Образование города и района
Школы города (Коррекционная школа «Березка»)
Мы любим школу за бесплатное питание и добрых учителей
С одним из учеников специальной школы “Березка” познакомиться пришлось при очень неприятных обстоятельствах. Ивана задержали сотрудники линейной милиции. Его заметили во время обхода здания вокзала станции Искитим. Иван и еще один, как тогда казалось, парнишка баловались у ячеек автоматической камеры хранения. Ребята бросали мелочь в прорезь для монет и, очевидно, ждали, что оттуда посыпятся кучи монет, как показывают в иностранных фильмах. Денег дети не дождались, а вот вниманием милиции обделены не остались. Иван и Лена, а именно девочкой оказался второй пацаненок, долго запираться не стали и рассказали, что учатся тут неподалеку, в специальной (коррекционной) школе “Березка”. Признаться, раньше о такой я не слышала, а потому было довольно любопытно узнать, что это за учебное заведение, с учениками которой можно познакомиться при таких любопытных обстоятельствах. Эти дети особенные.
Наверное, ни для кого из родителей тех детей, которые учатся в “Березке” не секрет, что их чада отличаются от всех остальных, что они не могут учиться в обыкновенных школах, что им тяжело. Действительно, многие из этих детей на своем собственном опыте почувствовали, что значит отличаться от других. Такие есть, пожалуй, в каждом классе. Они не могут сразу усвоить материал, а потому с каждым годом учеба для них становится просто мучением, а от своих одноклассников они получают обидные прозвища, которые сопровождают их потом всю жизнь.
К слову сказать, таких детей становится все больше и больше. И эта тенденция характерна не только для России, но и для западных стран. А начинается все со здоровья их матерей, особенно в период беременности. Ребенок рождается, растет, развивается, но зачастую только в школе взрослые начинают обращать внимание на то, что он медленнее все запоминает, плохо разговаривает, не интересуется учебой. Вот тут-то и приходит понимание того, что именно для этого ребенка нужна своя система обучения. И чем раньше он начнет заниматься исходя из нее, тем лучше для самого ребенка. Еще несколько лет назад для таких детей в Искитиме выхода практически не было никакого, кроме постоянных придирок учителей и одноклассников. А два года назад была открыта специальная, или как ее еще называют, коррекционная школа “Березка”. Открылась она на базе закрывшегося детского садика с таким названием. Школа получила не только помещение садика, но и его воспитателей. Кроме того, для нее нужны были и специально подготовленные учителя.Терпением и только терпением
- У нас в школе сейчас работают три педагога-дефектолога,- рассказывает директор школы Наталья Григорьевна Бухнина,- таких специалистов раньше готовили лишь в Санкт-Петербурге и Иркутске. Поэтому, естественно, когда возникла идея создания такой школы в Искитиме, оказалось, что у нас таких педагогов нет. А недавно открылось отделение готовящее дефектологов и в Новосибирске. Там-то я и училась. А еще мы много ездили по подобным учебным заведениям, набирались опыта.
Первоначально предполагалось, что в школе будут набираться сразу все классы: с первого по восьмой. Но после ознакомления с различными методиками обучения, Наталья Григорьевна пришла к выводу, что начинать надо с нуля. После нескольких лет обучения в обычной школе ребятишки с замедленным развитием просто выходят из-под контроля. Их уже невозможно чему-либо научить, и они будут просто сбивать с толку тех, кто помладше. Поэтому набирать в школу “Березка” решили только начальные классы, то есть с первого по четвертый. Сейчас самые старшие учатся уже в шестом классе.
В школе сейчас более шестидесяти учеников. По некоторым данным, в Искитимском районе живет около тысячи ребятишек, которым надо было бы учиться по облегченной программе. Однако, такой возможности практически нет. В “Березке” работают шесть классов, в каждом из них от 8 до 12 человек. При обучении учителя делят их еще примерно на четыре группы в зависимости от степени усвоения ими материала. Большинство учеников школы - мальчишки. Из них пять-шесть более-менее спокойных. Остальные - сорви голова. В школе работает психолог, зачастую приходит сюда и психиатр. Он разговаривает с ребятишками, смотрит их тетради, рисунки, в общем, старается отследить состояние каждого ученика. Есть в школе и логопед, ведь практически все дети очень плохо говорят.
