Увидеть Париж, но тосковать по Искитиму »»»»»»
«Россия» ждет перемен »»»»»»
«Одна, но пламенная страсть…» »»»»»»
30 лет «Маяковскому» - «уже» или «еще» »»»»»»
Будущая звезда шоу-бизнеса »»»»»»
В парке искитимского периода »»»»»»
10 августа – День города »»»»»»
«Не позволю, чтобы «Россия» опустилась до казино или ночного бара »»»»»»
Важнейшее из искусств »»»»»»
Земля искитимская / краеведческие ресурсы
Увидеть Париж, но тосковать по Искитиму
Не каждому дано побывать во Франции. И не неделю, а целых 27 дней. А вот Людмиле Леонидовне Бабичевой, начальнику городского отдела культуры, выпал такой случай. Она вошла в состав делегации с государственным ансамблем «Чалдоны», к который был приглашен французской стороной нынче летом на Международный Генионский фестиваль фольклорного искусства. Фестивалю на следующий год Ш исполняется 20 лет. Сибирские «Чалдоны» были приняты на «ура». 24 концерта дал ансамбль во Франции: в Бургундии, Провансе, на Средиземноморье, в Маноске, Костеоне. Побывали в альпийских деревнях, посмотрели Париж, Лувр. Впечатлений от поездки, конечно, много. Обо всем этом Людмила Леонидовна рассказывает в сегодняшнем номере «ИГ».
- Генионский фестиваль очень представительный. Попасть на него - большая честь. С нашим ансамблем на площадках работали коллективы из Гондураса, Ирландии, Италии, Бельгии, Колумбии, Венгрии, Ямайки, Киргизии и С-Петербурга. По итогам этой поездки «Чалдоны» заключили контракт с Бельгией и получили приглашение на Дюжевский фестиваль, то есть вновь поедут во Францию в следующем году. Из 10 коллективов предпочтение отдано нашему. Это великолепный ансамбль. В него входят оркестр, балет и вокальная группа. Руководит им наш местный композитор - Светлана Васильевна Смоленцева.
- И как встречали сибиряков?
- Отлично. Выступали они перед разной аудиторией: и в 100, 200 и 600 человек. Встречали наших артистов почти всегда стоя, как только выходили на сцену. Были они в очень эффектных белых костюмах, на головах - золотистые кокошники в виде колоколен. Все это создавало впечатление похожести на белые церквушки. А уже после выступления зрители прямо топали ногами от восторга.
- У «Чалдонов» была какая-то программа?
- Шесть программ. Первая с названием «Елбань» - кусочек чисто сибирской культуры. Вторая - «Казаки». Был и большой цыганский блок. Показывали сказку, сувенирный блок и особая программа - «Россия». Концерты менялись каждый день.
- Ну, и каковы они - французы? Как живут? Чем отличаются от нас?
- Отличаются? Наоборот, очень похожи на нас, особенно гостеприимством и чувством юмора. Еще, пожалуй, хлебосольством. Выставят на стол перед гостями все, что есть. Очень душевные, радушные. Мы, сибиряки, тяжело привыкали к французскому климату. Напомню, что в то время в стране стояла жуткая жара. У некоторых поднялось давление, кое-кто простыл. Так вот, хозяева лечили нас, даже в дорогу давали лекарства. Как живут? Богачей мы не видели, средний француз владеет небольшим двухэтажным домиком, который состоит из прихожей, зала, кухоньки, кабинета и спальни. Вся усадьба - сотки две. Грядок с овощами нет, а вот цветов много. Они везде, даже фонари украшены корзинами цветов. В каждом городе мы видели необычный памятник - тележка на колесиках, заполненная букетами.
- А каковы традиции этого народа? Что особенно почитаемо?
- Там очень сильны семейные традиции. С особым почтением относятся к родителям. А поклонением пользуется женщина. Никогда мужчина не позволит рассчитаться в магазине или ресторане даме, всегда берет это на себя. По улицам супруги ходят, взявшись за руки, даже если очень пожилые. Это так мило. Французы очень любят своих детей. Приведу такой пример: заместитель мэра может прийти на работу с ребенком в коляске. И никого это не шокирует. Бабушки, дедушки тоже очень любят внуков. Женщинам там легко - дома много бытовой техники. Кроме того, они работают до обеда. И все успевают в течение недели. Поэтому магазинам в выходные дни нет необходимости работать - все отдыхают. А закупки продуктов делаются в огромных супермаркетах раз в неделю. Что еще нас удивило? Узкие улочки. Просто удивительно, как по ним ходят огромные автобусы. Но еще удивительнее, что за рулем - женщины. Кстати, женщины очень следят за собой, но почти не пользуются макияжем. Нам довелось выступать в доме для престарелых. Что там сразу бросилось в глаза? Сколько бы даме ни было лет, она всегда с прической и маникюром.
- Как же сочетаются тогда дома престарелых с почитание родителей?
- А ничего необычного в этом деле для французов нет. В такие дома старики идут добровольно, как только начинают понимать свою немощность. Персонал, кстати, тут очень маленький, а ухаживают за пожилыми людьми волонтеры. Дети приезжают к родителям. Встречи эти радостные. Мы выступали в таком доме в Бургундии, а в Провансе – в госпитале «Красного креста». Здесь нас тоже хорошо встретили. Запомнился главврач госпиталя - колоритная фигура. Весьма интересуется русской культурой. Ежегодно приезжает в Москву, С-Петербург и хорошо знает русские народные песни.
- Выходит, культура в большом почете во Франции?
- Эта страна очень насыщена культурой, но не пресыщена. В течение 20 лет здесь существует общественная ассоциация по проведению фестивалей. Все они проходят на общественных началах. И все же, есть большое отличие от нашей страны. Нет там музыкальных детских школ, Домов и Дворцов культуры. В крупных городах работают национальные театры. Самые большие — в Париже, Версале и Марселе. А в маленьких городах действуют открытые площадки, на которых мы и выступали. Есть площадки, оставленные в наследство от древних галлов. Там даже амфитеатры сохранились. Французы чтят свою культуру и приветствуют другую. Например, очень хорошо на этом фестивале принимали киргизский коллектив. Все-таки верно говорят: культура объединяет народы.
- Удалось ли вам побывать в Лувре?
- Конечно. Но, если честно, после нашего Эрмитажа, этот музей уже не удивляет. В Провансе есть еще три: Пабло Пикассо, Поля Сезана и Ван Гога. Очень впечатляют Триумфальная арка, Марсово поле.
- А Эйфелева башня?
- Днем - это обычная металлическая арматура. Но вечером с особой подсветкой в общем ансамбле выглядит она великолепно. В это время она - царица. Днем на каждой площадке работают ресторанчики. Их вообще очень много.
