<<вернуться к списку

Штурман Бессмертной эскадрильи.

 

30-е годы ушедшего XX века были для миллионов детей рабочих и крестьян Советской России трамплином в неизвестное светлое будушее. Необычные слова: «учлёт», «аэроклуб», «планёр», «ОСОВИАХИМ» - вызывали стремление к новому, необычному. Лозунг «Молодежь, на самолет!» стал девизом жизни целого поколения романтиков и мечтателей в лаптях и рабочих спецовках.

 Значок ГТО на лацкане старого пиджака или спортивной футболки был самым желанным украшением и особым отличием юных граждан молодой страны, готовых к созидательному труду и обороне Родины. О  предстоящей войне  знали,  к ней готовились,  хотели оттянуть, как можно дольше,  ...  но она пришла быстро и неожиданно!

Самый длинный в году день 22 июня стал для миллионов  советских  людей  датой  разграничения  всей жизни, которая была до и после войны! Сразу после сообщения наркома иностранных дел Вячеслава Михайловича  Молотова  о  нападении  фашистской  Германии на СССР по всей стране была объявлена мобилизация мужчин  13 призывных  возрастов.  Вместе  с

мобилизованными на призывные пункты и военкоматы в  первый день войны пришли тысячи добровольцев с одним желанием немедленно попасть на фронт и бить ненавистного врага. Но одного желания и благородного юношеского порыва было мало. Сражающейся Красной Армии ежедневно требовались тысячи и тысячи  солдат и офицеров всех  воинских специальностей.  С   конца  1941  года  начинается  выборочная мобилизация женщин - специалистов. Всего за годы войны  в  ряды  Вооруженных  Сил  Советского  Союза было призвано 490 235 женщин. Впервые в мировой практике формируются чисто женские боевые части! Такой воинской частью стал легендарный  588  ночной  женский легкобомбардировочный полк. Весь личный состав полка состоял из девушек в возрасте от  17 до 22 лет.  За успехи в борьбе с фашистскими захватчиками полк был переименован  в  4б-й  гвардейский  Таманский  Краснознамённый ордена Суворова  3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк.

За дерзость и отвагу летчиц полка немецкие солдаты  со  злости  называли  «ночными  ведьмами», а  каждый  немецкий  военнослужащий  за  сбитый «руссфанер»  (самолет ПО - 2) награждался высшей наградой - железным крестом.

Ночные ведьмы называл вас враг, Чертили в небе  трассы эрликоны.

Но в бой вели фанерные  У-2 девчонки, Вдруг надевшие погоны.Слова  этого  стихотворения  имеют  самое  непосредственное отношение к нашей землячке женщине  -  штурману  легендарного  женского  авиаполка, учителю истории школы N 2 Милинтине Георгиевне Кондратовой.Рассекреченные документы Министерства Обороны дают возможность буквально  по  часам проследить  боевой  путь  Милинтины  Георгиевны,  поправить неточности  и  ошибки,  вкравшиеся  в  газетные заметки и очерки.  Приведем всего несколько строчек  из Аттестации лет наба  331-й Отдельной Дальнеразведывательной авиаэскадрильи младшего лейтенанта Кондратовой Милинтины Георгиевны. «Имеет 48 боевых вылетов на ПО -2» ПО-2, или «небесный тихоход», «кукурузник», ставший в годы войны бомбардировщиком,  самолет,  который  можно  было пробить пулей даже из пистолета, а броней девушек - летчиц была только гимнастёрка.

Что кроется в  этих сухих цифрах? 48  -  боевых  вылетов  это:  202  -  часа  в  огненном небе;  150 - часов ночных полетов, большая часть которых проходила  над горами  и  морем  ;  2  - ранения;  2-  парашютных  прыжка из горящей машины. За образцовое выполнения заданий командования в боях  за  Кавказ и освобождения города Новороссийска  в  феврале  1943  года  штурман  Кондратова М.Г. награждена орденом Красной звезды.

Вот еще несколько строчек из Аттестации младшего лейтенанта  Кондратовой  Милинтины  Георгиевны  за 1944 год. «Штурманское дело знает хорошо. В воздухе ориентируется отлично. К исполнению своих служебных обязанностей относится добросовестно. В боевой и политической подготовке успевает хорошо».

В воздухе ориентируется  отлично!  Именно такие качества  требовались  от  штурманов  дальней  разведывательной  авиации  Красной  Армии,  которая совершала полеты на сотни километров в глубокие тылы  фашистских  государств  Болгарии,  Венгрии, Румынии  для  сбора  разведывательных  данных,  а иногда и для более деликатных миссий - выброски наших разведчиков.

В  1944  году  штурман  Кондратова  переводится  в 331-ю  Отдельную  Дальнеразведывательную  эскадрилью  Закавказского фронта  и летает в  экипаже самолета Б - А-20 «Бостон» производства американской фирмы «Дуглас», на котором совершает ещё 16 боевых вылетов на бомбометание  и разведку,  проведя в воздухе более 100 часов!

После  окончания  Великой  Отечественной  войны  до  сентября  1945  года  Милинтина  Георгиевна  продолжает  службу  в  дальнеразведывательной авиации.  После  демобилизации  заканчивает  исторический  факультет  педагогического  института  и работает  учителем  истории,  директором  в  школах Томской и Новосибирской областей.

В школе N 2 города Искитима Милентина Георгиевна  12 лет преподавала историю,  постоянно вела военно-патриотическую  работу.  Вовлекала  в  поисково-исследовательскую  работу  несколько  поколений учеников.  Благодаря  личному  участию  Милинтины Георгиевны,  в поисковой работе была  восстановлена история партизанского движения на территории современной Новосибирской области. После выхода на пенсию Милинтина Георгиевна долгие годы была ответственным секретарём Искитимского отделения Всесоюзного общества охраны памятников культуры и истории. Только за 12 лет (1972 -1984 г.г.) Милин­

тина Георгиевна выявила и поставила под государственную охрану 43 памятных знака, при её непосредственном  участии  в  искитимских  сёлах  и  деревнях было установлено 35 новых памятников.

Сегодня мы отдаем дань памяти  ветерану Великой Отечественной  войны,  женщине-летчице,  которая  с честью выполняла свой воинский долг по защите Родины;  педагогу,  учившему  детей  на  примере  собственной жизни гордиться своей Родиной, любить свою Родину и быть готовыми верно и честно служить ей; великому патриоту своего города,  стараниями которого сохранена память о его солдатах - победителях .

Николай Шелегин, учитель МБОУ-СОШ N2, г. Искитим.

 Искитимская газета. - 2015, №16