ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Религия

Сияет купол в ясном небе »»»»»»

Это свято для всех поколений »»»»»»

Святой ключ начинает благоустраиваться »»»»»»

Церковь остатка »»»»»»

Черные монахи несут добро »»»»»»

Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса »»»»»»

Место достойное памяти »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

Сияет купол в ясном небе

Оживление царило 11 июня на центральной площади: любопытные детишки с расширенными от интереса глазами, верующие искитимцы с деловитыми и серьезными лицами, просто досужие зеваки. Со слезами умиления набожные старушки прикасаются к золотому куполу, целуют крест. Еще немного и все произойдет - купол установят на место. Наконец-то у часовни, строительство которой началось год назад, появится голова на плечах. Столь редкое событие не осталось без внимания городской администрации. Лично проследить за работой строителей прибыл В.К. Фисюкое. Неординарность происходящего подчеркнул и приезд заместителя главы областной администрации Н.А. Титенко, который подивился на быстрые темпы воздвижения храма. Но нас, простых граждан, больше интересует кто, из чего, как и на какие деньги. Корреспондент "ИГ" Наталья Зайцева задала эти вопросы В.М. Балдакову - куратору строительства (ООО "ТЕК").
- Виктор Михайлович, из чего и как сделан купол часовни?
- Само покрытие представляет собой нержавеющую сталь с желтым напылением Привезли его на Челябинска, где по специальному заказу его изготовил один из заводов оборонной промышленности. Правда, желтый слой может со временем стираться под воздействием погодных условий, но как минимум 50 лет он гарантировано будет сиять, Работа над маковкой началась с изготовления металлической основы, сварил которую "Продмонтаж", Затем завод "Теплоприбор" укрепил внутри купол 24 деревянными фермами и сплошь обшил деревом внутри и снаружи. И всю внешнюю поверхность отшлифовал как яичко, Очень кропотливая, кстати, работа. Металлическое покрытие должно ложиться на идеально гладкую поверхность, иначе будут блики.
- Любой может убедиться в качестве проделанной работы, купол гладкий как зеркало, без всяких бликов. Кто же крыл его?
Ъ - В Бердске живет семья жестянщиков. У них это семейная профессия. С ними сотрудничает епархия, и работают они только для церквей, Например, церковь на шлюзах и в Бердске - это их работа, Соединяют ромбики специальным способом без всякой сварки и пайки, и делают так, что те сами друг за друга держатся. Ручная работа, штучное производство.
- И сколько весит маковка?
- 2,2 тонны.
- Виктор Михайлович, самое главное сделано, какие работы будут вестись дальше?
- В следующие четыре месяца у нас очень много работы. Во-первых, сейчас быстро штукатурим шкатулку – основу под золотую луковицу - и красим ее, пока не убрали леса, Потом в течение двух месяцев работаем над перекрытием, устанавливаем водосливы и покрываем кровельным железом, После этого крыша готова. Покрашена она будет в голубой или зеленый цвет, это как епархия скажет.
Одновременно будут вестись отделочные работы - внутри и снаружи, Уже сейчас можно сказать, что пол будет гранитный, а станы на высоту четыре метра покрыты мрамором. Его доставит Искитиммраморгранит" Останется благоустроить территорию. Сквер уже сейчас приводится в порядок. Будет привезена черная земля, чтобы идеально выровнять двор. Эту работу возьмет на себя УЖКХ и ГУП "Прогресс". Вход будет выложен плиткой на ширину десять метров, асфальтированы дорожки. Трибуну, конечно, уберут. На сегодняшний день есть договоренность с организациями, которые займутся освещением церкви внутри; и снаружи - это Горсеть и Электромонтаж.
- Кто спроектировал храм?
- Областная проектная организация объединено с епархией и кафедрой Новосибирской строительной академии, которые совместно учли особенности постройки церкви.
- А закончится строительство...?
- В ноябре. Останется только разрисовать церковь, но это уже вопрос не к строителям.
Процесс установки оказался непростым и волнующим, Верующие со свечами в руках совершали песнопения и читали молитвы. Местный батюшка - отец Евгений, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери Владимирской - по благословению архиепископа Тихона Новосибирского и Бердского освятил купол и крест. Именно он курирует возведение часовни со стороны епархии, смотрит, чтобы все было по благочинию, канонически правильно. Например, фасад и крест лицом должны быть обращены на восток, поэтому центральный вход расположен со стороны ЦУМА. Даже купол, казалось бы совершенно круглый, и то каким-то непостижимым образом сориентирован на восток. Конечно, строителям пришлось постараться, чтобы установка была правильной, Батюшка лично за этим наблюдал, Пришлось даже прибегнуть к помощи пожарной машины, вернее, ее длинной лестницы. И все время, пока ставилась маковка, прихожане искитимской церкви дрожащими от волнения голосами пели молитвы.
- Отец Евгений, объясните смысл происходящего.
- Купол - это символ главы церкви, а глава церкви - Иисус Христос, То же и крест, Они олицетворение надежды и веры для всех верующих людей.
- Кто и когда будет расписывать храм?
- Это произойдет не меньше, чем через год после завершения работ. Нужно чтобы церковь устоялась, высохла. Потом будет объявлен конкурс среди иконописцев области, в ходе него и отберут лучшего из них,
- Кто помогает в строительстве?
- Предприятия города много помогают, особенно хочу отметить шиферный и цементный заводы, администрация города, конечно же, Спасибо им всем большое за это.
- Будет ли это, как задумывалось часовней?
- Нет, это будет храм. Внутри сделан небольшой алтарь. Здесь будут проводиться службы и таинства, будут венчать, крестить, отпевать. Все что в церкви положено.
Возведение главы церкви - купола - ознаменовалось одним совпадением. В этот день, 11 июня, отмечается праздник Споручницы Грешных Пресвятой Богородицы. Большой смысл усмотрели в этом верующие горожане. А, может быть, это и в самом деле знак свыше?

Наталья Зайцева,
«Искитимская газета»
№23 / 6 июня 2002 г.

