ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Образование города и района

Искитимское образование – на Сибирской ярмарке »»»»»»

После бала »»»»»»

Время промчалось, немного осталось, Нас ждет последний звонок »»»»»»

Говорить надо так, чтобы слышали все »»»»»»

Нужно стучаться в любую дверь, может где-то и откроют »»»»»»

ЕГЭ: год спустя »»»»»»

Нынешней государственной школе нужен конкурент »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

Искитимское образование – на Сибирской ярмарке

Среди 500 участников ярмарки были и искитимские образовательные учреждения. Стоит отметить, что в таком крупном мероприятии городское управление образования участвует впервые. Основной целью являлось обобщение опыта деятельности гороно, а также выяснение вопроса, насколько управлению удалось внедриться в инновационный процесс.
Наши педагоги представили 15 информационных стендов по различным направлениям деятельности: информатизация образовательного процесса (шк.№8), профилизация обучения (шк.№1), личностно-ориентированное воспитание (шк.№11, 5), воспитание через творчество (шк.№9 и детский сад «Незабудка»), преемственность в образов(детский сад-школа «Сказка»), здоровье (шк.№4, 12), работа с одаренными детьми (шк.№3), социальная адаптация (шк.№2, вечерняя школа), экологическое воспитание (станция юных натуралистов), программно-методическое обеспечение (центр дополнительного образования Искитима).
Участников и гостей выставки особо привлек искитимский разнообразный методический материал и детские поделки. Кроме того, специалисты НИИПКРО заметили работу педагогического коллектива детского сада «Незабудка» по музейной педагогике. Эта деятельность под руководством специалистов института в ближайшее время будет поставлена на научную основу.
Участие в трех конкурсах, проходивших на выставке, принесли искитимскому гороно следующие результаты: центр дополнительного образования привез 2-ое место и памятный серебряный знак. Диплом выставки за разработку учебно-методического комплекса «Искитимоведение» получила Ю.В.Митрофанова. В целом же, как отмечают сотрудники гороно, для первого раза результат неплохой: себя показали, на других посмотрели, набрались идей и вновь - за работу.

«Искитимская газета»
№14 / 7 апр. 2005 г

««««««

 

После бала

Приход весны, порой, навевает самые светлые воспоминания. Солнце, первые листочки, первые свидания, первые выпускные экзамены... А вместе с ними - думы о чем-то несбывшемся и о каком-то непредсказуемом переломе событий в нашей жизни...
Все мы когда-то мечтали стать... например, космонавтами (это так и осталось на уровне мечты), конструкторами, учителями, врачами. (Двадцать лет назад у выпускников уже не было мечты стать хорошим сталеваром или хорошим слесарем, хотя ХОРОШИМ стать всегда хотелось.) Тогда, в начале восьмидесятых, мы смотрели на своих отцов и матерей, которые своим трудом (порой, ударным и альтруистическим) добивались продвижения по службе, признания в обществе, бесплатной путевки в санаторий или внеочередного получения жилплощади. И мы свято верили, что “райская жизнь” (в то время она была своя, особенная) бывает не от количества монеток в кошельке, а от того, как получить хорошее образование, на славу потрудиться и заработать свой оклад. Тогда еще люди думали о стабильности. Сегодня мы живем в век перемен, поэтому очень сложно что-то планировать.
Пройдет буквально месяц и новые выпускники будут с трепетом стоять около учебных кабинетов в ожидании решения своей судьбы (а, может, кому-то только показалось, что именно в этот момент решается его судьба: жизнь-то долгая и непредсказуема в своих поворотах). Наряду со своими неожиданно повзрослевшими детьми за будущее (в надежде увидеть его светлым и безоблачным) переживают их родители. По сути, каких-то двадцать-двадцать пять лет разделяет сегодня ИХ - еще учащихся и уже родителей - от той судьбоносной школьной скамьи... На самом деле, это так же много, как и мало. Для того чтобы наглядно увидеть, чем отличается судьба выпускников 80-х и выпускников 2000 года, мы решили провести некоторый сравнительный анализ и узнать, какой путь выбирали “прошлые” и “вчерашние”.

Когда уйдешь со школьного двора...

Итак, выпускники-80. За “единицу” взят один класс одной из школ Бердска (в этой школе в этом году это был единственный выпускной класс). Выпустилось 25 человек. В высшие учебные заведения (тогда они были все бесплатные) поступили 14 человек, в средние технические - восемь. Еще трое закончили ВУЗ после окончания техникума и училища. Поскольку в те годы отсрочки от армии молодым людям не давали в связи с прохождением обучения (если не было в институте военной кафедры), пятеро юношей из этого выпуска прервали обучение, но через два года вновь восстановились учиться (не закончил ВУЗ только один из них). Всего из пятнадцати юношей “выпуска-80” десять прошли службу в рядах Вооруженных сил, трое закончили высшее военно-политическое училище (один продолжает военную карьеру до сих, двое уволились и занимаются в настоящее время коммерцией.) Если говорить об общей картине, кто кем стал через двадцать лет после окончания школы, то она получается довольно-таки благостная. Из двадцати пяти человек восемь плотно занимаются коммерцией (один - хозяин фирмы), двое стали учителями, один - первоклассный дизайнер, есть ученый-математик, майор ФСБ, старший лейтенант милиции, двое занимаются журналистикой, трое - домохозяйки. Конечно же, у всех судьба не сразу устраивалась: были и взлеты, были и падения. Они, выпускники 80-х, “сменили” пятерых глав государства, пережили и дефолт, и кризисы, и путч, и финансовый беспредел в стране. Именно они застали то самое время, когда произошел развал в промышленности, и молодые специалисты в самом начале своей карьеры оставались не удел. Сегодня все они - в первую очередь, родители, которые с ужасом думают, как смогут устроить свою жизнь их дочери и сыновья...
Выпуск-2000. У этих молодых людей сама дата окончания школы символическая - на рубеже веков (согласитесь, такое бывает не только раз в сто лет, но и раз в тысячелетие). Не совсем все понятно в этой жизни: как получить высшее образование, если в семье нет денег за него заплатить; какие профессии сегодня престижные; что будет завтра...
Итак, для примера мы взяли три класса выпускников 2000 года бердской школы №3. Всего в этой школе выпустились 68 молодых людей, из них пошли учиться шестьдесят (платно - 43, бесплатно - 17). В высшие учебные заведения поступили 33 человека, в техникумы, училища, колледжи - 35 (в бердские учебные заведения - 24). Двадцать девять юношей и девушек выбрали для себя профессию юриста, тринадцать - экономиста, работника банка, менеджера, маркетолога, пять человек - профессию учителя. И всего пятеро (из 68) пошли работать. По-моему, цифры говорят сами за себя: нынешнее поколение, как и двадцать лет назад, отдают предпочтение получению образования. Какие специалисты из них вырастут, будут ли работать они по специальности, покажет только время. Но очень хотелось бы, чтобы нашим детям было легче найти себя в этой жизни.

В голове искитимцев только учеба

Все чаще к выпускникам школ приходит понимание того, что учиться надо. Поэтому после школ практически все они стараются поступить в высшие учебные заведения. Уже сейчас, в мае, многие будущие выпускники знают, куда они будут поступать, ведь позади уже и курсы при этих институтах, и, даже, вступительные экзамены. Силы свои пробуют все. Порой в погоне за единственной целью - лишь бы поступить - выпускники идут туда, где меньше всего конкурс, в строительный, например. Если же фортуна отвернется от них, то есть еще и заочное отделение. Высшее образование для большинства выпускников 11-х классов самая главная цель. А дальше видно будет.
Одна из самых лучших школ в Искитиме - пятая. В прошлом году она проводила 72 выпускника двух 11-х классов. Самым, пожалуй, звездным был 11"а”, руководила которым Валентина Ивановна Васильева. В этом классе было сразу два медалиста: Евгений Николаев и Евгений Никипелов.
Из всех выпускников непоступили лишь восемь человек. Остальные довольно успешно сдали экзамены и теперь учатся. Большинство за свою учебу платят. 35 человек поступили в высшие учебные заведения. Из них в НГУ - двое, НГПУ - 12 человек, Академию геодезии и картографии - трое, один парень даже поступил в Сибирский институт финансов и банковского дела. 29 человек учатся сейчас в средних специальных учебных заведениях, в основном, в Искитиме: в медучилище и в Филиале Новосибирского монтажного техникума.

Выпускники... 20 лет назад

Выпуск 80-го года мы взяли из третьей школы Искитима. В классе было тридцать человек. Из тридцати выпускников двадцатилетней давности в вузы поступили 8, через год в число студентов добавились еще двое, 11 поступили в техникумы, двое в училища, остальные пошли работать. Сейчас по прошествии двадцати лет из 30 человек одна живет в Германии, два врача-стоматолога, кандидат наук, искусствовед, следователь и эксперт-криминалист в милиции, вертолетчик, журналист, налоговый инспектор, риэлтор, инженер, культпросветработник, два работника торговли, фельдшер скорой помощи, домохозяйка. 8 человек занимаются коммерцией, причем в разных масштабах: у кого киоск, у кого место на Новосибирской барахолке, у кого на искитимском рынке. В коммерцию пришли не от большого желания поучаствовать в рыночной экономике, просто, не забудьте, школу мы взяли третью. Ее выпускники и сразу, и по окончании техникумов, институтов пошли работать на машиностроительный завод, по той простой причине, что расположен рядом с домом, что там работали их родители. Когда в начале девяностых завод начал разваливаться, они волей-неволей первыми нырнули в рынок, большинство выплыли, хотя и великих капиталов тоже не нажили.

