ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Социально экономическое развитие города и района

Транспорт

Вокзал – новая достопримечательность Искитима »»»»»»

Есть дороги трудные, но трудно без дорог »»»»»»

АТП-5: между прошлым и будущим »»»»»»

Извозному делу в Искитиме – 55 лет »»»»»»

Любишь кататься – плати и катайся »»»»»»

Колесики все крутятся »»»»»»

И чтобы ваш водитель брат здоровым был и был богат »»»»»»

Шел по городу автобус »»»»»»

Повесть о том, откуда пошел искитимский автобус »»»»»»

Козыри Владимира Александрова »»»»»»

Пассажирское автотранспортное предприятие: день за днем »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

Вокзал – новая достопримечательность Искитима

Искитимские железнодорожники в этот день просто искрились от счастья. Причем так сильно, что их настроение охватывало всех, кто находился рядом. Повод для бурного ликования был весьма подходящий: город принимал в подарок новый, ультрасовременный объект. В субботу, 19 ноября, после реконструкции открыл свои двери железнодорожный вокзал. Разделить радость с «именинниками» на привокзальную площадь пришли горожане, жители района. Прибыли на торжество и VIP-персоны из Новосибирска: вице-губернаторы В. А. Юрченко и А. А. Беспаликов, председатель областного Совета депутатов В.В. Леонов, депутаты облсовета. Встречал гостей начальник Зап-Сиб. ж/д А. В. Целько.
Наконец-то устранена несправедливость, - такими словами начал праздник А. В. Целько. - Город, строящий города, обзавелся нормальным вокзалом». Честно говоря, Александр Витальевич сильно поскромничал, оценив новый объект словом «нормальный». Обновленный вокзал, спроектированный институтом «Сибжелдорпроект» ничем не уступает мировым стандартам. Впрочем, облик здания говорит сам за себя. Здесь появилось широкое удобное крыльцо, оснащенное не только перилами, но и пандусами, огромные пластиковые окна темного цвета прекрасно вписались в кремово-терракотовый колер фасада, практичное дополнение для пассажиров - электронные часы над входом. Глядя на это сооружение, с трудом веришь, что перевоплощение произошло всего за семь месяцев (не считая проектных работ).
* * *
В здании нового вокзала два зала для пассажиров, малый, рассчитанный на 50 посадочных мест и большой - на сотню сидений. Две кассы: для продажи билетов на поезда дальнего следования и пригородные. По договоренности с мэрией здесь же разместится касса автовокзала. Сбылась и давняя мечта железнодорожников - на вокзале появилось место для буфета.
* * *
Городские власти тоже готовились к приятному событию. Проведена реконструкция привокзальной площади. Здесь появились новые разметки, упорядочены остановки автобусов, появилась посадочная платформа.
Все, кто был причастен к превращению старого здания вокзала в новое, на торжестве по случаю его открытия получили свою долю почестей. Премии, именные подарки, памятные адреса, почетные грамоты от губернатора вручили и строителям, и работникам вокзала. Гости, в своих поздравительных выступлениях искренне порадовались за искитимцев, ведь несмотря на то, что новоиспеченный объект является собственностью железной дороги, служить он будет сотням тысяч пассажиров. Когда все поздравления и благодарности прозвучали, строители вручили начальнику вокзала Н. Н. Лавровой символический ключ от «новостройки». После этого ритуала настала очередь самого торжественного момента праздника. Право перерезать ленточку и первыми войти в вокзал предоставили высоким гостям из Новосибирска. Но В. В. Леонов и В. А. Юрченко решили поделиться этой честью с молодым и старшим поколением искитимцев. Ножницы вручили пожилой женщине и детям, присутствующим на празднике. Старушка, прежде чем исполнить ответственное дело, неожиданно свалившееся на нее, трижды перекрестилась. Внутренний интерьер вокзала поразил пассажиров даже больше, чем вид снаружи. Они поднимали головы к потолку, разглядывали стены, светильники, мраморные полы, оценивали удобство белоснежных сидений. Судя по эмоциям, отражавшимся на лицах людей, вокзал обещает стать достопримечательностью города Искитима.

Наталья ИЛЬИНСКАЯ,
«Искитимская газета»,
№47 / 24 нояб. 2005 г

««««««

 

ОАО «АТП-5»

Есть дороги трудные, но трудно без дорог

Слякоть, мороз, гололед, а этим людям все нипочем. Сев за руль своего автомобиля они отправляются в путь не взирая на капризы природы… Крупные капли дождя звонко бьют в лобовое стекло, привычно «поет» радио – единственный собеседник шофера. А душу греют в пути фотографии с родными лицами домочадцев. В последнее воскресенье октября в нашей стране празднуется день автомобилистов. Это праздник тех, кто неразрывно связал свою жизнь с дорогой. И таких людей в нашем городе не мало. Эта страница посвящена работникам одного из транспортных предприятий Искитима.

Именно эти черты характера всегда отличали водителей ОАО «АТП –5». По праву в Искитиме, особенно в строительной отрасли, с большим уважением относились к коллективу этого предприятия. В то время, называясь автотранспортным предприятием № 5 объединения «Новосибирскстройтранс», оно обслуживало Всесоюзные ударные комсомольские стройки – Чернореченский цементный завод, Новосибирский электродный и еще множество различных строек города и области в целом. Водители день и ночь трудились на перевозке щебня и извести, камня и известняковой крошки. Коллектив Автотранспортного предприятия № 5 был жизненно необходим Искитимскому известняковому карьеру и заводу железобетонных изделий. Именно АТП –5 приводило их в действие. Миллионы перевезенных тонн и кубометров на счету водителей этого предприятия. Из автотранспортной конторы с многочисленным парком машин и примитивными строениями в 50-х годах оно превратилось в современное автомобильное хозяйство. За все время существования организации сменилось не одно руководство. Менялось время, менялись люди … В 90-х годах для АТП –5 настали трудные времена. Еще год назад, а именно в 2001, начале 2002 года предприятие оказалось в буквальном смысле на пороге разрухи. Не выплачивалась заработная плата водителям, возникли непреодолимые препятствия по доставке запчастей и еще много и много других проблем. С мая нынешнего года ситуация изменилась. И изменилась к лучшему для тех, кто остался все же трудиться в «новом» АТП – 5.

Лучше меньше – да лучше

До весны нынешнего года предприятие переживало экономический кризис. Переломный момент наступил в мае. Именно в это время коллектив решил пригласить на должность директора Андрея Петровича Куприянова. Этому человеку люди доверили свои судьбы и судьбу предприятия в целом. И вот уже 6 месяцев как у АТП – 5 появились признаки жизни. Вновь появился пульс, забилось сердце, а люди стали надеяться на лучшее будущее.
- Андрей Петрович, с какими трудностями сразу же столкнулись?
- Честно говоря, дисциплина здесь трудовая была не на высоте. Поэтому, прежде всего, навели порядок именно по части дисциплины. По крайней мере, сделано уже в этой области дел процентов на семьдесят. Это точно. Те люди, которые не привыкли добросовестно трудиться в коллективе, ушли. Остались те, кто хочет работать. Еще меня поразило, когда я начал работать, то, что у водителей существует крепкая дружба и сплоченность. Как традиция. Свое предприятие они считают своей родной семьей. Большинство из водителей всю жизнь трудятся в автобазе. Смотрю, а в трудовой книжке только одна запись - АТП –5. И трудовых династий много. Вот это очень важный положительный момент.
- Вы сказали, что есть такие работники, которые ушли после реорганизации предприятия. А сейчас у вас кадров хватает? Как вы их подбираете?
- Руководящий состав остался практически тот же. Заместитель по перевозкам Николай Иванович Зубов отработал здесь около тридцати лет, начальник колонны, бывший водитель – Валерий Кузьмич Роднев тоже имеет немалый трудовой стаж на предприятии. Вот главный инженер Владимир Иванович Кабыкин у нас человек новый. Раньше он работал директором в Шипуновском карьере.Что касается водительского состава, то стараемся обходиться теми людьми, что остались. Не скажу, что не приходят новые работники. Приходят и новые кадры. Конечно, важен опыт работы, но мы и делаем ставку на молодежь. У ветеранов должна быть достойная смена. Опять же мы не ставим такой цели - набрать полный арсенал сотрудников. Моя позиция такова: пусть нас будет меньше, но работать мы будем качественно. Пусть будет небольшой коллектив, но он будет дружный и добросовестный. Сейчас у нас трудится 60 человек водителей. И я хочу дать каждому своему водителю возможность заработать.
- Андрей Петрович, в АТП – 5 существует свой совет ветеранов. Планируете наладить связь с теми людьми, кто отдал годы жизни предприятию?
- Без этого просто нельзя. Я назначил ответственного человека – Раису Дмитриевну Корыткину. Она мой заместитель, которая и будет курировать этот вопрос. Недавно был на празднике, посвященному Дню пожилого человека. Видел, как общаются ветераны. Им нужна наша поддержка. Старость забывать нельзя ни в коем случае. И даже пусть предприятие разделилось, но ветераны не должны этого чувствовать. Все будет как прежде. Все традиции останутся. Как прежде можно прийти в родную организацию, где ветерана всегда поймут и поддержат.
- Андрей Петрович, в профессиональный праздник, что бы вы пожелали своему коллективу?
- Прежде всего – здоровья. А также воли, духа в это трудное время, свежую голову, трезвый рассудок, крепких ног и бодрости. Главное, чтобы все это было. Тогда и на работе и дома все будет хорошо! С праздником!