««««««

 

Это свято для всех поколений

В актовом зале администрации города в этот день можно было повстречать практически всех руководителей предприятий Искитима и многих частных предпринимателей. Все они были приглашены на встречу с архиепископом Новосибирским и Бердским владыкой Тихоном, который пришел поблагодарить собравшихся за помощь и содействие в строительстве храма на Комсомольской площади в честь иконы пресвятой Божьей матери Владимирской.
По словам мэра города В.Г. Пфейфера, этот храм построен на народные средства, на средства предприятий и организаций, с энтузиазмом откликнувшихся на призыв об этой стройке. Теперь он не просто украшает наш город, но и приносит свет и добро в души многочисленных прихожан, которые каждый день его посещают. В свою очередь, владыка Тихон сказал о том, что храм - это образ души человека. И так, как красиво, величественно и блаженно в храме, так должно быть и в душе человеческой. «Мы должны заботиться не только о материальном в этой жизни, но и о духовном, вечном, - продолжал архиепископ. - Ведь известно, что за множество беззаконий охладеет земля любовью, и народ выродится, и нация погибнет. Нельзя этого допустить. И появление церкви на вашей земле только свидетельствует о том, что вы не забываете о высоких морально-нравственных категориях». От администрации города Виктор Генрихович 60 руководителям и частным предпринимателям вручил грамоты и благодарственные письма с пожеланиями счастья, добра и успехов. Из рук же архиепископа В.М. Балдаков, В.К. Фисюков, Р.И. Полянская получили Благословенные архиерейские грамоты за особый вклад в строительство храма в честь иконы Божьей матери Владимирской.

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»
№20 / 19 мая 2005 г.

««««««

 

Святой ключ начинает благоустраиваться

В минувший вторник руководители предприятий Искитима вновь вернулись к вопросу благоустройства Святого ключа в Ложке. В этот раз они решили собраться не в кабинете главы города, а, так сказать, на месте событий.
Стоит отметить, что за прошедшее время после первого совещания тут многое изменилось. Строительные работы идут полным ходом: обновлено здание крестильни, подготовлен желоб для воды, начато строительство пешеходного спуска к ключу. Его планируют сделать пологим, ограничив с обеих сторон каменным бордюром и перилами. Всю территорию вокруг ключа начали крепить грунтом, поверх которого потом уложат фигурную плитку. Однако помощников у отца Игоря, руководителя местного прихода, не так уж много. Часто сталкиваются они с проблемами. Осмотрев все внимательно и выслушав отца Игоря, руководители предприятий пришли к выводу, что сегодня надо решать какую-то одну первоочередную задачу. Довести до конца благоустройство территории и построить автостоянку. Что касается дороги к ключу, то с ее строительством придется подождать до весны. Работы очень много. Пока по составлению сметы расходов строительства автостоянки взяла на себя инициативу фирма «Спецстрой». Остальные согласились помогать. Ясно, что такой объект требует особого внимания и немало средств. Поднять его за один год не удастся. Так что большой объем работ перейдет на следующий год.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»,
№43 / 27 окт. 2005 г.

««««««

 