Желают лучшей доли

Село всегда совсем не то, что город, и картина здесь наверняка немного отличается. Потому хотя бы, что добираться до вузов сложнее. Не секрет, что сегодня большинство искитимских студентов живут дома, предпочитая общежитию жизнь в электричке. Да, да жизнь, поскольку в них родимых проходит большая часть времени, ранее называвшегося свободным от занятий. Здесь, в электричках знакомятся, списывают лекции и задачи, флиртуют и делятся новостями. У сельских студентов совмещать домашнюю жизнь и учебу не получается: пока на автобусе доедешь до райцентра, пока на электричке до города, пока до вуза на метро и лекции кончатся. Поэтому сельским ребятам приходится снимать в Новосибирске квартиру, а это немногим семьям по карману, стремятся поступать в Бердские - и Искитимские техникумы и колледжи, все-таки до дому ближе. Устраиваются в общежития, а если и снимают, то комнату у какой-нибудь бабушки в Искитиме или Бердске все же дешевле, чем в Новосибирске.
Учитывая эти особенности, вот расклад. В 2000-м году Улыбинскую школу закончили 17 одиннадцатиклассников. Четверо поступили в вузы, причем достаточно престижные (НИИЖТ, мединститут, строительная академия, педуниверситет), девять стали студентами техникумов и колледжей (пятеро поступили в бывший чернореченский, одна в искитимский колледж, одна в бердский радиоколледж, еще двое выбрали машиностроительный и колледж физической культуры). Две улыбинских выпускницы поступили в училища: одна по окончании его станет художником – оформителем, другая парикмахером-визажистом. Из 17-и закончивших- 15 учатся. Остаются двое, один из них живет на Первомайском отделении, поэтому, по словам директора школы – белый лист,- никаких сведений, куда поступил, чем сейчас занимается. Еще один работает в Бердске у частного предпринимателя. У него заняты около 90 жителей Улыбино, рабочих возят: утром забирают из деревни, вечером доставляют обратно. Выезжают в пять утра, возвращаются в восемь вечера. А что делать, в самом селе работы нет. Ранее гремевшая агрофирма «Улыбино» больше не существует. Делились на ООО и ЗАО, судились, а работать негде. Поэтому-то, заметили, ни один выпускник не пошел в аграрный университет, не пошли ребята ни в доярки, ни в механизаторы. Некого доить и не на чем пахать. Их родители остались не у дел, живут за счет личного хозяйства, детям же своим желают лучшей доли.

Выпускником быть непросто

Это касается как выпускников школ, так и выпускников училищ и техникумов. Зачастую, после непродолжительного отдыха после учебы, перед выпускником встает вопрос: куда же пойти работать. А вот работу-то найти не так просто. Поспрашивав по знакомым, походив по объявлениям, выпускник довольно быстро понимает, что, в принципе, он никому не нужен. Опыт решает все. Без опыта работы никуда не берут. Вот и приходится выпускникам решать свою судьбу через Центр занятости.
В 2000 году в Искитимский Центр занятости обратились по вопросу трудоустройства 75 выпускников школ. Шестеро из них трудоустроены, 62 человека направлены на профессиональное обучение. Однако, что их ждет дальше, тоже сказать невозможно.
В том же 2000-м году в Центр занятости обратился 91 выпускник училищ и техникумов. Только 10 человек из них нашли работу по той специальности, которой обучались в течение нескольких лет. Скорее всего, это говорит о том, что профессии, которым обучают наши училища невостребованы.
Вот, например, на биржу труда из 44-го училища пришли 11 поваров. Из них по специальности устроено только два человека. 7 человек направлены на переподготовку.
Филиал монтажного техникума в прошлом году поставил для центра занятости шестерых бухгалтеров. Лишь один из них устроился по специальности, двое направлены на переподготовку.
После медучилища на биржу труда обратились пять медсестер. две из них направлены на переподготовку.
Мы привели лишь некоторые цифры. В целом, из девяноста выпускников, пришедших на биржу труда 27 отправлены на переподготовку, а 32 трудоустроены, но не по специальности. Вопиющие цифры. И они говорят о том, что дети идут учиться лишь бы куда, не думая в дальнейшем о своей востребованности. В этом виноваты как школы, где профориентация ведется очень слабо, так и сами учебные заведения, предлагающие, возможно, “модные” профессии, но без гарантии трудоустройства. Той же профессии бухгалтера обучают сразу несколько учебных заведений, не считая УПК, а умеют такие бухгалтеры очень мало. Вот и приходится сидеть им дома, дожидаясь, что кто-то возьмет их на работу. А между тем, в городе начала ощущаться нехватка совсем других профессий, ведь начался подъём производства. Вот и приходится детям учиться одному, а потом на производстве делать совсем другое. Такое переобучение стоит, кстати, совсем недешево, если учесть, что “корочки” бухгалтеров, поваров, механиков будут потом пылиться до конца жизни в шкафах. Пора, видимо, прийти к более тесному сотрудничеству предприятий Искитима и профессиональных училищ.

М. Чащина, Н. Кривякина, Л. Кононова
«Конкурент»
№18 / 4 мая 2001 год

««««««

 

Время промчалось, немного осталось, Нас ждет последний звонок

Девчонки в белых фартуках и бантах, мальчишки в костюмах и белых рубашках, спешащие по улицам Искитима 25-го мая к школам, свидетельствовали о том, что время последнего звонка уже пришло. В последние годы такая картина особенно удивительна, ведь в школу больше не ходят ни в формах, ни в фартуках. Откуда берут на последний звонок? То ли родительскую из сундуков вытаскивают, то ли специально для этого дня покупают, но как бы то ни было, дело чести и престижа для каждой одиннадцатиклассницы 25 мая нарядиться в белый фартук и белые банты, чтобы у каждого встречного ностальгически екнуло сердце, напоминая о собственной молодости и последнем звонке, как бы давно он ни звучал.
В этом году звонок прозвучал для 523-х одиннадцатиклассников и почти 1000 девятиклассников Искитима. Четвертая школа, где были сделаны снимки, выпустила аж четыре одиннадцатых класса. Причем это первые выпускники, проучившиеся здесь все 10 лет, предыдущие выпуски начинали учиться в других школах, а в 1990-м были переведены сюда из 3-й или 5-й, нынешние же выпускники четвертой (те, что в младших классах учились по программе 1-3) пришли сюда 10 лет назад первый раз в первый класс. Сколько мозолей заработали их родители, отмывая стены и окна классов от строительного раствора, собирая и таская новую мебель, вспоминать не будем. Но именно поэтому сегодня школа им особенно дорога, так же как ученики дороги школе. Не зря на последнем звонке старались отметить каждого: самых высоких и самых сильных, лучших учеников и лучших спортсменов, танцоров, певцов и КВН-щиков, словом всех, чей уход из школы - потеря. Впереди ребят ждут экзамены, так что ни пуха, ни пера!
Кстати, 1 июня одиннадцатиклассники будут писать сочинение, а девятиклассники блеснут знаниями алгебры. Хотя и говорили о том, что от экзаменов никто не будет освобождаться, все решилось с точностью до наоборот. Так что, в этом году, как впрочем и раньше, освобождение от экзаменов получат слабые здоровьем дети. Их в Искитиме - 118, что составляет 10 процентов от общего числа выпускников. Обращает внимание тот факт, что несмотря на уменьшение количества закончивших школу, этот процент остается практически неизменяем.
Прошли последние звонки и в музыкалке, и в школе искусств. Музыкальную закончили в этом году 63 человека, причем половина из них сдали экзамены по своим специальностям на “отлично”. 28 ребятишек распрощались со школой искусств: 8 из них по классу хореографии, 20 человек - по классу изобразительного искусства.

«Конкурент»
№ 22 / 1 июнь 2000 г.

««««««

 