Дружная семья

На любом предприятии есть свой трудовой костяк, на который всегда можно положиться. Знакомьтесь, Анатолий Алексеевич Гусельников, начальник ремонтных мастерских:
- В автобазе я отработал 22 года. Трудился водителем. А после реорганизации директор назначил меня на новую должность. Хорошо, что работа идет. Все сдвинулось с мертвой точки. Заработную плату вовремя выплачивают. Единственная сложность на сегодняшний день - это старый транспорт. Часто приходится ремонтировать. Но деньги на ремонт выделяются без задержек.
Как уже было сказано недавно пришел на предприятие главным инженером Владимир Иванович Кабыкин:
- С мая я работаю на новом месте. Конечно, для меня нова структура производства. Но, как говорится, производство - есть производство. Везде приходится работать с людьми. В начале приходилось и «ломать» старые порядки в части дисциплины. На сегодняшний день наша первоочередная задача – сплотить людей, сохранить производство и развить его.
В рядах молодой смены трудятся водителями два напарника – Сергей Геннадьевич Косолапов и Евгений Валерьевич Булгаков. Не смотря на то, что Сергей Геннадьевич имеет восьмилетний трудовой стаж, а Евгений Валерьевич пришел на предприятие всего год назад, чувствуется некая сплоченность, которая, наверное, понятна лишь водителям. Как рассказывают молодые люди, работать стало намного легче:
- Раньше по полгода стояли на ремонте. А сейчас такого вообще нет. Ведь главное, чтобы стопора в работе не было и руководство это понимает. Да и подработать всегда есть возможность. Не ленись и все будет.
Николая Михайловича Тарасова на предприятии заслуженно называют ветераном:
-В АТП – 5 работаю уже 34-й год. Раньше работал на машине, а сейчас слесарем. Здоровье стало подводить, вот и пришлось сменить профессию водителя. А как старый шофер вам скажу, что главное в нашей работе - это дружба и солидарность. И эти качества, как были тридцать лет назад, так они и есть до сих пор. И уверен, что так будет всегда. А без дружбы водитель не сможет работать на линии. Друг другу нужно помогать.
С мнением Николая Михайловича согласен и Сергей Михайлович Шишихин, который тоже немало лет отработал на предприятии:
- Я сюда после армии пришел. Работал сначала слесарем, а затем уже выучился на водителя. И вот по сегодняшний день работаю в АТП –5, о чем нисколько не жалею. 7 февраля 2003 года исполнится ровно 20 лет, как я пришел на родное предприятие.

Напутственное слово

Когда водитель уходит в рейс, ему очень важно слышать добрые, ободряющие, напутственные слова. Может поэтому для них диспетчер является родным человеком. Тамара Павловна Чухарева вот уже в течение не одного десятка лет провожает своих водителей в рейсы:
- Пришла работать на предприятие в 1965 году. Попала сюда, можно так сказать, по наследству. У меня отец здесь работал и водителем, и слесарем. Сначала была учеником токаря, а уже потом, в 1973-м, стала диспетчером в отделе эксплуатации. С водителями мне работается очень хорошо. С мужчинами всегда легко работать. Поэтому, когда они отправляются в путь, стараюсь их всегда ободрить. Ведь в дороге всякое случается, особенно, когда гололед. И вообще у них работа не из легких. Поздравляю всех наших водителей с праздником! И как всегда говорю им: «Счастливого пути! Пусть на вашем пути не будет никаких преград!»

Ольга Сидорова,
«Конкурент»,
№43 \ 23 октября, 2002 год

««««««

 

АТП-5: между прошлым и будущим

В заводоуправлении АООТ "Автотранспортное предприятие № 5" звучали песни. В преддверии майских праздников в красном уголке предприятия собрались ветераны на свое отчетно-выборное собрание. Перед тем, как начать обсуждение серьезных вопросов, пенсионеры решили немного поразвлечься и пригласили к себе вокальную группу "Фанаты", участники которой дали для них большой концерт.
На собрание пришел и первый директор АТП Константин Степанович Беляев. С ним и теперешним директором Валерием Михайловичем Хафизовым мы и поговорили о жизни предприятия в прошлом и сейчас.
Константин Степанович Беляев пришел в АТП № 5 совнархоза в 1957 году, во время образования этого предприятия, на должность главного инженера. Было Беляеву тогда 28 лет. А уже через год он стал директором.
- Машины собирали с миру по нитке, рассказывает Константин Степанович. - Было у нас 470 машин и еще около 100 рам и паспортов. Мы сами их потом и восстанавливали.
Пожалуй, в этом первые годы жизни автобазы перекликаются с сегодняшним днем. По словам Хафизова, ремонтным рабочим и сегодня приходится поднимать технику буквально из руин, ведь новые автомобили в последний раз покупались в конце 80-х годов, с тех пор парк не обновлялся.
Объемы работ автобазы в прошлом были очень велики. География их простиралась от Бердска до Алтая, охватывая Черепанове и Дорогино. Везде работало по 30-50 искитимских машин. Плановые перевозки равнялись 8 миллионам тонн в год. 11/0 шоферов и 200 ремонтников старались выполнять это задание.
Сейчас, конечно, времена не те. В смутные годы предприятие основательно подрастеряло рабочих, их осталось чуть более 200 человек. Но зато эти люди не сидят без дела. Объемов работы хватает. Постоянными партнерами АТП № 5 являются известняковый карьер, СУ-28, предприятия Академгородка и Новосибирска. Кстати, запуск новой печи на известняковом карьере позволил и автобазе принять на работу по контракту до октября еще семь человек. Вполне возможно, что этих людей оставят на предприятии на постоянную работу.
Вывозом хлеба во время уборочной в районе по-прежнему занимается только АТП № 5. Константин Степанович рассказал историю, связанную с хлебом, которая произошла несколько десятилетии назад. В то время автобаза посылала на уборку до 25 0 машин. Однако и такое количество техники, бывало, не успевало вывезти весь хлеб вовремя. Однажды поступило задание на вывоз зерна из Березовки. Команда была жесткой: хлеб вот-вот начнет гореть, необходимо управиться за 10 дней. Ситуация осложнялась еще и тем, что шли дожди, и дороги до деревни раскисли так, что машины проходили с трудом. Что делать? Собрал тогда директор Беляев шоферов, объяснил ситуацию. Колонна в Березовку пошла. Возглавлял ее тягач, в котором ехали сам директор и главный инженер. Работали круглые сутки и справились за шесть дней.
Вообще, по мнению бывшего директора, главным богатством предприятия всегда были люди. Они умели и хорошо работать, и весело отдыхать. Бывало, на майские праздники такие колонны от этого предприятия на демонстрацию выходили, весь город завидовал. А потом, после официальных торжеств, все за речку выезжали. По 600-700 человек компании собирались. Чтобы пьянство прекратить, руководство АТП решило, что лучше всего выезжать на природу семьями. И жены довольны, и порядка больше. Так и веселились все вместе под духовой оркестр.
В беде, кстати, никогда никого не оставляли. Традиция эта сильна и сейчас. Сотрудникам помогают и транспортными услугами, и материально. Не забывают и ветеранов, Для 10 участников войны и 26 тружеников тыла перед праздниками было организовано чаепитие с вручением небольших подарков.
Константин Степанович Беляев часто бывает на родном предприятии. По его мнению, работает автобаза хорошо, вот только в более сложных условиях сил на все тратить приходится больше.
- Я завидую им, - говорит о сегодняшних сотрудниках. - Такая ремонтная база у предприятия хорошая, такие специалисты высококлассные, мы только мечтать в свое время о таком могли. И в то же время переживаю за них, так тяжело сегодня работать.
Да, сегодня дела на самотек не пустишь. Сильно подорожало горючее, тяжким бременем висят налоги. Текущие платежи по пенсионному фонду, Например, выплачивать еще удается, а вот федеральные - больной вопрос.
Около 100 тысяч рублей в год "съедает" только плата за тепло. Сейчас на предприятии обдумывается вариант строительства собственной котельной. В этом есть как плюсы, так и минусы, так что пока все тщательно просчитывается.
Вообще же о планах на будущее директор АООТ "Автотранспортное предприятие № 5" Валерии Михайлович Хафизов говорит коротко: "Будем держаться".

Ирина Пашкова,
«Искитимская газета»
2000 год №60-61\ 18-20 мая

««««««

 

Пассажирское автотранспортное предприятие

Извозному делу в Искитиме – 55 лет

Не знаю, как вам, а мне работа искитимского пассажирского автотранспортного предприятия нравится. Автобусное движение строго по расписанию: теперь и зимой на остановке не страшно, и летом на дачу вовремя доберешься. Водители сплошь профессионалы, а кондукторы вполне приветливы и вежливы (если кому встречались другие - не повезло). Конечно, как и в любом большом деле (а это хозяйство непростое, беспокойное) не обходится без проблем и недостатков. А сколько было «собак спущено» на администрацию и на Александрова лично: «Александров такой, Александров сякой!..» Да, не ангел во плоти, не кисейная барышня, но ведь работает же предприятие! Причем, многим другим на зависть: такой четкой и отлаженной работы добиться непросто.
Только в 53-ем году в городе появились первые автобусы. Старики наверняка помнят, как еще по не заасфальтированным дорогам бегала пара небольших автобусов (один из них - старичок-ПАЗ-651 -красуется сегодня на постаменте перед предприятием). Непосредственное же строительство ПАТП началось несколькими годами ранее. Тогда водители, отработав смену за рулем, спешили не домой к женам и детям, а на стройку гаражей, ремонтных мастерских, конторы будущего предприятия. Таким образом, из мелкой конторы с небольшим количеством техники предприятию удалось подняться до высот крупнейшего и одного из лучших в области. Нынче 55-летний юбилей решено было отметить одновременно с Днем работников автомобильного транспорта. Что ж, идея двойного праздника вполне уместна и оправдана. Накануне праздников мы беседуем с директором ПАТП Владимиром Семеновичем Александровым.
- Владимир Семенович, чем сегодня вы можете гордиться как руководитель?
- Конечно, сделано немало, многое еще предстоит. Однако можно и кое-какие выводы сделать. Если говорить о технике, то на сегодня в парке 90 машин-автобусов и 40 других автомашин, предназначенных для обслуживания промышленных предприятий города и района. Вот только одна, но очень показательная цифра: в 1992 году по городу ходило 10 автобусов, в 2003 - 25. Это позволяет кардинально изменить нашу деятельность в сторону улучшения: открывать новые маршруты, даже междугородние (Линево, Бердск, Новосибирск), предлагать другие услуги, комфортные условия для пассажиров.
- Кстати, район у нас большой, все ли населенные пункты удается охватить?
- Абсолютно все, кроме, пожалуй, Дубинки: там нет дороги. Более того, в район мы выезжаем 3 раза в день.
- Сегодня немногие предприятия могут похвастаться своими стабильными и крепкими коллективами. Что вы скажете по этому поводу?
- Это самое, пожалуй, главное. За сложный перестроечный период мы не только не сократили своих работников, но и дополнительно открыли 200 рабочих мест. Сегодня на предприятии трудятся полтысячи человек, толковых, мастеровых — настоящих профессионалов.
- Уже несколько месяцев наш город украшают автобусы-иностранцы. Теперь их в городе 20 штук. Кроме эстетического наслаждения и несомненного комфорта, что еще дает этот пассажировоз?
- Два важных фактора уже названы. А третий, или, скорее всего, наипервейший фактор - экономический: значительно сокращаются затраты на горюче-смазочные материалы - до 30 процентов (!), повышается количество денежных сборов...
-...а значит, повышается заработная плата и прочие выплаты?
- Конечно, с введением новой системы оплаты труда заработная плата наших сотрудников на прямую зависит от количества привезенной прибыли. Естественно, интерес работников вдвое повышается, ибо, как потопаешь, так и полопаешь. Кстати сказать, мы являемся единственным предприятием области, которое решилось на такой эксперимент, и пока это оправдывает риск и окупает затраченные средства.
- Наверняка праздновать будете пышно...
- Не пышно, но обязательно будем собирать всех, чествовать, говорить хорошие добрые слова, пригласим высокое руководство, ветеранов нашего предприятия...
- Кого будете награждать особо?
- 10 человек наградим Почетной грамотой предприятия: М.П.Буханцова, З.Ф.Иванову, Г.Я.Лучечко, К.И.Черникова, Н.В.Кузнецову, М.И.Николаева, Ю.Е. Семенова, А.В.Моргунова, СИ. Петренко, Н.И.Шевченко. В Книгу почета ПАТП занесены 5 имен наших лучших работников: Р.М.Агафуров, А..И..Бедный, Ю.А.Дегтярев, А.Д.Дрозд, В.В.Редозубов. За успехи в работе и многолетний труд Значком «Почетный автотранспортник» и премией Министерства транспорта будет награжден Вячеслав Васильевич Редозубов.
- Владимир Семенович, что скажете напоследок, что пожелаете коллективу?
- От руководства поздравляю своих работников с праздниками - Днем работников автомобильного транспорта и юбилеем предприятия! Желаю крепкого здоровья, личного счастья, стабильности, безаварийных дорог и чтоб всегда светил зеленый свет! Как человек, хочу поздравить всех автомобилистов с наступающим праздником! Спокойствия и благополучия, добрых дорог и удачи.

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»,
№43 / 23 октября 2003 г

««««««

 

Любишь кататься – плати и катайся

Неслучайно встревожился искитимский народ: отчего ж на остановках по 20 минут стоим, да автобусы ходят все старые, еле передвигающиеся?.. Как утверждает директор МУП ИЦПАТГТ В.С. Александров, «если ситуация кардинально не изменится, мы не только по 20 минут будем стоять в ожидании пассажирского транспорта, а будем ходить пешком». Что же это за ситуация такая, и в связи с чем нас ожидают такие нерадостные перспективы? Положение дел на данном предприятии аховое. Долги по налогам, заработной плате, катастрофическая нехватка водителей, повышение цен на ГСМ и запасные части... Подобная тенденция финансово-экономического упадка муниципальных пассажирских предприятий наблюдается по всей области.
В этом году вступило в силу Постановление правительства о монетизации льгот. Этот документ не мог не отразиться на деятельности пассажирского предприятия. Сумма в 90 рублей (стоимость социального проездного билета) до смешного мала. Каждый месяц ПАТП продает в среднем по 4 тысячи таких билетов горожанам и до тысячи сельчанам. Удается набрать до 500 тысяч рублей. Остальную сумму (по 30 рублей) должны компенсировать департамент по транспорту и управление социальной защиты. Кстати, по словам Владимира Семеновича, выяснилось: изначально было запланировано не 30 рублей, а 50. Но область сняла по два червонца в пользу себя, мотивируя тем, что наши сельские жители порой навещают столицу Сибири и пользуются там общественным транспортом. Неужели в Искитиме поставили шлагбаум для столичных гостей, а границы района для них и вовсе на замке? Кроме того, около 500 детей из города и района из многодетных семей ездят в автобусах бесплатно. По 120 рублей ежемесячно на их проезд компенсирует департамент по транспорту. Однако появление новых «подводных камней» и «палок в колесах» нанесло очередной удар по экономике предприятия: Постановления губернатора № 122 и № 88, ограничивающие возможности ПАТП в повышении стоимости проезда в зависимости от расстояния. Сегодня, независимо, сколько километров до пункта назначения, 30 или 130 - стоимость билета не должна превышать 35 рублей. Остальную разницу должен компенсировать департамент транспорта. И составляет она по подсчетам экономистов ПАТП ни много ни мало - 960 тысяч рублей ежемесячно. Очередное постановление Толоконского о бесплатном проезде по дачным маршрутам тоже не было подкреплено деньгами. Департамент по транспорту, конечно, знает, что это он должен компенсировать поездки (ежемесячно по 57 тысяч рублей), но не делает этого уже более семи месяцев. В результате задолженность составляет 5 миллионов рублей. Отказано малым городам - Искитиму, Бердску, Оби - и в компенсации за пассажирские перевозки. В очередном постановлении черным по белому прописано: деньги на компенсацию предприятия пассажирского транспорта должны зарабатывать сами.
- Мы подсчитали, - рассказывает Владимир Семенович, - только город ежемесячно должен нам по 450 тысяч рублей. Эта цифра доказана, утверждена, но в связи с вышеназванным постановлением не принята сессией городского Совета. Никто нам не собирается выплачивать и разницу между себестоимостью проезда и стоимостью билета. Сегодня себестоимость проезда составляет 9 рублей, а стоимость билета 6 рублей. Разница в сумму (450 тысяч помножьте на 12 месяцев!) зависает в воздухе.
Проанализировав пассажиропоток, экономисты ПАТП выяснили: 48 процентов населения ездят по социальным билетам, а на дачных маршрутах и того больше - 68 процентов. Это как раз те недополученные от администраций и департамента деньги.
- Город, конечно, мало помалу рассчитывается, - продолжает директор ПАТП, - тянут назад сельские перевозки. Они очень нерентабельны, но остановить движение автобусов по району у меня не позволит совесть. Если будем останавливаться, то полностью - и город, и район. Мне все равно: этот палец у меня отрежут, или этот - одинаково больно и жалко. Как и все равно, кто мне будет платить - департамент или пассажиры, или администрации города и района. Одно знаю четко: сегодня мы выполняем свою работу, за которую не получаем денег - такого быть недолжно! За 14 лет работы на этом предприятии такого еще не было, чтобы не хватало водителей. Сейчас у нас требуется около 30 человек. Мы не имеем возможности повышать людям заработную плату. Понятно, что при зарплате в 4 тысячи рублей (когда рядом мужики получают 10-12 тысяч) от нас просто побежали.
Не в правилах Александрова сидеть, молчать и ждать с моря погоды. Он обратился с письмами во все инстанции: главам администраций, руководителю департамента по транспорту. «Стучимся в двери, в окна руками и ногами, - говорит директор, - не отчаиваемся, духом не падаем». Пока все только обещают, но сдвигов нет. К примеру, обещанные департаментом 925 тысяч рублей позволят лишь залатать незначительную брешь в большой финансовой дыре предприятия. Есть возможные варианты выхода из кризиса и на местах, но вряд ли город сейчас пойдет на повышение цен за проезд. По-прежнему бьется Александров и над решением вопроса в пользу повышения компенсаций. Если сегодня не будет принято каких-то стратегических решений, по словам Владимира Семеновича, предприятие мы можем потерять. Но пока этого не произошло, и в ПАТП лихорадочно заменяют сломавшиеся автобусы на другие, старые ЛИАЗы, порой, даже на ГАЗЕЛи, выпускают на городские маршруты ПАЗики. Словом, стараются делать все возможное, чтобы искитимцы как можно спокойнее пережили те невзгоды, которые коснулись и их тоже в связи с непростым положением на пассажирском предприятии.