- Говорят, французы – великие гурманы.
- Не то слово! Есть в стране такой ритуал приема пищи, как манже. Идет он не менее двух часов. Много закусок, хорошего вина. Порции большие. Едят неспешно, много разговаривают за столом. Словом, получают удовольствие. Центром французской кухни считается Лион. А утро начинается с французской булки. Она подается только горячей, с аппетитной хрустящей корочкой.
- А как же утвердившееся мнение о том, что француженки все худенькие?
- Нет. Это в кино. А в жизни почти все женщины - полные. Есть у них национальное блюдо – барбекю. Это хорошо прожаренная на решетке говядина, причем, без соли и приправ. Но все равно очень вкусно. Всем этим нас охотно угощали. Это удивительный, очень радушный народ.
- Вы говорили, что выступали в альпийских деревнях? И как вам знаменитые Альпы?
- Красивые, что уж говорить. Но не так уж велики, как казалось. Наш Алтай выше. По горной дороге встречаются причудливые скалы. Есть там одна легенда о монахах, которые, нарушив божий запрет, посмотрели на юную пастушку. И сразу же превратились в скалы. Получилась интересная, почти скульптурная группа. Еще меня удивила молодежь.
- Чем же?
- Отношением к родителям. Конечно, ничто современное молодым людям не чуждо (прически, одежда), но они очень почтительны в отношении к старшим. Самое главное - везде эти два поколения вместе. Старшее начинает какое-то дело, молодежь продолжает. Там какая-то особая романтическая обстановка. Побывав в стране, не удивляешься рождению талантов на этой земле Франция, ее города всегда манили и пленяли всех. Не зря существует такой афоризм: увидеть Париж и умереть. Но, увы, все 27 дней мне хотелось домой. Чем красивее встречались места, тем сильнее тянуло в свой маленький, пыльный городок. Я там очень тосковала. Все-таки Родина - это Родина.Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»,
№41 / 9 октября 2003 г.
«Россия» ждет перемен
Дворец культуры «Россия» в последнее время переживал далеко не самый лучший период: прежний хозяин от него отказался, новому передать еще не успели. И финансировать Дворец культуры было некому.
...Чтобы попасть в кабинет Веры Владимировны Бондашевской, заместителя директора ДК «Россия», нужно подняться по старой, давно не видевшей ремонта лестнице на третий этаж. Потом пройти по очень длинному тёмному коридору, опасаясь споткнуться о ведра и тазы, расставленные вдоль стены. Убрать их нельзя - затопит: потолок протекает постоянно. Вера Владимировна выходит мне навстречу, руки - в шпатлевке: на ремонт не выделяют ни денег, ни рабочих. Всё приходится делать самим. «Деньги пришлось собрать с родителей ребят, которые занимаются в различных кружках, - говорит она, - они нас любят, поэтому и помогают». На собранные средства купили материалы для ремонта. «Я просила Б.Н. Пасынкова, заместителя директора по социальным вопросам, выделить маляров, - говорит Вера Владимировна, - тут работы-то на два дня». Маляров не дали. Пришлось обходиться своими силами: ремонт делали балетмейстер А.В. Зацепина, завхоз Н.В. Кокоулина и технички. «Саша Спицын, машинист сцены, стены белил, потолки замазывал... Я вот шпатлевала...».
ДК «Россия» построили на средства НЗИВа в 1982-м году, можно сказать - подпольно: строить его не разрешали (казалось невыгодным), и тогда В.А. Гущин, директор НЗИВа, сделал это втайне от начальства. Признался только тогда, когда всё было готово. Как оказалось позже, такое решение полностью себя оправдало: в то время на заводе работало много молодых специалистов, приехавших издалека - с Урала, из Казани, из Петербурга (тогда еще - Ленинграда). Они выходили замуж, женились, рожали детей... Чтобы удержать их в Искитиме, выстроили три детских сада. И Дом культуры тоже оказался как нельзя кстати: людям надо было где-то отдыхать, как-то проводить свое свободное время. ДК «Россия» начал свою работу. По словам В.В. Бондашевской, директор НЗИВа В.А. Гущин уделял ему очень много внимания - хотел, чтобы это был лучший Дворец культуры в городе. За первые три года в «России» сменилось два директора, а в 1985-м году на работу пригласили Г.В. Бондашевского, который стал активно развивать в ДК творческую деятельность.
Штат на тот период составлял 115 человек. Сотрудники получали премии, зарплата была достойная, соответственно, был и стимул работать. Существовало 25 кружков и творческих коллективов: духовой оркестр, ансамбль народных инструментов, академический хор, хор русской народной песни, театральный коллектив, танцевальная группа, детская изостудия, кружки кройки и шитья, вязания, макраме... «Где бы мы ни показывались, где бы ни выступали, везде получали дипломы. Никогда не было стыдно за выступление, - Вера Владимировна показывает фотографии со всевозможных конкурсов. - Это мы в Екатеринбурге, это в Москве...».
Больше всего, наверное, отличилась цирковая группа «Суперриск» под руководством В.М. Герасимова - в Екатеринбурге, на всероссийском фестивале циркового искусства, искитимцы получили диплом лауреата, с выступлениями объездили всю Россию, были даже в Японии (!). «Уровень подготовки был очень высоким, - говорит В.В. Бондашевская, - пять человек из нашей группы сразу, без училища, вышли на профессиональную арену в Новосибирский цирк. До сих пор там работают». Проводилось очень много праздников - 7 Ноября, 8 Марта, День Южного, День молодежи, День знаний... Часто в Искитимприглашали и знаменитых гостей: «Чалдонов», «Сибирский народный хор», Театр музкомедии... Были даже Ирина Понаровская, Махмуд Исымбаев, Иосиф Кобзон.
Сцена всегда была оформлена замечательно - этим занимался сам Г.В. Бондашевский, вместе с художниками. Люди работали, Дворец развивался, и завод помогал ему во всех начинаниях. «Надо отдать должное В.А. Гущину, - говорит Вера Владимировна, - все вопросы, которые возникали, он решал очень быстро».***
С 90-х годов всё стало меняться. Началось сокращение кадров. Как объясняло руководство, заводу оказалось трудно содержать много сотрудников. После сокращений от 115 работников осталось 28 (8 из которых - вахтеры и пожарные). Многих уволили, а некоторые ушли сами - условия работы стали очень тяжелыми. «Зарплата мизерная, люди не держались, - говорит Вера Владимировна. - Мы всех уговаривали, просили подождать, может, все наладится...».
Одно время шел слух о том, что здание Дворца культуры собираются продать. «Культура - она не сауна, какой от нее доход», - говорит Вера Владимировна. Весь коллектив полтора года жил в напряжении, родители ребят приходили, расспрашивали, беспокоились.
