ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Социально экономическое развитие города и района

Промышленность искитимского района (Линёвский домостроительный комбинат)

Мы должны делать железобетон »»»»»»

Заложники »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы должны делать железобетон

Еще три - четыре года назад такое предприятие как Линёвский ЛДСК - 2 жители посёлка, да и близлежащих окрестностей, серьёзно не воспринимали, а тем, кто там работал, только сочувствовали. Зарплата начислялась на бумаге, живыми деньгами работники получали не больше 200 рублей в месяц, перспектив никаких. Количество работающих сократилось напротив 1992 года с 800 до 500 человек. На предприятии остались лишь энтузиасты, да те, кому некуда больше идти. В 1996 году производство возглавил генеральный директор Борис Данилович Шахматов.
Свое руководство он начал с перемен. Результат всех его нововведений первые годы был минимальным, зато по истечении четырёх лет явно стали просматриваться положительные изменения. Сегодня многие безработные р.п. Линёво, а также молодёжь, взглянули на когда - то почти развалившееся предприятие другими глазами: выросла зарплата, при производстве организован учебный класс, предприятие перешло на двухсменный режим работы, значит, при желании, можно заработать больше. И главное, у ОАО ЛДСК - 2 появилась потребность в дополнительных кадрах. Наш корреспондент встретился с генеральным директором домостроительного комбината Борисом Даниловичем Шахматовым и попросил его рассказать как удалось выжить предприятию, имеющему такой специфический профиль.
- Наш комбинат строился для обеспечения железобетоном Новосибирского электродного завода, а также, для решения в основном социальных проблем посёлка.
Долгое время у нас с заводом сохранялись стабильные партнёрские отношения. Когда на НовЭЗе возникли проблемы со строительством жилья, наша продукция оказалась невостребованной. Не намечалось там ни дальнейшей реконструкции, ни строительства второй очереди. Мы остались без надёжного партнёра. В результате в 1994 - 1995 году наше предприятие практически остановилось. В 1996 году я, как директор, собрал свой коллектив и мы провели собрание, на котором решили, что надо восстанавливать предприятие: решать проблемы обеспечения, поиска новой продукции, повышения её качества. Другого пути не было. Государственные предприятия в то время обьёмы строительства жилья резко сократили, а частные - в наших услугах не нуждались. Частники строили индивидуальные коттеджи, наше серийное производство им не подходило. Мы должны были ориентироваться на средний класс населения, но он тогда ещё не сформировался. Взвесив все “за” и “против” мы пришли к выводу, что нам необходимо осваивать новую продукцию. Нам нужен был в первую очередь рынок сбыта. Учитывая, что Новосибирск рядом и там развивается кирпичное строительство мы поняли: нужно освоить продукцию, которая будет востребована именно там. Реализовывать свои изделия за бесценок в Линёво, Искитиме, Бердске не было смысла - у людей нашего региона нет денег, в городе жильё гораздо дороже.
-На какие Новосибирские предприятия вы вышли?
-В 1997 году мы нашли застройщика в лице ООО ТСК - это коммерческая строительная фирма, которая строила жильё на улице Выборная. Был у нас ещё потенциальный заказчик СЭО - социально экономическая организация Российской академии наук, с которой сотрудничали с 1986 года. Там некоторое время строительство было заморожено, но тем не менее со временем восстановилось.
- Какую продукцию вы им поставляли?
Расширив номенклатуру наших изделий, мы начали выпускать всё, что необходимо для кирпичного строительства. В данный момент мы не можем выпусать только красный кирпич.
- Не освоили технологию?