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»
№37 / 15 сент. 2005 г

««««««

 

Колесики все крутятся

000 «Искитимское пассажирское предприятие» было создано в 1999 году по программе местного развития, входящей в общероссийскую программу реструктуризации угольной промышленности. В Искитимском районе это предприятие имело своей целью трудоустройство не только сокращенных работников Листвянской шахты при ее закрытии, но и членов их семей. О том, как начало работу 000, рассказывает его директор Сергей Иванович МОГИЛЕВЦЕВ:
- Был заключен трехсторонний договор между нашим предприятием, администрацией района и центром занятости. По программе на создание АТП выделили ссуду, на которую и были закуплены первые машины - «Газели». Ссуда - государственная, беспроцентная, но возвратная. Существуем мы уже шестой год. За это время возвращено из 3 миллионов полтора.
Сразу определили маршруты, сначала только до Линева. А потом были открыты и другие. Трудоустройство шло через центр занятости. Конечно, учитывалось в первую очередь наличие водительских прав. Некоторым приходилось переучиваться, так как требовалась категория «Д», допускающая пассажирские перевозки. За 6 лет удалось создать неплохой коллектив, наработать кое-какие традиции. Мы обслуживаем 12 сельских маршрутов, половина из них работает по социальному заказу. То есть по ним можно ездить по единому льготному проездному билету. Как и в муниципальном пассажирском предприятии, компенсация льгот идет из областного и местного бюджетов, но, увы, только на 50 процентов. Надо сказать, что финансовое положение у нашего ООО сложное. У нас маршруты пригородного сообщения, потому пробеги большие. В день машины набегают по 300 - 400 километров, а за год набираем до 100 тысяч км. Первые машины - ветераны уже по 700 тысяч километров имеют. То есть колесики - то крутятся, изнашиваются. Изнашиваются и запчасти, они в основном отечественные и оставляют желать лучшего. Особенно подшипники. Приходится закупать. Небольшой ремонт делаем сами, иначе расходы были бы еще больше. Я уже говорил про ссуду, на которую отвлекаются немалые средства. Кроме всего прочего, у нас нет собственных помещений - арендуем, а значит, платим и аренду. Финансовые трудности создают и цены на бензин, они растут быстрее, чем тарифы. Например, в прошлом году, который был особенно сложным. Тарифы не менялись с 2003 года, потом в марте 2004 года депутаты приняли решение об их увеличении, но это было в среднем на один - два рубля. А бензин подорожал за это время на 40 процентов. Вот и приходится крутиться. Коллектив подобрался хороший, все водители- асы своего дела. Вы просили подобрать кандидатуры для газеты, если честно, все достойны того, чтобы о них написали.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»,
№43 / 27 окт. 2005 г

««««««

 

И чтобы ваш водитель брат здоровым был и был богат

Это не стоит читать тем, кто по-прежнему считает, что Искитимское автотранспортное предприятие работает плохо. Таких, вечно не довольных скептиков, в городе найдется сотня-другая. Однако сегодняшний наш рассказ для тех, кто по заслугам и объективно оценивает деятельность ПАТП: в сложных социально-экономических условиях жить, работать и быть среди первых непросто. Искитимское ПАТП сегодня является самым лучшим предприятием этой отрасли в Новосибирской области. Это признал и губернатор, и высокое начальство из департамента по пассажирским перевозкам. В этом уверены и многие жители нашего города и района. Но вряд ли каждому известны внутренние проблемы - глобальные и каждодневные, - с которыми приходится сталкиваться администрации этого предприятия.
Сегодня, к примеру, лишь незначительно сдвинулся с мертвой точки вопрос о финансировании ПАТП областной администрацией. Два месяца она не додает по 750 тысяч рублей. Но предприятие работает, рейсы не отменяются, маршруты не закрываются. Несмотря на то, что сельские перевозки сегодня являются крайне нерентабельными и проблемными. По разным причинам: это и качество дорог, и малое количество пассажиров, и воровство билетной продукции со стороны водителей, самостоятельно обилечивающих сельчан. В результате сельская колонна работает в убыток. За 9 месяцев этого года размер убытков от сельской колонны составил 5 миллионов рублей. К примеру, в сентябре в минусах оказались такие маршруты, как Завьялове, Листвянские Шахты, поселок Светлый, Легостаево, Ново-Локти, Белово и другие. Это серьезный удар по доходной части предприятия. И если бы ни прибыльность городской колонны, торгового дома и междугородних перевозок, то ПАТП долго бы не протянуло. С другой стороны, доходы от этой деятельности по большому счету должны быть направлены на развитие предприятия, но они уходят на поддержание заведомо невыгодного дела. И это противоречие пока нерешаемо, ведь отказаться от сельских перевозок администрация нашего главного пассажироперевозчика не может. По двум причинам: из моральных соображений (люди останутся без сообщения с городом, больницей, учебными заведениями и пр.) и из принципа - не будут перевозить они, поле деятельности достанется конкурентам-частникам, которые, в свою очередь, не будут церемониться с теми же пассажирами в плане цен на билеты и льгот. Однако недавно район дотировал ПАТП в размере один миллион двести тысяч рублей. Из них миллион отдан деньгами. При такой поддержке, возможно, острота данного вопроса и снимется.
Город тоже рассчитывается, сумма долга перед предприятием составляет лишь 600 тысяч рублей. Вероятно, что и она в скором времени загасится различными зачетами и налогами. В целом же за прошедший период 2004 года положение на предприятии было стабильным. Планы, поставленные перед коллективом, выполнены на 90 процентов. В целом прибыль по предприятию составляет 61 тысячу рублей. Однако при постоянном росте цен на горючесмазочные материалы, а, соответственно, на все энергоносители, такая сумма вряд ли сможет хоть как-то расслабить руководство и позволить ему пусть даже на один сегодняшний день не задумываться о дне грядущем. Поэтому ежедневные поиски новых источников доходов стали привычными и необходимыми. В связи с этим открыто 8 новых междугородних маршрутов: Линево-Новосибирск, Бердск-Новосибирск, Сузун-Новосибирск, Черепаново-Новосибирск. Предприятие активно занимается грузоперевозками. Исправно и с самой большой прибылью работает торговый дом и столовая. Все эти меры позволили предприятию на протяжении двух лет не поднимать цены на билеты. Сегодня в нашем городе стоимость билетов, пожалуй, одна из самых низких. Несмотря на то, что больше половины населения (55 процентов) являются льготниками. Кстати, в связи с конвертацией льгот денежными средствами, перед ПАТП встанет очередная серьезная проблема: поедут ли льготники на автобусах предприятия, и вообще - станут ли ездить или используют данные средства в других целях? Кроме того, по-прежнему ни в областном, ни в местных бюджетах не заложены средства на обновление парка, а также на разницу в себестоимости проезда. Из каких статей будут формироваться эти средства, пока остается загадкой.
Но, как бы ни было тяжело, Искитимское ПАТП развивается и богатеет. И если тринадцать лет назад на территории предприятия можно было видеть лишь "Запорожцы" и "Жигули" старых моделей, то сегодняшний личный автопарк украшен "Волгами", новыми "Жигулями", да и иномарки - не редкость. Выплачиваемая регулярно заработная плата составляет в среднем 6 тысяч рублей. Кроме того, работникам предприятия можно взять долгосрочную ссуду. А молодым - даже квартиры. За последние 15 лет было построено 50 квартир, сегодня еще 10 квартир и 6 земельных участков находятся в заделе. Вполне доступным и реальным считается на предприятии отдых в каком-нибудь хорошем санатории. Словом, о людях здесь заботятся. А благодарные работники, в свою очередь, просто хорошо трудятся - это самая высокая награда для руководства. А рвачам и лентяям здесь не место!