Директор ДК Г.В. Бондашевский переносил это очень болезненно, но от него уже ничего не зависело. Он, кстати, проработал в ДК 20 лет, а недавно стал лауреатом конкурса в номинации «Человек года».
«Сейчас можно сказать, что завод нас «кинул», - говорит Вера Владимировна. - Так и пишите - «кинул». Денег нам не выделяют, 5 лет в здании не делался косметический ремонт. Даже на стиральный порошок не выпросишь». А ремонт зданию требуется не только косметический. По словам В.В. Бондашевской, если в этом году крышу не отремонтировать, она может и рухнуть. Если раньше НЗИВ выделял деньги на проведение праздников, то в последние два года ДК помогают администрация города и отдел культуры.
«Обычно на проведение праздников тратят по 10, 15 тысяч, - говорит В.В. Бондашевская. - А мы всё стараемся организовать сами - и детскую программу, и взрослую, и конкурсы, и танцы...». Раньше ДК «Россия» каждый год проводил День молодежи. По словам Веры Владимировны, на праздник приходило больше 2000 человек. Даже если начинался дождь, люди не расходились - стояли под зонтиками.
В этом году на проведение праздника денег не выделили. День молодежи не состоялся. «Люди все равно приходили, - говорит В.В. Бондашевская, - спрашивали, в чем дело».
Но несмотря ни на что ДК «Россия» в течение двадцати лет остается одним из знаковых учреждений города. Два раза в год в ДК приезжает театр Музкомедии - с детским и взрослым спектаклями. Проходят и съемки - областной фестиваль «Жемчужина Сибири», телефестиваль «Сибирские самоцветы»... «Мы сами зарабатываем деньги на мероприятиях, - говорит В.В. Бондашевская, - часть здания сдаем в аренду. Эти деньги завод оставляет нам на зарплату».
Недавно исполняющий обязанности директора НЗИВа В.Л. Петров подал заявление о передаче ДК в муниципальную собственность. «Надо было не тянуть, не доводить ДК до такого состояния, а сразу отдавать, - говорит Вера Владимировна. - В Новосибирске был подобный случай, когда дом культуры просто подарили городу, а те не взяли. У нас же - наоборот: администрация города очень долго теребила завод, чтобы отдали им ДК, а тот не соглашался. Спасибо, что думают о нас, не бросают».
Действительно, недавно благодаря ходатайству депутата облсовета СИ. Канунникова, были выделены 100000 рублей на ремонт крыши ДК, а до этого 50000 выдал на приобретение реквизита. Деньги перечислили в Петербург - заказали цирковой реквизит, лонжу и батут.
«У нас хорошая база, очень уютное здание, только его надо привести в порядок. Мы надеемся, что что-то изменится к лучшему. Надоело нищенское существование. Мыто уйдем на пенсию, а вот коллектив, - куда их? В ДК и так остались одни фанаты - люди, преданные своему делу. Дарить людям радость».***
На сессии горсовета принято окончательное решение - передать ДК городу. Коллектив перейдет в городской отдел культуры уже в сентябре, а позже в муниципальную собственность передадут и здание Дворца культуры.
Валерия Волкова,
«Искитимская газета»
№37 / 15 сент. 2005 г.
«Одна, но пламенная страсть…»
Музыка слов, что витает над нами, Не затихает, когда мы молчим. Вряд ли еще понимаем и сами, Что получили от Бога ключи.
Эти строчки из стихотворения Николая Красникова (поэта и главы администрации Кольцова), как нельзя лучше говорят о причастности людей пишущих к прекрасному. А если точнее, то даже не причастности, а сопричастности. Ведь таинство создания стиха сопричастно с Высшими силами, с Высшим Разумом, а следовательно с Богом.
И таких людей у нас не мало. Это вдвойне приятно, потому что среди них и наши земляки, у которых есть свой собственный клуб, которому в 2004 году исполняется десять лет. Дата по большому счету невеликая, но все же заметная, ведь это же здорово, что люди, у которых «одна, но пламенная страсть...», а именно, любовь к поэзии, авторской песне, нашли друг друга и объединились.
А начиналось все так. В 1994 году собрала нас в студии искитимского телевидения Людмила Огорелкова, очень симпатичная и энергичная женщина, работавшая в тот период на телевидении. А мы, это Дмитрий Кривякин, Сергей Захаров, Владимир Стародубцев, Дмитрий Духно, Ольга Пономарева, Василий Останин. Конечно же, это не все, кому близко и любимо все, что, связано с поэзией и авторской песней, но в тот момент именно этими людьми был представлен творческий потенциал нашего города. Вот там, на студии телевидения, мы и познакомились, благодаря активной деятельности Людмилы Огорелковой. Кстати сказать, Людмила имеет самое непосредственное отношение к собравшимся, она тоже пишет стихи. Встреча с поэтами и бардами нашего города на телевидении прошла успешно. После передачи в студию звонили, интересовались авторами, спрашивали, где еще можно с ними встретиться. Вот так с легкой руки Людмилы Огорелковой и началась наша дружба. А потом возникла идея создания поэтического клуба на базе искитимской центральной библиотеки. Наш поэтический клуб постепенно расширялся, изменялся, одни приходили, другие уходили, но в нем появился свой костяк, своя постоянная инициативная группа. В нее вошли Дмитрий Кривякин, Владимир Стародубцев, Ольга Пономарева, Людмила Огорелкова, Алексей Пак, Игорь Тимофеев, у клуба появилось и немало друзей: в городе Бердске, поселке Линево, а совсем недавно и в наукограде Кольцово.
Результатом работы нашего поэтического клуба явились семь сборников стихов искитимских поэтов, которые выходят на протяжении последних семи лет. Составителем первых двух сборников был Владимир Стародубцев, наш знаменитый мастер поэтического слова. Первые два сборника вышли в 1997 и 1998 годах. Затем инициатива перешла к Ольге Пономаревой и в течение следующих пяти лет вышло в свет еще пять сборников стихов искитимских поэтов, последний из которых «Слушай сердце свое» вышел в 2003 году ко дню города. Надо отметить, что все сборники стихов искитимских поэтов выходили ко дню города, а спонсорскую помощь в создании сборников, а точнее выходе их в свет, постоянно оказывал директор ГУП НСО «Междуречье» Виктор Васильевич Гладышев, за что ему огромное спасибо. «Междуречье» не самое богатое предприятие в нашем городе, но Виктор Васильевич один из тех редких руководителей, которому не чуждо творчество, и проблемы, с которыми сталкиваются сегодня люди творческого склада, он воспринимает как свои собственные. И не просто воспринимает, а еще и помогает.