- Проблема в другом. Глина у нас есть и очень хорошая, в Легостаево её достаточно. Это новое производство, совершенно другая технология, для её освоения нужны деньги.
Не десятки тысяч, а миллионы рублей, которые с нашего оборота выкроить очень сложно. А производили мы к тому времени довольно обширный ассортимент изделий.
Это сваи практически всех длинн, фундаментные блоки, железобетонные подушки, пустотные плиты перекрытия, железобетонные перемычки. Мы освоили ту продукцию, в которой на данном этапе нуждается Новосибирский электродный завод - это жаростойкие бетоны. Раньше НовЭЗ закупал эти изделия в г.Новосибирске, теперь приобретает у нас. В Ханты - Мансийск мы отправляем по несколько километров садового поребрика. В том году поставили семь километров, в этом рассчитываем отгрузить - 12.
- Значит, вы реализуете свой товар не только в пределах области?
- У нас нет прямых связей, мы работаем через посредников. Через трест “Облстрой” мы поставляем шахте “Расправской” Кемеровской области теплые стеновые панели. Помимо всего, мы освоили продукцию, которая необходима для реконструкции мостов. Помните, в прошлом году проводилась реконструкция Искитимского моста - 80 процентов изделий там наших. Кроме того, нами освоен выпуск продукции для дорожников. Мы научились изготавливать у себя сигнальные столбики, которые используются по всей области.
- Как вам удалось изучить такой широкий спектр спроса?
- Элементарно. Мы понимаем, спрос есть там, где есть деньги, а значит у военных, деньги в некоторой степени есть в бюджете.
- Вы осваивали новые виды продукции своими силами или привлекали специалистов со стороны?
-Своими. У нас на производстве нет неталантливых людей. Отдельную роль некоторых специалистов хотелось бы подчеркнуть: главного инженера Бориса Владимировича Кроссовского, главного технолога Сергея Николаевича Кошкарёва, главного энергетика Анатолия Павловича Дитюк и многих других. Нельзя не отметить буквально всех технологов цехов, мастеров, и в целом каждого рабочего, ведь основная тяжесть в эти годы легла на плечи коллектива. Большая работа проведена нами в области энергетики. В производстве есть такое понятие: “стоимость продукции”, она слагается из многих параметров, в том числе и из энергозатрат. Раньше затраты составляли 25 - 28 процентов, теперь - 10. Мы научились экономить, а попросту - перестали греть улицу. Сейчас мы большие надежды возлагаем на отдел главного механика, руководит им Черепанов Владимир Николаевич. В течение этого года нам необходимо провести ремонт и техперевооружение наших основных фондов. Наметили также отремонтировать кровлю, а это 14000 квадратных метров. Ещё в том году мы об этом и не мечтали.
- Для этого потребуются средства?
- Правильно. Мы их найдём. Ту часть средств, которая должна пойти на полное восстановление амортизации, мы используем на ремонт. Делаем мы также ставку и на увеличение объёмов производства. В 2000 году мы должны с имеющихся полутора тысяч кубов железобетона выйти на 2000- 2500, а может быть даже и 3000. Соответственно, увеличится и численность работающих на нашем предприятии. В настоящее время мы приняли уже 100 человек, требуется ещё 15 - 20. Общее количество работников составляет сейчас на комбинате около 500 человек.
Мы понимаем, что сегодняшняя наша заработная плата недостаточна и люди, естественно, недовольны. Мы планируем постоянно повышать зарплату и довести её со временем до 2000 - 2500 рублей, необходимая база сегодня для этого есть. Наше производственное и материальное положение во многом зависит от благосостояния завода, посёлка. Сегодня от общей доли выпуска наших изделий мы поставляем на НовЭЗ процентов 15, мы готовы увеличить поставки вдвое, работал бы стабильно завод. А увеличение объёмов продукции, это не только хорошая зарплата, это - рабочие места, а значит и будущее Линёво.