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»,
2004 год, №44/ 28 октября

««««««

 

Шел по городу автобус

Рейсовые автобусы, курсирующие по дорогам нашего города и района, явление привычное. Привычное, как одна из неотъемлемых составляющих жизни – воздух, например. И обладающая теми же свойствами: когда все в порядке, то эту составляющую и не замечаешь. Но малейший сбой в работе приводит к нарушению всего ритма жизни. Поэтому наличие автобуса на трассе мы воспринимаем как должное, а минутная задержка уже вызывает у нас бурю негодования. А давайте-ка лучше будем руководствоваться положительными эмоциями и с благодарностью подумаем о тех людях, которые, несмотря на массу трудностей, обеспечивают пассажирские перевозки.
“Утро начинается с водителя…”- считает генеральный директор Искитимского пассажирского автопредприятия Владимир Семенович Александров, - ведь от того, за какое время автобус доставит вас на работу, аккуратно ли будет ехать водитель, вежлива ли будет с вами кондуктор, и зависит ваш настрой на весь день. Водитель дарит вам настроение, а его самочувствие зависит от настроя всего предприятия. Поэтому мы и стараемся, чтобы обстановка на предприятии в целом складывалась как можно более благоприятная”.
Утро начинается с водителя, а предприятие начинается с руководителя. В 1992 году мэр города В.К. Фисюков предложил В.С. Александрову возглавить ПАТП. Те, кто живет в городе давно, помнят Искитимское пассажирское тех времен. Коллектив предприятия был довольно бурным и особой организованностью не отличался. Постоянно проходили забастовки. Автобусы могли выехать на линию, могли не выехать. По городу их курсировало всего девять. А знаменитые обеденные перерывы! Когда все водители одновременно (!) отправлялись на вполне законный обед, искитимцы могли, по желанию, или час простоять на остановке, или топать по своим делам пешком в любой конец города. Однако, В.С. Александрова все существующие трудности не испугали. Напротив, он посчитал, что дело интересное, живое, и взяться за него стоит. При формировании нового стиля работы предприятия были учтены все жалобы и пожелания населения. Восстановлена ремонтная база. Скомплектован коллектив профессионалов, которые действительно поняли обоснованность новых жестких требований руководства: никакого пьянства на работе (два раза в день все проходят медосмотр); за воровство выгоняют без права возврата; на собрании трудового коллектива было принято решение - к новым работникам присматриваться не три месяца испытательного срока, а заключать контракт на год, чтобы лучше узнать как человека и как специалиста. Все это незамедлительно дало свои результаты: движение пассажирского транспорта по городу и району стало бесперебойным. Установленного принципа работы “прежде думай о Родине, а потом о себе” в ПАТП стараются придерживаться и сейчас.
“Работа должна быть отлажена до мелочей, - уверен В.С. Александров, - ведь мы оказываем услуги людям, несем им добро. А когда работа отлажена, то ее и делать интересно, и руководить предприятием интересно. Я по себе знаю, что значит добираться далеко до дома – в детстве в школу ходил за 24 километра. Хорошо, если попутка подбирала, а если нет… Поэтому особое внимание обращаю на движение автобусов по сельским маршрутам. Требую и от специалистов, и от работников, чтобы четко соблюдался график движения. Люди уже привыкли, что они смогут в любой момент добраться до нужного пункта, и это положительный показатель работы ПАТП. Ведь сейчас в селах закрыли фельдшерско-акушерские пункты, почты, банки – если еще начнутся перебои и с автобусным сообщением, пиши - пропало. Поэтому и предъявляю жесткие требования к работе. Как у руководителя, у меня принцип – требовать со всех одинаково, независимо от должности. Дисциплинированность коллектива – одна из составляющих стабильности предприятия”.
До 92 года текучесть кадров в ПАТП составляла 80 %, сейчас 18-20 % и те за счет той категории людей, которых принято называть “бегунами”. Немного поработав, они уже ищут место получше. Однако, нередки случаи, когда, побегав, возвращаются вновь в пассажирское предприятие.
С того же 1992 года и зарплата, практически, не задерживается. Пусть она небольшая, но вовремя. В 1999 году удалось, не повышая тарифной сетки и разряда, увеличить заработную плату в два раза. Каждый водитель и кондуктор получает проценты от привезенного дохода.
“Сейчас стараемся брать на работу молодых, образованных людей, - делится секретами производства Владимир Семенович, - они смогли перестроиться под условия жизни и работы, диктуемые временем. Поняли, что надо не ждать заработную плату, а самим зарабатывать деньги. Чем больше выручки они привезут, тем больше получат и сами. Поэтому некоторые кондукторы получают по 700-800 рублей, а есть и такие, чья зарплата до трех с половиной тысяч. Предприятие дает возможность заработать, а дальше все зависит от человека”.
С введением новой системы увеличилась в 1,8 раза доходная часть и самого предприятия. Поэтому удалось не только сохранить, но и обновить автопарк. В 2001 году два автобуса на город были получены по областной программе, а еще два, на сельские маршруты, удалось приобрести на собственные средства. В отдел снабжения купили старенькие “Газели” и УАЗы, заменили ими ранее использовавшиеся грузовые машины, а это позволило сократить расход горючего в три раза.
Не забывают в ПАТП и о культуре обслуживания: для того, чтобы кондукторы чувствовали ответственность за свою работу, были введены в обиход таблички с их именами.
Больное место ПАТП – изношенность автопарка. Она составляет целых 89 %. Чтобы автобусы все-таки выходили на линию, предпринимаются просто героические усилия всей ремонтной службы. Свою положительную роль играет то, что многие запасные части к автобусам производят здесь же, в цехах на территории ПАТП. И средства экономятся, и ремонт проходит ударными темпами. А если автобус выходит из строя прямо на линии, что, к сожалению, в последнее время происходит довольно часто, его сразу заменяют резервным, и пассажиры, в этом случае, задерживаются в пути максимум на две минуты.
Не сказываются больше на удобстве пассажиров и обеденные перерывы. График пересмен составлен с таким расчетом, что и бригады успевают пообедать, и перерывов в движении автобусов нет.
Не раз уже писали и упоминали о том, что существует в ПАТП грузовая колонна и своя строительная бригада (для своих нужд используются и дополнительные средства зарабатывают). Для детей – спортивная боксерская секция. Для работников: столовая, стол заказов, библиотека, парикмахерская, сауна, лечебный центр. До сих пор сохранился и продолжает активно действовать профсоюз. Здесь даже, как в старые добрые времена, дают (дают, а не продают!) квартиры.
“Предприятие наше стабильно, - говорит его руководитель, - поэтому и люди сейчас к нам тянутся”.

Александр Левин,
«Конкурент»
№43/ 26 октября 2001 год

««««««

 

Повесть о том, откуда пошел искитимский автобус

В декабре 1948 года в самом центре Искитима на уютной тихой улице Вокзальной, рядом с горисполкомом, обосновывается автотранспортное предприятие № 4. Правда, автобусов в нем еще не было, и назначение хозяйства состояло в том, чтобы обеспечивать грузоперевозками организации города и района. Для этих целей ему выделили 14 грузовых автомобилей марки ЗИС-5 и пять лесовозов. Автомобилисты стали действовать - создавать материальную базу из ничего: из соломы и глины лепили саманные кирпичи и строили первый гараж. Вскоре появилась кузница. Все производилось своими силами, в свободное от работы время, с привлечением членов семьи. Это называлось тогда патриотическим почином, подарком родному Сталину, творческим порывом масс. Но в глубине души все знали цену громким фразам, Недаром до сих пор живет горькое изречение - "добровольно по принуждению"...