У членов нашего клуба есть и свои сборники стихов, и альбомы с записями песен. У Дмитрия Кривикина полторы тысячи песен, более пятнадцати альбомов. В 2003 году Владимир Стародубцев ко дню города выпустил собственную книгу стихов под названием «Раигород», готовит к изданию следующую, а еще раньше увидел свет сборник его стихов «Под знаком угла». Свои сборники стихов выпустили Владимир Попов, Наталья Гордополова, Светлана Иваненко, Римма Шеньшина. Два сборника вышло у Ольги Пономаревой, готовится к изданию третий и, если повезет, он будет готов к юбилею клуба. В наш клуб приходят люди самого разного возраста: от совсем юных и беспечных до убеленных сединами и умудренных жизненным опытом. Почти все они активные участники литературных встреч и праздников, проводимых в клубе, принимают самое непосредственное участие в жизни нашего города и района и даже выезжают далеко за его пределы. Например, Дмитрий Кривякин является лауреатом фестиваля бардовской песни «Московские окна», проходившем в 1998 году при участии известного российского барда Сергея Никитина. Ольга Пономарева была дипломантом второй степени в областном поэтическом конкурсе, посвященном 55-летию Победы России в ВОВ и в Поэтическом Марафоне, посвященном 110-летию города Новосибирска.
Традиционными стали в клубе «Рождественские встречи», которые собирают друзей и гостей в первой половине января каждого нового года. Все, кто приходят сюда, находят и доброе участие, и понимание, а, уходя, уносят с собой красоту и чистоту поэтического слова и удивительные по своей наполненности и восприятию жизни бардовские песни. Это же здорово, что в наше меркантильное, сумбурное и довольно жестокое время живо Слово, и не просто слово, а Поэтическое Слово, жива Музыка и замечательная бардовская Песня. Это здорово, что есть люди, которые не представляют своей жизни без этого прекрасного и удивительного мира - мира Поэзии, мира Музыки.
От всей души желаю всем моим друзьям по перу творческой удачи, вдохновения, молодости души, полноты жизни и постоянного восхищения ею. И, конечно же, дальнейшей счастливой жизни и удачи, новых друзей и новых праздников нашему поэтическому клубу!Ольга Пономарева,
«Искитимская газета»,
2004 год, №15 / 8 апреля
30 лет «Маяковскому» - «уже» или «еще»
КИНОТЕАТР ИМ. МАЯКОВСКОГО ТО ЛИ ПО ВОЛЕ СУДЬБЫ, ТО ЛИ ПО ЧЬЕМУ-ТО ЗАМЫСЛУ СТОИТ НЕМНОГО В СТОРОНЕ ОТ ШУМНОГО ГОРОДА. ДОБИРАТЬСЯ ДО НЕГО ИЗ ДРУГИХ РАЙОНОВ НЕ СОВСЕМ УДОБНО. НО НАКАНУНЕ ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ Я ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАЛА ВРЕМЯ. И ВОТ Я В КИНО. НО ПРИВЛЕКЛО МЕНЯ СЮДА НЕ ПРАЗДНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО, И НЕ СУПЕРНОВАЯ КИНОКАРТИНА, А СОВСЕМ ИНОЕ. В ЭТОМ ГОДУ КИНОТЕАТР ОТМЕЧАЕТ СВОЙ 30-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ.
Вторник, также как и понедельник – «не киношный» день, поэтому в кинотеатре – не единого посетителя, и у меня есть возможность спокойно поговорить с руководством о том, что было, что есть и что будет. Тем более, что как раз в этот день, накануне празднования юбилея, сюда приехали сразу три директора кинотеатра: бывшие – Валентина Архиповна Воробьева и Нина Александровна Панфилова и нынешний – Валентина Александровна Панкратова.
Жизнь этих обаятельных милых женщин самым непосредственным образом связано с кино. Работали они в разное время, сменяя одна другую, а потому каждая из них – живая история кинотеатра.
Молодежи кажется, что этот кинотеатр был всегда, - рассказывает первый директор "Маяковского" Валентина Архиповна. - Наивные! Пусть они спросят своих пап и мам, бабушек и дедушек. А те, улыбнувшись вспомнят, как бегали смотреть кино в старый деревянный "Маяковский", расположенный за ж\д линией. А новый построили в 1971 году".
В моих руках акт приемки, в котором записано, что кинотеатр им. Маяковского на 400 мест, расположенный в Индустриальном микрорайоне, строительство которого вело СУ-28 Искитимского стройтреста, принят государственной приемочной комиссией "на отлично". С этого документа, собственно, и началась история "Маяковского".
"Но это только на бумаге написано "на отлично", - уточняет Валентина Архиповна. - На самом деле здание было принято с большими недоделками. И когда мне предложили стать директором этого кинотеатра, я отказалась. Но мне сказали: "Надо". Надо так надо. И началась работа: в первую очередь, конечно, устранение недоделок, комплектация коллектива, затем - установка аппаратуры, которая, кстати, была новейшая и как с ней обращаться толком никто не знал.
Однажды, помню, захожу я в кинооператорскую, а там - слезы. "Что случилось? - спрашиваю молодого кинооператора - женщину. "Не знаю, как заряжать пленку", - всхлипывает она. Села я с ней рядом и начали вместе разбираться. Справились - пошел фильм".
Различных воспоминаний, приятных и не очень, в памяти первого директора достаточно. Отчетливо помнит она самый первый сеанс в "Маяковском". 29 октября - День рождения комсомола. В новенький кинозал были приглашены строители и работники кинотеатра на демонстрацию фильма "Молодые". Мест свободных, конечно же, не было.
"Перед началом сеанса я вышла на сцену, - рассказывает Валентина Архиповна, - и говорю: знаете, вот этот кинотеатр - ваш. Берегите его. Пусть он таким останется вашим детям, внукам... И люди, видимо, поняли меня. Потому что безобразий в кинотеатре никаких не было в то время".
Этот день, 29 октября, вошел в историю "Маяковского", как день его рождения. Ну а первый сеанс для горожан был приурочен к ноябрьскому празднику.
Новый кинотеатр ежедневно собирал полные залы, превратившись в настоящий очаг культуры. По выходным дням мужчины заранее старались приобрести билетики, а женщины наряжались в красивые платья, надевали новые туфли, брали в руки модные ридикюли и шли с мужьями под ручку в кино. Это было - как праздник.
Коллектив кинотеатра в 30 человек работал в полную мощь. Репертуар фильмов менялся настолько быстро, буквально каждые день- два, что художники порой не успевали разрисовывать красивые афиши, а администрация предварительно просматривать фильмы. В воспоминаниях Валентины Архиповны остался такой курьез:
"Привезли нам как-то фильм с участием Софи Лорен. Названия не помню, но помню, что в сюжете героиня одного за другим рожает нескольких детей... В связи с большой занятостью я не успела его предварительно просмотреть, хотя должна была это сделать. Билеты все до одного проданы. Прошел первый сеанс. И сразу же после демонстрации мне звонок из горкома партии: "Что вы там себе позволяете? Что за фильм у вас идет? Там же сексуальные сцены!" Я сначала растерялась, а потом выпалила: "Да там всего-то три минуты..." "А вам сколько надо?" - кричат в трубку. "Ну хотя бы минут десять", - отвечаю. Трубку бросили.