Церковь остатка

Объявив вероучение Католической Церкви во многом ошибочным и даже извращенным, Мартин Лютер тем самым дал повод своим последователям для сомнений в стопроцентной истинности и его учения. Иначе и быть не могло, ибо логика здесь проста: если ошибались в своем толковании Священного Писания многие поколения богословов и учителей Церкви до Лютера, то так же точно мог заблуждаться и сам Лютер. Ничем он, собственно, по этой логике от них не отличался: такой же ограниченный в своем восприятии духовных истин человек, чей разум не мог вместить в себя сразу весь свет Божественных откровений. Вот почему, хотя практически все протестанты считают Лютера провозвестником новой эры в истории христианства, на протяжении веков лютеровская догматика неоднократно подвергалась ревизии со стороны основателей все новых и новых протестантских церковных общин.
Наиболее далеко от лютеровской догматики ушло, пожалуй что, вероучение христиан адвентистов седьмого дня. История возникновения этой конфессии корнями своими уходит в двадцатые годы девятнадцатого века. В то время в Америке жил фермер по фамилии Миллер. Усиленно изучая Священное Писание, он пришел к выводу, что второе пришествие Иисуса Христа произойдет весной 1844 года. С начала тридцатых годов он начал широкую проповедь, посвященную своему открытию и приближающемуся концу света. Эта проповедь пользовалась успехом, Миллеру поверили десятки, если не сотни тысяч людей. Они оставляли работу, продавали свое имущество, молились и ждали, ждали…. В назначенный день решительно ничего не произошло.
Миллер подкорректировал свои расчеты и провозгласил окончательную дату второго пришествия Иисуса Христа – 22 октября 1844 года. Но и в этот день Христос не явился и конец света не наступил. Миллер прекратил свою общественную проповедь, его разочарованные и потрясенные последователи стали объектом всеобщих насмешек. Большая часть их вернулась в те церковные общины, которые покинула в ожидании конца света, многие вообще потеряли веру в Бога и в Библию. А небольшая группа продолжила исследование Священного Писания и пришла к выводу, что в означенное время Христос все-таки пришел – но не на землю, а в святилище на небесах. Это, по их мнению, означало, что наступило время небесного суда над всем человечеством и, таким образом, начался последний период земной истории. Именно эта группа стала впоследствии костяком новой конфессии, важнейшую роль в создании которой сыграли супруги Джеймс и Елена Уайт.
Особенно – Елена Уайт. Еще до замужества, с семнадцатилетнего возраста она стала утверждать, что получает от Бога особые, пророческие откровения и видения. Эти видения и легли в основу вероучения созданной супругами Уайт церковной общины христиан – адвентистов седьмого дня. Название нуждается в расшифровке: «адвентус» на латинском языке означает «пришествие» (имеется в виду второе пришествие Христа), а седьмой день недели по Библии – суббота. Именно субботу, по утверждению Елены Уайт, нужно особо соблюдать чтущим заповеди Божии христианам, так как нигде в Священном Писании не говорится о почитании первого дня недели – воскресенья. Более того: именно суббота, утверждала Елена Уайт, явится поводом для ожесточенной религиозно – политической борьбы в последние времена человечества. В соответствии с ее толкованием библейских текстов, Папа Римский объединит вокруг себя все страны и религии и заставит всех соблюдать воскресный день – «печать зверя». Лишь адвентисты, названные в трудах Елены Уайт «церковью остатка», сохранят верность субботе, подвергнутся за это жестоким гонениям, но в итоге именно за это же и обретут спасение и жизнь вечную.
Поэтому богослужения свои адвентисты проводят по субботам. Решительно никаких церковных праздников они не признают: ни Рождества, ни Пасхи, ни Троицы. Не признают адвентисты и общехристианского догмата о бессмертии человеческой души. Они полагают, что после своей смерти человек находится в бессознательном состоянии, ничего не видя, не слыша и не чувствуя. Пробудится он только после второго пришествия Христа, и тогда праведники пойдут в рай, а грешники будут уничтожены навсегда. Никакого ада как места вечных мучений, по адвентистской догматике, не существует.
Обрядность, как и в других протестантских конфессиях, сведена до минимума; икон нет, ношение нательных крестиков отнюдь не поощряется, причастие проводится раз в квартал и является отнюдь не таинством, как у католиков, православных и лютеран, а всего лишь обрядом. Характерным отличительным признаком этого обряда является ногоомовение: перед причастием все члены общины моют друг другу ноги – по примеру Христа, который омыл ноги своим ученикам в четверг перед своим распятием. И еще: большое значение придают адвентисты так называемой санитарной реформе – в соответствии с ветхозаветными предписаниями они делят пищу на чистую и нечистую, не едят свинину, рыбу без чешуи и многое другое. Употребление спиртных напитков и курение запрещены категорически – за это могут даже исключить из церковной общины.
В России первые адвентисты появились более ста лет назад. В Бердске же и Искитиме – в начале шестидесятых годов только что минувшего столетия. Долгое время они собирались на свои богослужения нелегально – по частным домам и квартирам. Их преследовали власти, на них заводила административные и уголовные дела милиция, о них сочиняли всяческие небылицы обыватели. Женщинам – адвентисткам чиновники из гороно угрожали лишением родительских прав, дети их подвергались в школах насмешкам сверстников и прессингу преподавателей, а лидер сибирских адвентистов Михаил Семенович Зозулин несколько лет провел в местах лишения свободы. Двадцать пять лет тому назад искитимским и бердским адвентистам удалось зарегистрировать свою общину и купить себе для молитвенных собраний частный дом на окраине Бердска.
В 1995 году пастор бердской общины адвентистов седьмого дня Владимир Робертович Линк начал в Бердске на улице Пушкина строительство нового молитвенного дома – кирпичного, двухэтажного. А уже 26 мая 1996 года состоялось торжественное посвящение этого дома. Искитимские адвентисты еще с год ездили на богослужения сюда, а в 1997 году была зарегистрирована их отдельная община и куплен молитвенный дом и в Искитиме, - после проведения там евангельской кампании в ДК «Россия».
Сейчас пастор у бердских адвентистов другой – Сергей Михайлович Воронкин. На субботние богослужения собирается человек 45 – 50, хотя списочный состав общины значительно больше. Регулярно по субботам проводятся отдельные занятия для адвентистских детей, которые посещают шесть – восемь ребятишек.
Владимир Робертович Линк сейчас служит пастором в Искитиме. После проведения евангельской кампании там крестился 61 человек, по спискам общины числится 40, регулярно богослужения посещают человек 15 – 20, из которых большинство были адвентистами задолго до проведения кампании в Искитиме и ездили в свое время на служения в Бердск. Есть небольшая группа адвентистов седьмого дня в Барабке, два адвентиста в Черепаново, одна адвентистка на Электродном.
Да, метод евангельских кампаний, хорошо зарекомендовавший себя в США (где и находится руководящий центр христиан – адвентистов седьмого дня всего мира) в России оказался не столь эффективным: людей на кампании приходит, как правило, много, немалое число из них принимает после этого крещение. А вот в общинах остается зачастую лишь малая часть. Что ж, о Христе услышали люди – и то хорошо, а уж куда они пойдут после этого – право их личного выбора.
Евангельские кампании, тем не менее, адвентистами седьмого дня проводятся и поныне: последняя проходила в Новосибирске с 22 марта по 26 апреля. Проповеди во время ее посещали человек 350, крестилось человек сто. Так в нашем областном центре родилась еще одна адвентистская община – восьмая по счету. Всего же в пяти областях Западно – Сибирской конференции Церкви АСД (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская и Алтай) насчитывается 64 общины с постоянными пасторами и немалое число групп в населенных пунктах, не имеющих постоянно проживающих там пасторов. А президент Западно – Сибирской конференции Роберт Робертович Линк вот уже пятнадцать лет живет в Бердске – именно здесь и началось его пасторское служение в качестве пресвитера местной общины.

Е. Спиридонов
«Конкурент»
№ 21/ 25 мая 2001 год

««««««

 

Черные монахи несут добро

“У меня ни от кого секретов нет. Я приехал сюда из Магадана. Больше двадцати лет “сидел”, как говорят, “вор в законе”. А потом душа захотела чего-то большего. Нет, я не монах, нет, просто живу здесь, помогаю по монастырю, вожу наместника, бесплатно, конечно.”Так с разговора с седым мужчиной средних лет и началось наше знакомство с Завьяловским мужским монастырем. Вообще-то, говорить откуда кто приехал здесь не принято. Бог привел, а пути Господни неисповедимы.

Все дороги ведут в Храм

Наша дорога вела туда же, в Завьялово. В Искитиме шел дождь, а Храм Покрова Пресвятой Богородицы встретил нас сверкающим на солнце куполом. Точно также, как и более ста лет назад, когда он был выстроен, встречал своих первых прихожан.
Память о купце Богомолове, который когда-то отстроил этот Храм, жива и спустя почти сто лет после его смерти. Как, впрочем, жив и сам Храм. В 1932 году его хотели разрушить. Помешало тогда лишь то, что взрывом были бы повреждены все окрестные строения. Здание Храма решено было передать колхозу, где было размещено зернохранилище. Позже здесь открыли музей. За годы советской власти Храм горел, осквернялся, а потом восстанавливался. В 1995 году его вновь осветили и здесь начались службы. Когда восстанавливали Храм люди приносили все, что когда-то было припрятано на чердаках: церковную утварь и сохранившиеся иконы. Еще в конце 80-х в Завьялово начали приезжать люди, готовые заплатить за старые иконы большие деньги, так ведь не распродали все направо и налево. А вот в Храм приносили и отдавали совершенно бесплатно.
Мы приезжали в Храм дважды: впервые накануне праздника Пасхи, а потом в праздник Святого Николая. Особой сутолоки в Храме не было, видимо потому, что приход небольшой. Обратил на себя внимание мальчик лет 10-ти, Сережа. Как рассказал позже он сам, в школе была большая перемена и он забежал на службу. Родители его - учителя в местной школе, а он - постоянный прихожанин. Надо сказать, что он не единственный школьник, который заходит в Храм. Школа тут рядом, а потому зачастую ребятишки после уроков приходят сюда.
В прошлом у Храма Покрова Пресвятой Богородицы был большой приход. Сейчас верующих немного. А вот в праздники сюда приезжают отовсюду, едут в Храм и креститься, и венчаться. Требы здесь бесплатные, просто верующие жертвуют Храму кто сколько может. Например, стоит в Храме коробочка со свечками, висит табличка “1,50”, однако никто не сидит и деньги не собирает: нужна тебе свечка, бери, можешь заплатить рубль 50 копеек - положишь в ящик, не можешь - никто тебя заставлять не будет.