Программа для воспитанников школы “Березка” значительно облегчена по сравнению с общеобразовательными школами. А значит учителям приходится работать по особенным методикам, иногда действовать буквально вслепую. Стоит ли говорить, что весь методический материал, а его требуется гораздо больше, чем в обычных школах, изготавливается своими руками. А еще в этой школе от учителя требуется огромное терпение. Кричать на детей здесь бесполезно. Зато один неуправляемый ребенок может срывать все уроки. В школе сейчас двое таких детей. Один из них - ученик третьего класса, наш знакомый Иван. Есть среди детей и такие, кто уже не единожды побывал в милиции. Один из мальчишек даже имеет за собой несколько статей уголовного кодекса. Он был пойман на воровстве с дач. К таким сложным детям учителя вырабатывают единые требования. Естественно, это не обходится без консультации школьного психолога. Если же есть необходимость, то за консультациями обращаются и к новосибирским специалистам. Есть в школе дети, которые, например, не могут спокойно просидеть и десяти минут. Сорок минут урока для них просто невыносимы. Поэтому учитель имеет право после десятиминутки отпустить такого ребенка погулять. А бывает и наоборот, ребенок за партой просто засыпает. Тогда приходится его каждый раз подбадривать чем-либо. А вообще, в течение урока с детьми проводятся три гимнастики-пятиминутки.
Но даже и это не всегда помогает избегать конфликтных ситуаций, ведь ребятишки в школе просто непредсказуемы. Например, учителя в “Березке” не пользуются указками. Был такой случай, когда новенькая учительница во время урока достала указку, чтобы показать ею что-то на доске. Однако один этот, столь обычный в школе предмет, вызвал настоящий приступ ярости у ученика. Видимо, еще учась в обычной школе, этому мальчишке досталось от учителей за плохую успеваемость. А символом всех обид стала указка, которой так любят учителя размахивать перед носом отстающих. Вот и вызвал один ее вид вспышку гнева.
И еще один примечательный факт: в школе всегда есть стопка запасных тетрадей. Довольно часто бывает, что ребенок сидит, делает домашнее задание, а когда у него что-то не получается, он в сердцах рвет свою тетрадь. Потом уже злость у него проходит, он понимает, что поступил неправильно и просит прощения. Но в момент вспышки ярости важно понимание и терпение учителя. В таком случае ребенка не ругают, на него стараются не обращать внимания, пока он не придет в себя. А потом ему просто дают новую тетрадку.Дети, они всегда дети
Придя в школу после обеда, я не думала, что застану кого-либо из учеников. Однако, жизнь в “Березке” била ключом. Оказывается, ребята занимаются здесь с девяти утра до пяти вечера. Первая половина дня уроки, вторая - самоподготовка, прогулка и различные кружки. А их в школе четыре: спортивный, танцевальный, хор и изобразительное искусство. Кроме того, в каждом классе действует свой клуб. В начальных это “Умелые ручки”, в пятом - шестом - театральный. В последнем ребята сами ставят кукольные спектакли и раз в месяц показывают их всей школе. Но больше всего они, наверное, любят рисовать и петь. “Как вам так удается их научить рисовать?”- зачастую спрашивают педагоги из других подобных школ. Наверное, свой особый секрет есть у их учителя А.Д.Елуфимова, ведь дети делают такие успехи, о которых никто даже не мечтал. Если по специальным тестам ребятам в их возрасте и с их уровнем развития нужно уметь просто проводить волнистую линию, а они рисуют дома, машины, настоящие пейзажи, то это о чем-то говорит. Зачастую, у ребенка плохо получаются буквы, он не может научиться писать, материал уроков не усваивает, а вот рисует хорошо. И это дает учителям и родителям надежду. То же самое и с пением. Многие дети плохо запоминают о чем говорится на уроке, а вот слова песен учат. На занятия хора собирается чуть ли не вся школа. И это заслуга руководителя хора В.Г.Жигляевой. А уж поют ребята от всей души.