Следующий звонок от зав. отделом пропаганды и агитации: "Ты что ответила горкому? Срочно меняй фильм на другой".
Перезарядить то быстро другой фильм - не проблема. А что такое в то время поменять фильм, когда билеты все до одного на руках зрителей? Как объяснить людям, почему фильма, на который они взяли билеты, не будет? Это же горе, самое настоящее горе. Я тут же сама пошла его быстренько просмотреть. И ничего там такого уж "страшного" не было. Сейчас-то похлеще в десять раз показывают."
Кинотеатр стал излюбленным местом и для ребятишек: каждую пятницу для детских садов демонстрировались мультфильмы, в период школьных каникул распространялись киноабонементы для школьников. А какие отличные Новогодние вечера здесь проводились и для детей, и для взрослых, профессиональные праздники, конкурсы "А ну-ка, парни!" и "А ну-ка, девушки!". Очень много известных заезжих артистов побывало на сцене "Маяковского": Ольга Воронец, Лариса Удовиченко, Жанна Прохоренко, Владлен Бирюков, съемочные группы приезжали с новыми фильмами "От зари, до зари", "Вот моя деревня".
После ухода на пенсию В.А. Воробьевой в 1985 году руководство кинотеатром приняла Нина Александровна Панфилова. И если с самого основания "Маяковский" считался подшефным машзавода и только оттуда, в основном, шла помощь, Нина Александровна наладила контакты почти со всеми остальными предприятиями Индустриального микрорайона. В годы ее руководства, с началом рыночных отношений, кино переживало не лучшие времена. С переходом киносети на хозрасчет появились свои сложности. К тому же здание старело, уже требовали ремонта фасад, кровля, пол. "Если бы не проблемы с "доставанием" необходимого для текущего ремонта, то это была бы обычная, нормальная работа руководителя, - рассказывает Нина Александровна. - Но проблемы возникали даже с красками для художника, не говоря уже обо всем остальном".
Выживет ли кино? Этот вопрос с каждым годом стоял все острее и острее. Слишком много было проблем у самого массового вида искусства - кино. Пустовали кинотеатры не только в провинции, но и столичные. С каким блеском в глазах, с каким удовольствием Нина Александровна вспоминает тот день, три года назад, когда она, выйдя на сцену "Маяковского", перед демонстрацией фильма "Титаник", увидела полный зал. Это ли не счастье для директора кинотеатра?
"И как назло, - вспоминает она, - посередине фильма - авария в электросети. Двадцать минут не было света. А весь зал спокойно сидел и ждал в темноте. И ни один зритель не покинул своего места".
Позже аншлаг собрали фильмы "Сибирский цирюльник", "Старые клячи", "Вместо меня".
"Сегодня мы стараемся брать для кинотеатра те же ходовые фильмы, что идут в Новосибирске, - говорит Валентина Александровна Панкратова - нынешний директор "Маяковского". - Для нас 15-20 человек на вечернем сеансе - это хорошо. Задача коллектива - сохранить кино в городе, сохранить кинотеатр. Обидно немножко, что так трудно идет к нам зритель, хотя цены на билеты у нас порой в несколько раз меньше, чем на те же фильмы в Новосибирске".
За 30-летней историей кинотеатра "Маяковский" кроется огромный труд коллектива. О нем можно говорить столько, что не хватит и двенадцати газетных полос. Это и Наталья Семеновна Семенова, начавшая работать билетером еще в старом "Маяковском". Кстати, в этом году, накануне юбилея кинотеатра, ей исполнилось 80 лет. И Александр Александрович Слуцкий - очень грамотный инженер и хороший помощник во всех делах. От его умения зависела надежность всей киноаппаратуры. Много добрых слов хочется сказать в адрес контролера Г.М. Щербаковой, киномехаников М.А. Березина, Н.В. Апуневич, Е.П. Дубровиной. И многих-многих других, чьи фамилии будут обязательно звучать на праздновании юбилея кинотеатра.
Всех, кто хоть как-то связан с кинотеатром имени Маяковского: кто демонстрировал кино, кто развозил его, продавал билеты, улыбкой встречал зрителей в зале - поздравляем с юбилеем.
А еще поздравляем всех с днем рождения кино Сибири. Ведь накануне Нового года, 29 декабря, сибирский кинематограф празднует свое 105-летие.Нелли Батенева,
«Искитимская газета»
2001 год №104 \ 20 декабря
Будущая звезда шоу-бизнеса
1 апреля в Кемеровской области закончился российский детско-юношеский фестиваль эстрадной песни “Радость”, в котором юная жительница Искитима Марина Трушина завоевала диплом лауреата 1 степени.
А в конце марта Марина приняла участие в двенадцатом международном детском эстрадном телевизионном конкурсе “Золотой петушок” в Нижнем Тагиле и тоже стала дипломанткой. На конкурс съехались звезды детской эстрады со всей России, из дальнего и ближнего зарубежья, особенно много было гостей из стран Балтии. Марина исполняла песни из репертуара ее любимой Аллы Пугачевой (“Арлекино”, “Расскажите, птицы”). Когда-то с песней Аллы Борисовны она вышла на сцену ДК “Россия” в первом конкурсе “Искитимские звездочки” и завоевала гран-при. С тех пор многие горожане внимательно следят за ее творческой судьбой. Сегодня Марине 15 лет. Она студентка эстрадного отделения Новосибирского музыкального колледжа, куда ее приняли в виде исключения (ей еще нет положенных для поступления семнадцати) и по-прежнему мечтает стать певицей.
Профинансировал поездку и участие в фестивале городской отдел культуры, за что начинающая звезда благодарит заведующую Л.Л. Бабичеву.«Конкурент»
№15/ 13 апреля 2000 г.
В парке искитимского периода
Не так уж и много в нашем городе достопримечательностей и мест, возле которых приятно находиться и можно хорошо отдохнуть. Пожалуй, одним из наиболее близких и дорогих сердцам искитимцев является парк культуры и отдыха им. Коротеева.