Когда жизнь - служение Богу

Для нас, приехавших из Искитима, люди, одетые в черные рясы до пят, были в диковинку, а вот жители Завьялово к таким встречам уже привыкли. Странного здесь ничего нет, ведь тут же в селе располагается мужской монастырь.
Когда-то все тот же купец Богомолов выстроил себе дом: крепкий, двухэтажный. При советской власти в этом здании располагались коммуна, колхоз “Факел революции”, школа, база отдыха. А в 1995 году дом передали православным Новосибирской и Бердской епархии под монастырь. И вот уже пять лет здесь живут и служат Богу люди. Поначалу такое соседство было странным, сельчане шептались, посмеивались, потом стали помогать, приводить сюда своих сыновей. “Плохому они не научат”- вот самое распространенное мнение.
Среди других сельских домов, здание монастыря сразу же отличается. Во-первых, конечно, крестом на воротах, а кроме того тем, что во дворе его постоянно кипит работа. Штабеля свеженапиленных досок (лес братья тоже сами перерабатывают), техника для работ в поле, большой огород - все это просто необходимо, чтобы обеспечивать себя полностью продуктами питания, произвести необходимые работы по строительству и ремонту. Перед Пасхой, например, братья перестелили пол в Храме. Строится Храм для малых служб и в самом монастыре. Но основная работа братьев - служение Богу. Для удобства исполнения служб люди и удаляются от мирской жизни, объединяются в монастыре. Наверное, не только нам, но и многим людям интересно, а как же люди живут в монастыре. На эти вопросы нам ответил отец Никон:
- Наша жизнь немного отличается от жизни в старых монастырях, где уже налажено хозяйство, сделаны все постройки. У нас очень много работы. После утренней службы все расходятся по своим делам: одни занимаются скотиной, другие работают на огороде, третьи - на строительстве. Есть у нас свой повар, пекарь. По праздникам тот, кто служит службу в Храме, встает рано: бывает в три часа, в четыре начинается молебен, потом литургия. Остальные чуть позже. Живем мы по церковному уставу, касается он и служб, и трапезы. Те, кто только приходят в монастырь, живут послушниками. Они учатся служить Богу, выполнять всякую работу. Летом работы у нас много, как и проблем. Вот сейчас техника у нас неисправна, посевного материала нет, а время идет. Эти работы нам нужны для обеспечения жизни монастыря.
- А местные жители вам помогают в чем-либо?
- Конечно, помогают.
- За плату?
- По разному наше сотрудничество с ними строится. Кому платим, а кто просто помочь хочет. Кто как может. У нас даже имущество почти общее. Мы им что-то даем, ту же технику, что-то они нам. В общем, живем как добрые соседи.
- У вас как-то не принято говорить откуда кто пришел, но из разговоров мы поняли, что буквально со всех уголков России. А вот есть ли у вас в монастыре местные жители, завьяловские?
- Нет, местных нет. Есть из Новосибирска, Искитима, Бердска, а отсюда нет.
- А сколько человек сейчас живет в монастыре?
- Вы знаете, всегда по-разному. Вот сейчас отец- наместник, четыре иеромонаха, два монаха, два инока, остальные - послушники, в общем, человек двадцать... Число всегда меняется: не то что уходят, просто в другие монастыри идут.
- Расскажите о послушниках. Как долго длится послушание?
- Все зависит от человека, от его желания служить Богу, от его старания.
- А бывает так, что из монастыря выгоняют за какие-то проступки?
- Всяко бывает в жизни. Но это совершенно индивидуально решается. Конкретный человек, конкретный поступок, ведь чего только не бывает. Но все должно делаться на пользу человека, во спасение его души. Вы, наверное, знаете, что и Макаренко из своей школы выгонял детей, чтобы научить их жизни, как-то наказать.
- В последнее время из разных мест поступают сведения о различных чудесах, например, о мироточащих иконах. А были ли вы свидетелем чего-нибудь подобного?
- Совсем недавно мироточили многие иконы в нашем монастырском Храме. Я, правда, отсутствовал в это время, но рассказывали, что мироточили даже бумажные иконы. Мироточение никак подделать невозможно. На иконах появляются капельки масла. Иногда с запахом, иногда просто так.