Говорить надо так, чтобы слышали все

Ученые говорят: когда масса превышает критическое значение, она превращается в стихию. Видимо, с учительским долготерпением произошло то же самое. Это особенно было заметно на общем собрании педагогов, которое прошло 5 марта в четвертой школе. Весь город в этот день был занят проведением праздничных торжеств, а учителям было не до того.
Казалось, брось в тот момент в зал горящую спичку вспыхнул бы пожар. Накал страстей чувствовался в каждом слове выступающих. Педагоги - ораторы великолепные - каждое слово взывало к совести и делу. Вспомним, что до собрания учителя простаивали часами в пикетах у городской администрации. Председатели стачкомов были на беседе у главы города. Потом они же собирались, чтобы договориться о поездке в Новосибирск для пикетирования областной администрации. И везде им пытались доказать, что в сложившейся обстановке делается все возможное, чтобы выдать текущую зарплату и часть задолженности, которая тянется уже несколько месяцев. И они поверили бы в это, если бы хоть один раз необходимая сумма поступила полностью. По жестким подсчетам, на это надо примерно 3,2 миллиона. А деньги шли порциями, которые тут же крошились на все учреждения образования на такие проценты, которые не могли устроить ни одного из них.
В пятой школе, например, долг по зарплате дошел уже до 303 тысяч рублей. Живыми деньгами здесь получили всего 45.3 тысячи в январе, 6,3 - феврале, чуть больше 12 - в марте. Кроме того, проведены зачеты на 44,3 тысячи. При том надо иметь в виду, что остались неоплаченными осенние месяцы. Ничуть не лучше положение в восьмой школе, где месячный фонд зарплаты составляет 84.4 тысячи рублей. За июнь здесь выдано 3,5 тысячи, в сентябре - 40 процентов. Зачетами под продукты и другие товары проведены еще 52 тысячи 727 рублей. В декабре, январе - ничего. Но как бы то ни было, педагоги восьмой уже заколебались. Мнение в коллективе разделилось: одни считают - надо вести уроки, другие - за вяло текущую забастовку.
Явное сомнение прозвучало и в выступлении И.И. Перегонцева, который директорствовал много лет в шестой школе. Ведь уже три недели третьей четверти потрачено на борьбу. Из самой длинной она превратилась в самую короткую. Удастся ли догнать пропущенный материал? Вряд ли. Но и молча терпеть уже невозможно. Сколько же в нашей стране можно работать бесплатно? Ведь не прихоти ради учителя не ведут уроки. Поэтому напоминание государевых людей о том, что забастовка не войдет в оплату, только подливает масла в огонь. "Неужели еще поднимется рука удержать? Вы же не отдали еще заработанное!". Этот вопрос утонул в громе аплодисментов, которые в тот день вспыхивали не раз.
Гремели они и тогда, когда педагоги вспомнили, как в ходе первой забастовки их возглавлял начальник управления образования А.Ф. Митрофанов. Теперь он, по мнению коллег, только дискредитирует учителей, выступая по местному телевидению. "Мы выражаем недоверие!". Этот клич прямо-таки утонул в аплодисментах так же, как и заявление о том, что у искитимских педагогов нет настоящего профсоюзного лидера. Ведь так получилось, что новая забастовка пошла со стороны учителей, а не руководства. "Мы уже сегодня не такие, как были прошлый раз - в сентябре, и не намерены молчать. Наоборот, надо говорить так, чтобы слышали все", - с этого начала свое выступление В.Б. Ганжа. Пожалуй, только в ее речи прозвучало удивление по поводу того, что забастовка выделила два лагеря. "С одной стороны - мы, с другой - они. Они вроде заботятся о детях, но за нашими спинами".
Учителя не могут согласиться с тем, что их протест кое-кто сравнивает с бунтом. Однако они уверены: намеки на то, что забастовка приведет к падению их имиджа, не оправдаются. Ученики и их родители не только понимают своих учителей, но и поддерживают. Поддержка им сейчас нужна не меньше, чем зарплата. И если бы учреждения образования ее почувствовали, не вспыхнула бы конфронтация. Ведь они не глупые детишки и способны понять, что делается все возможное для них. Способны они пойти и на компромисс. Ведь простаивая в пикетах с лозунгами, на которых просишь свою зарплату, испытываешь только унижение. Неужели приятно клянчить то, что заработано честным трудом. И вновь прозвучало, что сытый голодного не разумеет.
Самое интересное, что, когда председатель городского Совета депутатов А.А. Федотов пытался доказать обратное, ему не дали говорить. Упрекая власть и свое руководство в противостоянии, учителя в то же время не хотели принять какие-либо объяснения. Андрей Андреевич долго пытался пробиться сквозь крики и хлопки. Со стороны все это производило не самое лучшее впечатление. Учителя, словно, хотели взять реванш за непонимание. Председатель же Совета пытался доказать, что никто учителей не унижает, более того, им сочувствуют и стараются помочь. Трудно, конечно остановить лавину гнева, тем более что каждое следующее выступление только ворошило огонь. Попало на собрании и местным средствам массовой информации, которые мало рассказывают о забастовке и жизни учителей. Радио, по их мнению, сделало опрос не тех родителей, которые были явно против срыва уроков. Словно, в городе не может быть иного мнения. "Искитимскую газету" упрекнули в том, что мало уделила места забастовке. Естественно, было забыто о том сколько полос до того посвящено Дню учителя, началу учебного года и просто обычной и интересной жизни школ.
Чем отличается это собрание от других? Тем, пожалуй, что учителя хотели не только выпустить пар, а еще и принять конкретное решение, наметить перспективу. Возможно, кому-то покажется, что искитимские педагоги предъявляют слишком большие требования к своему руководству, городской власти и окружающим. Но если честно, до сих пор они никогда не роняли честь города, выступая на областных и российских конкурсах. А за время работы накопили такой потенциал, который способен тягаться с областным уровнем. Поэтому вполне естественно желать, чтобы обе противостоящие стороны, отбросив обиды и амбиции, все-таки поняли друг друга.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»,
№ 29/ 11 марта, 1999 год.

««««««

 