Кто начинал, как начинали

И вот в центре города возникло удельное автотранспортное княжество. Первым начинал в нем княжить Талалаев. Сведения о нем дошли самые скудные: болел и вскоре умер. Добрым зачинателем был Данила Кузьмич Зылев, поначалу старший диспетчер, а потом и начальник АТХ-4. Давно не работает человек в автохозяйстве, живет где-то в Средней Азии, а люди о нем помнят и отзываются хорошо. Хотя и уволили его не по собственному желанию, а по нажиму свыше - из горкома партии. Работники горкома подняли тревогу: жена коммуниста - верующая. Ну, в пору разводиться или отречься от супруги. Сохраняя жену, потерял работу, уехал туда, где его "историю" не знали. У Зылева была хватка, талант руководителя, которые, как известно, на дороге не валяются, и без него потом предприятие "кувыркалось" несколько лет. Вот как интерпретировала те события в начале 90-х Лидия Михайловна Бондарь - тогдашний партработник:
- Как же, помню! Хороший был человек и организатор. Но вот жена... подвела: ходила в молельный дом... от безделья это... нигде не работала... развлекалась (то есть молилась!). Повлияй, - говорили ему. Влиял - не помогло. Вынужденно уехал - любил он ее.
Рабочий день, судя по многим фактам, в те времена был неограниченный, дисциплина ужесточилась; что способствовало выполнению плана, но значительно подрывало здоровье людей, накаляло их нервы. При таком напряжении на предприятии разыгрывались сцены, которые трудно нам представить сегодня. За незначительный проступок можно было поплатиться рабочим местом. В приказах того времени нередко звучали жесткие слова как приговор об увольнении. "За невыполнение распоряжения и нанесение оскорбления личности в адрес начальника в присутствии ряда работников шофера Д.И. Чистякова от машины отстранить и с работы уволить с 26 июля 1950 года..."
Жестоко? Да. В сталинские годы и не такое случалось. Но, что самое главное, Чистякова не уволили с работы и не сняли с машины. Не таков был Данила Кузьмич, чтобы из-за пустяка расстаться с хорошим лесовозчиком, каким был Чистяков, который впоследствии поощрялся "За отличную безаварийную работу".
26 июля того же года автомобиль, за рулем которого находился Яровой, был снаряжен на вывозку зерна из глубинного пункта Китерня. Погода испортилась, пошел сильный дождь, дорогу развезло. Яровому нужно было добраться до Елбашей, "чтобы спасти зерно от сырости", как пишет Данила Кузьмич. Далее он продолжает: "При спуске к Елбашам была чрезмерно грязная дорога. Машину... юзом стало стягивать вниз... Машина пошла под косогор, перевернулась и снова встала на колеса. В результате сломались кабина и передний борт, а также помялся радиатор. Автомашина простояла в ремонте семь рабочих дней".
В результате этих происшествий Яровому объявлен строгий выговор с предупреждением о том, что при повторении подобных случаев он будет снят с машины и отдан под суд а «старшему бухгалтеру Макаровой стоимость простоя автомашины отнести на счет...» Но все же старался бороться за каждого человека и подолгу "нянчился" даже с закоренелыми нарушителями дисциплины....

Было трудно, но жили весело

И, тем не менее, производственные дела в АТХ шли хорошо: план выполнялся, кустарным способом создавалась материальная база. Да и жизнь коллектива не только на одном труде держалась. Вспоминает старейшая работница Ираида Степановна Лезова:
- Я пришла работать в хозяйство, когда мне было 18 лет. Исполняла много обязанностей, и, хотя тяжело было, но жили все-таки интересно и весело. Ежемесячно выпускали стенгазету. Проводили культурно-массовые мероприятия. Организованно выезжали на природу семьями. Устраивали соревнования по шахматам и рыбной ловле, детей рабочих возили в цирк, в театры Новосибирска.

На новом месте - новые решения, новые свершения

Спустя без малого пять лет, осенью 1953 года, автомобилисты поселились на улице Пушкина, где и находятся по сей день. Осматривая новую территорию, где еще не было современных построек, а пустырь пугал воображение, Данила Кузьмич в какую-то минуту испытывал чувство страха от того, что предстояло автомобилистам проделать собственными руками. Начинали с нуля. Новую территорию обнесли кольями, натянули проволоку. Коллектив взялся за стройку. Те­перь строили уже не из самана, а из кирпича. Гаражи, котельную, реммастерскую, контору. К этому времени относится важное событие в жизни Искитима: пришли первые автобусы ПАЗ-651, предназначенные для пассажирских перевозок по городу. Наступила новая эра передвижения искитимцев, своего рода ре­волюция.
Ведь извозчиков, как известно, в городе до этого времени не было. Жители передвигались по городу исключительно пешим способом, иногда до работы и обратно преодолевая значительное расстояние (из Шипунова на цемзавод, например), что, конечно, укрепляло здоровье, но отнимало немало времени. И все же автобус стал предметом зависти и гордости. Искитимец где-нибудь в Новосибирске мог как бы случайно сказать: "А у нас автобусы пустили..." Новосибирец, естественно, мог и не понять гордости провинциала: "нашел чем хвастать, я каждый день по пуговице в автобусе оставляю". А искитимцу трудно было удержаться от похвальбы: теперь он как бы уравнивался в правах со столичным жителем.

Первый блин комом

Что и говорить, автобус - это прогресс. Но и поначалу проблем с ним было немало. Представьте такую картину. Маленький запыленный автобус "копотит" по улице Советской, по кочкам, по ухабам - пыль столбом. Подъезжает к остановке, дверь распахивается, а в салоне уже народу битком. Каким-то образом пассажиры уплотняются, ужимаются, принимают в свои ряды добавочную "порцию". Дверь не закрывается, кондуктор зычно командует, нервный шофер тоже подает голос. Наконец, удается захлопнуть дверцу и пассажиры, притиснутые друг к другу, чувствуют, что поехали до другой остановки.
Вот так началась автобусная эра Искитима: с долгим ожиданием на остановках, с толкотней в салоне. И надо ли обвинять во всех бедах находящихся в ужасных условиях автомобилистов? Наоборот, будем справедливыми - они заслуживают нашего сочувствия и удивления: автобусов раз-два и обчелся, ремонтной базы никакой, дороги - ухабы да кочки. Посочувствуем и искитимскому автобусу, который был выносливым, как верблюд в пустыне, и "резиновым", как говорят в народе.

Руководство менялось - предприятие работало

С каждым годом автопредприятие пополнялось новыми, более комфортабельными автобусами. Сначала это были ПАЗ-652, а затем ЗИЛ-158 городского типа. Маленькие стали обслуживать села, сменив грузотакси.
- За мою бытность 15-16 начальников после Зылева сменилось, - услышал я как-то слова ветерана ПАТП Михаила Арефьевича Борисова. И подумал: "Преувеличивает". А потом стали вспоминать - насчитали с десяток. Начальники не приживались, менялись, зачастую не принося пользы. Вспомнили, например, Витольда Антоновича Савицкого, одно время руководящего автопредприятием.
- Был он полковником в отставке, - уточнил М.А. Борисов. - Крутого нрава человек. Утром заходил в ворота и направлялся не в контору, а четким шагом двигался по территории. Встречал шофера:
- Ты чего стоишь?
- Делаю мотор.
- Чтобы завтра ты мне не попадался.
И не дай Бог на другой день шоферу встретиться начальнику на территории в рабочее время. В девять часов утра Савицкий уже закрывал ворота на замок и ходил, строго осматривая территорию, как старшина казарму. Поблажек нарушителям не давал, даже за курение в неположенном месте - вплоть до увольнения.
При таких строгостях Савицкому кое-что удалось сделать - селектор, подогрев. Однако солдатские порядки хороши, быть может, в казарме, но не в "штатском" автохозяйстве. Полетели анонимные жалобы на Савицкого в разные инстанции, и "спекся" начальник.
- Вы меня будете вспоминать, - сказал он на прощание.
И впрямь вспоминали, когда дисциплина расшаталась и стали расцветать анархия и пьянка: нужна была крепкая рука.

Яркая страница

И вот на должность начальника ПАТП был поставлен Николай Александрович Смирнов. Он развел бурную деятельность и вписал в историю предприятия, может быть, самую лучшую страницу. Не взвали он на свои плечи гигантскую перестройку, неизвестно, как бы сейчас существовало ПАТП. Смирнов поделился своими планами строительства нового корпуса, автозаправки, мойки - строительства на многие миллионы рублей. И это была настоящая фантастика, потому что автопредприятие не имело своих денег.
Деньги собирали через горисполком, горком, по всему городу, "выколачивали" в объединении, в министерстве. Смирнов сам поехал к заместителю министра. Оделся попроще: валенки, шапка-ушанка - вот мы какие, немазаные - сухие, дескать. Секретарша в приемной смотрела на него, как на чудо, упавшее с луны, с опаской пропустила к своему шефу. Тот сказал:
- Нет денег. Где я тебе возьму?
Фокус с переодеванием не прошел. Но Смирнов и не рассчитывал добыть финансы на строительство так просто, с первого захода. Пошел на второй. Тут уж замминистра стал свирепеть. На третий раз при появлении Смирнова вздрогнул. А тот на министерском паркете да в сибирских валенках:
- Без денег я уехать не могу.
- Я тебе на дорогу дам из своего кармана, В результате замминистра позвонил генеральному директору объединения, Николаю Ильичу Ерышеву, в Новосибирск:
- Забери от меня этого Смирнова, огради...
И вот потянулись к объекту обозы машин с железобетонными конструкциями, блоками, кирпичом. Встали колонны, каркас, Вокруг предприятия поднялся кирпичный забор. На глазах изумленных искитимцев захудалое хозяйство превращалось в добротное.
Смирнов начал пробивать строительство первого жилого дома для автотранспортников. С его приходом упорядочилось автобусное движение в городе и районе...