Монастырь не общежитие

Уже третий год живет в Завьялово отец Гурий. Он также рассказал немного о каждодневной жизни монастыря.
- Вы смотрите телевизор?
- Нет, телевизора у нас нет. Не читаю я и газет, не до них: утром встали, помолились и на работу. Часто читаем книги, у нас есть своя библиотека.
- А откуда узнаете новости?
- Многое рассказывают прихожане...
- А в выборах вы принимали участие?
- Как и каждый гражданин, мы, конечно, имеем право выбирать, но дело в том, что большинство из нас не местные, прописки у нас нет.
- Принимаете ли вы тех, кто, например, хочет просто душой отдохнуть?
- Монастырь - не общежитие. Если к нам приходит человек, мы, конечно, стараемся помочь ему. Кого накормим, с кем поговорим. Здесь, в монастыре, человек быстрее себя видит, свои ошибки. И мы всегда видим, в каком состоянии человек. Но все-таки отдыхать душой человек должен на службе в Храме. В монастырь приходят только те, кто готов служить Богу, здесь собираются единомышленники, которые знают, куда они пришли и зачем. Если у нас будет возможность открыть странноприимный дом, тогда будем оставлять на время, давать возможность отдохнуть душой. Мы же в монастыре работаем во славу Божию. У одних веру надо укрепить, у других - разжечь. Большое внимание уделяем работе с молодежью. Хотелось бы открыть и воскресную школу. Это просто наша обязанность, ведь в детях наше будущее.
- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
- Главное - чтобы в душе был праздник. Я бываю в городе и вижу мирскую жизнь: разгул преступности, падение нравственности, утрата духовных ценностей, в Искитиме остро стоит проблема наркомании, люди думают только о телесном удовлетворении. Бог дал семь дней. Шесть дней можно работать для тела: зарабатывать на еду, одежду. А седьмой день надо обязательно отдать Богу, сходить в Храм. Устраивать праздник для души надо не только на Пасху или Рождество, а в каждое воскресенье. Только в этом я вижу отраду для души. А до тех пор, пока душа не будет удовлетворена, не будет и счастлив человек. Сейчас много появилось различных сект, религий. Человек волен выбирать, но при этом нельзя забывать о своих корнях, о том что Русь всегда была православной. Мне хотелось бы пожелать любви, мира. В последнее время очень умножается зло в людях. А ведь любовь к Богу выражается через любовь к ближнему. Все мы одна большая семья.
К мужскому монастырю в Завьялово люди попривыкли, а вот совсем недавно при Храме Покрова Пресвятой Богородицы появилась женская община. Живут здесь и монахини, и инокини. Они присматривают за Храмом, наводят здесь порядок и также - служат Богу.

Н. Кривякина,
«Конкурент»
№ 24 / 15 июнь 2000 г.

««««««

 

Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса

Вера, религия, вероисповедание... Для каждого человека эти слова звучат по-своему. Если говорить о вере как таковой, то это совсем не означает, что речь идет обязательно о вере в Бога, в Божество. Большинство граждан страны Советов более семи десятков лет верили (и верят) в построение коммунизма, в светлое будущее... Когда произошло “просветление”, и прежние “идолы” и идеалы были разрушены, добрая часть населения осталась в растерянности: потребность в наличии ВЕРЫ осталась, но во что и кому? А почему бы, собственно, не вспомнить о том, что есть Высший разум, есть Бог? В течение двух тысячелетий люди сохраняют веру в Христа, оберегая ритуалы и традиции церкви. На почве различного вероисповедания начинались великие войны (это продолжается и сегодня), и тем не менее, различные религии живут, как живут, порой, рядом люди с различными взглядами на действительность. Как бы там ни было, какому бы Богу не молились люди... лишь бы не было в душах людских злобы и коварства, лишь бы не было войны. ...в Бердске.
Честно говоря, я раньше и не подозревала, что в одном маленьком городке Бердске с населением численностью чуть больше 80 тысяч человек есть столько (!) различных религиозных течений (всегда полагала, что все “дороги” бердчан ведут в православный Храм).

Православие

Действительно, большая часть горожан посещают православные приходы. Всего их в Бердске два: Храм Сретенья Господня (чаще его называют молебным домом на улице Лазо) и новый Собор - Храм Преображения Господня (недалеко от военного городка). Окормляют эти Храмы два настоятеля - отец Василий и отец Сергий. Количество прихожан никем не учитывается, более того, в праздничные дни о дороге в церковь вспоминают все, кому не лень. Кому-то очень захотелось поставить свечу “за упокой души близкого”, кому-то - “за здравие”, для кого-то стало острой необходимостью “раскаяться в грехах” перед священником, а кто-то просто следует новой “моде” - быть повенчанным в православном Храме.

Католики

Лет восемь назад в Бердске стал функционировать католический приход (до этого момента католики ездили в Новосибирск). Тогда Галина Бачурина от имени нескольких семей (две польские и две немецкие) нашла договоренность со священником о прохождении мессы в Бердске. Сначала католики собирались на квартире у отца Галины Станиславовны, затем в одном из кабинетов городского Дома Культуры. Не так давно католики приобрели домик на улице Водобачная. Этот домик и стал молитвенным домом для католиков, сохраняя все атрибуты Храма, так как все причастия здесь осуществляются (заметьте, Храм, а не Костел - это сугубо польский термин). Кстати, летом будет построен новый католический Храм, земля под строительство уже приобретена. В Бердске примерно 60 католиков - те, кто еженедельно приходит на мессы (таковых человек тридцать, среди которых есть и русские, и поляки, и немцы) и те, кто еще не является католиком, а только готовится к крещению. Мессы проходят по восточному (византийскому, греческому) обряду. Настоятель бердских католиков - отец Ришард (поляк, иезуит), член Общества Иисуса - гвардии католической церкви. Католикам, вообще, и иезуитам, в частности, присущ высокий уровень образованности, духовности и культуры. Таинства у католиков такие же, как и у православных - их семь (крещение, миропомазание, брака, священства, исповеди, причастия и соборование). Отличительная черта - большое количество икон, а крестное знамение совершается только в начале и в конце мессы. Также как и у православных, у католиков двенадцать основных праздников, только по датам с расхождением в 13 дней (православные живут по юлианскому календарю, поэтому Рождество католики справляют 25 декабря, а не 7 января). Сугубо католическое великое празднование проходит 8 декабря - в День непорочного зачатия Девы Марии (по догмату католической церкви дева Мария была зачата также как и Иисус, непорочным путем). Активной миссионерской работы католиками не проводится, за исключением того, что регулярно помогают школе-интернату N7.

Лютеране

По мнению православных и католиков, все остальные религиозные конфессии относятся к протестантским, с их точки зрения, церковью они не являются, так как не сохранили Таинств. У них существуют обряды, за исключением лютеран, которые сохранили два таинства - крещения и причастия.
Уже год функционирует в Бердске Христианский информационный центр, организованный, так называемыми, висконсенскими лютеранами. Именно эти лютеране считают себя ортодоксальными, консервативными, их учение несколько расходится с учениями других лютеран (считают их консерваторами) - таковых в мире не более полумиллиона человек. Руководит центром житель Искитима, Проваторов Евгений Васильевич. Совсем недавно в Бердске начала работу лютеранская миссия, которая по канонической принадлежности относится к эстонской евангелистской лютеранской церкви. Приверженцев таких лютеран в мире порядка 70 миллионов, среди бердчан - единицы. Лютеранские приходы находятся в административном здании “Веги”, на втором этаже.

