<<вернуться к списку

Притяжение. Внук побывал на могиле погибшего на войне деда.

 

Нет в нашей стране семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. В каждой от войны есть своя рана, свой солдат, память о котором свято чтят.

Своего деда Василия Арсентьевича Мартынова Иван Москвин знает только по старым фо­тографиям, и рассказам матери. Он погиб в октябре 1941 года в Тверской области. Не много сведений о нем осталось: родился в д. Бородавкино, Искитимского района в 1907 году. До войны жил с семьей в д. Бороздино (позднее она попала в зону за­топления, когда строилась Новосибирская ГЭС). В армию Ва­силия Арсентьевича призвали еще до начала войны - 29 мая 1941 года, на обучение. Дома остались жена, Александра Иосифовна, и трое детей: десятилетний Володя, восьмилетняя Рая и пятилетняя Вера. Когда началась война, наш земляк попал в 418 стрелковый полк, 133 стрелковой дивизии. Был пуле­метчиком. А в конце 1941 года в семью пришла похоронка.

«Бабушка больше замуж не выходила, - вспоминает Иван Москвин. - Одна поднимала троих детей, вынесла все тяготы того времени. Работала в колхозе. На конях пахали, вручную сеяли, жали, обмолачивали».

В 50-е годы семья переехала в Быстровку, где Иван Москвин проживает и сейчас. В книге Памяти Новосибирской области нашел сведения о своем дедуш­ке. Там указано и место захоронения: Тверская область, Кали­нинский район, п. Волынский.

Сегодня государство помогает людям навестить могилы их павших в боях родных. Глава Быстровского сельсовета Андрей Анатольевич Павленко предложил и Раисе Васильевне Москвиной воспользоваться такой возможностью, бесплатно навестить могилу отца. Но женщине здоровье не позволяет ехать так далеко. Навестить могилу деда решил Иван Николаевич. Причем поехал на свои средства. Ведь в путь собрался по велению души, а не потому, что дорога бесплатная. В интернете долго искал поселок Волынский, но на карте Тверской области тако­го не нашел. Но даже это не повлияло на решение Ивана Москвина: «Поеду до Твери, а там, на месте, разберемся». Двое суток на поезде до Москвы, потом на электричке до Твери. Специалист отдела воинских захоронений в военкомате Калининского района Тверской области Ирина Костюк долго искала фамилию Мартынова в списках. Нашла - Василий Арсентьевич захоронен в братской могиле в деревне Волынцево, Медневского района.

Несколько часов на автобусе, и вот он, скромный монумент, на котором больше трехсот фамилий. Среди них и родное для Ивана Николаевича имя. «Ну, здравствуй, дед. С праздником тебя. Спасибо за победу».

Спортсмен, мастер спор­та международного класса, че­ловек сильный и сдержанный, здесь не смог справиться с волнением. «Ни разу деда не видел, не знал его. А здесь возле его могилы все во мне переверну­лось. Слезы накатили. Позвонил матери, сказал, что нашел могилу, она начала плакать навзрыд. Раньше на День Победы в нашей семье женщины всегда пели пес­ню, в которой есть слова: «На могилку мою знать никто не при­дет,'"только ранней весною соловей пропоет». Эти строчки почему-то сразу здесь вспомнились. Я много лет жил с этим притя­жением. Съездил к деду, и стало легче». На братскую могилу Иван Николаевич привез горсть родной земли. Знай, солдат, на Родине о тебе помнят.

Наталья Донец. Фото из семейного архива Ивана Москвина.

 

 

 

 

 

ИГ 2014 № 19 С.4