Нужно стучаться в любую дверь, может где-то и откроют

По утрам рабочий поселок Линево производит гнетущее впечатление. Редко какое окно светится. Люди - без работы, дети - без занятий в школе.
С 30 января линевские учителя объявили предупредительную забастовку, а с 5 февраля вышли на бессрочную. К ним присоединился коллектив Шибковской средней школы. 6 февраля наиболее активные забастовщики пикетировали здание районной администрации, требуя немедленной выплаты зарплаты, пособий на детей, компенсаций на приобретение методической литературы.
Поначалу мирный ход переговоров с главой районной администрации Т.М. Парфенцовой, ее заместителем В.В. Шкребневым и другими работниками аппарата постепенно становился неуправляемым. Доведенные до отчаяния люди все более распалялись, доходя порой до прямых оскорблений, и даже готовы были направиться домой к главе, дабы проверить, как она живет и какую зарплату получает. Никакие, даже самые веские доводы, не воспринимались расшумевшимися педагогами. Потому и расстались обе стороны хотя в общем-то и мирно, но явно недовольные друг другом. Назавтра этот вопрос обсуждался на собрании депутатов-педагогов, а таких в районном Совете, как уже говорилось, довольно-таки много.
Разговор на этом уровне был более спокойным и деловым. Впрочем, без эмоций и здесь не обошлось. Глава районной администрации Т.М. Парфенцова обнародовала цифры, которыми днем раньше не располагала. За 1996 год абсолютно все бастующие школы, находящиеся на самостоятельном балансе, значительно перерасходовали средства на содержание, в том числе и на зарплату. Так, расходы Шибковской школы составили 133 процента от запланированного, линевских школ N 1, 2, 3, 4 и 5, соответственно, 134, 136, 216, 153 и 174 процента. Кстати, цифры эти никак нельзя назвать подтасовкой, ибо взяты они из отчетов самих школ. Только линевцы в общем перерасходовали около трех миллиардов рублей, в том числе и значительную сумму по фонду зарплаты. Третья школа отдала 300 миллионов наличных денег за ремонт, в то время как другие рассчитывались за него взаимозачетом. А их, кстати, хватило бы для полного погашения долгов по зарплате. Впрочем, вины самих учителей здесь нет, они могли попросту и не знать об этом. Ответственность лежит на директорах, которые, как правило, не отчитываются об использовании финансов перед коллективами.
Перерасход средств - только одна причина растущей задолженности по зарплате. Другие сегодня видны всем: район ежемесячно недополучает львиную долю налогов с почти не работающих предприятий. А при утверждении бюджета доходная его часть планировалась в расчете на то, что налогоплательщики будут работать в полную силу. Большую тревогу вызывает остановка такого гиганта как НовЭЗ. Его бюджетная задолженность достигла уже 200 миллиардов рублей, не считая различных внебюджетных фондов. И никакие мелкие налогоплательщики не в силах покрыть такого большого долга. Да и мелких становится все меньше. Потому буквально каждая копейка идет в первую очередь на нужды образования и здравоохранения. В селах закрываются клубы, библиотеки, нет средств на ремонт. Администрация вынуждена прибегнуть к последнему средству, подав на два предприятия в суд за неуплату налогов. Со своей стороны и учителя готовы прибегнуть к защите своих законных прав. Хотя суд сам по себе никоим образом не сможет решить финансового кризиса, в котором сегодня оказалось не только образование, но и многие другие отрасли, в том числе здравоохранение, наука, культура.
Похоже, руководство наверху пытается свалить вину за создавшуюся ситуацию на местные органы власти, при этом оставляя их один на один с целым ворохом нерешенных проблем. Законы принимаются, но не поддерживаются финансами. Обещано с 1 января обеспечить бесплатное питание школьников, а средств на это как не было, так и нет. В результате в районе всякими правдами и неправдами могут кормить только круглых сирот. Никто не отменял постановление о выделении средств на приобретение методлитературы, но сегодня главное - выплатить зарплату, а о пособиях пока разговор даже не ведется. Ведь каждому понятно, что, не имея зарплаты и продуктов в доме, любой учитель вряд ли будет, получив пособие, тратить деньги на литературу.
С начала года началось сокращение управленческого аппарата районо, в школах убираются ставки электриков, столяров, прочих подсобных рабочих, поскольку обслуживание учебных заведении теперь дело ЖКХ. Но и это не решает проблемы даже частично.
Т.М. Парфенцова собирается обратиться в областную администрацию с просьбой пересмотреть доходную часть бюджета и увеличить дотацию. В помощь подключается депутат областного Совета В.А. Камынин, да и местные депутаты полны желания хоть чем-то помочь. Решили обратиться и в областную администрацию, и к совету директоров НовЭЗа, и к энергетикам, от которых зависит сегодня, начнет ли завод работать, и к представителю президента И. Шмидту. Ведь, как гласит известная русская пословица, надо стучаться в любую дверь, может, где-то и откроют... А пока...
Забастовка продолжается, 13 февраля шесть делегатов-учителей отправятся в Москву для встречи с министром просвещения, депутатами Госдумы и принятия участия в пикетировании дома правительства в день начала Всероссийской акции протеста работников образования. Деньгами на дорогу обещали помочь и представитель президента, и депутат Госдумы Е. Логинов, и глава Линевской администрации С.А. Артемов. Не за горами и 27 марта, на которое назначена Всероссийская акция протеста Федерации независимых профсоюзов России. Пока учителя занимаются проведением забастовок, около пяти, тысяч линевских школьников остаются не у дел. И поневоле возникает опасение, что крайними в данной ситуации могут оказаться дети

Л.Жданова,
«Искитимская газета»
№19 / 13 февраля, 1997 год.

