<<вернуться к списку

 

От первого дня до последнего

Через несколько лет ему стукнет 80! Не один уже год длится время горя и тоски, мучительных переживаний. Думалось, со временем все пройдет, как бывало, уймется чувство обиды и тревоги. Но нестерпимо ноет старческое сердце, не спится ночами. Нет, не только от одиночества после смерти жены — однокашницы по педучилищу, с которой за 60 лет вырастили троих детей, четырех внуков и двух внучек, восемь правнуков.

И не только бешеные цены в магазинах, вопиющее безвластие и хаос в стране бередят душу ветерана, вызывая тягостные думы.

Эту изнурительную душевную боль вызвал развал Союза, Отечества, за которое он с миллионами советских воинов сражался с грозным, и ковар­ным врагом, которого больше нет! Не стало великой державы, к голосу и мнению которой прислушивался весь мир.

Можно выдержать самые тяжкие кризисы, боль от ран, перенести страшные лишения и голод, которые не однажды испытали все наши ве­тераны войны и труда. Но пережить развал Родины и экономики могу­чего государства — это невыносимо.

А тем более приближается полувековой юбилей завершающих сражений Великой Отечественной. Эти битвы принесли нашим Вооруженным Силам блестящие военные, но в еще большей степени морально-политические победы, а в незабываемые майские дни 1945 саму Великую Победу.

Но путь наш к ней был дол­гим и тернистым. Вместе с Советской Армией от первого дня до дня последнего прошел радиотелеграфист Иван Ефимович Колесников.

Родился он и 1914 году в многодетной крестьянской семье в с.Знаменка на берегу Кулундинского озера. С 10 лет трудился в поле, ухаживал за скотом, а после окончания школы в 1929 году поступил в Славгородское пед­училище, переведенное в Омск, а затем в Тюменский педтехникум. С 1935 по 1940 го­ды  преподавал географию и биологию в сельских школах, а в феврале 1940 года в разгар финской войны призван в армию. Курс молодого бойца проходил в Калачинске, Омской области, при морозах в 35-40 градусов в ботинках с обмотками и суконном шлеме. Командиры утешали новобранцев, что лучше закали­тесь, а то в Финляндии будет еще холоднее. К концу апреля прибыли в Ленинград, несколько дней простояли в тупике, пока шли мирные пе­реговоры с финнами, а затем эшелон двинули на границу с Прибалтикой, в г. Кингисепп, где попал в группу курсантов полковой школы связи. Через два месяца ускоренной учебы был направлен в воин­скую часть в Эстонию, где уже находился ограниченный контингент наших войск.

День 22 июня 1941 года встретил под Таллинном. Часть по тревоге погрузилась в эшелоны и уже под бом­бежкой добралась и разгрузилась в г. Шауляе, в Литве. Там пришлось сдерживать  наступающие передовые немецкие части. А боезапас у наших был как на учениях, всего на два дня, ближние склады были сразу же взорваны, либо уничтожены немецкой авиацией. Пришлось отступать.

Отходили злые, голодные, с упорными боями, ожесто­ченно сопротивлялись, сбивая немецкие самолеты ру­жейным и пулеметным огнем. И немцы становились менее нахальными, а к началу зимы на этом фронте вынуждены были перейти к обороне.

Иван Ефимович в составе 123 батальона 67 полка связи обеспечивал стрелковый корпус 53 армии, за что получил первую награду — медаль «За боевые заслуги», а весной 1942 года их полк с 53 армией передислоцировался на Степной фронт, под Воронеж, где в полной мере он понял, что значит связь в армии. Она в войсках — что у человека нервная система: чуть подвела и уже не человек. А обстановка с каждым днем требовала самой четкой и надежной связи. Развертыва­лись гигантские сражения за Ленинград и Сталинград, жесточайшие битвы на Курской дуге, где младший сержант Колесников оказался в самом пекле со своей ра­диостанцией в районе села Прохоровка и Попыри. Ему довелось здесь, на КП командира генерала-лейтенанта Манагарова, который определял позиции танковым соединениям, обеспечивать связь с дивизиями и полками.

За эти сражения хранит он у себя подклеенные пожелтевшие благодарности Верховного Главнокомандую­щего. За них же 5 августа 1943 года Москва давала пер­вый салют доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород.

Без всякой передышки началось освобождение от зах­ватчиков Украины. На главном направлении в жарких сражениях за Харьков вела упорные уличные бои 53 ар­мия, на ее НП находился ко­мандующий Степным фронтом генерал-полковник Конев, его приказы по рации в войска передавал Колесников. Обстановка менялась каждый час, окружить Харьков не удалось, оборона оказалась глубоко эшелонированной, немцы взрывали самые большие и красивые здания, крупные заводы и сооружения, уличные бои оказались упор­ными и кровопролитными, но город взяли.