В тени аллей на скамейку присели влюбленные. Они говорят друг другу нежные слова, и только сосны, клены да легкий ветерок слышат их разговор. А вот в фонтане плещутся голуби. Скоро их место займет озорная детвора и парк вовсе оживет. В радостном кружении каруселей проходит время, уходит детство... Малыши растут. Вот они уже приводят сюда детей, внуков. А парк все тот же, величавый и красочный, хранящий историю города и запечатлевший в каждом своем дереве и метре тропинки чью-то судьбу. Но все когда-то строилось, и первоначально парк, конечно, не выглядел так. Мария Прохоровна Самойлова, ветеран труда, староста народного хора ветеранов, живет в Искитиме с 1949 года. Она знает и помнит не только парк в момент становления, но и весь город в целом.
- Парк тогда горкомхозу принадлежал: они там убирали, что-то строили... Помню на Троицу особенно много народу, собиралось. Буквально под каждым деревом (а тогда деревья уже были большими) сидела либо семья, либо веселая, конечно же, подвыпившая компания. И так на все крупные праздники. Больше-то пойти некуда. Так что весь город можно было лицезреть в одном месте - в парке. Качелей-каруселей тогда и в помине не существовало, зато на месте сегодняшних фонтанов располагалась открытая танцевальная площадка, на которой выступали и местные артисты, и заезжие. Где сейчас находится административное здание, стоял кинотеатр им. Горького. В нем и фильмы крутили, и разные собрания, съезды проводили. Скамейки повсюду стояли, клумбы с разноцветьем ароматов. Так же пролегали тропинки, но они были не заасфальтированы. Словом, о фонарях, фонтанах и игровых автоматах мы могли только мечтать. Тем более о каких-то развлекательных мероприятиях. Сейчас же я счастлива, что вижу новое лицо этого замечательного места, рада, что оно хорошеет и преображается. Немалая заслуга в этом хозяйки парка - Антонины Николаевны Денисовой и ее верного помощника Вадима Матушкина. Именно они способствуют развитию и бережно хранят свои владения. Кроме того, за последние годы особенно наладилась культурно-массовая работа с горожанами. Стали традиционными - парковыми - такие мероприятия, как проводы зимы и рождественские забавы, "Отдыхаем всей семьей" и "Заиграй, гармонь сибирская!", праздники, посвященные 1 и 9 Мая. И мне особенно приятно от лица всего нашего коллектива хора ветеранов поздравить юбиляров с праздником, поскольку наше сотрудничество с каждым годом крепнет, мы всегда - желанные гости в парке. Спасибо Антонине Николаевне и Вадиму за их внимание, ответственное отношение к своему делу, доброго им здоровья и успехов!«Искитимская газета»
№69 / 10 июня, 1997 год
10 августа – День города
Приближается знаменательная дата - День города. Сорок пять лет назад ему был присвоен этот статус. Парк культуры и отдыха имени Коротеева почти его ровесник: в будущем году у него юбилей. Задумываемся ли мы, проходя по его тенистым аллеям, кому обязаны такой красотой? Вспоминаем ли о людях, работающих здесь и работавших, о скромных тружениках, служителях культуры? Идут годы. Много времени прошло с тех пор, как добрые руки человека дали жизнь первым саженцам. С каждым годом хорошел и рос молодой сквер, которым по праву гордились и гордятся искитимцы. Что-то меняется в его облике, появляются новшества, но во все времена он остается любимым местом отдыха горожан. Пройдешь по аллеям - и словно силу вдохнет он в тебя...
Самый большой вклад в его становление внесла Мария Алексеевна Третьякова. Около тридцати лет отдала она любимому делу. Старожилы помнят, наверное, эту строгую женщину, которая наводила страх на местных хулиганов: не прощала им даже небольшой провинности. В ее бытность в парке на радость ребятишкам появились первые карусели. Ныне на этом месте находится Аллея героев. В районе танцплощадки возвышалась статуя девушки с веслом, позже ее снесли. Мало кто помнит, наверное, центральную клумбу у входа с улицы Советской, которая ограждена была красивейшей изгородью.
В сорок восьмом году у первого секретаря горкома партии А.А. Прохорова возникла идея создания арки главного входа в парк имени Коротеева. По его просьбе И.С. Козловским был изготовлен эскиз. Почти два года велось строительство. И сейчас арка украшает главный вход. Очень красивые арки были установлены у входов аллей. К сожалению, они не сохранились. Как известно, у всего доброго и хорошего есть начало. У городского парка отдыха своя история. Он назван именем нашего земляка Ивана Васильевича Коротеева, который жил и работал в селе Горевка Искитимского района. Оттуда был призван в армию. В то время, когда советские люди жили в радостном ожидании открытия восьмого Чрезвычайного съезда, все чаще возникали инциденты на границе Дальнего Востока. В ночь на 24 ноября в одном из них погиб наш земляк. Тогда-то и решили на родине увековечить память героя. Первого августа 1939 года в городском саду состоялось открытие памятника, построенного на народные средства. Много тогда людей пришло на митинг. Выполненный из светлого камня, с пятиконечной звездой на вершине и барельефным портретом, обелиск величественно вознесся ввысь, как бы повествуя о подвиге. Давно ли это было? Прошло почти шесть десятилетий...
Позже, где-то в 1956 году, появились в парке еще карусели - «Петушок». Сейчас здесь десять аттракционов, есть детский городок. Работал некогда в парке и летний кинотеатр. У входа стояли небольшие павильончики, касса. Вход в парк был платным. Не поэтому ли относились горожане ко всему более бережно?
Весомый вклад внес в его развитие и Александр Александрович Швенк, который заступил на должность директора в 1978 году. В парке в то время были лыжная база, пункт проката, где на определенное время можно было взять любую игру.
Да, многие горожане, наверное, связывают свою жизнь с этим поистине замечательным и живописным уголком. Сюда их малышами приводили за ручку мамы и бабушки. Долгие годы в парке создавался летний пионерский лагерь. На одной из фотографий архива запечатлена трибуна, где поднимали флаг. Пионерские костры... Здесь встречались влюбленные пары. Затем, став взрослыми, отцы и матери приводили сюда сыновей и дочек.
В 1979 году на должность методиста пришла из районного отдела культуры Антонина Николаевна Денисова. Это были, пожалуй, самые хорошие годы в ее жизни, сколько мероприятий интересных проходило! Традиционные «Проводы зимы», выставки цветов, шоу-представления, детские дискотеки, молодежные тусовки, «Веселые старты»... И всегда рядом были замечательные люди.
- Мне просто повезло,- говорит она - что трудиться довелось с Заслуженным работником культуры Т.Б. Ржевским. У него я многому научилась.
С огромным удовольствием собирались дети на конкурс рисунков на асфальте, чтецов. Много мероприятий было проведено в честь Олимпиады-80. Организаторы получили в награду диплом.
Работа велась в тесном сотрудничестве с Домом пионеров (Р.П. Ермакова), спортивным комитетом (В.Ф. Тимошенков), детской библиотекой (Т.П. Пузырева), школами NN 1, 5.