А еще дети любят ходить в музей. Учителя школы “Березка” очень благодарны за такую возможность работникам искитимского историко-художественного музея. Для большинства ребятишек это очередное открытие, ведь практически все они раньше там не были.
- Когда мы повели их в музей в первый раз,- вспоминает Наталья Григорьевна,- реакция была просто невероятной. Дети не понимали, что это такое. Да они никогда такого и не видели. Они разбежались по разным уголкам музея, пытались потрогать, даже взять экспонаты. Работники музея тоже были в ужасе. С большим трудом нам удалось навести порядок и вывести детей.
Когда учителя школы попросились в музей во второй раз им отказали. Только после разговора с директором, после объяснений и заверений, что дети будут вести себя хорошо, работники музея решили устроить еще одну экскурсию. На этот раз, все обошлось благополучно. Ребятам же удалось уже посмотреть выставки икон, игрушек, картин искитимских художников и другие.Курение разрешено
А вообще, ребята и учителя живут в школе одной дружной семьей. И это не случайно, ведь зачастую этим детям после школы и домой-то идти не хочется. Многие из неполных семей или из семей, где родители сильно пьют. Нередко они дома ничего не едят, живут на том, что дают в школе, поэтому двухразовое питание для них - верх мечтаний. Бывает, что те взрослые, которые должны бы воспитывать их, приходят в школу и требуют, чтобы их ребенка перевели на инвалидность. О ребенке они думают меньше всего, больше о том, где бы получить еще деньги на пропой. Естественно, что дети эти, уже умеют заботиться о себе. На свои детские нужды они денег ни с кого не требуют, а зарабатывают. Кто как умеет. «Нас у мамки пятеро, я что, просить буду...» так думает большинство. Несколько человек, например, в выходные и по субботам подрабатывают на рынке. Их там уже хорошо знают. Они где поднесут товар, где посторожат, глядишь и на сигареты заработают. Да, да, на сигареты. Практически все мальчишки в школе курят. Пробовали учителя бороться с этой их дурной привычкой, но ничего кроме истерик не добились. Поэтому курение на территории этой школы разрешено.
Если уж говорить об адаптации, то опыт подобных школ в нашей области показывает, что жить их ученикам гораздо легче, чем выпускникам обычных школ. Они не ставят перед собой невыполнимых задач, они многое умеют, а значит и устраиваются неплохо. По словам учителей новосибирской специальной школы, девочки-выпускницы чаще всего выходят замуж за военных. Видимо, сказывается то, что они умеют устроить теплое “семейное гнездышко”, умеют ждать, умеют прощать. В “Березке”, например, кроме всех прочих предметов, которые есть в обычной школьной программе, есть и уроки социально-бытовой ориентации. Детей учат писать письма, ходить на почту, в магазин, девочки учатся готовить, шить, вязать. В дальнейшем нигде в их документах не будут указываться их неуспехи в учебе. Главное, чтобы они сами себя ощущали комфортно и полноценно. Директор школы Наталья Григорьевна Бухнина рассказала мне такой случай: пришел к ней ученик и говорит, почему, мол, меня все называют дураком, я дурак? “Ты себя ощущаешь таким?”- спросила Наталья Григорьевна. “Нет”,- ответил ученик. Действительно, обучение таких ребятишек в специальной школе дает им ощущение собственной полноценности. Их никто не унижает и не обижает. А кроме того, обучение по специальным методикам позволяет им расти, учиться и, в конце концов, выйти в жизнь совершенно подготовленным к ней человеком. И чем раньше ребенок приходит в эту школу, тем лучше. И это уже следует из пусть небольшого, но уже своего, опыта. По мнению Натальи Григорьевны, вообще желательно было бы начинать занятия с такими ребятишками уже с четырех лет. Однако, такой возможности пока нет.
Совсем недавно в школе проводили анкетирование среди ребятишек. Среди прочих был задан вопрос: любишь ли ты школу и за что? Так вот практически все сказали, что школу очень любят. Различны были варианты за что. Большинство написали: за бесплатное питание и добрых учителей.Н.Кривякина,
«Конкурент»,
№9/ 3 март
Земля искитимская / краеведческие ресурсы