<<вернуться к списку

 

Освобождая Белоруссию от фашистской нечисти

 

Операция «Багратион» в Белоруссии оставила в моей памяти — сержанта авиации, глубокий след и тем, что за участие в ней наш авиакорпус стал именоваться Витебским, дивизия — Полоцкой, Краснознаменной, а на боевом знамени нашего 821-го истре­бительного полка засиял, орден Суворова, и полк стал называться Суворовским, но еще и тем, что мы, 17—18-летние сибирские пареньки, узнали  по- настоящему, что такое война, многое увидели, услышали. Встречались с партизанами и бойцами Войска польского, видели множество дотла сожженных деревень, трупы вражеских вояк, закончивших здесь свой жизненный путь, бы­ли очевидцами ожесточенных боев,

Не одну сотню километров пришлось отмахать пешком, хотя и служили в авиации, и именно в это время больше всего почувствовали, сколько горя принесли многострадальной белорусской  земле и ее народу фа­шистские изверги.

Сержант авиации  знал, куда меньше, чем командующий нашей воздушной армии генерал - полковник Панивин, но чувствовал, как и его товарищи по оружию, что готовится что-то грандиозное. Курс наук в авиа­школе закончили намного раньше. Ехали в Белоруссию по битком забитой воинскими эшелонами желез­ной дороге. Торопились. Продвигались на фронтовой аэродром за Невелем с большим трудом и не потому, что дорога была из жердей и бревен, по болотам, а потому; что желающих ехать по ней было чересчур много.

Поразило нас по прибы­тии на фронтовой аэродром то, что он был в трех километрах от передовой, а нем­цы о нем не знали, не обстре­ливали, хотя другому аэродрому, стоящему в 2—3 ки­лометрах от нас, доставалось крепко и вокруг самолетов пришлось соорудить капони­ры — такие высокие валы из дернины.

Наш аэродром был тщательно замаскирован: казармы, столовая, склады, га­ражи и даже клуб размести­лись в глубоких землянках с перекрытием из бревен в 2—3 наката. Самолеты взлет - посадку в сторону передовой не делали. Все это дало большой выигрыш нашему полку. Дел али ежедневно до 7 самолето­вылетов — на расчистку поля боя, охоту, сопровождение бомбардировщиков и штур­мовиков.

Нам, техсоставу, не было сладко. Летали по существу все светлое время суток, в темное — ремонтиро­вали: клепали, клеили, за­меняли даже двигатели.  И надо было делать так, чтобы ни лучика света сверху не было видно, ибо в небе постоянно гудели разведчики, да порой так низко, что думаешь: вот, если человек 10 пальнут бронебойно - зажигательными из карабинов, то и клюнет фриц носом в землю. Выхлоп -то хорошо виден, а порой и силуэт, а стрелять нельзя — демаскировка категорически была запрещена.

Начался рассвет, и загудели моторы. Все за ночь изладили технари: и дыры  заделали, и боеприпасы подвели, бензином - маслом заправили, регламентные работы выполнили. Тут  и там  слышатся доклады: товарищ командир, самолет к полету готов», И вот убрана  в сторону маскировка. Эскадрильи уходят в бой. Тут  бы и вздремнуть минут 20- 30, а сон не идет: командир  ведет бой, как он там, вернется ли? К сожалении, возвращались не все, Недалеко от разъезда Алеша остались могилы летчиков истребителей В. Гончарова, В. Мартынова. Не вернулся из боя и  наш командир эскадрильи капитан Ефимов — герой боев в Испании, удостоившийся за это ордена Красного Знамени. И нашего брата смерть не обошла, Угодил таки один снаряд в щель, где было 6 человек. Всех -насмерть.

Когда немца погнали, аэродромы меняли часто , не менялся порядок дня почти все время  с июня 1944 года, пока шла операция    «Багратион» . Гремели  залпы  Победы в Москве, а   мы слушали их  отзвуки по радио, голос Левитана не раз     доносил до нас слова благодарности   Родины, Верховного    Главнокомандующего  нашему   корпусу,  дивизии, полку. Значит, воевали что надо,     

Н. Малухин, майор в отставке

Знамя Коммунизма, №98, 22 июня 1984 г.