««««««

 

ЕГЭ: год спустя

Еще год назад об Едином государственном экзамене можно было судить лишь по статьям из центральных газет. Что, впрочем, мы и делали, когда вдруг объявили - Новосибирская область также входит в эксперимент. С той поры прошел почти год и были сданы первые экзамены по ЕГЭ. Каковы результаты эксперимента? Что ждет нынешних выпускников? На эти вопросы мы попросили ответить начальника управления образованием Искитима Виктора Георгиевича Гибельгауса.
- Виктор Георгиевич, нынешние выпускники будут сдавать ЕГЭ?
- Да, конечно. Положение об едином государственном экзамене осталось с прошлого года. Не так давно в Красноярске прошло совещание педагогов Сибирского округа. Представители нашей области в нем участвовали. Они привезли информацию по ЕГЭ, а также видеофильм. Мы его покажем по телевидению в виде информации для выпускников и их родителей. Кроме того, этот фильм будет в качестве методического пособия использоваться преподавателями, которые непосредственно будут готовить учащихся к Единому государственному экзамену. Как и прежде ЕГЭ будет сдаваться на добровольных началах. Ребенок сам решит, один ли экзамен он сдает по ЕГЭ, или все пять, или вообще ни одного, а все – в традиционной форме. Кроме того, сохранилось то положение, о котором мы говорили, касающееся как отличников и медалистов, так и обыкновенных выпускников – если оценка за ЕГЭ окажется ниже годовой, то в аттестат идет оценка, поставленная в школе. Например, за год ученик получил “четверку”, а по итогам ЕГЭ – 30 баллов, что соответствует “тройке”, - в аттестат пойдет “четверка”. Кстати, ожидается, что в скором будущем положение о медалистах, то есть о тех, кто претендует на медаль, будет изменено. Однако, нынешних выпускников это уже не коснется.
- Какие-либо изменения все же планируются?
- Дополнения и изменения, если они будут, поступят к нам в течение месяца. На уровне слухов предполагается, что ребенок, который в этом году будет сдавать ЕГЭ по русскому языку, сочинение уже писать не будет. Он только сдаст литературу как устный экзамен в виде эссе, реферата и так далее.
- Число ВУЗов, принимающих студентов по ЕГЭ, останется без изменения, не было ли их в прошлом году слишком мало?
- Нам уже четко сказано, что количество ВУЗов и специальностей, принимающих школьников на основе ЕГЭ, увеличится. А такие, как, например, Новосибирский Государственный Педагогический университет, Технический университет будут принимать только на базе ЕГЭ и традиционного приема экзаменов уже не будет. За исключением, пожалуй, нескольких факультетов: иностранных языков, художественно-графического, то есть тех, где одаренность и талант по ЕГЭ оценить нельзя. Если ребенок в школе выбрал традиционную форму экзамена, то ему все равно надо будет сдавать ЕГЭ в университете.
- Какая работа по подготовке к Единому экзамену проводится сейчас?
- Сейчас у нас идет конкретная адресная работа со школами. Мы готовим базу данных на учеников, заканчивающих школу в этом году. Заносим в нее все: фамилию, имя, отчество, год рождения, номер и литеру класса, паспортные данные. Такая база будет создана в каждой школе, потом мы их объединим и подадим данные на всех выпускников в область. В связи с этим возникает и еще одна проблема: выпускники все уже люди достаточно взрослые, у всех должен быть паспорт. Если по каким-то причинам его нет, в базу заносятся данные из свидетельства о рождении. Однако, до выхода в марте уточненных списков и подачи их в Новосибирск, ребенок должен получить паспорт. Иначе он не будет допущен до ЕГЭ.
- Было ли вами во время сдачи ЕГЭ обращено внимание на какие-либо недочеты, недоработки, которые надо будет устранить до следующей сдачи Единого экзамена.
- Для нас единственной сложностью в прошлом году была доставка запечатанных пакетов из Новосибирска и обратно. Мне даже приходилось возить их на личном транспорте, а это, в принципе, ненормально. В остальном, первые Единые экзамены мы сдали неплохо. Я имею в виду компьютерное обеспечение, подготовку учителей, всей пятой школы. Она, кстати, так и останется базовой для сдачи ЕГЭ в этом году. В общем, отнеслись все очень ответственно, нарушений грубых не было. Были некоторые недоразумения с ребятами, сдававшими экзамен. Например, кому-то захотелось поесть, попить – все это запрещено. Задавались и вопросы координаторам, когда сами школьники чего-то не понимали. Однако, ответить те не могли, хотя бы потому, что во время экзамена работают координаторы – педагоги, но из совершенно других областей знаний. Кроме того, они имеют право помочь лишь в заполнении тестов. А работать ученики должны сами. Зачастую это вызывало обиды. В остальном, экзамены прошли на высоком организационном уровне. От имени начальника областного управления образования в адрес главы города пришло даже благодарственное письмо. И еще одно: мы отличались от других районов и городов тем, что не такое большое количество детей принимало участие в ЕГЭ. По некоторым предметам его сдавало лишь два-три школьника. Во многих городах и районах доля сдающих Единый экзамен была больше. Но в минус я это себе не ставлю. Наша задача была – отработать процедуру, технологию проведения ЕГЭ, не допустить срывов. Ведь, представляете, что бы было, допусти мы хоть один срыв? Количественные вопросы будут важны в дальнейшем: в 2003-2004 годах. Причем, хочу отметить, что предполагается в 2005 году сдавать Единый экзамен всеми без исключения. Поэтому, я считаю, начинать надо сейчас.