«Конкурент»
№ 25 / 24 июнь 2000 г.

««««««

 

Заложники

Начало регистрации акционеров Линевского комбината строительных материалов было назначено на 11.00. Народ стал стекаться к клубу заранее. Многих била мелкая дрожь. И не дождливая холодная погода была тому причиной: людей лихорадило предстоящее событие. Сегодня, здесь, сейчас должна была решиться судьба их предприятия. Волнение усилилось, когда акционеры получили на руки бюллетени для голосования с именами девяти претендентов в состав совета директоров. Смущали людей их собственные фамилии, обозначенные в каждой бумажке. Комбинатовцы кучковались между собой, негромко возмущались, что голосование таким образом получается нетайное. Некоторые, смачно плюнув, уходили. В толпе тихо порхала фраза: «Незаконно... Нарушение...».
В зрительном зале, согретом дыханием людей, царила атмосфера ожидания. На сцене пустовал стол, предназначенный для президиума. Счетная комиссия еще не закончила работу. Общее оживление внес СВ. Овчинников - доверенное лицо одного из акционеров. Человек к комбинату отношения не имеющий, несведущий в вопросах экономических и юридических, он стал воплощением того, чего жаждали собравшиеся - действия.
Это стимулировало работу счетной комиссии, и, наконец, были объявлены ее результаты - 56,6 процента акций не собрали кворума и потому собрание состояться не может. Далее, из выступления юриста областной администрации, стало понятно, что кворум здесь ни при чем. Собрание не правомочно решать серьезные вопросы по одной причине - оно не подготовлено. Совет директоров, оставшись без патриарха, не сумел организовать очередное, годовое собрание акционеров. Не была проведена ревизионная комиссия. (Кстати, ее члены здесь впервые узнали, что они таковыми являются). Не утвержден аудитор, не разработаны положения нового устава. «Ваш коллектив раскололся на два противостоящих лагеря. Поэтому просто необходимо, чтобы выборы совета и генерального директора прошли строгало закону», - резюмировал юрист. Зал молча внимал.
Представитель государственного комитета по управлению имуществом А.М. Антипов, член ныне действующего (если можно так сказать) совета директоров, предложил перенести собрание на конкретное число - 21 июня, обязать ревизионную комиссию подготовить отчет, а нынешнее мероприятие провести как вечер вопросов и ответов.
Что ж, вопросов действительно накопилось много. И хоть задавали их практически одни и те же люди, как правило, уже не работники комбината, зал был полон внимания, аплодисментами выражал свое одобрение выступающим. Самые большие овации сорвал все тот же Овчинниов. Смело, энергично и, главное, грамотно разъяснил ситуацию акционерам. «В вашем маленьком, локальном поселке все зависимы, "забиты". Поймите, что вы все заложники своего комбината: и как акционеры, и как работники, и как жильцы. Хотите того или нет - нужно договариваться, искать общее решение. Ведь речь идет не только о судьбе предприятия, но и всего поселка». Он же просветил людей по некоторым юридическим вопросам подготовки и проведения собрания акционеров.
Ораторское искусство «чужака», уже воспринимавшегося комбинатовцами за своего парня, подогрело страсти. Число желающих спросить или выступить заметно увеличилось. А.М. Антипов и Л.А. Коломоец, председатель комитета по управлению имуществом Искитимского района, пытались дать обстоятельные ответы и внушить акционерам, что они с ними по одну сторону баррикад. «Нам вместе решать проблему предприятия. У нас одни цели», - убеждали они.
Много вопросов вызвали двадцать девять процентов «бесхозных» акций, находящихся на балансе предприятия. Возмущались работой инициативной группы, которая игнорировала кандидатуры в совет директоров, предлагавшиеся в цехах. «У конторы свои интересы, а у нас свои», - аргументировали акционеры. И тут же дополнили список.
К сожалению, не с кого было спросить, откуда у комбината долг в двенадцать миллиардов, ведь зарплату работники не получали с августа прошлого года. А, может, приберегли акционеры этот вопрос на 21 июня, когда ревизионная комиссия представит отчет? Тем более грамотными стали после такого вечера вопросов-ответов. Знают в частности, теперь о материальной ответственности совета директоров.
Председатель собрания Л.А. Ткачева зачитала повестку будущего собрания. Прослушали. Хихикнули над пунктом «О дивидендах». А в финале попросили Л.А. Коломоец: «Расскажите нам, что такое акционерное общество».

Н. Донец,
«Искитимская газета»,
№73 \ 16 июня, 1996 год

««««««