Социально экономическое развитие города и района
Сельскохозяйственные предприятия (АОЗТ «Шибковское»)
Без названия, хозяина, надежды ?
На повороте к деревне Шибково путников встречает указатель, на котором нет ни единого слова. Когда-то здесь красовалось гордое имя совхоза "Шибковский", который славился дойным стадом, птицефермой и успехами полеводства. Теперь ничего нет: ни коров, ни птицы, ни посевов. Да и имени, в обшем-то, тоже.
Контора АОЗТ "Шибковское" встретила холодной тишиной. Живым здесь и не пахло. В кабинетах - пустота и пыль, в архиве - затхлые папки с больничными листами и хозяйственными отчетами, датированные 1991-1992 годом. И никого, только сквозняки гуляют по коридору.
Услышав наши шаги, гулко раздававшиеся в пустом здании, из-за двери появилась женщина. Оказалось, что там, в одном из кабинетов, теперь и располагается бухгалтерия АОЗТ. Вернее, ее остатки. А занимается она тем, что подбивает итоги, прямо скажем, бесславной жизни общества. "Доживаем последние дни", - так охарактеризовали положение дел в Шибкове сотрудницы бухгалтерии.
В отношении АОЗТ "Шибковское" идет процедура банкротства, которая продлится максимум до нового года.
Вообще же ситуация, сложившаяся на землях, где раньше располагался Шибковский совхоз, требует детального разбора и вдумчивого осмысления. С наскока в нее и не вникнешь, так все сложно и запутано. За помощью мы обратились, не найдя никого из руководства Многочисленных обществ, расплодившихся в деревне, к главе муниципального образования (раньше это называлось сельсоветом) Т.М. Русаковой.
"На территории нашего муниципального образования, - рассказала Татьяна Михайловна, - действуют несколько обществ и фермерских хозяйств: АОЗТ "Шибковское", "Ново-Шибковское", "Сибирская равнина", ЗАО "Агрофирма "Линевская", АОЗТ "Линевское", КФХ "Сыновья" и "Шмель". Многие держатели земельных долей передали свои паи Евсинской птицефабрике. Нынче их земля была обработана и дала хороший урожай. Что касается остальных, то тут все по-разному. "Шибковское" - банкрот, над ним введено внешнее управление, возглавляет которое Борис Борисович Лаврушенко. Бывает он у нас в деревне пару раз в месяц, не чаще.
Отношения у села с внешним управляющим сложились, прямо скажем, не лучшим образом. Не могут простить жители того, как были они обмануты в лучших чувствах. Был в истории акционерного общества такой эпизод. В 1998 году директором "Шибковского" был избран председатель ассоциации КФХ района В.Е. Баженов, некогда бывший здесь же директором совхоза. Он предложил селянам такую программу выхода из кризиса, что люди пошли за ним, поверив в то, что ситуацию можно исправить. На помощь молодым специалистам пришли ветераны, корм для скота собирали по личным подворьям... Было нелегко, но люди увидели, что дела сдвинулись с мертвой точки. И, кто знает, может и выбрались бы шибковцы из ямы, если бы не начавшаяся процедура банкротства. Внешний управляющий первым делом отстранил от руководства Баженова. Директором акционерного общества стал Л.А. Ахтулов. Потом по инициативе кредиторов было создано "Ново-Шибковское", куда безвозмездно были переданы техника и здания.
- Разговариваю с вами, - вспоминает Русакова, а перед глазами встают картины нашей "войны" с Лаврушенко. И в кабинете мы его подпирали, и ключ от сейфа с документами прятали, и за грудки друг друга таскали. Мы все пытались помешать продаже техники и зданий. Но они-то действовали по закону. А мы, получается, творили беззаконие. А что из этого получилось, вы и сами видите.
Да, как же, видим. Скотные дворы и птичники продают на разбор. Зарплату оставшейся горстке рабочих выдают хлебом, в сентябре на всех пришлось всего 8000 рублей. Земля роздана во множество фирм и фирмочек. Уборка идет с таким скрипом, что слышит весь район, хотя посеяли всего 250 га. То ли "Шибковское", то ли "АФ "Линевская", то ли "Чинар" (все эти организации вроде бы возглавляет один и тот же человек - Ахтулов) намолотили 120 тонн ржи. Часть отдали за долги. Остальные 30 тонн уже успели прорасти.
А еще в Шибкове долго будут помнить историю с рыбой, как яркий образчик управления "со стороны". Решило новое руководство спустить пруд и отдать рыбу потенциальному покупателю, который пообещал заплатить за хозяйство долги по электроэнергии. Вода ушла, и взору селян предстала картина: рыба плещется, бьется, а чужаки готовятся к погрузке. В дело пришлось вмешаться главе муниципального образования, которая успела выяснить, что разговоры о погашении долгов - фикция, никуда не внесено ни рубля. Чуть до драки с охраной не дошло, но селяне все-таки смогли заготовить рыбу для себя на зиму и для продажи. Ведь жить то им как-то надо, если нет у них ни работы, ни зарплаты.
С работой, кстати, тоже очень интересный момент. В свое время Л.А. Ахтулову был выдан кредит в размере 1 млн. рублей на создание рабочих мест для бывших шахтеров. Где теперь те рабочие места и тот миллион - одному Богу известно. Вот так и живет Шибково и некогда бывшие в одном совхозе с ним деревни Таскаево и Евсино. Без имени, без хозяина и практически без надежды на лучшее. Кто-то развалил хозяйство, кто-то попытался его "добить". А ведь в то же время здесь работают, и очень неплохо, фермерские хозяйства "Сыновья" (Ю.Н. Заломский) и "Шмель" (В.П. Алякин) Взяли в аренду земельные паи, отсеялись, убирают. Аренду оплачивают мукой, зерном, помогают пахать огороды, косить сено, тюковать. И деревне в помощи не отказывают: на проведение Дня пожилых людей деньжат подкинули, детям к новому году подарки сформируют. Работают на совесть, сами за рулем всегда, в чистое, как говорят в деревне, только зимой и переодеваются. И люди за честный труд платят Юрию Заломскому и Владимиру Алякину уважением. Последнему даже предложили возглавить погибающее АОЗТ "Линевское", и он не отказал.
Вот и думаешь: почему на одной земле люди работают по-разному? Почему у одних, хоть и трудно, но получается, а у других - все наперекосяк? Может, потому, что одни хотят на земле ЖИТЬ, а другие - НАЖИВАТЬСЯ?Ирина Пашкова,
«Искитимская газета»
2000 год №125\ 17 октября
Земля искитимская / краеведческие ресурсы