Немало времени прошло с тех пор, как Антонина Николаевна стала директором парка, возглавила коллектив. В июне исполнилось двадцать лет, как работает она в отделе культуры. В сложное время пришлось им трудиться, и хронически не хватает средств на содержание парка. И тем не менее, работают здесь люди, до глубины души преданные своему делу. Много лет трудится К.В. Маленков проводит дискотеки, способен увлечь молодежь. Умело организовывает досуг детей Т.Н. Долганина. Только добрые слова говорит директор о бухгалтере И.Г. Рычковой, организаторе В.П. Матушкине.Т.Сомова,
«Искитимская газета»,
№88 \ 23 июля, 1996 год.
«Не позволю, чтобы «Россия» опустилась до казино или ночного бара
Нашим читателям не надо напоминать о том, что «Россия» — лучший Дворец культуры города. Вот только далеко не лучшие времена настали для нее, как и для всей российской культуры. О сегодняшних проблемах Дворца культуры делится с читателями директор Геннадий Васильевич БОНДАШЕВСКИЙ.
— Геннадий Васильевич, недавно я обратил внимание на создание в «России» салона красоты «Фея». Написал об этом статью. Если я правильно понял, это часть стратегии выживания вашего учреждения?
— Да, Вы правы. Положение очень тревожное. Постоянно болит голова — где и как достать средства? Вот сейчас на очереди вопрос об открытии у нас продовольственного магазина. Не знаю, получится ли? Вообще, мы в этом году планируем оказать платных услуг на три миллиона рублей. Нам их дадут дискотеки, платные вечера, концерты художественной самодеятельности, выступления циркового коллектива, «Фея», телефонные услуги. «Ягодка» работает как буфет, летом опять станет кафе. Будем сдавать новые площади в аренду. Вы, наверное, понимаете, что значительная часть вырученных средств должна пойти на зарплату, а ведь деньги нужны еще на ремонт техники, помещений. Следует сказать также и о кино. Оно убыточно. За год мы выручили 400 тысяч рублей, из которых 200 отдали кинопрокату.
— А у Вас не было мысли о смене профиля деятельности «России»?
— Нет, ни в коем случае. Вот в бердском Дворце культуры «Родина» организовали ночной бар, стриптиз. К нам тоже приходили отдельные граждане — предлагали сделать нечто подобное. Но, я считаю, очаг культуры должен сохраниться. Пока я здесь директор — «Россия» не опустится до казино или ночного бара. Кстати, мы сейчас, как говорится, в лучшей форме, нежели другие Дворцы культуры города.
— Что бы Вам хотелось отметить из прошедшего и из того, что намечается в будущем?
— По прошлому году, конечно же, запомнился конкурс «Искитимская звездочка». К нам тогда в гости из Новосибирска приезжали профессор консерватории З.З. Диденко, профессор, главный дирижер оркестра русских народных инструментов В. П. Гусев, советник по культуре при главе областной администрации, народный артист РСФСР А. П. Балабашев. Они с удивлением отметили, что в больших городах культура помаленьку умирает, а здесь, в провинциальном городе, люди пытаются шевелиться, не падают духом. Может быть, именно из провинции начнется возрождение национальной культуры. Также хочется . сказать о некоторых коммерческих организациях города, которые выделили на проведение конкурса небольшие финансовые средства. Это фирма «Диана» (председатель — А. И. Соловьев) , арендный участок НЗИВа, «Атлант» (глава — С. Д. Ковалев), малое торговое предприятие «Экстра» (руководитель — А. В. Никулин), городской отдел по работе с молодежью (руководитель — Э. X. Шалыгина) и компания «Сиал» (руководитель — И. С. Попов). И последняя новинка сезона — «Поле чудес», — по аналогии с популярной телевизионной передачей. Недавно провели первый тур по произведениям Л. Н. Толстого. Предполагаем организовывать состязания каждый месяц. В конце марта планируем ярмарку в рамках города. Проводы русской зимы проведем в Койнихе — там наш филиал. Будут игры, аттракционы. Много мы делаем для рабочих НЗИВа. Вечера отдыха, праздники организуем для них бесплатно. Есть клуб «Ветеран». Наши ветераны организуют чаепития, пляски, есть даже фольклорная группа. Душа радуется, когда мероприятия проходят гладко. Я вижу основную нашу цель в том, чтобы каждый мог нормально отдохнуть.
— Чем вызвано такое благотворительное отношение к коллективу НЗИВа?
— Собственно говоря, благодаря заводу мы еще держимся на плаву. Я говорил в начале беседы, что в 1993 году мы планируем на три миллиона платных услуг. В основном эти деньги пойдут на оплату творческих работников. Но ведь есть еще зарплата обслуживающего персонала и плата за жилищно-коммунальные услуги: свет, тепло, электроэнергия. Конечно же, нам этого не потянуть. В сумме это дает 20 миллионов рублей. Этот груз несет на себе НЗИВ. Плюс четыре миллиона выделил профком завода.
— То есть Ваша мысль о сохранении очага культуры всецело соответствует мнению администрации завода?
— Несомненно. Мы имеем обоюдную заинтересованность. Время от времени завод проводит своими силами косметический ремонт.
— И последний вопрос. Что Вы думаете о сегодняшнем времени?
— Я понимаю, что сейчас трудно. Многие уходят в коммерцию, бросают Я дело, которому служили. Людей понять можно. Дальше будет еще тяжелее. Но все таки нельзя все сводить на коммерческую основу. В этом мое глубокое убеждение.К.Мишенин,
«Искитимская газета»,
№32 / 25 февраля, 1993 год.
Важнейшее из искусств
Среди многих профессиональных праздников, которыми богат наш календарь, есть один для нас особенный — Дань советского кино.
27 августа 1919 г. был подписан ленинский декрет о национализации кинофотопромышленности. Студии, лаборатории, кинотеатры стали собственностью трудового народа. Впервые в мире художники кино получили возможность творить свободно, творить для народа. Этот день по праву стал отмечаться как день рождения советского кино.
Сегодня все мы — любители кино, т. е. десятки, сотни, миллионы людей — отмечаем 70-летнюю годовщину — этот юбилей. Тем более, что юбиляр славно потрудился за прошедшие десятилетия, оправдал доверие народа, доверие великого Ленина, назвавшего кино «самым массовым» и «важнейшим» из искусств.
И сегодня, отмечая наш праздник, мы приглашаем всех еще раз оглянуться на пройденный путь. История советского кино неразрывно связана с историей нашего государства, крепла, набирая силу, молодая республика Советов, и всё ее знаменательные вехи, как летопись, фиксировала кинокамера. Уж такая счастливая участь у искусства кино, что ему дано зримо запечатлевать время и события.