В поисках "Колумба"

Кто был Колумбом искитимских автомобилистов, в том числе автобусников? История об этом - увы! - умалчивает. Морщинят лоб и не могут вспомнить этого и ветераны. Автомобиль как-то незаметно вошел в наш быт и вытеснил тягловую лошадиную силу. А вот портрета отца искитимских автомобилистов вы нигде не встретите.
- А ведь он был. Может, веселый, озорной, может, неразговорчивый, с тяжелым характером. Может, сильный человек. Скорее всего, это собирательный образ. Наверняка и ныне руководящий ПАТП В. Александров оставил добрую память в истории города и предприятия. Никто не станет оспаривать тот факт, что с приходом его на эту должность проблемы с транспортом в городе и в районе практически отсутствуют. Предприятие растет и развивается, одновременно помогая решать наши личные и общественные задачи.

Владимир Стародубцев,
«Искитмская газета»,
№111, 113, 114 / 17, 22, 24 сентября 1998 год

««««««

 

Козыри Владимира Александрова

Владимир Семенович Александров шесть лет управляет Искитимским пассажирским автопредприятием. И какие шесть лет! За это время распался Советский Союз, сменился строй. Как будто ураган прошел по стране, безжалостно сметая привычное, разбивая в щепки одно предприятие за другим, окуная промышленников в рыночное море. О, как нужен в такую погоду у штурвала корабля опытный непоколебимый капитан!
К счастью для автомобилистов, именно таким оказался Александров. Он взял штурвал большого и неплохо оснащенного корабля в крепкие руки и уверенно повел его в неспокойном море, сохраняя команду и укрепляя снасти. А надо сказать, что тогда, в 1992 году, на предприятии, как и во всей стране, на митингах кипели страсти, шли забастовки, народ ожесточался, как змеиный клубок. И результат - дисциплина падала, на линию не выходили автобусы, закрывались маршруты, от населения сыпались жалобы. И Александров пошел на крутые меры, зная, что они не популярны, и твердо веря, что в скором времени народ, одумавшись, его поймет. В первые же дни своей деятельности, хотя водителей тогда не хватало, он освободился сразу от пятнадцати, уволил, как он говорит, за непрофессиональное выполнение своих обязанностей, за неуважение своего предприятия. Не хотите работать - не надо, идите с Богом, не мешайте другим. Пригласим тех, кто хочет трудиться. Таким жестким способом порядок на "корабле" и на автобусных маршрутах был наведен. Население это почувствовало сразу, ведь автобусы стали ходить с завидным постоянством.
В общем-то не удивительно, что Александров устоял на ногах в рыночный шторм. Его всегда тянуло к борьбе, к победе. Недаром в институте он занимался боксом, а это не для слабонервных. Тренировался упорно, день начинал рано, с тридцатикилометровой пробежки - закалял характер. И что же? Упорство принесло плоды: он стал призером студенческого чемпионата России, кандидатом в мастера спорта, тренером по боксу. Эта студенческая привязанность побудила его и на предприятии создать детскую боксерскую секцию. Зачем ребятишкам прятаться по подвалам, увлекаться токсикоманией, когда есть для них прекрасное занятие, которое сформирует из них людей выносливых, целеустремленных.
Пригласил тренера – мастера спорта и повалили ребята на автопредприятие к спортивной "груше". Где-то около ста человек, "свои" - бесплатно, другие - за минимальную оплату. Сложная экономическая ситуация настойчиво заставляла искать выход из кризиса. После долгих раздумий, подсчетов Александров пришел к парадоксальному для многих выводу: если увеличить интенсивность движения автобусов на маршрутах, то выручка возрастет примерно вдвое. Это же не только пассажирам выгодно, но и предприятию, значительно пополнится касса. И вот по напряженному отрезку маршрута: Южный - центр автобусы пошли друг за другом с интервалом в 3-5 минут. Более того, появились новые маршруты: целых девять! Это же непостижимо! Парк-то остался прежним, не увеличился. Откуда что берется?! "Да оттуда, - говорил Владимир Семенович, - из резервов. Поищите, найдете. Автобус должен ходить на линии, возить пассажиров, а не простаивать в гараже, на пересменах, на конечных остановках. Под лежачий камень вода, а под стоячий автобус денежка не потечет. Простая истина, на поверхности. Придерживайтесь, братцы, ее. И все будет о'кей!". В г. Пушкине, куда Александров выезжал по делам, он разговорился с коллегой. Тот все жаловался, что не сводит концы с концами: сто пятьдесят его автобусов привозят за день выручки 30 тысяч рублей
- А мы тридцатью берем 15 тысяч, - сказал Александров.
- Не может быть, - удивился коллега.
- Может. Увеличьте интенсивность движения и выручка попрет. Условия-то у нас одинаковые.
Мойка автобусов - уязвимое место на автопредприятии. Особенно в распутицу, весной, осенью да и летом. Попробуйте помыть "ЛиАЗ" вручную - умучишься, промокнешь до нитки. Это же чистое наказание для водителя!
- Грязный автобус - это же грязная репутация предприятия, - говорит Александров.
- Все службы на уши поднял, а мойку сделал. За полгода. Теперь водители загоняют автобусы в моечную камеру и стоят руки в брюки. Цивилизация!
В полную силу работает на экономику предприятия автозаправка, перестраиваясь, увеличивая мощность. Горючее сюда поступает, минуя посредников, прямиком с Омского завода. Заправляются здесь не только автобусники, но и многие организации: больница, милиция и так далее. Это приносит сторонние доходы, подпитывая финансы автомобилистов. Я неоднократно встречался с Александровым. Признаюсь, он производил сильное впечатление: приятной наружности, атлетически сложен, начитан, внимателен, резок, требователен. Говорит выразительно, как бы с вызовом:
- Я никому не угождаю. Ко всем отношусь одинаково. У меня здесь, на предприятии, нет любимчиков, родственников, близких. Зачем? Это ставило бы других в неравное положение, вызывало бы зависть, мешало бы работать. И спрашиваю со всех одинаково... Люди понимают это. Мой главный принцип: по отношению к людям быть человеком и стараться делать добро.
Сметливый человек Александров, тонкий экономист-практик. У него и ремонтная служба не только ремонтирует автобусы, но и не упускает возможности заработать на стороне: продать запчасти, изготовленные в мастерской, оказать специфические услуги клиентам с улицы. Благо, что за последние годы приобретено много станков, открыты новые цеха. Вот ведь как, везде идет сокращение рабочих мест. А у Александрова то и дело появляются вакансии. Число работающих растет, достигло 530 человек. Многие искитимцы мечтают устроиться в ПАТП, записываются на очередь в отделе кадров.
Здесь регулярно выплачивается зарплата, заботятся о людях. На предприятии открыт лечебно-оздоровительный комплекс, работает врач-терапевт, помимо медиков-диспетчеров. Есть физиокабинет, сауна, гидромассаж. И все это для работающих бесплатно.
Чем только ни занимаются автотранспортники! Директор перечисляет: хлеб печем для своих рабочих, пельмени стряпаем, кондитерские изделия делаем. Если человек пришел в наш магазин, здесь все есть для его стола. Берите, пожалуйста, за наличный расчет или под запись. Все, кроме спиртного. На Обском море поставили вагончик, создали рыболовецкую бригаду из двух человек. Ведем отлов рыбы. План - одна тонна в месяц. Продукцию поставляем в свою столовую, отовариваем рабочих. Остается - солим, коптим, реализуем на сторону в пивбары, в магазины.
Все делаем, чтобы наш человек работал плодотворно. Эта забота о людях плюс дисциплина, плюс жесткий спрос с каждого позволяют нам выполнять свою прямую функцию: четко обслуживать население города и района.

В. Стародубцев,
«Искитмская газета»,
№126 / 22 октября, 1998 год

«««««« / Персоналия

 

Пассажирское автотранспортное предприятие: день за днем

По итогам социалистического соревнования предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта за IV квартал и 1984 год первое место, переходящее Красное знамя и Почетная грамота горкома КПСС и горисполкома присуждены коллективу пассажирского автопредприятия.

