящены семи таинствам, 12 олицетворяют 12 апостолов. А на линевском храме пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Тайный смысл внешних действий

На примере линевского храма священники познакомили участников встречи с внутренним устройством современной церкви. Как и в скинии, в храме существует три части. В самую главную — алтарь — заходят по особому разрешению только представители мужского пола, В средней части прихожане молятся. И третья часть храма — притвор, раньше там стояли оглашенные, то есть некрещеные. В современных церквях эти помещения небольшие.

Иеромонах Иоанн Кутырев пояснил, зачем совершаются те или иные действия во время службы, что они значат, ведь в церковной жизни все внешние действия имеют внутренний духовный смысл. Как, например, освящение нового храма. Делается это потому, что храм не просто место, где православные христиане молятся, там совершается самое главное таинство — освящение даров. «Это место, где каждый верующий человек не просто к какой-то святыне прикасается, — разъяснил иеромонах Иоанн,— а непосредственно соединяется с Богом, принимая под видом хлеба и вина тело и кровь самого Бога. Это основа основ церковной жизни. Поэтому храм обязательно освящается».

Зачем носить платок в храме

Во второй части мероприятия присутствующие получили возможность задать вопросы представителям православной церкви. Школьники интересовались, кто может стать священником, где они учатся, почему одни имеют семью, а другие нет, когда будет второе пришествие.

Взрослая публика спрашивала, почему у священников в разные дни церковных праздников и поста одежды разного цвета, что они значат. Отвечая на вопрос, почему не разрешается женщинам ходить в брюках в храм и пользоваться косметикой, Алексей Мангушев пояснил, что есть правила церковного этикета, раньше они были строже. Сейчас женщину с накрашенными губами из церкви не выгонят, но если она будет целовать крест или икону, останутся следы от помады. А на счет того, что женщинам в храме надо обязательно быть в юбке, а не брюках, священнослужитель сказал: «В Библии нигде не сказано, чтобы женщина обязательно носила юбку и не носила штаны. Там есть слова о том, что женщина не должна носить мужскую одежду, а мужчина женскую. Но в те времена не было штанов. Были платья и у мужчин, и у женщин, они отличались по форме. Нельзя было уподобляться противоположному полу, носить его одежду. В Библии сказано: «Мерзко перед Богом». Священник посоветовал, что если кто-то будет говорить в храме подобные вещи, мол, это нельзя, надо просто попросить показать, где в Библии сказано, например, что нельзя носить брюки? А что касается обязательного ношения платка в храме, то на Руси этот головной убор издавна был показателем семейного статуса. Если женщина приходила в платке, значит, она замужем или помолвлена. Русская Православная Церковь ввела это в традицию. «Если вы зайдете в храм без платка, адекватный священник не нагрубит, — добавил Алексей Мангушев, — а скажет: «Знаете, у нас так принято, оденьте платок». Но если не оденете, он вас не выгонит». Отвечая на вопрос о том, стремится ли православная церковь открыть как можно больше храмов, иеромонах Иоанн пояснил: «Храм строится не для нас, а для людей. Инициатива должна идти от людей». Организаторы встречи стремились заинтересовать молодежь, чтобы юноши и девушки, если у них возникают какие-то вопросы, могли обратиться в церковь. «Когда человек приходит с какими-то вопросами, значит, он уже первый шаг навстречу церкви делает», — считает Алексей Мангушев.

 

 

Искитимская газета. - 2019, № 13 (11472) (28 марта). - Духовное пространство. - № 2 (63) (март). - С. 9.