ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Социально экономическое развитие города и района

Сельскохозяйственные предприятия (ОАО "Искитимское")

Человеко-час директора стоит 13,40

Эта цифра взяла из расчетов ОАО «Искитимское». В то же время часовой труд лучшего комбайнера общества А.И. Грачева оценивается в 120 руб. 70 коп. вместе с натуроплатой.
Как живет хозяйство, где труд директора дешевле, чем труд механизатора-передовика? Да, честно говоря, не очень хорошо. Тому есть и объективные, и субъективные причины.

Внешнее

ОАО "Искитимское", реорганизованное из АОЗТ "Тальменского", - хозяйство овощеводческое. Морковка - капуста и прочая свекла - основной продукт производства. Есть еще и молоко, но десятилетиями наибольшие средства вкладывались в полеводство, молочное стадо было лишь вспомогательным участком. В этом году морковь, свекла и капуста ушли под снег. Во-первых, в погожие осенние окна успели убрать только 2700 га зерновых. Во-вторых, резко подорожавшее горючее свело на нет все ожидания прибылей от реализации овощей. Как считает директор "Искитимского" В.И. Шеховцов, овощеводство сегодня - это сплошные убытки. Цены на овощи не меняются с 98 года, тогда как затраты на их производство постоянно растут. Дорожают электроэнергия, семена, удобрения.
Да и то, что удалось вырастить на 135 га, практически невозможно продать по более-менее приемлемой цене. Цены диктуют частные оптовые покупатели, которые приезжают и скупают все чуть ли не на корню. Отказаться от сотрудничества с ними "Искитимское" не может, так как они - единственные, кому пока нужна овощеводческая продукция, на которую сегодня нет госзаказа. Искитим - не покупатель, здесь у всех свои сады-огороды. Вывозить в Новосибирск - нереально, продажа тонны-другой не окупит затрат на бензин, амортизацию, зарплату водителя и продавца... Если раньше выращивали и продавали 16 тонн овощей, то сегодня не могут реализовать и две с половиной.
Владимир Иванович уверен, что против акционерных обществ сегодня абсолютно все. Взять хотя бы торговлю цветными металлами. Весной с поливной системы украли 3 мощных трансформатора и кабель. Обесточили летние доильные площадки. Село знает, чьих рук это дело, но преступники - на свободе, а хозяйство вынуждено выкручиваться, восстанавливать или искать иные способы доить коров и поливать поля. А воровство с полей, когда на поле запускают малолеток? Хоть и ловит их охрана числом в три десятка пачками, а результата - ноль, ведь максимум, что грозит ребенку - учет в ПДН. А качество семян? Купить сейчас высокосортные семена практически невозможно. В этом году "Искитимское" осталось без ранней капусты, так как в красочных пакетиках голландских семян оказалась пересортица. А претензии не предъявишь, потому что контролем за посадочным материалом никто не занимается.

Внутреннее

Этим летом механизаторы акционерного общества потребовали от директора ввести новый порядок: пусть медработник проверяет на трезвость не только утром, но и вечером. Действительно, обидно: кто-то старается, "пашет", не покладая рук, а кто-то весь день за бутылкой, якобы на ремонте. Пьянство - это бич. Причем бич такой, с которым практически невозможно бороться.
Однажды директор увидел такую картину: из трактора буквально вываливается пьяный механизатор. Причем пил товарищ регулярно и крепко. Терпение руководителя лопнуло, и он уволил нерадивого труженика, при этом соблюдая каждую букву КЗОТа. Но не тут-то было. Грамотный товарищ подал в суд, заявив, что пьян не был, а просто надышался выхлопными парами. А поскольку для судебной инстанции действительно только освидетельствование крови, которое проводится исключительно в специальной амбулатории, то истца на работе восстановили, да еще с обязательной оплатой всех вынужденных прогулов. И этот случай - не единичный. Недавно вот один из шоферов ключи в лицо директору швырнул: "Не поеду, мне на охоту надо!" Еще одна большая внутренняя проблема - привычка. Старый уклад, старая манера вести работу только на первый взгляд кажется мелочью. Вот, например, вывоз сена. Исторически сложилось, что его вытягивают зимой. А сейчас это удовольствие обходится в 1500 руб.: два гусеничных трактора, солярка, амортизация и т.д. Летом же вывезти сено стоит на порядок дешевле.
Как ни бился нынче директор, а мало кто изменил традиции: деревня привыкла зимой сено возить, и все тут. Так и живут. Кто-то работает добросовестно, а кто-то ждет, когда ему все на блюдечке с золотой каемочкой поднесут. Непонятно, почему так: общество акционерное, все имеют в нем долю, все - хозяева. Вот только работать на благо этого самого общества, а, следовательно, и свое, желают далеко не все.

Что было, что будет, чем сердце успокоится…

В Тальменке 6 лет не обновлялась техника. Самому "молодому" комбайну - 8 лет, да и за тот лизинг закрыли тольк© в этом году. Каждый год из строя выходит один комбайн, сейчас их осталось 12. В хозяйстве работают 366 человек, половина от того количества, что было раньше.
Зарплата выдается натуроплатой, да и то не регулярно. Люди, конечно, очень недовольны. Социальное напряжение удается сдерживать лишь тем, что любое решение принимается и утверждается на наблюдательном совете, в который входят жители Тальменки, пользующиеся в селе авторитетом, например, бывший директор П.Я. Сенин.
При реорганизации "Тальменского" новое хозяйство от части долгов ушло, но налоги взяло на себя. И уже опять накопилась изрядная пеня. Сейчас многие мечтают о том, чтобы весь этот ком взаимных неплатежей остановился и можно было хоть год нормально поработать, а потом уж и считать, кто и что должен. "Искитимское" - в числе таких мечтателей. Худо - бедно, но Тальменка живет. Несмотря на миллионные убытки от социнфраструктуры, акционерное общество не сбрасывает с себя ни водопровод, ни котельную, ни газ. Меняют по мере необходимости трубы, отремонтировали котел. Сохранены и льготы пенсионерам.
А еще есть планы на будущее. Овощеводство убыточно - значит, надо переходить на зерно. Уже в этом году на бывших овощных полях, где выше культура земледелия, овес дал 45 ц с га, пшеница - 30. Отдать поливные земли под зерно – шаг практически необратимый, но выхода на сегодня иного нет. Для полей, которые готовы дать большой урожай, разрабатываются малозатратные технологии совместно с учеными - сельхозяйственниками.
В Тальменке уже убедились, что сегодня можно рассчитывать только на собственные силы. Хозяйство, как та лягушка в сметане, не спешит безмолвно пойти ко дну. Оно барахтается. Тяжело, трудно, но все-таки надеется сбить под собой опору. И выжить.

Ирина Пашкова,
«Искитимская газета»
2000 год №150-151 \ 14-16 декабря

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы