ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Образование города и района

Образование дополнительное

В школе растет третье поколение »»»»»»

Кузнице спортсменов – 50 лет! »»»»»»

Плохо работать с детьми - грех »»»»»»

2+2=? »»»»»»

Грызи экономику смолоду »»»»»»

Давайте решим без амбиций нужно ли это городу? »»»»»»

Нам года – не беда »»»»»»

ЦДО: новая точка на карте города »»»»»»

Она состоялась как женщина, как мать, как музыкант…. »»»»»»

ДДТ – центр идей и делового сотрудничества »»»»»»

От подвала к спортивному центру »»»»»»

25 лет Детской школе искусств »»»»»»

Медик – профессия гуманная »»»»»»

Мир прекрасного »»»»»»

Музыкальной школе - 35 лет »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

Музыкальная школа

В школе растет третье поколение

15 ноября в детской музыкальной школе (ДМШ) пройдет празднование, посвященное юбилейной дате. Рассказать о том, с чем подошла школа к полувековому рубежу, мы попросили директора ДМШ, Заслуженного работника культуры Альбину Ивановну Мороз.
- Альбина Ивановна, какими событиями нынешнего года ДМШ гордится больше всего, каковы достижения ваших воспитанников?
- Таких событий очень много, в основном это, конечно, участие в различных конкурсах и фестивалях. В прошлом году наша Настя Пелипенко приняла участие в III международном детском конкурсе пианистов имени Шостаковича. И хотя места она никакого не заняла, тем не менее, это очень почетно - из Москвы она привезла благодарственное письмо. Кроме того, наши воспитанники и даже педагоги участвуют в областных конкурсах: новосибирский конкурс ансамблей «Играем вместе», фестиваль «Золотой ключ», I Всесибирский смотр-конкурс исполнительского мастерства для педагогов. Да все их, наверное, и нет смысла перечислять.
- Кто-нибудь пытался подсчитать ради интереса, сколько у школы дипломов?
- Это, думаю, невозможно - их слишком много. Хотя бы последние пять лет охватить - за это время получено более ста дипломов. Но участие в фестивалях и конкурсах – это не все, чем школе можно гордиться. За полвека уже около 200 наших выпускников поступили в различные среднеспециальные и высшие музыкальные учреждения. В прошлом году наша ученица Аня Леонтьева поступила в Смоленское музыкальное училище. А окончивший ДМШ Кирилл Марченко (играет на балалайке) поступил в средне-специальную музыкальную школу-лицей при Новосибирской консерватории. В феврале-марте этого года он ездил на Международный конкурс исполнителей народных инструментов и получил первую премию.
- Ну, как не гордиться такими учениками! Это, наверное, во всем преподаватели «виноваты». Альбина Ивановна, когда 36 лет назад Вы заняли должность директора ДМШ, у Вас одной из преподавательского состава было консерваторское образование. А как сейчас?
- У нас несколько педагогов имеют консерваторское образование: Анатолий Леонтьевич Николаев (скрипка), Елена Владимировна Мендыбаева (домра) и Валерий Павлович Щербаков (хормейстер). Кстати, половина наших педагогов, выучились в нашей же школе. Некоторые теперь уже имеют 30-летний преподавательский стаж. Сами здесь выучились, привели сюда своих детей, а те уже - своих детей... Можно сказать, что в школе растет третье поколение.
- Наверное, есть и семейные династии?
- Например, Ермакова Галина Михайловна - преподаватель музыкальной литературы и завуч - она оканчивала ДМШ еще в первый выпуск! Здесь учился и ее сын Миша. А теперь он, закончив Новосибирскую консерваторию, играет в симфоническом оркестре у Каца, причем на сложном инструменте - на контрабасе. Или взять Тимура Чечня, он - скрипач, областной стипендиат. Наш преподаватель по классу скрипки Анатолий Леонтьевич Николаев — его дедушка. Тимура, между прочим, тоже приняли в школу-лицей при консерватории, где уже учится один наш выпускник - Кирилл Марченко. Вот только Тимур еще не закончил ДМШ, доучивается последний год. И то, что его приняли в лицей - исключение.
- А каких творческих свершений можно ожидать от музыкальной школы в этом году?
- Раскрывать всех планов не буду, скажу лишь, что мы обязательно поучаствуем во всех областных фестивалях и конкурсах. Вот, у меня уже целая пачка приглашений лежит.
- А как будете праздновать свой 50-летний юбилей?
- У нас будет праздничный концерт, в котором примут участие ученики, выпускники, педагоги. Выступит наш ансамбль скрипачей, отметивший в прошлом году свое 25-летие. Все это время его бессменным художественным руководителем является Наталья Геннадьевна Скороходова. А для неофициальной части торжества мы приготовим «капустники» - это наша традиция.
Р.S. Детская музыкальная школа по праву гордится своими традициями и воспитанниками. Все-таки недаром поздравления с юбилеем приходят даже из Министерства культуры РФ. Не забудьте о торжестве и вы, искитимцы, - посетите юбилейный концерт.

Наталья Зайцева,
«Искитимская газета»,
№45 / 6 ноября 2003 г.

««««««

 

Детско-юношеская спортивная школа

Кузнице спортсменов – 50 лет!

8 октября наш город праздновал поистине великий день - золотой юбилей спортивной школы. Пятьдесят лет Искитимская ДЮСШ ковала настоящих героев спорта, прославлявших в разные годы наш город на соревнованиях в различных городах и странах.
Привычные спортивные костюмы и свистки на груди сменили красивые платья и украшения, строгие костюмы и галстуки. Бывшие выпускники и настоящие воспитанники спортивной школы любовались своими наставниками, научившими их быть смелыми и целеустремленными, волевыми и уверенными в себе. Гости дарили подарки и рассказывали добрые истории, связанные с ДЮСШ. В результате благополучие спортшколы пополнится несколькими сотнями тысяч рублей, новеньким снегоходом, а также в ближайшем будущем - проектом огромного ледового дворца. Много добрых слов было сказано в тот день в адрес действующих тренеров, отдали почести пенсионерам, минутой молчания почтили тех, кто уже ушел из жизни. Творческие силы Искитима дарили радость, песни, танцы и хорошее настроение собравшимся в зале.
ДЮСШ открыта в Искитиме в августе 1955 года. В ней было 4 отделения: баскетбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжи. И ещё 6 учебных групп, работавших сезонно: плавание, футбол, конькобежный спорт, хоккей. В среднем в те годы занималось 280-300 учащихся. В первые годы арендовали зал ДК цемзавода, с появлением в общеобразовательных школах спортивных залов переместились в них. В 1989 году было построено новое здание, в котором сейчас размещается спортивная школа. Сегодня ДЮСШ имеет несколько отделений: легкая атлетика, баскетбол, лыжные гонки, бокс, волейбол, борьба, футбол, РБИ, тяжелая атлетика. Ежегодно здесь занимаются до 1200 учащихся. Первым директором, основателем спортивной школы был Киндер Иван Федорович. В разные годы директорами были: Проскуряков Н.Е., Бочкарев Ю.П., Флеминг Ю.А., Агеева ВТ. В настоящее время школой руководит Кишканов Сергей Николаевич.
Многие выпускники ДЮСШ стали квалифицированными специалистами, рядовыми спортсменами-разрядниками, а такие, как Ларин М., Белецкая И.В., Волошина М.А., Казанцева И.Г., Воробьев А.В., Бобырева Т.Н., Андреева С.Г., Кальяк Г.М., Чигасов Б.А., Руденская Н.А., Никифоров И.А., Бороденко Н.И., Кенжегалиев Д.В., тренерами и преподавателями физкультуры. Искитимская ДЮСШ - одна из лучших в Новосибирской области. Добрую славу в своё время принесли своему городу: Ларин Михаил и Кашников Александр - мастера спорта по легкой атлетике (тренер Хазов В.С), Кальяк Галина и Воробьёв Александр - КМС по лыжным гонкам (тренер Воробьев В.А.). На смену им пришли Герасимов Константин - мастер спорта по баскетболу, с 1995 года капитан команды «Локомотив», с 2004 года тренер команды «Сибирь - Телеком - Локомотив-3» (тренер Ярыгин Н.Г.); Блинов Антон - КМС по баскетболу, Соболев Алексей - мастер спорта по легкой атлетике (тренер Казанцев Е.Е.), Соболев Андрей - КМС по легкой атлетике, Доманов Алексей - КМС по легкой атлетике (тренер Казанцев Е.Е.), Цечоев Адам и Кенжегалиев Денис - мастера спорта по боксу, Цечоев Азраил и Танцов Руслан -КМС по боксу (тренер Винников А.Л.).
В настоящее время подрастает новая плеяда юных спортсменов, которые достойно выступают на соревнованиях: Сибирцев Иван - КМС по легкой атлетике (тренер Казанцев Е.Е.), Закарян Армен, Мкртчян Манук, Латушкин Николай, Цвык Денис - КМС по боксу (тренер Винников А.Л.), Фатин Алексей, Джахая Юрий, Русаков Вячеслав, Третьяков Роман - КМС по тяжёлой атлетике (тренер Шаповалов В.В.), Попов Роман, Гусев Максим - мастера спорта по лыжным гонкам (тренер Гусев В.В). Дальнейших успехов и побед!

С. Кишканов,
директорДЮСШ.
«Искитимская газета»,
№41 /13 окт. 2005 г.

««««««

 

Цирковая студия «Суперриск»

Плохо работать с детьми - грех

Говорят, что всё лучшее за пределами нашего “провинциального городка”. Говорят, что стать асом своего дела можно только в столице, по меньшей мере - в Новосибирске. Говорят, что профессионалы не работают в Искитиме. На самом деле, всё это - лишь предрассудки.
40 дней этого лета ребята из цирковой студии “Суперриск”, что работает при ДК “Россия”, провели в солнечной Японии. До сих пор они находятся под впечатлением от ярких красок и радушного приема.
В конце июля по приглашению господина Сузуи Сана, директора японского парка культуры и отдыха под названием “Русская деревня”, цирковой коллектив прилетел в город Осака. А затем мальчишки и девчонки, занимающиеся в “Суперриске” под руководством Владимира Михайловича Герасимова, проехали через всю Японию на шикарном автобусе в пункт назначения - город Ниигата. Стоит отметить, что их проезд и пребывание в этой стране полностью оплатили японцы.
Владимир Михайлович вырос в посёлке Агролес, что недалеко от Бердска, и с 16 лет работал в Новосибирском цирке. Затем - служба на Балтийском флоте и 26 лет деятельности в ленинградской группе “Цирк на сцене”.
Сейчас все стены комнатки в ДК ”Россия”, где хранится инвентарь, увешаны афишами и плакатами из города на Неве. А в красной папке, врученной Владимиру Михайловичу по уходу на пенсию, значится:”Ваш безупречный номер украшал наши цирковые программы в течение многих, но так быстро пролетевших, лет. Вы всегда были образцом преданности делу, увлеченности цирковым искусством...”
Во время работы в Ленинградском цирке Владимир Михайлович познакомился со своей будущей женой - Татьяной Анатольевной, в то время закончившей студию Мьюзик-холла. Сейчас эта семейная пара объединила свои усилия в ДК ”Россия”: после ухода на пенсию, Владимир Михайлович ведёт цирковую студию, а Татьяна Анатольевна - балетную. На японские гастроли, например, ездили три девочки, которые успевают посещать и бальные танцы, и цирк.
“Я делаю детей физически выносливыми, “растягиваю”. Танец же корректирует движения, придаёт артистичность,” - объясняет Владимир Михайлович.
Вообще же, по словам Владимира Михайловича, цирк на 80% состоит из спортсменов. Сам он имеет первый разряд по теннису, занимался боксом, бегал на лыжах. А в том, что руководитель студии “Суперриск” заслужил высшую категорию артиста цирка, немалую роль сыграли педагоги из Большого Кировского театра, Института культуры им. Крупской и ансамбля Ленинградской военно-морской базы.
“Своё название мы получили спонтанно,- рассказывает Владимир Михайлович.- Как-то Новосибирский цирк, для украшения собственной программы, пригласил нашу студию на выступление. Приехав туда, я увидел афишу, на которой уже было наше название: “Суперриск”. Хотя до сих пор не знаю, заслужили ли мы его...”
Эти слова вызвали у меня легкую усмешку. Какие могут быть сомнения, если в 1998 году в городе Екатеринбурге, отработав полуторачасовую программу, “Суперриск” занял первое место среди 43 коллективов РФ?
“Япония была для нас музеем, - вспоминает Владимир Михайлович. - Там живет очень гостеприимный народ. Нам даже не понадобилось знание языка: как все встречавшиеся мне японцы, так и мои ребятишки - очень простые, радостные, открытые. Их чувства можно было читать по лицам.”
Циркачи из “Суперриска” отработали в Японии полную цирковую программу из 12-ти номеров, а клоун Саша представлял репризы и (шутки) на японском языке. Русских на представлении было немного - 4-5 человек, в основном же - японцы с маленькими детьми.
“Русская деревня”, где выступал и жил цирковой коллектив, не совсем “парк культуры и отдыха” в нашем понимании. Скорее, это какая-то сказка для русского человека: сеть магазинов, ресторанов, гостиница, железнодорожный музей, монументы.
В Японию “Суперриск” ездил неполным составом, зато те, кто там побывал, ещё долго не забудут Памятник русскому дому , музей в виде двухэтажного мамонта, русский театр Романова, дельфинарий и многое-многое другое.
“Меня больше всего поразила простота японцев. Сузуки Сан - директор “Русской деревни”-одет в ту же униформу, что и остальной персонал. Однажды я видел, как он, стоя за прилавком, заменял продавщицу, которая не смогла прийти на работу в тот день. Местные жители угощали ребятишек мороженым, пирожными, шашлыками,” - с искренним удивлением рассказывает Владимир Михайлович.
До сих пор ребята видят радостные улыбки японцев, правда уже на фотографиях.
Мальчишек и девчонок возили на творческую встречу в международный детский лагерь, на японское ТВ, и даже на Японское море.
“Большой честью для японцев считается обвенчаться в русской церкви, которая также находится в парке, - говорит Владимир Михайлович.- Они мечтают, чтобы на свадьбе присутствовали русские артисты. Поэтому во время гастролей мы побывали на двух японских свадьбах. Наши девочки несли фату невесты, а вечером коллектив исполнил три цирковых номера. Жених с невестой, а также все гости были очень довольны и пригласили нас в ресторан “Катюша”.
По окончании гастролей ребята ездили на японское ТВ сниматься для рекламы на будущий год, из чего следует , что нынешняя поездка была для них не последней...
В 2000 году в студии Владимира Михайловича было записано 103 ребёнка. Хотя многих из них назвать детьми можно лишь “с большой натяжкой”. Ире Сосновской, исполняющей номер с мечами, например, 21 год. Она работает уже на высокопрофессиональном уровне, как актриса и режиссёр. А самому младшему циркачу Серёже - 4 года.
“Наша задача - с детства ставить людей на правильный путь, - делится сокровенным руководитель “Суперриска”.- Лучше посещать мою студию, чем без дела слоняться по улицам и подъездам.
К каждому ребёнку нужен особый подход, но у меня нет любимчиков, иначе коллектив уже давно бы распался.”
Владимир Михайлович выразил искреннюю благодарность директору ДК”Россия” Геннадию Васильевичу Бондашевскому и художественному руководителю Вере Владимировне Бондашевской за посильную помощь в работе. ДК шьёт костюмы, обувь, пишет музыку.
Напоследок хочется отметить, что Владимир Михайлович собственными руками и на собственные средства делает весь инвентарь. За обучение в “Суперриске” платят только новички - 50 рублей в месяц (для сравнения один моноцикл стоит 2000 рублей).
“Вспоминаю, как нам было тяжело в своё время. Поэтому стараюсь помочь детям во всём, создать базу, на основе которой можно сделать любой номер... Вообще же, я считаю, что плохо работать с людьми - это большой грех. Если уж ты занимаешься с ребятишками, надо отдавать им всю свою душу”.

Ольга Коберник,
«Конкурент»
№43/ 26 октября 2001 год

««««««

 

2+2=?

- СПАСИБО, ТОЛЬКО С ЧЕМ ВЫ МЕНЯ ПОЗДРАВЛЯЕТЕ? В ДК «ЦЕМЕНТНИК» СТОЛЬКО ЕЩЕ СДЕЛАТЬ НАДО... ХОТЯ ВСЕ-ТАКИ ЭТО ЗДОРОВО! -ГЛАЗА ДИРЕКТОРА ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ АННЫ ФЕДОРОВНЫ РАКИШЕВОЙ СВЕТИЛИСЬ. ВЕДЬ КРОМЕ ЗДАНИЯ БЫВШЕГО ДЕТСКОГО САДА «ЕЛОЧКА» ЦДО ПОЛУЧАЕТ ЗДАНИЕ ДВОРЦА, А С НИМ И ПЕРСПЕКТИВУ РАЗВИТИЯ ВСЕХ СВОИХ НАПРАВЛЕНИЙ. А НАПРАВЛЕНИЙ (ИХ ЗДЕСЬ НАЗЫВАЮТ ШКОЛАМИ) У ЦДО МНОГО
Кроме традиционных - организация досуга, работа с детским активом, юнкоровская деятельность, народные ремесла, здесь появились и действуют новые профили: интернет-школа, экономическая, экологическая, шахматная, школа безопасности. Но почему школы?
- ЦДО формируется в системе дополнительного образования, которое в стране только еще начинает складываться взамен канувшей в Лету системе внешкольного воспитания. Главным для «внешкольников» было воспитание идейно-выдержанной молодежи (идеология, понятно, коммунистическая). Система, кстати, была мощная и многому здесь можно поучиться. Но для учреждений дополнительного образования на первый план выходит функция обучающая, образовательная лучше сказать. Поэтому у нас повышенные требования к квалификации педагогов, учебным планам, программам.
Анна Федоровна рассказывает о том, как сложно было скомплектовать коллектив ЦДО, ведь нужны были не просто педагоги, но и одновременно специалисты по профилю. Поэтому параллельно с работой педагоги обучаются в вузах, на специальных курсах в Новосибирске, Омске, Москве. Хорошо, если по некоторым на­правлениям уже был опыт в Новосибирске и Бердске. А вот школы безопасности, детского актива, интернет-школа, да и школа журналистики создавались при нулевом программном обеспечении - все придумывали сами. Поэтому работа некоторых школ ЦДО привлекает внимание в области, в частности, на недавнем областном молодежном форуме прозвучали предложения провести на базе ЦДО областной семинар по молодежной прессе, соревнования по безопасности жиз­недеятельности, а руководители школ О.Е. Агибалов и Е.И. Вяльцева были награждены грамотами областной администрации.
По мнению Анны Федоровны, предложения, конечно, лестные, но ЦДО ведь всего год от роду. Да и где гостей встречать?
Действительно, и негде: «Елочка» может напугать ободранным фасадом и мокрым потолком, а «Цементник» сегодня практически в аварийном состоянии, нет мебели, оборудования. Но руководитель и коллектив ЦДО работают по принципу: если не получается «благодаря», то нужно сделать «вопреки».
- Знаешь, что такое синергизм? - спрашивает Анна Федоровна. - Это когда 2+2=5, а можно 6 и много больше. То есть сложение однонаправленных усилий многих людей иногда дает результат на порядок выше, чем единичные усилия. И если у нас что-то получилось, то, в основном, потому, что к одной цели - образо­вательной - стремились и коллектив, и я как руководитель, и управление образования, и городская администрация, и наши ученики и их родители.
Но ЦДО - это не только образовательное учреждение, но и организационно-методический центр работы со школами города Искитима по всем своим направлени­ям, и культурно-досуговый центр: ЦДО проводит много городских массовых мероприятий, а на Северный микрорайон собирается работать особо, - такова еще одна миссия учреждения - просвещение, - говорит Анна Федоровна, извиняясь за высокий стиль.
Что дальше в планах ЦДО?
Ну, во-первых, объединить вокруг себя все структуры дополнительного образования в городе - экологические, технические, клубы по месту жительства и т.д. Возможности здания диктуют развитие спорта, создание хоровых танцевальных коллективов, все зависит от того, что будет интересно детям и найдутся ли для этого люди, которые смогут реализовать идею. Например, явно просится появление в ЦДО школы иностранных языков -потребности огромные, но специалистов пока нет. Школа раннего развития, молодежный театр, хор мальчиков, керамическая мастерская, салон - магазин мастеров народных промыслов, телевизионно-музыкальная гостиная, музыкальные спектакли и концерты - эти и другие проекты (директор ищет и уже находит специалистов).
- Все идет от человека, - уверена Анна Федоровна. - Школы ЦДО «зажигались» от их идейных носителей: Г.В. Швецовой (экономическая школа), Т.В. Соколовой (школа народных ремесел), А.М. Усольцева (шахматная школа), А.А. Почиваловой (клуб авторской песни). Наверно, в Искитиме нет лучших организаторов досуга, чем И.А. Будникова и Н.В. Ильина.
Директор ЦДО называет фамилии, многие из которых мне хорошо знакомы. Ведь совсем недавно я занималась в школе журналистики, летом ездила на коммунарские сборы, слеты школьного актива и всегда удивлялась их молодости и оптимизм наших преподавателей.
Коллектив действительно молодой, в основном от 25 до 35 лет. Непривычно много здесь мужчин. Анна Федоровна уверена в ущербности традиционного преимущества женского воспитания в школах. Но, наверное, главным здесь является принцип синергизма. Помните, 2+2= ? ..

Елена Жданова,
«Искитимская газета»
2001 год №82 \ 26 июля

««««««

 

Грызи экономику смолоду

Кроме власти и денег, людям, как известно, делить нечего. Все политические игры и баталии ничто иное, как борьба за экономическое влияние и власть. И чтобы жить в согласии (а этого хотят все), необходимо мирно и грамотно решать все экономические вопросы. А для этого нужны экономически грамотные специалисты. Знание основных законов экономики необходимы и в нашей повседневной жизни: на производстве, в магазине, на улице и даже дома на кухне...
Сия приамбула иллюстрирует появление практически во всех высших и среднетехнических учебных заведениях экономических факультетов, попасть на которые довольно сложно. Необходима специальная подготовка, которую осуществляют экономические школы. Кто-то из читателей возразит: о какой, мол, экономической школе может идти речь в Искитиме? Вот вы и не правы. Такая школа в Искитиме есть.
Однажды, в одном из рейсовых автобусов, мой взгляд остановился на рекламном листе, информирующем о наборе учеников в экономическую школу города Искитима. Заинтересованная этим объявлением, я, приехав домой, тут же наорала указанный в рекламном листе номер телефона.
Оказывается, школа эта существует уже год и у каждого юного искитимца, начиная с 7 класса, есть реальная возможность стать ее учеником. Руководит школой известный в педагогических кругах Искитима сертифицированный преподаватель экономики Галина Васильевна Швецова, она же гостеприимная хозяйка ЭкоШ, она же "мать-родная", как называют ее сами ученики.
А поскольку этот "очаг образования" ввиду отсутствия ярких рекламных акций не приобрел еще всегородской и всерайонной известности, я попросила Галину Васильевну поподробнее рассказать об этой школе, начиная с истории ее создания.
- Идея создания в Искитиме экономической школы, а точнее ЦДО (центра дополнительного образования), состоящего из восьми школ, принадлежит начальнику ГорУО А.Ф. Митрофанову. Датой официального открытия школы, которая записана в уставе, является 10 сентября 2000 года. Хотя подготовительные работы начались намного раньше. А с 1 августа разрабатывались учебные программы, ставились цели, задачи...
- И каковы же они: цели и задачи?
- В первую очередь - научить детей самостоятельно думать, анализировать, принимать решения. Во-вторых, подготовить их к жизни в условиях рыночной экономики. Ведь экономика - это фундамент всей нашей жизни. Она есть везде. Как только мы берем в руки деньги, мы вступаем в экономические отношения. Слово "экономика" в переводе с древнегреческого - закон ведения хозяйства ("ойкос" - хозяйство, "номос" - закон).
Почему мы живем хуже, чем, например, американцы? Потому, что те осознают важность знания экономики. В изучение этой науки они вкладывают очень много средств. И каждый цивилизованный человек должен знать хотя бы азы экономики, чтобы достойно жить. Этому мы учим детей в нашей школе.
- Само название школы определяет направление обучения - экономика. Оно единственное?
- Конечно, нет. Предметов много: история и современная организация хозяйственной деятельности, МЭКОМ (моделирование экономики и менеджмента), финансы, защита прав потребителей, иностранные языки, маркетинг, налогообложение и, конечно же, математика, которая неразрывно связана с экономикой.
- Кто преподает основные предметы?
- Математикой с детьми занимается очень сильный педагог, с опытом работы на кафедре математического анализа в НГПУ и в общеобразовательных школах №№ 4 и 9 г. Искитима Александр Алексеевич Захаров. Дополнительные занятия проводятся по программе для поступающих в НГУ. Экономику преподаю я сама. Программа и методика ее преподавания разработана МЦЭБО (международный центр экономического и бизнес-образования), утверждена она министерством образования РФ, была апробирована мною в школе № 11 и уже показала хорошие результаты.
- И каковы же результаты за последний год?
- Из десяти выпускников ЭкоШа прошлого учебного года - девять поступили в вузы, и из них половина – на бюджетное обучение. Это очень хороший результат. Хотелось бы стопроцентного поступления. Хотя... и небольшие успехи ребятишек - тоже для нас хороший результат. Ко мне приходят мамы и рассказывают, что, если в начале учебного года у ребенка были тройки в школе, к концу года - четверки, пятерки. На выпускных экзаменах в основной школе только у одного нашего ученика была по математике четверка, у остальных - пятерки. Это ли не результат?
- У вас тесный контакт с родителями?
- У нас очень добрые, теплые, дружеские отношения и с детьми, и с их родителями. И между ребятами тоже искренняя дружба. Когда мы ездили на соревнования с другими экономическими школами, даже посторонние отметили особую теплую дружескую атмосферу в нашей команде. Дети стоят друг за друга горой.
- И что это за соревнования были, в которых вы участвовали?
- Международные соревнования юного бизнесмена «Шаг в мечту». Проводятся они ежегодно. В этом году - уже восьмой раз. Организаторы соревнований - Меж­дународный Центр Экономического и Бизнес-Образования совместно с экономической школой г. Бердска. Участвовало 56 команд, съехавшихся со всей России: от Москвы до Владивостока. Наша команда заняла 7 место. И если учесть наш "младенческий" возраст (на момент соревнований нашей школе было всего полгода) - это очень неплохой результат, и даже, я бы сказала, победа. Жаль, что не все дети смогли поехать, так как участие в соревнованиях было платным - 70 долларов на человека. И не все родители смогли экспромтом собрать такую сумму. Хочется сказать спасибо директорам предприятий "Искитимцемент" С.Н. Хохлову и ПТПО Н.В. Переделкину, которые изыскали средства для помощи родителям, работающим на их предприятиях, чтобы отправить детей на соревнования. На следу­ющий год мы будем умнее и начнем заранее готовиться к подобным мероприятиям. Участвовать в соревнованиях детям надо. На них они зарабатываю себе баллы, которые в дальнейшем учитываются при поступлении в вуз. Удачные выступления дают право выехать на соревнования в Москву, затем и в Америку. А самое ценное в этих соревнованиях то, что дети, занявшие первые десять мест в индивидуальном зачете, получают право поступления в высшую экономическую школу при правительстве России.
- Школа ваша молодая, стало быть, про нее не скажешь: "нет проблем"?
- Все проблемы упираются в деньги. Будут деньги - проблемы все разрешатся. В этом году у нас улучшились условия с помещением – половина здания бывшего д \ сада Елочка" - в нашем распоряжении. Так что теперь нам не надо будет трансформировать один и тот же класс то в учебный, то в праздничный. Необходимы средства для укрепления материальной базы, а бюджетных денег, как обычно, не хватает. Но эти проблемы для нас - не главное. Главное - у детей Искитима есть тяга к изучению экономики, а у нас - желание их учить.
- Какие требования предъявляются к тем, кто хотел бы учиться в ЭкоШ?
- Требование одно - желание. Мы принимаем всех, кто к нам приходит. В дальнейшем кто-то остается, кто- то уходит. Если ребенку требуется дополнительное занятие - пожалуйста, в любое время. В прошлом году у нас занималось четыре группы: дети 8, 9, 10, 11 классов. В этом году мы набираем по несколько групп с 7 по 11 класс. И открываем экспериментальный 3 класс в 8-й школе.
- По окончании ЭкоШ выдается какое-то свидетельство?
- По окончании школы выпускники получают рекомендательное письмо для поступления в вузы на экономические факультеты, конечно же, выпускной вечер проводим, продолжаем дальше поддерживать добрые отношения со своими выпускниками, отслеживать, кто чего добился, помогаем, если надо... Приглашаем всех желающих изучать экономику в нашей школе.
Занятия в ЭкоШ начинаются 11 сентября, 10 сентября - родительское собрание.
Записаться в школу можно по телефону: 2-95-14. Адрес: улица Комсомольская, 32.
Лично я не отказалась бы поучиться в такой школе. Но... тогда таких не было.

Нелли Батенева,
«Искитимская газета»
2001 год №88 \ 6 сентября

««««««

 

Цирковая студия

Давайте решим без амбиций нужно ли это городу?

В редакцию обратились родители. Их дети занимаются в цирковой студии ДК “Россия” и не просто занимаются, а живут цирком. Сейчас над коллективом нависла угроза закрытия. Чтобы разобраться подробнее в этом деле мы побывали на репетиции юных циркачей.
На трапеции сидела худенькая девчушка и все грозилась спрыгнуть вниз. Она то висела вниз головой, держась за перекладину только ступнями, то, перевернувшись, делала в воздухе шпагат. Когда сил почти не осталось, трапецию опустили, и юная циркачка спрыгнула на сцену.
- Некоторые девчонки совсем не боятся высоты, она одна из них,- объяснял руководитель цирковой студии в ДК “Россия” В.М. Герасимов. - У нас много различных номеров, а есть даже такие, которые нигде в России больше не делаются. Например, вон Саша на ходулях ходит, так вот он на них сальто делает. Так никто не умеет.
На сцене шла очередная тренировка. Ребята кувыркались, ходили на руках, ездили на одном велосипедном колесе. Женя из старшей группы лежал на матах, а по нему лазили и ползали маленькие девчонки. Женя, казалось, на них не обращал никакого внимания.
- Привыкает он, ему работать с девочкой, кстати, ученицей третьего класса, которая должна с подкидной доски прыгать в кресло. Чтобы выполнять такие трюки, нужно не просто тренироваться, а понимать друг друга, чувствовать. Пусть осваиваются.
Цирковая студия работает во Дворце Культуры уже пять лет. За это время её коллективу удалось получить звание народного, подготовить сложнейшую программу, завоевать множество званий, первых мест и призов. Сейчас здесь занимаются 64 человека. Раньше все называли студию просто цирковой. А однажды, когда ребята выступали в Новосибирском цирке, вышел ведущий и объявил: «Сейчас выступит студия “Супер-риск” из Искитима. Это название очень понравилось, тем более что рисковать, действительно, приходилось, теперь студию так и называют. Недавно “Супер-риск” ездил в Екатеринбург, где в цирковом мастерстве состязались 13 коллективов со всей Сибири, и завоевал там первое место.
Казалось бы, теперь есть все возможности для развития, но увы... А все упирается в оплату труда руководителя студии. Владимир Михайлович Герасимов, кстати, профессионал своего дела, живет в Бердске. Почти половина его зарплаты уходит только на дорогу. В Бердск его работать приглашают постоянно, но бросать здесь, в Искитиме, ребятишек, которые уже стали почти родными, не хотелось бы. Однако и жить на 600 рублей практически невозможно. Перспектив же повышения зарплаты нет. Владимир Михайлович собрался уходить. А без него студия перестанет существовать. Более 60 ребятишек окажутся на улице. Поняв, что такое может произойти, родители обратились к директору НЗИВа. Ответ был короток: «Повысить зарплату не имеем возможности”. Родители не сдались: должен ведь кто-нибудь заботиться о детях. Плата за занятия в студии и так довольно высока - 50 рублей. Этих денег едва хватает на различные нужды студии, обновление инвентаря. Платить больше с тем, чтобы часть этих денег шла на зарплату, возможности у многих нет. Значит, должен кто-нибудь помочь.
- Будем ходить на приемы к властям города, к депутатам облсовета. Не может быть, чтобы всем было наплевать,- говорят родители. - Ведь этот человек делает благое дело для Искитима.
Искитимский “Супер-риск” гремит по всей Сибири. Неужели нельзя найти средств, чтобы доплачивать руководителю какую-нибудь сумму. Или у нас, как всегда, верх возьмут амбиции, начнутся разборки: что относится к районному отделу, что к городскому, что к НЗИВу и какие у них друг с другом взаимоотношения?

Н.Николаева,
«Конкурент»
№16/ 20апреля 2000 г.

««««««

 

Станция юных натуралистов

Нам года – не беда

Как, оказывается, сложно писать о любимой работе. Тем более что о станции юных натуралистов написано уже достаточно много. Хотя 25-летний юбилей - событие, достойное внимания.

Это было, было…

Станция юных натуралистов образована 15 августа 1975 года. Первым ее директором назначили В.А. Моренко, а главный офис устроили в одном из кабинетов школы №11. Почти полтора года все кружки располагались на базе этой школы, а также других школ. И лишь в 1977 году, наконец-то, у юннатов появилось собственное помещение - здание теплицы.
Сегодня ребятишки Южного микрорайона и близлежащих улиц хорошо знают гостеприимный "живой уголок". В 1983 году открылся филиал в Ложковском микрорайоне. С первых же дней там встречают своих воспитанников О.В. Баглаева и наш ветеран В.П. Руденко. Они по-настоящему влюблены в свою работу, много сил и времени отдают обустройству "живого уголка", глубоко убеждены в детской доброте.

А жизнь продолжается

Годы работы дали свои результаты. Почти в два раза увеличилось число юннатов, посещающих объединения. А кружки здесь на любой вкус: юный эколог и овощевод, цветовод и аквариумист, собаководы и охрана природы. С начала учебного года вновь потянутся ребята к любимым педагогам, приглашая друзей и одноклассников в кружки. Да это и не удивительно. Каждый педагог проводит свои занятия интересно, увлекательно, своеобразно.
Так, С.А. Кунгурцева большую часть времени посвящает практике - дрессировке четвероногих артистов. Популярность и любовь зрителей завоевали выступления агитбригады юных собаководов, и не только у искитимцев. Уже не раз они были на гастролях и в Черепанове.
В течение всего года юные цветоводы и экологи под руководством В.А. Моренко проводят в теплице эксперименты с декоративными растениями и овощными культурами.
Юные аквариумисты с увлечением наблюдают за поведением водных обитателей. А практические занятия по устройству аквариума помогают развить эстетический вкус и навыки дизайна подводного сада.
Но самые любознательные и требовательные ученики у С.А. Крупской и Л.В. Бурлак. Они работают с дошколятами, и каждая встреча со своими учениками становится для них игрой. "Играя, учись" - главный принцип этих занятий.
Но работа педагогов не ограничивается занятиями в кружках. Летом школьников приглашают в лагерь "Юннат". Около 70 ребят в этом году работали на участке и в теплице, приобретали навыки по уходу за растениями и животными, учились наблюдать природу, отдыхали за городом.
Большое внимание уделяется экологической работе. Призовые места на предметных олимпиадах, "золото" на "Экослете-2000", участие во всероссийских экологических проектах - все держится практически на одном энтузиазме педагогов.

Завтра будет лучше?

Да, достигнуто за 25 лет немало. Благодаря умелому руководству В.И. Ивановой наш дружный коллектив все эти годы успешно справлялся со всеми трудностями, которых, естественно, хватает. Маленькое, ветшающее здание, дефицит литературы и пособий осложняют работу, затрудняют развитие, ломают планы. А планы грандиозные! Хотя они скорее похожи на фантазии. Как было бы замечательно создать зимний сад. А еще хотелось бы, чтобы в просторных аквариумах резвились не только заурядные гуппи и меченосцы, но и экзотические дискусы, неоны. Мечта каждого педагога - вести занятия в отдельном кабинете, оснащенном современной аудио- и видеотехникой, микроскопами, лабораторным оборудованием, чтобы дети слушая рассказ, могли увидеть, потрогать, провести опыт, исследовать.
Но всему мешает бы. А еще... Да нужно ли называть камень, о который разбиваются все наши мечты? А пока мы просто продолжаем работать, учить детей любить и беречь окружающий нас мир. И мы еще отметим я 30, и 40, и 50-летие нашей станции юннатов.
А пока - с новым вас учебным годом, уважаемые коллеги! Пусть этом году все будет на «отлично»!

Н.Жданова,
«Искитимская газета»
2000 год №102-1031\ 24-26 августа

««««««

 

Центр дополнительного образования

ЦДО: новая точка на карте города

Этот учебный год отмечен новым событием: на карте города появилось новое образовательное учреждение - Центр дополнительного образования детей.
Особенностью Центра является то, что это учреждение - образовательное, и по окончании курса обучения по тому или иному профилю выпускник получает свидетельство с указанием профиля обучения, учебных дисциплин, успеваемости, а также рекомендацию для поступления в высшее или среднее учебное заведение. Так как главный показатель успешности обучения в ЦДО - процент поступающих в вуз, педагоги Центра разрабатывали свои программы на основе научно-методических рекомендаций, договоров с вузами, культурными, информационными центрами Новосибирска.
Центр начинает работу с ориентиром на экономическую и финансовую самостоятельность, поэтому по некоторым профилям обучение уже в этом году будет плат­ным. Основные направления, или иначе школы, очень разнообразны:

  1. Интернет-образование и освоение новых информационных технологий. Это не школьная информатика и не курсы пользователей. Хотя частично эти блоки в многоуровневой программе школы присутствуют. Предполагается не только обучение детей, но и компьютерный ликбез для педагогов. Интернет-школа будет работать в тесной связи с областным ЦИТ. Школа платная.
  2. Экономическое образование. Программа обучения представлена Национальным советом экономического образования США, с учетом рекомендаций специалистов НГУ и Сибирской академии экономики и управления. Педагоги прошли соответствующее обучение и получили сертификаты. Программа обучения двухуровневая, разновозрастная, интегрированная. Школа платная.
  3. Журналистика и юнкоровская деятельность - на сегодня это лучшая школа в области. Школа ведет обучение по двухгодичной, разноуровневой, интегрированной программе, которая включает в себя юнкоровскую работу, теле- и радиожурналистику, газетное дело, обучение фотоделу. В ходе обучения учащиеся проходят курс журналистского мастерства и основы теле- и радиоведущего. Школа имеет большой практический выход в СМИ города.
  4. Школа детского и молодежного актива "Лидер". Цель школы - формирование детского актива, налаживание школьного самоуправления, работа с молодежными организациями и движениями. Ребята будут обучаться технологии дел, приобретут оформительские навыки, овладеют игротехническими методиками. Кроме того, в программе - этика отношений в детском коллективе, работа дискуссионного клуба, проведение коммунарских сборов, работа с вожатыми.
  5. Школа досуга и развития. Здесь будут действовать городской клуб старшеклассников, клуб авторской песни, театральное объединение. Педагоги и ученики этой школы будут проводить свои и городские массовые мероприятия: праздники, фестивали, театральные недели, музыкальные гостиные. В программе обучения школы - режиссура массовых мероприятии, подготовка ведущих, техника и культура речи, обучение игре на гитаре, актёрское мастерство и др. Часть курсов этой школы будет платной.
  6. Школа восточных единоборств "Ориент" существует давно, и в этом году ей исполняется 10 лет. Здесь уже существуют свои традиции, и ребята овладевают не только искусством каратэ-до, но и изучают историю и культуру Востока. Школа также платная.
  7. Школа безопасности включает в себя несколько блоков: начальная военная подготовка, основы безопасности жизнедеятельности, оказание первой медицинской помощи, техника туризма.
  8. Шахматная школа - это теория и история шахмат участие в соревнованиях. Предполагается создание шахматного театра. По окончании обучения ребята получат свидетельства и разрядные книжки.
  9. Школа народных промыслов представляет из себя обучение резьбе по дереву, гончарному искусству, рукоделию, а также изучение истории возникновения ремесел, русского костюма и т.д.
  10. Итак, центр дополнительного образования в сентябре начинает свою работу. Приглашаем детей и родителей. Центр будет располагаться в бывшем детсаду «Елочка».

Н.Жданова,
«Искитимская газета»
2000 год №102-1031\ 24-26 августа

««««««

 

Музыкальная школа

Она состоялась как женщина, как мать, как музыкант….

Сегодня у нас очень интересный гость – директор Искитимской детской музыкальной школы Альбина Ивановна МОРОЗОВА.
Знак Зодиака. Дева, причем, типичная.
Образование. Сначала музыкальная школа в Томске, потом музыкальное училище в Томске и Новосибирская консерватория. Мне очень повезло с преподавателями. Меня учили еще те люди, которых с полным правом можно назвать интеллигентами и настоящими профессионалами.
Послужной список. После окончания консерватории меня распределили в Томск, там я проработала всего один год в музыкальном училище. Потом судьба распорядилась так, что я приехала в Искитим. С 1968 по 1990 - директорствовала в старой музыкальной школе, потом она переехала в общежитие на какое-то время, а с 20 декабря 1994 года мы поселились вот здесь. Никогда не думала, что буду заниматься административной работой, но так получилось: вызвали, предложили побыть и.о., а потом пошло-поехало.том пошло-поехало.
Самое недавнее достижение. Дали звание «Заслуженный работник культуры», вот эта школа - я считаю ее и своим достижением тоже. Мы вместе с мужем, можно сказать, ее строили. Еще, я считаю, что я состоялась как мать, как женщина, как музыкант.
Самая недавняя неудача. Говорить о том, что живем без денег, уже не имеет смысла - все уже от этого просто устали... Всегда за детей переживаю, за учеников своих. Ведь выпуски разные бывают: бывают хорошие, бывают не очень. Кстати, я каждый свой выпуск помню, помню даже то, что каждый из ребят играл. Так вот, все их неудачи творческие я тоже очень тяжело переношу.
Ценный совет, которым вы руководствуетесь в жизни. Ценить в людях местность, нравственность, духовность и самому быть таким. Я постаралась своих детей так воспитать.
Самое неприятное решение, которое приходилось принимать в жизни. Не люблю ходить с протянутой рукой, а приходится. Ведь культура сегодня находится на последнем плане, и поднять что-то, восстановить или поддержать очень тяжело, практически невозможно. От этого больно и обидно...
Какую цель вы ставите перед собой в нынешнем положении? Хотелось бы оснастить школу как можно большим количеством хороших инструментов, хочется открыть духовное отделение - очень мне это нравится. Но это скорее мечты, чем вполне определенные цели...
Политическая ориентация. Сегодня я не вижу какие-то определенные силы, которые бы смогли мне понравиться и я с удовольствием за ними бы пошла.
Отношение к религии. Я человек православный. Думаю, что бабушка привила мне это чувство. До сих пор помню походы в церковь, службы, церковные праздники - Пасху. Рождество. У меня есть вера.
Каким достижением в личной жизни и на работе вы гордитесь больше всего? Прежде всего - своими учениками.
Ощущение, которое хотелось бы испытать. Я в таком возрасте, что, пожалуй, в жизни испытала все - была и радость, и любовь, и счастье... конечно, сегодня хотелось бы встретиться с теми людьми, которых уже нет. К сожалению...
Ощущение, которого хотелось бы избежать. Я знаю, что придет такое время, когда надо будет уходить. Я не боюсь этого, но пусть бы так – сразу…
Любимый афоризм. Это сказал замечательный человек, великолепный педагог Сухомлинский, конечно, о музыке: "Как гимнастика выправляет тело человека, так музыка выправляет душу его".
Любимое время года. Теплая осень. Наверное, потому, что сама осенью родилась. Мне мама рассказывала, что в тот год, когда я родилась, октябрь был настолько теплым, даже жарким, что люди купались. Еще осенью хорошо бродить по лесу, шурша листьями.
Историческая личность, которая вам наиболее интересна. Много читала про Троцкого. Керенского. Считаю, что люди эти многое внесли в нашу историю, и вообще, это довольно трагические личности. А из музыкантов, пожалуй, Рахманинов и Скрябин, я играла много их произведений.
Любимый праздник. Дни рождения, особенно тома, когда удается собраться всей семьей, когда из Томска приезжает мой сынок с внучкой...
Любимая песня. Петь очень люблю, и когда собираемся, конечно, поем. В основном то, что всегда поют все - русские народные песни, песни нашей молодости...
Любимое блюдо. Готовить очень люблю, но, как ни странно, ничего особенно любимого нет. Правда, есть два фирменных блюда: салат «Новинка» и печенье "Водолаз". Если хотите - поделюсь рецептами, но, правда, кто бы ни брал их у меня, почему-то не получается именно так, как у меня.
Любимое место отдыха. Баня. Просто обожаю ходить в баню и сидеть в сухом пару - это для меня верх блаженства! И, конечно, дача.
Любимый город. Несколько раз мы были на Кавказе. Меня покорил Кисловодск. Очень чистый, удобный, уютный, тихий. И, конечно, хотела бы вернуться в свой родной Томск.
Были ли за границей и что произвело особое впечатление? Да, была в Венгрии и Югославии. Венгрия мне очень понравилась, я, пожалуй, хотела бы жить там: идеальная чистота, уют, красивейшие места, особенно озеро Болотон. Страна маленькая, спокойная.
Домашние животные. Уже два года живет у меня персидский кот Бонифаций. Красавец и умница.
Допустим, вы могли бы получить свой портрет от любимого художника. Кого бы вы выбрали? Я уже давно просила Александра Павловича Осокина меня нарисовать, но все видно, руки не доходят. Мне очень нравится его манера. Он много лично мне картин дарил, и школе, словом, художник хороший...

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»,
№155 / 28 декабря, 1999 год.

«««««« / Персоналия

 

Дом детского творчества

ДДТ – центр идей и делового сотрудничества

1948 год. Еще совсем недавно закончилась война. Страна излечивалась от страшных последствий разрухи. Но самое большое внимание в это нелегкое время обращалось на образование детей. Строились новые школы, детские станции, Дома пионеров, загородные лагеря. Не отставал от других и Искитим. Именно в том году на улице Вокзальной в небольшом деревянном здании и был открыт Дом пионеров, объединивший школьников не только города, но и района. Здесь обучали ребят рукоделию, радиоделу, фото мастерству, учили строить авиамодели, танцевать и ставить кукольные спектакли. В самом здании занималось около 200 ребят.
С того времени прошло ровно полвека. С чем же мы подошли к своему пятидесятилетию? Результат неоднозначен.
Нас сближает с послевоенными годами невероятная бедность. Материальная база крайне слаба - живем на остатках того, что когда-то имели. О новом оборудовании, мебели, наглядных пособиях, технике не может быть и речи. Помогают выжить в таких условиях прежде всего сознание необходимости нашей работы: об этом свидетельствуют многочисленные обращения родителей и 2800 ребят, из года в занимающихся в объединениях Дома детского творчества, и посильная помощь со стороны руководителей предприятий города, понимающих важность деятельности ДДТ. Своими педагогами мы можем гордиться. У половины - высшее образование, 39 человек имеют среднее специальное. Только в этом году 9 педагогов защитили дипломы Новосибирского педагогического университета, 15 продолжают обучение в вузах. В коллективе два отличника народного образования - В. Фоминых и В. Хребтов, два мастера спорта – Н. Крысина и Т. Волкова. Татьяна Волкова является членом сборной команды России по парашютному спорту. Четыре педагога в текущем году защитились на 1 категорию, семь получили вторую. Ольга Емельянова приняла участие в первом областном смотреконкурсе педагогов дополнительного образования и заняла третье место. По результатам участия в конкурсе ей присвоена высшая квалификационная категория. Три педагога, проучившись на культурологическом факультете в НГПУ, получили удостоверения педагогов-этнографов.
Организация работы объединений является одним из основных направлений в деятельности ДДТ. Объединения работают по направлениям: туристско-краеведческое и экологическое, военно-патриотическое и спортивное, досуговое, народного творчества. В Доме детского творчества все педагоги готовы прийти на помощь ребятам в организации и проведении любых интересных дел. А результаты не заставляют себя ждать. 129 туристов приняли участие в областных и межрегиональных соревнованиях, завоевав четыре первых, два вторых и три третьих места. 562 школьника приняли участие в 9 городских турслетах. А сколько было проведено походов! И все силами педагогов турклуба - Н. Крысиной, Г. Парамонова, Н. Кашкаровой, В. Семенова.
Важную роль в профилактике правонарушений, нравственном воспитании играют созданные военно-патриотические и спортивные клубы "Сибирский пластун" и "Разведчик". Сюда приходят подростки, чтобы приобрести навыки, дающие уверенность в жизни, - силу, вьносливость, мастерство и, как правило, их ожидания сбываются. Воспитанники клуба "Разведчик" приняли участие в соревнованиях по 16 спортивным дисциплинам, 19 ребятам присвоено звание "Юный стрелок". Присвоены разряды по стрелковому и парашютному спорту, по бегу, метанию фанат, лыжным гонкам, четыре человека получили 11 разряд по военно-спортивному комплексу. А какой выправкой, умениями блистают воспитанники клуба "Сибирский пластун", как гордятся своими поясами каратисты клуба "Ориент".
Художественно-эстетическое направление представлено студией народного творчества. Вокальные, хоровые, фольклорные, танцевальные коллективы, шумовой оркестр и оркестры народных инструментов, гитара, баян, изучение устного народного творчества и национальных игр, театральные коллективы, кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Конкурсы, фестивали, игровые программы, вечера, выставки, творческие отчеты и концертные выступления.
В разделе досуговой деятельности необходимо прежде всего отметить работу пресс-центра, организованную педагогами А. Ракишевой, Л. Ивановой, Н. и Л. Криволаповыми. Результатом можно считать две ежемесячные страницы в городских средствах массовой информации, диплом областного конкурса журналистского мастерства. Хорошо зарекомендовал себя клуб "Филиппок", руководимый Л. Ерофеевой и клуб "Алый парус" (В. Фоминых).
В Доме детского творчества в любое время можно получить консультацию по интересующим вопросам воспитания, организации досуга детей, квалифицированную практическую помощь других специалистов. Сейчас, как никогда, мы сильны знаниями и опытом, а также желанием работать. Проблемы организации досуга становятся все сложнее, и педагоги видят эти проблемы, стараются их решить.
Прошедшая в мае по инициативе ребят конференция обнаружила созвучие тех проблем, которые обозначили руководители. Школам необходима помощь, информированность, связь друг с другом. Роль координаторов они видят в Доме детского творчества, коллектив же ДДТ готов взять на себя эту обязанность - все возможности для этого у нас имеются.

С.Горелова,
«Искитмская газета»,
№104 / 1 сентября, 1998 год

««««««

 

Школа №4

От подвала к спортивному центру

Жители Искитима, которые следят за своим здоровьем и внешним видом давно знают дорогу в спортивно-оздоровительный центр, что находится в здании школы №4.
Красивая сказка когда-то была неприглядной былью. В 1991 году на месте всего этого «оздоровительного великолепия» был сырой подвал - огромное поле деятельности. Именно тогда группа энтузиастов начала первые шаги по созданию оздоровительного центра. Правда, о таковом еще не было и речи. Пугали объемы работы, требовались большие финансовые затраты. Было решено начать переоборудование находившегося здесь тира и подсобных помещений в тренажерный зал. А.Е.Белан и В.А. Парамиенко собственноручно вывозили горы мусора, белили, красили. А затем были приобретены первые тренажеры. Бывший подвал начал свою работу. В то время он был спортивным залом Центра допризывной подготовки. А идея тренажерного зала отмерла как не актуальная. Но об этом немного позже.
После первого этапа строительства начался второй этап- оборудование подсобных помещений. Оборудовали раздевалку и уперлись в буквальном смысле в стену. 60 сантиметров бетонной стены, за которой огромное подвальное помещение до сих пор не освоенное. Это второй тренажерный зал, сауна... Значит необходимо пробивать. Пробивали не только стену, пришлось выбивать финансы. Средств на строительство не дали, но нашлись деньги под самострой. А сырой подвал как будто ждал энтузиастов, готовых день и ночь таскать мусор, вывозить горы земли и хлама, затирать стены. Как раз в это время к ним присоединился Сергей Вагайцев, который тоже мечтал «сделать в жизни что-то большое и светлое». Сделал. Был построен и оборудован второй зал.
Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Прошла пара лет. Возможности расширились, действовало два спортивных зала. Но не было туалета и душа. Снова началось строительство. Снова выбивали деньги, завозили кирпич, снова работали на полном энтузиазме, не получая ни копейки за строительные работы. Именно в это время была спроектирована замечательная сауна. Когда основные строительные работы были закончены, пригласили строительно-отделочную организацию «Ракурс», которая завершила отделочные работы. Некогда сырой подвал преобразился и приобрел нынешний вид.

От спортзала к спортивно-оздоровительному центру

Как уже было сказано выше, тренажерный зал некогда был спортивным залом городского Центра допризывной подготовки. Со сменой руководства школы ситуация резко изменилась. В это время Александром Ефимовичем Беланом была разработана учебная программа, цель которой - сделать из урока физкультуры тренировку. У старшеклассников появился выбор: посещать обычный урок физкультуры или тренажерный зал. Ребята могли не только обучаться, но и развиваться, занимаясь по индивидуальным программам, с индивидуальными нагрузками. Программу в школе не приняли, а идея тренажерного зала отмерла как не актуальная. Зачем тренажерный зал, если юношам и так есть, где подтягиваться на перекладине. Началось введение различных оздоровительных программ, набирали группы ЛФК. Спортивный зал был постоянно занят этими группами. Все благие начинания и предложения ударялись как горох о стену. Именно тогда А.Ф. Митрофанов предложил написать Устав, и в 1996 году тренажерный зал школы №4 стал самостоятельным спортивно-оздоровительным центром. Хотя, если быть справедливыми, центром спортивный зал стал намного раньше. Однажды взыгравшие тренерские амбиции директора спортивно-оздоровительного центра А.Е. Белана привели к тому, что организовалась секция пауэрлифтинга, где воспиталось и воспитывается не одно поколение спортсменов, ставших в свое время чемпионами области и мастерами спорта. А в 1995 году здесь начали проводиться областные соревнования, которые на сегодняшний день стали традиционными. Эта инициатива привлекла внимание, и в прошлом году к организации таких первенств присоединились спортсмены из Кольцова, предложив зимние соревнования проводить у себя. Действительно, перспективным мальчишкам (а как показали нынешние соревнования, и девчонкам) необходимо отслеживать свои результаты в спорте. Но, как говорится, своей же инициативой себе по голове, т.к. областной спорткомитет с огромным удовольствием ставит подобные первенства в свой календарь, но о финансировании подобных мероприятий почему-то забывает.

Между прошлым и будущим

Таким «темным и сырым» было прошлое спортивно-оздоровительного центра. Таким же непроглядным является его будущее. Идей у директора центра много: переоборудовать раздевалки, расширить малый зал, сделать центральный вход. Только все благие намерения разбиваются об отсутствие финансирования. Вот и смотрит Александр Ефимович в будущее без особого энтузиазма. Да и со спортивным направлением возникают определенные проблемы. Сегодня отсутствует социальный заказ на спортсменов. Мастера спорта, воспитанные в стенах спортивно-оздоровительного центра, остаются не у дел. Финансирование дальнейшего продвижения перспективных ребят не предусмотрено не только городом, но и областью. А престиж большого спорта плавно перерастает в преобладание массовости. Но для людей, решивших связать свою жизнь со спортом или просто поддерживать себя в хорошей спортивной форме, настоящее этого центра вполне устраивает. Тренажерный зал, сауна, солярий, группа аэробики этого достаточно для того, чтобы фигура была стройной, спина не ныла при малейшей нагрузке, и настроение всегда оставалось бодрым.

Любовь Криволапова,
«Конкурент»,
№36 \ 4 сентября, 2002 год

««««««

 

25 лет Детской школе искусств

Нынешний год для Детской школы искусств - юбилейный: ей исполнилось двадцать пять. Она была открыта осенью 1971 года на базе платной самодеятельной изостудии, работающей с 1969 года при районном отделе культуры с контингентом учащихся 30 человек в составе двух групп. Инициатором и организатором изостудии и школы, их руководителем и первым преподавателем был искусствовед А.Д. Елуфимов.

Как прекрасен этот мир

Большой вклад в становление и развитие школы на разных этапах ее деятельности внесли педагоги В.Я. Бастылов, Р. Р. Ибадулин, В.С. Волченко, П.И. Буюков, Ф.Е. Гололобов, Г.И. Туралин, С.А. Логунова, В.И. Веселков, Г.В. Роменская. Из пятнадцати преподавателей, работающих в настоящее время, трое - наши выпускники. За эти годы школу закончили 623 учащихся. Примерно каждый пятый связал свою дальнейшую профессию с профилем школы. Среди них художники-профессионалы, архитекторы, учителя изобразительного искусства, искусствоведы, художники-оформители, мастера декоративно-прикладного искусства, модельеры и специалисты других профессий, связанных с художественным производством.
Особая гордость – наши выпускники, окончившие впоследствии высшие академические художественные заведения. Таких у нас семеро: Анатолий Агапкин, Валерия Быкова, Маргарита Юрч закончили Ленинградский художественный институт имени И. Релина, Виктор Неустроев, Вячеслав Поздняков - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, Дмитрий Фоминых - Красноярский, Игорь Николаев - Владивостокский художественный институт. Ольга Фисюкова продолжает учебу в институте имени И. Репина в Санкт-Петербурге.
Грамотно рисовать может научиться каждый, так же, как читать и писать, но вот дальше, к вершинам мастерства, путь находят только самые талантливые, самые целеустремленные, самые работоспособные. Но это вовсе не значит, что остальные впустую потратили время на занятия в школе. За время учебы ученик познает красоту, научится любить и беречь ее, любоваться ею. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.
Одной наблюдательности мало, чтобы обладать способностью замечать красоту рассматриваемого или описываемого. Нужно хотя бы немного рисовать самому и при этом понимать и любить изобразительное искусство. И пусть ребенок не станет профессиональным художником, он все-таки узнает цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью, без сомнения, очень пригодится в жизни.
Четверть века школа не только развивалась качественно, но и расширяла поле своей деятельности. В разное время работали ее филиалы в населенных пунктах района: ст. Евсино, с. Бурмистрово, Улыбино, Тальменка, р.п. Линево, Ложок. Так, филиал в микрорайоне Ложок отметил свое пятнадцатилетие. Все эти годы им руководит Г.И. Туралин.
Приятно отметить, что филиалы в с. Тальменка и р.п. Линево переросли в самостоятельные школы и в настоящее время успешно работают.
К своему юбилею ДШИ получила замечательный подарок от администрации города - новое здание. Были выделены средства на его ремонт. Силами строителей и коллектива школы сделан ремонт, и юбилейный учебный год начался в просторных светлых классах. Сколько радости у детей, педагогов, родителей! Все вместе мы выражаем свою благодарность администрации города и лично В.К. Фисюкову и Н.Д. Шушковой, решившим в это непростое время главную нашу проблему.
Как и во всех учреждениях культуры школа испытывает материальные трудности: не хватает средств на бумагу, краски, кисти, экскурсионные поездки и т.д. Но оптимизм и творческое начало помогают преподавателям преодолевать существующие проблемы. Здесь собрались педагоги, искренне любящие детей. Они щедро делятся с ними знаниями и умениями, накопленным опытом собственной жизни и творчества. Школа ждет своих новых учеников.

А. ОСОКИН,
директор Искитимской ДШИ.
«Искитимская газета»,
№131 \ 31 октября, 1996 год.

««««««

 

Медицинское училище

Медик – профессия гуманная

Одной из важнейших задач советского здравоохранения является подготовка и дальнейшее расширение базы по подготовке средних медицинских кадров для лечебно-профилактических, санитарно - противоэпидемиологических и аптечных учреждений страны. В ее решении почетное место отводится многочисленным коллективам медицинских учебных заведений органов здравоохранения, выполнение этой задачи посильный вклад вносит и Искитимское медучилище.
Искитимское медицинское училище готовит кадры самой гуманной профессии человечества, медицинских работников среднего звена — акушерок, фельдшеров, медицинских сестер. В 1989 году Искитимскому медицинскому училищу исполняется 36 лет. За это время подготовлено около 3500 специалистов — медицинских работников среднего звена, которые работают по всей стране.
Училище основано 9 сентября 1953 года. За это время многое изменилось в училище, хорошей базой для проведения практических занятий является Искитимская центральная районная больница. Если в первые годы в библиотеке насчитывалось только 4903 книги, то к 1958 году их было 9000, а сейчас около 18 тысяч книг. В настоящее время в нашем училище работают кружки: акушерский, анатомический, терапевтический; клубы: «Диалог», «Медсестра», «Милосердие». Проводится учебно-исследовательская работа студентов. В училище хорошо развит спорт: организованы волейбольная секция, секция легкой атлетики, лыжная секция. В училище обучаются 372 учащихся. Обучение ведется по трем специальностям: медсестра общего профиля на базе 8 классов, фельдшер общего профиля на базе 8 классов, акушерки — на базе 10 классов. В этом году планируется прием в училище 120 человек. В последующие годы планируется увеличивать прием с целью устранения дефицита в медработниках со средним образованием, в училище работают 22 квалифицированных преподавателя. Опытные преподаватели училища владеют в совершенстве методикой преподавания. На высоком методическом уровне и с хорошим качеством проходят занятия у преподавателей: Павленко Евдокии Дмитриевны, Савинковой Елены Тимофеевны, Могилевцевой Лидии Михайловны, Антоновой Людмилы Михайловны, Яцковой Гретты Зиновьевны, Шмидт Лидии Михайловны. Это наши ветераны, гордость нашего училища. Все преподаватели проводят большую воспитательную работу по формированию коммунистического мировоззрения у учащихся. Идейное воспитание, на уроках, личный пример, контроль за качеством преподавания, организация интересных бесед и лекций, работа предметных кружков, деятельность комсомольской и профсоюзной организаций, содержательная работа классных руководителей — все это в училище взаимосвязано, подчинено единым воспитательным целям.
Преподаватели медучилища постоянно совершенствуют формы и методы обучения. На теоретических и практических занятиях широко применяются передовые методы преподавания. Систематический контроль за текущей успеваемостью, привитие учащимся любви к избранной профессии, обобщение, изучение и внедрение передового опыта преподавания — все это повышает качество подготовки учащихся к самостоятельной работе.
Преподаватели медучилища постоянно повышают свой методический и идейно-политический уровень.
Учащиеся училища живут интересной жизнью — это и вечера отдыха, и конкурсы по профессии, и научно-практические конференции, и диспуты, и комсомольские собрания, и многие другие мероприятия. Учащиеся училища любят и умеют хорошо работать.
Хорошо работали наши учащиеся на уборке урожая в колхозе «Советская Сибирь». 100 учащихся нашего училища убрали в колхозе 100 га картофеля, и 100 га льна. Работали наши учащиеся в течение месяца на закладке овощей на зимнее хранение в торге и тресте столовых. Работают наши учащиеся и на благоустройстве территории училища, больницы и города.
Заняты учащиеся училища и шефской работой. Шефствуют над Искитимской больницей и детской больницей, дежурят безвозмездно в отделениях больницы, помогают в ремонте роддома и шефствуют над ветеранами. В летнее время студенты работают в отряде «Милосердие» и в отряде «Строитель». Студенты отряда «Милосердие» работают безвозмездно во всех отделениях больницы. Студенты отряда «Строитель» работают в течение лета на ремонте училища. Училище ежегодно выпускает около 100 средних медицинских работников. О выпускниках училища идет добрая слава, как о хорошо подготовленных работниках. Наши выпускники работают по всей стране. Нет такого отделения в нашей Искитимской центральной районной больнице, где бы не работали наши выпускники. И работают они честно, добросовестно, внося свой посильный вклад в общее дело сохранения основного богатства нашей страны — жизни и здоровья советских людей.
Но в училище очень слабая, материальная база. Здание училища очень ветхое, не приспособленное, не отвечающее никаким санитарно-гигиеническим требованиям. Построено оно более 60 лет тому назад. Мы занимаемся в таких условиях, что иногда создается впечатление, а знают ли вообще городские власти, что существует в городе медицинское училище. В городе уже нет такого здания с которым можно сравнить здание медучилища. И никакой абсолютно помощи. А ведь центральная районная больница полностью укомплектована медицинским персоналом со средним образованием — выпускниками Искитимского медицинского училища.

Р. Феофилова,
завуч медучилища,
«Знамя коммунизма»,
№ 90 / 9 июня 1989 года.

««««««

 

Мир прекрасного

Преподавательский коллектив искитимской детской школы искусств на протяжении двадцати лет учит детей понимать мир прекрасного, прививает навыки к творческой работе, занимается эстетическим воспитанием подрастающего поколения.
Началась же эта работа в сентябре 1969 года, когда открыла двери самодеятельная изостудия. Организатором ее был искусствовед, художник, ныне директор школы искусств А. Д. Елуфимов — человек, влюбленный в свое дело, жаждущий поделиться своими знаниями и опытом с тем, кого влечет к познанию жизни, изобразительному искусству. В 1971 году на базе изостудии была создана детская художественная школа. Перед коллективом преподавателей была поставлена задача: дать учащимся начальное профессиональное художественное образование.
Сейчас влияние школы распространилось далеко за пределы города. Организованы филиалы на станции Евсино, в совхозах «Заречный» и «Бурмистровский», Ложковском микрорайоне, в детском доме, общежитии завода «Теплоприбор», во Дворце культуры «Россия», в детских садиках «Орленок», «Березка».
В совхозе «Искитимский» и рабочем поселке Линево на базе филиалов функционируют самостоятельные детские художественные школы. Уже в этом году начнут свою деятельность филиалы школы искусств в совхозах «Улыбинский», «Степной», ордена Ленина «Тальменский», в п. Керамкомбинат.
Руководство школы считает своей первоочередной задачей расширить влияние на детей, проживающих в сельской местности. Однако здесь складывается не все так, как бы хотелось. Помещения под филиалы выделяются примитивные, имеются затруднения с обеспечением преподавательского состава квартирами. Надо сказать, что не в полную меру инициативу школы по развитию сети филиалов поддерживают и оказывают помощь районные организация. При школе функционируют отделения: изобразительного искусства (руководитель В. А. Ульянов), хореографическое (Л. Ю. Баранова), общего эстетического образования (А. Н. Минакова), любительское творческое художественное объединение «Радуга» (А. П. Осокин). Кроме того, работают воскресные учебные группы для сельских детей, вечерние классы. Для взрослых, субботние подготовительные группы для детей 5—7 лет. В этом году организуются отделения: художественно - техническое (кинофотоискусство) и многопрофильное декоративного прикладного искусства.
За минувшие 20 лет из стен школы выпущено 450 детей, познавших мир прекрасного. Привили им эти чувства опытные преподаватели, страстные поклонники искусства и культуры В. Я. Бастылов, Р. Р. Ибадулин, П. И. Буюков, В. С. Волченко, а оказали большую помощь в формировании школы бывший зав. отделом культуры Т. Б. Ржевский и работник ГК КПСС А. И Чечин.
Искусство призвано повышать культурный уровень людей, облагораживать их души, играть воспитательную роль. Видимо, поэтому многие выпускники школы решили свой жизненный путь посвятить этому благородному делу. Окончили средние и высшие художественные и архитектурные учебные заведения 45 выпускников. Сейчас 35 человек обучаются в учебных заведениях городов: Новосибирска, Москвы. Ленинграда, Красноярска. Кемерово, Свердловска, Ново - Алтайска и других.
Художниками - оформителями работают около 100 выпускников, педагогами — 20, архитекторами — 14, искусствоведами — 2. По вопросам эстетического воспитания учащихся школа постоянно сотрудничает с Новосибирской картинной галереей, музеем детского изобразительного искусства Сибири и Дальнего Востока (г. Юрга), с учебными заведениями культуры и искусства г. Новосибирска. Гостями школы являются известные Новосибирские художники - искусствоведы и артисты: В. К. Чебанов, И. В. Титков, Н. П. Хомков, Н. И. Домашенко, П. Л. Поротников, В. Я. Кашкалда. В. М. Калужский, Ю. Н. Яшугин, В. Бударин и многие другие. Бывая в стенах школы, они проводят, творческие встречи с учащимися и преподавателями.
С первого года своей деятельности и по сей день учащиеся и преподаватели постоянно принимают участие в конкурсах и выставках: внутришкольных, городских, областных, зональных, Всесоюзных, Всероссийских и международных. Дети, занимающиеся в хореографическом отделении, выступают с концертными программами перед жителями города и района. Деятельность школы неоднократно поощрялась управлением культуры облисполкома, Новосибирским ГК КПСС, творческими союзами: правлением Новосибирского отделения Союза художников РСФСР и Союзом художников СССР, ВДНХ СССР, журналом «Юный художник», советским комитетом «Защиты детей», Союзом советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Работы детей демонстрировались на выставках в Болгарии, Чехословакии, Польше, Японии, Индии.
Первыми призерами международных выставок стали учащиеся И. Никитин, Л. Дубровина. А в целом десятки работ детей отмечены высокими наградами и премиями выставок различных рангов. В прошлом году победителем конкурса «Я голосую за мир» стал Ж. Бардашов.
Коллектив школы за участие в творческих выставках награжден Дипломом III степени и бронзовой медалью» ВДНХ СССР, Дипломом Советского комитета «Защиты мира» (конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет» мир»), Дипломом лауреата II Всесоюзного фестиваля народного творчества, множеством Почетных грамот.
В школе сложилась практика систематически проводить публичные беседы и лекции по искусству силами учащихся старших классов и преподавателей. Эта форма работы нашла положительный отзыв в общеобразовательных школах, в коллективах предприятии города.

Г. Уралов,
«Знамя коммунизма»,
№ 97 / 21 июня 1989 года.

««««««

 

Музыкальной школе - 35 лет

Искитимская детская музыкальная школа была основана в августе 1953 года Михаилом Ивановичем Воложаниным. Затем директорами были Е. А. Пчелинцев. П. В. Жоголев. Первыми преподавателями ее были Е. С. Гутина. Ф. Б. Якерс, С. Л. Пашкевич. С 1967 года коллектив школы возглавляет Альбина Ивановна Морозова.
Многих малышей приводили мамы за руку в музыкальную школу, чтобы они подружились с прекрасным — музыкой, а через несколько лет из стен выходили повзрослевшие девчонки и мальчишки со свидетельством об окончании. Школу закончили 825 человек, из них выбрали профессию, связанную с музыкой, 180 человек. Во все концы страны разлетелись выпускники нашей школы. Многие работают в нашем городе в общеобразовательных школах, детских садах, клубах.
Только 14 преподавателей нашей школы — в прошлом ее выпускники. Многие из них проработали более десятка лет. Это Л. Г. Андрухова. Н. Ф. Матафонова. Г. А. Тулинцева, Л. Л. Воротеляк, Л. Н. Кишканова и другие. Отовсюду приносит почта письма со словами благодарности и поздравлениями своим бывшим преподавателям В. К. Антипову. А. И. Морозовой. Л. Г. Гуровой и другим. Много лет отдали воспитанию ребят, а сейчас находятся на заслуженном отдыхе Е. С. Гутова. В. В. Котова.
Вспоминается середина 70-х годов, когда педагоги А. С. Костромина, А. И. Морозова, К. И. Кудинов. В. И. Клепиков вместе со старшеклассниками организовали агитбригаду и очень часто выступали перед тружениками села. А оркестр баянистов, под руководством В. И. Клепикова, на сцене оперного театра на заключительном концерте смотра художественной самодеятельности!
Нынешний коллектив преподавателей сравнительно молодой. Много делает школа по эстетическому воспитанию детей. Сколько радости приносят юным искитимцам, да и взрослым наши концерты в школах, детских садах, на,- торжествах в Домах культуры! Кто не знает дуэт баянистов старейших преподавателей В. К. Антипова и В. И. Клепикова. На бис принимают слушатели в их исполнении молдавский танец и волжские припевки Щекотова. А как трогают душу звуки скрипки преподавателя Н. Г Скорохо-довой. Ансамбль скрипачей ее класса вот уже три года — постоянный участник на всех торжественных концертах. В их репертуаре — романс Свиридова. «Летите, голуби» Дунаевского и другие произведения. Мягко, лирично исполняет вокальная группа хорового отделения под руководством В. П. Духно песни о Родине, о счастливом детстве.
А в обычные дни в школе идут занятия. За дверями каждого класса кропотливо занимаются ребята на фортепиано, баяне, домре, аккордеоне.
Они дружат с музыкой, и это прекрасно.

Л. ВОРОТЕЛЯК,
«Знамя коммунизма»,
№176, 5 ноября, 1988 г

««««««