Адвентисты

Другие протестантские конфессии - более молодые. У христиан-адвентистов Седьмого дня (адвент - пришествие, седьмой день - суббота), пожалуй, самое симпатичное здание для прохождения богослужений (по улице Пушкина). Первоначально планировалось, что в этом двухэтажном здании будет расположен офис западно-сибирского объединения адвентистов Седьмого дня, поэтому построили его быстро, на пожертвования со всей Западной Сибири. Потом решили, что место расположения не совсем удобно, и здание целиком перешло бердской адвентистской общине. Прихожан-адвентистов насчитывается в Бердске не более 70 человек. Богослужения у них проходят по субботам (в отличие от всех), ссылаясь на четвертую заповедь библии “помни день - субботу” (“козырная карта” адвентистов - “храним заветы Божьи”). Как никто другой, адвентисты строго соблюдают чистую-нечистую пищу, ссылаясь на Ветхий Завет (не употребляют в пищу свинину, крольчатину, рыбу без чешуи и т.д.). В проповедях адвентистов Седьмого дня рефреном звучит мысль о скором втором пришествии Христа, о конце света... В основном, все протестантские конфессии отличаются антиправославной и антикатолической направленностью, в большей степени это относится к адвентистам.

Баптисты

Еще во времена правления Хрущева баптистские организации разделились на две группы, не без помощи самого генсека. В свое время Никита Хрущев для удобства осуществления контроля решил объединить в единый союз баптистов, пятидесятников и меннонитов, создав Всесоюзный Совет Евангелистских христиан-баптистов. Однако часть баптистов не подчинилась указам правительства и не вошли в Совет, создав альтернативный Совет церквей Евангелистских христиан-баптистов со своей структурой, издательством и т.д. С тех пор баптисты Совета церквей стали гонимы и преследуемы властью. Сегодня времена изменились, никто их не преследует, а Совет церквей так и не объединился с Всероссийским Союзом. Лидеры Совета церквей утверждают, что объединение может произойти только после того, как лидеры Союза публично покаятся в своем отступничестве. У Совета церквей до сих пор существуют свои структуры (в годы Советской власти они назывались инициативниками или отделенными), хотя догматически нет никакой разницы между Советов и Союзом. В Бердске основались как раз баптисты-инициативники. До сих пор их отличительной чертой остается скрытность, поэтому, наверное, так и не удалось узнать, кто сейчас у них пастор (бывший лидер, который до сих пор сохраняет свой духовный авторитет - Дмитрий Янчук). Бердчан-баптистов насчитывается примерно 100 человек, их молебный дом находится по улице 30 лет Победы. Имея свои издательские центры, баптисты активно распространяют соответствующую литературу.

Пятидесятники

Учения баптистов и пятидесятников очень схожи (в основном, и литература одна и та же), за исключением одного существенного различия - крещения Духом Святым и говорения на незнакомых языках. Пятидесятники считают, что в соответствии с книгой “деяние апостолов” крещение Святым Духом - акт, отдельный от крещения и непременно должен сопровождаться говорением на других языках (если тебя окрестил Святой Дух - появляется дар). А баптисты считают, что с момента формирования канона Нового Завета (библии в сегодняшнем издании) чудеса прекратились, и крещение Святым Духом человек получает в момент самого крещения.
Община Христиан веры Евангелистской “Живое слово” (или церковь, как утверждают сами пятидесятники) появилась в Бердске восемь лет назад. Пастырь и духовный наставник - Сергей Лобасюк. Пожалуй, среди всех христианских протестантских течений эта община самая многочисленная - более 300 прихожан. Служения проходят по четвергам и воскресеньям в доме 68 на улице Новая (за домом ветеранов). Что характерно, более пятидесяти процентов прихожан составляют молодежь. На “братских занятиях” активно решаются хозяйственные вопросы, церковь оказывает помощь как членам общины, так и тем, кто обращается за помощью. В церковной воскресной школе детей обучают иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. В летние месяцы работает христианский лагерь дневного пребывания. Пятидесятники не поклоняются иконам, не совершают крестных знамений (не крестятся во время службы). Во время крещения Духом Святым они одеваются в белые одежды и с головой погружаются в воду (обычно это происходит на берегу Обского моря), особой миссией пятидесятников “Живое слово” является излечение наркоманов.
Есть в Бердске еще одна община Христиан веры Евангелиской - “Благодать”, созданная корейскими пятидесятниками. Она, в отличие от “Живого слова”, совсем малочисленная. Богослужения проходят в ПТУ-56.

Свидетели Иеговы

Общество Нового Мира - Свидетели Иеговы далеко ушли от христианских традиций. Прежде всего, они не признают Богом Христа (считают его первым творением Божьим), также как не признают Богом Духа Святого. У них Бог один (отсутствие триединства). Представителей этой общины тоже можно найти среди бердчан, их проповеди, пожалуй, самые навязчивые. Именно представителей Свидетелей Иеговых можно чаще всего встретить на улицах, предлагающих различные “листовки” и приглашения. Они всегда были гонимы, в большинстве не жалуют их и сегодня, считая секту тоталитарной (негативное отношение к переливанию крови, мотивируя тем, что на все воля Божья). Активность Свидетелей сопряжена с законсперированностью, поэтому мало кто знает, где они находятся и сколько их человек (в мире - 7-8 миллионов). Свидетели Иеговы утверждают, что второй раз Христос уже приходил на землю в 1914 году, и после этого еще не раз предсказывали конец света.

Без Христа

Среди нехристианских течений, имеющих место быть в Бердске, можно назвать “Сахаджи-Йоги” (бердчанам известен случай, когда в начале 90-х годов врач-стоматолог, член общества “Сахаджи-Йога”, принесла в жертву своего малолетнего сына, убив его). Есть Рериховское общество, у которых тоже своя религия. Они, в основном, занимаются просветительской работой. Можно увидеть на улицах Бердска представителей Кришнаитов, но где они собираются и сколько их человек, знают очень немногие.
... Такая примерно “религиозная картинка” Бердска была нарисована беглым взглядом автора. Не исключено, что кто-то из читателей имеет по этому поводу свою точку зрения на заданную тему. Единственное, о чем еще хочется сказать: главное, наверное, все-таки не то, какому Богу молиться, главное, чтобы Бог был у каждого человека в душе. Ведь ценности остаются вечными...

... в Искитиме

В последнее десятилетие уходящего века верить стало модно. Мало того, все чаще появляются новые конфессии, уменьшить число которых даже не смог появившийся Закон о религиях. Согласно ему, для того, чтобы проповедовать свою веру, нужно получить разрешение местных властей. Именно поэтому многочисленные конфессии довольно успешно перешли в ранг общественных организаций. Тем не менее, официальных конфессий не так мало.
Есть они и в Искитиме. По данным отдела труда искитимского управления соцзащиты, в городе действуют семь конфессий: православный приход церкви Святого Николая, Христианский информационный центр лютеранского вероисповедания, церковь евангельских христиан-баптистов, сибирская христианская благотворительная миссия “Благая весть”, церковь евангельских баптистов “Берег надежды”, религиозная организация “Свидетели Иеговы”, религиозное объединение “Новая русская церковь”.
Все конфессии христианской направленности. Настораживает тот факт, что каждая из них имеет по 50-60 прихожан, кроме Христианского информационного Центра. В его рядах насчитывается около 400 верующих. Разрыв велик, а потому совершенно естественно, что Центр привлек наше внимание.

Как учил Лютер

Христианский Информационный Центр возник благодаря программе возрождения лютеранской церкви. Действительно, число прихожан ХИЦ очень велико. Из 400 человек - 200 детей. При центре работают и воскресная школа и кружки для ребятишек. На занятиях детей, во-первых, кормят. Во-вторых, стараются привить навыки творчества. Здесь не просто читают писание, здесь с детьми занимаются. Самые младшие учатся клеить, рисовать, лепить. Дети постарше занимаются изучением какой-либо практической деятельности. Естественно, это интереснее чем стояние в полуподвале Никольского Храма.
С большим интересом приходят сюда и взрослые. Интерес, нередко, не бескорыстен, ведь ХИЦ занимается и благотворительной деятельностью, оказанием материальной помощи, например. Летом среди прихожан были розданы 130 мешков сахара и 130 мешков муки. Кроме того, в Центре никто никогда не останется голодным: здесь и накормят и с собой дадут пакет с гуманитарной помощью. Здесь же распространяют одежду, правда, секонд-хэнд, но в отличном состоянии. По осени тем прихожанам, кто живет в частном секторе, помогали приобрести уголь. Помогает ХИЦ не только своим прихожанам, но и школам, например, Тальменской, Листвянской. Туда отправляются как продукты, так и деньги. И, конечно, миссионеры.
Финансируется деятельность Центра за счет частных пожертвований родственных церквей в Германии.
Занятия в ХИЦе проходят ежедневно. Включают они в себя и изучение Библии, причем на первоначальном курсе с привлечением видеообзора, а на втором - с участием профессоров международного уровня. Можно здесь выучить и английский язык. Есть в Центре и хорошая библиотека религиозного характера. В скором будущем планируется начать строительство своего Храма.

Кто как может

Что же касается других конфессий, то благотворительностью они не занимаются. Напротив, прихожане во многих из них должны жертвовать “десятину”, то есть десятую часть своего дохода. Что же до церквей, то сейчас в Искитиме строится Никольский Храм, кстати, уже не первый год. Года три ведется строительство дома на улице Речной, в котором уже сейчас за прочно заложенными окнами собираются сторонники Новой русской церкви. Остальные перебиваются кто где может. Временными их пристанищами стали актовые залы, дворцы и другие бывшие очаги культуры. Во многих конфессиях план встречи очень похож: небольшая проповедь, объясняющая ту или иную главу Евангелия, песнопения: от степенных мелодий до неистового псевдомолодежного:”Алилуйя, Господь, ты наш отец!” с подпрыгиванием и подрагиванием. Как говорится, чем бы дитя не тешилось... лишь бы без жертвоприношений. Не обходится, конечно, без историй чудесных исцелений после пришествия в эту церковь и собирания денег. Разница в немногом: формах приветствия (от рукопожатия, до “Алилуйя” вместо “Здравствуй”), и именах западных пасторов, которые толкуют Библию.

В поисках Истины

Между тем, имеющимися религиозными течениями народ не удовлетворяется, а потому в Искитиме появляются все новые и новые организации, обеспокоенные состоянием души отдельно взятого человека. Поклонники Будды, Кришны, Шри Матаджи находят для себя немалую аудиторию. В ДК “Росиия”, например, уже довольно давно собираются сторонники Сахаджа-Йоги, официально значащиеся как региональная общественная организация “Самопознание”. Весь смысл ее в том, чтобы каждый человек познал свою сущность и сумел себя самореализовать. Молитвы здесь называются мантрами, а открываться должна не душа, а чакры. Свое течение сахаджа-йоги не относят к религиозному, а называют метанаукой, изучающей внутреннюю сущность человека. Согласно ее, внутри человеческого тела существует исключительно тонкая система, которая недоступна для научного исследования. Но она вполне реальна и через ее понимание можно достичь гармонии и здоровья. Основательницей этого учения является Нирмала Шриваста, по ее мнению, объединение людей начинается с понимания того, что все религии зародились на одном древе духовной жизни и должны почитаться в равной степени.
Последователи сахаджа-йоги считают, что она открывает скрытые возможности нашего сознания. Оно позволяет выйти за пределы нашего существа, полного конфликтов и тревог, и очутиться в реальности, во всем ее великолепии. Библия называет это состояние “Царством Божьим”.

Как пройти в царство Божье?

Каждый ищет свою дорогу: прямую или петляющую. Главное, чтобы найти ее хотелось. А еще важно, чтобы она не оказалась ведущей в пропасть. Именно поэтому нередко человек приходит к одним, к другим. Однако получить однозначный ответ удается не всегда. К сожалению, исконно русское, православное, христианство не пользуется успехом. Во многом это происходит из-за того, что Никольский Храм никак не могут достроить. Вот и вспоминают искитимцы о душе только лишь на великие праздники, такие, например, как Рождество. Кстати, то же Рождество нередко празднуется как 25 декабря, так и 7 января. Человеку свойственно сомневаться, а вот верить...