За участие в боях за Харьков получил Иван Ефимович вторую медаль «За отвагу». Его радиостанция, помимо связи с дивизиями и полками 53 армии, держала связь со штурмовым авиакорпусом, командир которого генерал-лейтенант Рязанов находился с шифровальщиком в радиостанции Колесникова и по микрофону уточнял задания командирам эскадрилий, зас­тавляя летчиков повторно предельно снижаться и на бреющем полете бомбить и пушечно-пулеметным огнем уничтожать боевую технику и живую силу противника.

А затем последовали еще более ожесточенные и ярост­ные уличные бои при штурме Полтавы, рукопашные схват­ки при окружении Кремен­чуга, форсировании Днепра и захвате первых плацдармов за ним.

Упорные сражения вела 53 армия и на Кировоград­ском направлении, отбросив немцев от Днепра на сотню километров. Но в районе Канева врагу удалось закрепить­ся в образовавшемся Корсунь-Шевченском выступе в стыке между 1 и 2 Украин­скими фронтами. Здесь немцы изо всех сил пытались удержать остатки своего хваленого «восточного вала», рассчитывая на весеннюю распутицу. Но ничто уже не могло остановить наступательный порыв советских воинов. В ужасающую беспролазную грязь, когда ни одна машина не могла пройти, бойцы на себе, на лошадях и быках, на носилках, оставляя сапоги в грязи, тащили орудия, минометы и боеприпасы, окружая выступ плотным кольцом. Особая роль в окончательном окружении 10 дивизии немцев отводилась нашей авиации. В феврале после отказа гитлеровских генералов принять ультиматум, наши части приступили к ликвидации окруженной группировки немцев, в которой по приказу Гитлера все офицеры и солдаты долж­ны были сражаться до последнего и кончать самоубийством. Всех своих раненых они убивали и сжигали...

53 армия держала окруженных с внешнего и внутреннего Кольцов котла от Канева до Шполы на самом на­пряженном направлении, где пытались прорваться на выручку окруженным танковые дивизии немцев. Связь здесь действовала безупречно.

Потом довелось преодолеть распутицу и водные рубежи правобережной Украины и Приднестровья, с ходу выйти к Дубоссарам и границе с Румынией. После небольшой передышки и подтягивания тылов 53 армия перешла границу и первой начала воен­ные действия по освобождению Румынии, что вызвало панику и смятение в стране союзниц Германии, поспешив­ших начать переговоры с США и Англией, но румынский на­род решил по-своему.

А перед вступлением в Венгрию на втором Украинском фронте была создана конно-механизированная группа прорыва под командованием дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта И. Д. Плиева, а радиостанция где служил сержант Колесников, передана в 264 от­дельный дивизион связи, обслуживающий эту группу и прошла вместе с ней ее легендарный боевой путь по территории Венгрии, Австрии и Чехословакии, участвуя во взятии их столиц, вплоть до 10 мая 1945 года, где под Прагой группа Плиева окру­жила, разгромила и пленила остатки армии власовцев во главе с генералом-изменни­ком, пытавшимся прорваться  к американским войскам.

Так завершилась фронтовая дорога Ивана Ефимовича. Участвовал почти во всех крупных сражениях по освобождению нашей Родины и стран Восточной Европы. И ни разу не был ранен!

После краткого отдыха под Прагой поехали домой. На конец — родная земля, вся в руинах, истерзанная, но ликующая. Пришлось их части еще убирать урожай в Ставрополье, пока 25 октября 1945 года не пришел приказ о демобилизации.

И. Е. Колесников cpазу же вернулся домой в д. Еремино, Верх-Ирменского paйона, где в школе стал вести уроки географии, биологии и химии до сноса деревни и ее затопления Обским морем от строящейся ГЭС. Переехал в семьей к родственникам в Искитим и здесь трудился учителем в школе № 6, вечерней школе, несколько лет был заготовителем инспектором госдоходов до выхода на пенсию, а затем устроился на НЗИВ в охрану и дежурным транспортерщиком котельной 15 цеха, где и проработал до 1980 г. В совете ветеранов НЗИВа с 1981г. и активно участвует в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи, поддерживает контакты с воинской частью подшефными школами № 9 и № 11. За свой добросовестный труд имеет десятки почетных грамот и благодарностей. Вроде бы и можно быть спокойным за прожитую жизнь...

Но как же все-таки болит сердце еще и от того, что Советской Армии больше нет. Той армии, которая в сороковых-пороховых спасла человечество от фашистского порабощения.

Поклониться бы этой армии. Воздать должное каждому ее солдату и командиру хорошо знающих почем фунт военного лиха и научившихся ценить единство и сопричастность товарищей и в радости, и в горе. Ветеранам войны и труда не надо об этом напоминать. Но пусть все наши люди — и среднего возраста и, особенно, молодежь, знают и никогда не забывают, какой ценой досталась Победа.

А Ивану Ефимовичу Колесникову в день его 80-летия пожелаем доброго здоровья и спокойной, обеспеченной старости, достоин его ратных и трудовых заслуг.

А.   ЛЕВИН,   зам.   председателя

президиума совета ветерана

города и района