НАЧАЛО ПУТИ

В декабре 1948 года в Искитиме на ул. Вокзальной было организовано АТХ-4. Цель создания такого хозяйства состояла в том, чтобы обеспечивать грузовыми перевозками организации города и района. Первым его начальником был назначен Данила Кузьмич Зылев. Под его командованием находилось 14 грузовых автомобилей марки ЗИС-5 и 5 лесовозов. По своему характеру это был человек, умеющий найти контакт с людьми, организовать работу. Стояночных боксов не было, ремонтировать автомобили негде. Тут-то и потребовались организаторские способности Д. К. Зылева. Он обратился к водителям с просьбой об оказании помощи в строительстве гаражей. Коллектив был дружный и с охотой откликнулся на эту просьбу, понимая, что этим самым улучшатся условия труда. Из-за нехватки стройматериала гаражи стали строить саманные. Но рабочей силы было мало, и тогда водители стали приводить с собой на стройку свои семьи. Дело пошло веселее. Автомобили стали ставить в гаражи хотя и не отапливаемые, но все же не под открытым небом. Для того чтобы прогреть и завести двигатель, нужна была «горячая вода». Организовали подогрев воды в бочке в саманном сарае. Приходить на работу нужно было часов в 5 утра, и часто начальник не видел, когда водители уезжали в рейс, так как разнарядка проводилась с вечера, и каждый водитель знал, куда ему утром отправляться. Рейсы совершались не только по Искитимскому району, но и по Новосибирской области и даже за ее пределы.

НОВОСЕЛЬЕ

Потребность в грузовых автомобилях стала увеличиваться, но хозяйству расширяться было некуда, так как была мала территория. И тогда осенью 1953 года было принято решение перевести хозяйство на улицу Пушкина. Новую территорию обнесли кольями, натянули проволоку. И снова коллектив взялся за стройку, но строить уже начали не саманные гаражи, а из кирпича. Автомобильный парк пополнялся новыми марками машин, таких, как ГАЗ-51, ЗИЛ-585. В 1953 году пришли автобусы ПАЗ-651, немного позже ПАЗ-652, предназначенные для пассажирских перевозок по городу. Села обеспечивали грузотакси. За отличную работу многие водители были награждены медалями, а А.Н. Башмаков в 1966 году награжден орденом Ленина. Выполняя работу в своем хозяйстве, коллектив не забывал и подшефных, водители вместе со своими семьями - выезжали в с. Легостаево на уборку льна. За высокие производственные показатели, за активную помощь сельскому хозяйству в уборке урожая многие водители были награждены Почетными грамотами облавтотреста, обкома профсоюза автошосдор г. Новосибирска. Лучшие заносились в книгу Почета автопредприятия.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Но не всегда, конечно, люди были заняты на работе. Самая старейшая, сейчас кладовщик ГСМ, работница АГП Ираида Степановна Лезова, вспоминает свою рабочую жизнь так:
- Я пришла работать в хозяйство, когда мне было всего 18 лет. Много пришлось исполнять обязанностей за эти годы и. хотя тяжело было, но жили все-таки весело и интересно. Мы ежемесячно выпускали стенгазету, в которой отмечались передовики производства, «продергивались» нарушители трудовой дисциплины. Администрация, партийная, профсоюзная и комсомольская организации проводили культурно - массовые мероприятия. В выходные дни организованно выезжали на лоно природы со своими семьями. Устраивались соревнования по шахматам, зимой на лыжах, рыбная ловля, на удочку. Детей рабочих возили в цирк, театры Новосибирска. После перехода хозяйства с ул. Вокзальной на ул. Пушкина сразу разверну, лось строительство гаражей, котельной, реммастерской, конторы. Началось пополнение автомобильного парка автобусами. Многие водители - ветераны производства - откликнулись на просьбу руководства работать на автобусах. Водите, лей для работы на автобусах не хватало. Вновь пришедшие три автобуса и 10 бортовых машин сразу были направлены в г. Бердск для строительства ГЭС. Водители отработали там более трех лет. С каждым годом автопредприятие пополнялось новыми, более комфортабельными автобусами. Маленькие автобусы стали обслуживать села, сменив грузотакси, а по городу стали ходить по разным маршрутам ЗИЛ-158 - автобусы городского типа. С приходом этих автобусов не стало хватать места в стояночных боксах. Срочно пришлось вести пристройки. Все время с начала организации наше автомобильное хозяйство неуклонно развивалось, расширяло ремонтную базу, увеличивало автопарк. По возможности выполняло те задачи, которые возлагались на нее. Такую тенденцию поддерживали и начальники предприятия, сменившие в дальнейшем Д. К. Зылева, такие как П. М. Смирнов, Н. А. Авдеев, И. М. Музыка.

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В 1980 году в АТП пришел Н. А. Смирнов. Наследие ему досталось не ахти какое богатое. Более десяти автобусов находилось в разукомплектованном состоянии. Надо было восстанавливать. Но не блистала и ремонтная база, она не отвечала возросшим требованиям дня, той мощной современной технике, которая поступила в автопредприятие с заводов, то есть ЛиАЗ-677 и ПАЗ-672. По сути дела ремонтировать ее было негде. Из положенных 17 постов по обслуживанию мастерская располагала 3 постами, и те были рассчитаны на старые марки автобусов и автомобилей. Новому руководителю предстояли большие задачи по строительству производственных помещений. Для него открывались перспективы: захудалое предприятие превратить в современное, построенное по последним проектам. Благо опыт хозяйственника у него был. Для того чтобы идти вперед, необходимо вводить новшества, переходить на более прогрессивные методы труда. В связи с этим в июле 1981 года АТП перешло на абонементную оплату проезда пассажиров. В 1982 году по решению сессии исполкома городского Совета было упорядочено движение городских автобусов, то есть на 40 процентов сокращена протяженность автобусных маршрутов, за счет чего примерно на столько же процентов увеличилось качество обслуживания, движение автобусов в городской черте Искитима. С 1982 года было организовано обучение водителей категории «Д» (водителей автобусов) с пятимесячным сроком обучения. Самый прогрессивный метод труда - это бригадный. И с 1982 г. бригадная форма труда вводится сначала в реммастерской по техническому обслуживала и ремонту автобусов. Такое начинание дало свои положительные результаты, и в 1983 году бригадная форма труда охватывает обе колонны. Конечно, сначала не все было гладко, не до конца еще были отрегулированы вопросы по оплате труда, да и люди пока не привыкли к тому, что, работая в бригаде, нужно отвечать не только за себя, но и за товарища, работающего рядом. Необходимо было приучаться к принципу: «Один за всех, все - за одного». Вводя новшества, решая другие проблемы, связанные с улучшением работы коллектива, нельзя было забывать о задуманном, то есть о строительстве производственной базы. Партийная организация поддержала Н. А. Смирнова, взяла стройку под свой контроль. Была заказана проектная документация. Строительство предстояло большемасштабное. Сметная стоимость только одного производственного корпуса для ТО и ремонта автобусов мощностью 200 единиц, с поточной линией ТОЛ, составляет 996 тыс. рублей. И в данное время проектируется комплекс ежедневного технического обслуживания с тремя механизированными поточными линиями для мойки автобусов сметной стоимостью 800 тыс. рублей. Кроме того, предстояли многие другие работы: нужно было подсоединяться к ведомственным теплосетям. Вопросы финансирования, строительные проблемы - все это надо было срочно решать. Здесь нужно учесть и тот факт, что на автопредприятии нет отдела капитального строительства, который бы взвалил всю эту ношу на свои плечи.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Сейчас вид хозяйства неузнаваемо изменяется, начинает приобретать очертания, которые будут характерны для современного пассажирского автопредприятия. На сегодняшний день автопредприятие имеет в строю 57 автобусов марки ЛиАЗ-677, которые обслуживают 12 маршрутов, и 37 автобусов марки ПАЗ-672. обслуживающие 13 сельских маршрутов. В настоящее время предприятие укомплектовано ИТР полностью, 95 процентов из них молодые специалисты, имеющие высшее, специальное образование. На автобусах работают водители высокого класса, закончившие специальные курсы. На предприятии созданы диспетчерские пункты, диспетчера которые следят за выполнением графика автобусного движения. Все замечания фиксируются в путевых листах водителей. Помимо главной диспетчерской, таких пунктов четыре. Согласно графику на линию выходят инженерно-технические работники и служащие, которые также контролируют работу водителей на линии, производят, помимо штатных контролеров, проверку правильности проезда пассажиров в автобусах. Нельзя не отметить большой вклад, вложенный в развитие автопредприятия, коммунистом Ф. И. Вишняковой и зам. главного бухгалтера Г. А. Сергиенко. Около 20 лет возглавляла Ф. И. Вишнякова партийную организацию. Но, даже уйдя на пенсию, все равно не перестала работать, осталась на ответственном посту кладовщика ГСМ. В общественной жизни она является зам. секретаря партийной организации, председателем товарищеского суда. В коллективе с уважением относятся к ветерану труда, коммунисту, водителю такси М. А. Борисову. Совсем молодым парнем пришел он после армии в хозяйство, работал сначала слесарем, выучившись на шофера, работал на машинах разных марок. За его честность и добросовестность в труде, большой производственный и жизненный опыт коллектив избрал его председателем профсоюзного комитета.

В. ПОНОМАРЕВ,
«Знамя коммунизма»
№27 / 15 февраля 1985 года

««««««