Десятки, сотни ярких страниц научных исследований на разных языках мира воссоздали его неповторимую историю. И среди них — строки биографии отечественных лент, ставших большой действенной силой для многих поколений зрителей планеты.
О долгой и славной жизни лучших произведений советского художественного кино, о той удивительной судьбе, которую они обрели, обретают и поныне, становясь участниками политических событий века, о том огромном воздействии, которое оказывают эти ленты на зрителей разных стран и континентов, — обо всем этом рассказывает наше кино и несет людям мира правду, мужество и надежду.
Советскими документалистами были сняты бесценные кадры, запечатлевшие для потомков самого Ленина. Живой В. И. Ленин был заснят на пленку более 20 раз.
По праву получили широкое признание зрителей как в нашей стране, так и за рубежом фильмы «Броненосец Потемкин» (1926 г., режиссер Эйзенштейн), «Мать» (1926 г., реж. Пудовкин), «Стачка и Октябрь» (реж. Эйзенштейн).
Мировое признание получили фильмы «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Живые и мертвые». В этих и многих других произведениях советское киноискусство правдиво отразило патриотизм советского человека, его верность высоким революционным идеалам, присущие ему гуманизм и благородство чувств.
Кино сегодня — это важнейшая отрасль народного хозяйства. В стране работает более 40 - киностудий, которые ежегодно выпускают более 200 художественных, свыше 1000 документальных, научно - популярных и учебных фильмов.
Советские Фильмы завоевывают все большее место на международном экране, так они демонстрируются в кинотеатрах и по телевидению более чем в 150'странах мира.
Кино в Сибири появилось одновременно с появлением в европейской части СССР. В 1917 году, накануне Октябрьской революции, в Новониколаевске было 3 кинотеатра. Их репертуар составляли короткометражные немые фильмы, рассчитанные на самый примитивный зрительский вкус. Сами за себя говорят названия тех лет: «Живой Фантомас», «Женщина-сатана», «Миллионы в крови», «В чаду любви» и т. д. В течение 1926 года на территории Новосибирской области открылось 3 новых кинотеатра: при Доме Ленина, во Дворце труда (сейчас там размещается НИИВт) и в селе Бердске. В 1927 г. на территории области действовало уже 56 киноустановок. Возрастающая сеть киноустановок и организация советского кинопроизводства давала возможность широкого использования как одного из могущественных средств коммунистического воспитания и агитации. В 1924 г. начались съемки первого художественного фильма о партизанском движении в Сибири — «Красный газ». Фильм был снят в короткое время и долго не сходил с экранов.
В 1929 г. был создан первый короткометражный фильм о Новосибирске. Его автор — оператор «Совкино» Константинов, Киноочерк назывался «Столица Сибири», он рассказывал о зарождении, росте и строительстве города, особенностях его облика, передавал его пульс жизни.
Первое звуковое кино в Новосибирске было показано 22 июня 1930 года. В 1932 г. открылся первый звуковой кинотеатр «Металстрой» (ныне «Металлист»), В 30-х годах была построена фабрика, создана киностудия «Сибтех-фильм». В 1956 г. в Сибири развертывается движение за осуществление сплошной кинофикации сельской местности, и в 1966 г. уже действовало 21 427 кинотеатров и киноустановок.
Первая звуковая кинопередвижка в Искитиме появилась в 1935 году, и искитимцы увидели и услышали первый звуковой фильм «Встречный». В послевоенный период, в 1946 году, в Искитиме работало 2 киноустановки, а район обслуживали: 1 киноустановка в Бердском совхозе, 2 звуковых и 4 немых кинопередвижки обслуживали села района. Первый кинотеатр был открыт в 1953 году в городском саду на 200 мест — им. Горького. В дальнейшем ежегодно улучшается кинообслуживание населения, и в 1956 г. закончена сплошная кинофикация сел района, и жители села стали смотреть регулярно кинофильмы. Первый широкоэкранный кинотеатр был построен 30 апреля 1958 года, и на майские праздники показан фильм «Кочубей».
В 1971 г., в канун годовщины Октября, был открыт широкоформатный кинотеатр им. В. Маяковского. Сегодня в киносети трудятся поистине увлеченные люди, которые отдали профессии киномеханика более 20—30 лет. Такие, как киномеханики села Быстровка Головко Нина Прокопьевна и Андрей Павлович, с. Елбаши — Лихомановы Николай Афанасьевич и Антонии Алексеевна, с. Ново-Локти — Кучумовы Марина Алексеевна и Виктор Николаевич, с. Усть-Чем — Платоновы Валентина Васильевна и Виталий Николаевич, с. Малиновка — Жулидовы Николай Алексеевич и Татьяна Тимофеевна и многие другие.
Значительное место в работе кинофикаторов занимает проведение тематических показов фильмов, встреч с творческими работниками кино, проведение кинофестивалей и праздников, организация киноклубов и кинолекториев, пропаганда и рекламирование лучших произведений советского киноискусства.
И в этом большом деле значительная роль принадлежит киномеханику — скромному, порой незаменимому, служителю киноискусства. Они повседневно удовлетворяют разнообразные, непрерывно растущие запросы городских и сельских зрителей, совершенствуют технику, повышают культуру обслуживания зрителей.
Кинотеатры города Искитима и района проводят разнообразную предсеансовую работу. Это работа кинолекториев, киновечера, премьеры, сеансы посвящения, творческие портреты и так далее.
В настоящее время в киносети работает 17 кинолекториев, 7 кинолекториев сельскохозяйственных знаний, 5 школьных и пионерских кинотеатров, регулярно проводятся кинопанорамы и премьеры фильмов, обсуждения их со зрителем, встречи с интересными людьми.
Большое будущее у нашего кинематографа. В близком будущем любой кинотеатр должен иметь видеозалы и видео-кабинеты, должна быть единая система демонстрирования кинофильмов и видеопрограмм. В настоящее время в области установлено в кинотеатрах 10 проекционных установок. Отечественная промышленность к 1995 г. должна иметь мощности для выпуска 2 млн. бытовых видеомагнитофонов в год.
В последние годы в кино произошло много изменений, и у нас возникают новые проблемы — экономические, идеологические, и нам надо найти методы, способы, подходы к деятельности в нынешних условиях, выявить пути, по которым должно пройти ее совершенствование. Ведь главная проблема современного советского кино — в перестройке и развитии его отношений со зрителем, дифференцированном прокате и показе фильмов, прямых и тесных контактах с киностудией, мастерами искусства и наукой о кино.
Сегодня от души хочется поздравить с профессиональным праздником и поблагодарить всех работников киносети за их труд по кинообслуживанию населения города и района.В. ГЫНГАЗОВ,
директор киносети,
«Знамя коммунизма»,
№ 134 / 25 августа 1989 года