М. Юрьева, Н. Кривякина,
«Конкурент»,
№51 / 23 декаб. 2000 г

««««««

 

Место достойное памяти

Святой ключ в Ложковском микрорайоне – место известное и посещаемое. Сюда приезжают не только жители нашего города и района, но и гости из самых дальних уголков Новосибирской области. Популярность эта объясняется живительной силой источника. По легенде, именно здесь в 1937 году расстреляли нескольких священнослужителей. На месте, где простились с жизнью невинные души, вдруг забил источник, и вода его стала целебной. С тех пор сюда едут молодожены, чтобы осветить свой союз водой из святого ключа, идут больные с надеждой на исцеление. Многие используют эту воду для приготовления пищи, а некоторые утверждают, что соленья и маринады приготовленные на целебной водице могут храниться очень долго и получаются вкусными необыкновенно.
Свежи еще в памяти недалекие времена развитого социализма, когда каждый город должен был иметь свой дом культуры, монумент славы и т.д. Казалось бы, эти времена прошли, но вот опять отзвуки прошлого напоминают о себе. Вдруг все политические деятели задумались о духовном наследии, принялись восстанавливать храмы, строить новые церкви. Волна эта докатилась и до нашей глубинки. Вдруг вспомнили о святом ключе. Однако этот случай, пожалуй, единственный, исключительный, он не подлежит обобщению. Эта мысль прозвучала в интервью со студентами четвертого курса Новосибирской Академии архитектуры, участниками конкурса на лучший проект оформления Святого ключа. Ребята и их руководитель, заведующий кафедрой архитектуры гражданских зданий Сергей Викторович Дмитриев, уверены, что именно это место достойно памяти.
Идея создания на этом месте некоего архитектурного комплекса принадлежала директору УЖКХ “Ложок” Николаю Ивановичу Самойленко и очень неравнодушному и активному человеку Михаилу Дмитриевичу Галкину. Именно Михаил Дмитриевич, имеющий многочисленный круг знакомых в самых различных кругах, вышел с этим предложением к Борису Александровичу Захарову, заслуженному архитектору России, автору многочисленных проектов культового зодчества на территории Новосибирска и области. Он в свою очередь предложил обратиться за помощью в Новосибирскую Академию архитектуры. Студенты живо откликнулись на предложение. Из 22-х человек группы № 411 попробовать свои силы рискнули 12 смельчаков. Осенью прошлого года участники конкурса побывали на месте будущего строительства, у Святого ключа. “Место нас поразило, - говорит одна из участниц конкурса Александрина, - нетронутая первозданная красота природы”.
- Когда мы приехали на место, было очень грязно. Люди постоянно подъезжали, спускались, чтобы набрать воду. И мы наблюдали, с какими неудобствами сталкиваются посетители: скользят, иногда падают. Кроме того, заметили, что и подъехать к этому месту тоже очень трудно. Поэтому первая мысль, которая возникла почти у всех – поработать над благоустройством. Прежде всего, людям должно быть удобно. Нам рассказали, что в праздничные дни здесь собираются до тысячи человек. Мы даже проиграли сценарий, где предусмотрели парковку для автомобилей, небольшое кафе, подъездные дороги, ворота, часовню, звонницу и т.д. И вместе с тем, меньше всего хотелось нарушать первозданный ансамбль, созданный самой природой. Кроме того, необходимо было учесть пожелания заказчиков, финансовую сторону строительства. Свои сложности внес рельеф местности.
Осмотревшись на месте, студенты принялись за работу. Для начала набросали эскизы, а затем, привели их в соответствие с данными топографической съемки. А 25 февраля компетентная комиссия под председательством Б.А.Захарова подводила итоги конкурса. В финал вышли только четверо молодых архитекторов. Автором проекта, занявшего первое место, стал студент из Искитима Андрей Дымов.
Руководитель работы, Сергей Викторович Дмитриев отмечает, что члены комиссии высоко оценили все представленные проекты, и выбрать лучшую работу было трудно. Работа Андрея Дымова отличалась тем, что архитектор очень гармонично решил проблему сочетания ансамбля с ландшафтом местности, и вместе с тем не оставил без внимания технически аспекты. Сложность заключалась в том, что традиционно храмовый комплекс располагается на возвышенности. В нашем случае, источник находится в низине. Для того, чтобы привлечь внимание к источнику, архитектор расположил на пригорке звонницу, чуть в стороне часовню и далее, благоустроенная дорожка ведет к источнику. Весь комплекс предполагается выполнить в самом древнем стиле храмового строительства – шатрово - купольном. Материал в этом случае также используется традиционный - дерево. Андрей Дымов подумал и о том, как отвести сточные воды от Святого ключа.
Остальные участники конкурса считают, что Андрей занял первое место вполне заслуженно. А сам победитель уже в сомненьях, можно было бы сделать лучше. Обратить внимание на более светские сооружения, такие как кафе например. Андрей - местный житель и знает, что к Святому ключу приезжают не только люди религиозные. Здесь излюбленное место отдыха многих искитимцев и жителей района.
Но работа уже позади. Победители получили заслуженные денежные призы. Причем награда была вполне достойная, соответствуящая проделанной работе. Андрей Дымов за свой проект получил 3000 рублей. На момент нашей встречи с начинающим архитектором, он еще не придумал, как потратит эти деньги.
Организаторов же конкурса и инициаторов строительства в данном случае интересует совершенно противоположный вопрос – где взять деньги на строительство. Когда студенты взялись за работу над проектом комплекса на Святом ключе, они приняли во внимание и тот факт, что финансовые затраты должны быть минимальными, но на вопрос: сколько же средств потребуется на строительство - даже приблизительно ответить не смогли. Вопрос этот, действительно, очень сложный. Все будет зависеть от того, как организовать строительство. Если предприятия строительной индустрии Искитима и Искитимского района пойдут на встречу и помогут с материалами, найдут возможность выделить технику, затраты будут минимальными. Кроме того, на Руси с незапамятных времен культовые сооружения: церкви и храмы, строились всем миром. Купцы-меценаты выделяли деньги на строительство, простой люд безвозмездно возводил стены, купола церквей и часовен.
Небольшой храмовый комплекс на Святом ключе - это не дань моде. В этом месте силы Высшего Разума уже установили свой памятный знак. Вода, бьющая из сердца Земли, дает силу, приумножает здоровье, исцеляет. От нас же требуется совсем немного – относиться к этому бесценному дару бережно.

Елена Мироничева,
«Конкурент»,
№8 \ 21 февраля, 2002 год

««««««