Наталья Кривякина,
«Конкурент»,
№4 / 22 января 2003 год

««««««

 

Нынешней государственной школе нужен конкурент

В последнее время делается много попыток преобразовать наше школьное образование. В рамках государственной школы возникают лицеи, гимназии, колледжи. Но появляется и принципиально новое явление — частная школа. Тому, какое отношение имеет этот вопрос к нашему городу, и посвящена эта статья. В Искитиме идея создания частной школы зреет уже три года. Об этом мне рассказал зам. главы администрации по вопросам образования культуры и спорта А. Ф. Митрофанов. Он же мне посоветовал обратиться к директору школы № 2 В. Е. Шелегиной, горячей стороннице этой идеи. Интервью с ними я и представляю вашему вниманию. В начале слово Александру Федоровичу.
— Александр Федорович, в чем Вы видите смысл создания частной школы?
— Вас, наверное, удивляет, что я — представитель системы государственного образования, поддерживаю ее создание. По логике, наоборот, должен противиться этому — ведь появится конкурент. Но в том-то и дело, что нынешней государственной школе нужен конкурент, чтобы стимулировать ее на пути творческого совершенствования.
— То есть я так понял, что это целая стратегия на будущее?
— Можно и так сказать. Администрация и гороно готовы поддержать идею, в том числе и материально. Часть родителей хотели бы видеть своих детей в частных школах. Мы провели социологический опрос и таковых оказалось 10 процентов. Необходимо отметить еще один момент. Получить высококачественное образование дети должны не по признаку имущественному, а по признаку одаренности. То есть учиться должны не богатые, а талантливые. Поэтому в уставе должно быть зафиксировано бесплатное обучение хотя бы для части неимущих учеников или введение системы стипендий.
— Какие проблемы стоят на пути реализации идеи?
— Самая большая проблема заключается в помещении. Можно открыть школу на базе государственной, что в нынешних условиях, мне кажется, маловероятным. Либо арендовать какое-либо городское здание. Но тогда резко поднимется плата за обучение. Ну, разумеется, нужен инициатор, который взял бы на себя непосредственную работу. Тут вам лучше поговорить с Валерией Евгеньевной Шелегиной...
Валерия Евгеньевна произвела на меня впечатление человека заинтересованного в реорганизации образования. Чувствовалось, что она уже давно об этом размышляет.
— В чем Вы видите преимущество частной школы?
— Во-первых, это большая свобода в преподавании. Учитель может реализовать себя, свой творческий потенциал. Кроме того, он должен постоянно доказывать свою квалификацию, расти профессионально. Иначе сама частная система его отторгнет. Меньшее, чем в государственной школе, количество учеников позволило бы дойти до сознания каждого из них. Сейчас по новому закону об образовании эти школы будут создаваться для поддержки умных учеников. Но плата все же очень высокая. Я в прошлом году посылала на стажировку своего учителя английского языка в г. Дубна (Московская область) в частный лицей «Каполис». На 30 учеников там приходится 50 учителей. Но при этом плата — 1000 рублей в месяц (это еще до Нового года).
— В нашем городе возможно создание частной школы?
— Это очень сложный вопрос. Частным школам легче в мощных промышленных городах, где солидные коммерческие структуры в состоянии быть спонсорами. В Искитиме они в принципе есть, но еще не достаточно сильные. Все частные школы создавались, не имея своих зданий. Брали в основном в аренду. Но на это требуются значительные средства — то есть без спонсора здесь не обойтись. Что же касается месторасположения, то, как мне кажется, делать это лучше в центре. Может быть, даже на базе школы № 5, которая рассчитывает стать гимназией. Была также идея - взять за основу городской музей. После опроса выяснилось, что родителей, желающих частного образования, значительно меньше, чем в центре. Например, в нашем Северном микрорайоне много малообеспеченных.
Вообще мне видится такой путь. В начале создается фирма для подготовки учеников в вузы. За год-два приобретается опыт и сплачивается круг единомышленников. И вот уже на этой основе возникает школа. Но помещение, еще раз повторяю, — проблема номер один.
А так, в принципе, я считаю, что процесс создания частных школ пошел. Делаются попытки создать свое движение. Вот летом, в прошлом году, в поселке Дружба Краснодарского края состоялся семинар. Начал издаваться журнал «Частная школа».
Валерия Евгеньевна рассказывала, а я думал о том, что очень трудно в наше время пробивать дорогу новым идеям в материальном отношении. Но еще труднее сохранить эту идею в первоначальной чистоте. Кто может гарантировать, что в частных школах, в конечном итоге, будут учиться не умные, а богатые.

К.Мишенин,
«Искитимская газета»,
№17 / 13 февраля, 1993 год

««««««