<<вернуться к списку

 

Он воевал под Ельней

Впервые я его увидел весной 1961 года. В то время шесть колхозов бывшего Легостаевского района были переданы в наш район. Я зашел в школу села Дмитриевки, что в пяти километрах от с. Мосты (сейчас ее нет). Школа находилась в небольшом крестьянском доме, а училось в ней менее двадцати школьников. Здесь и работал тогда учителем Иван Иванович Трофимов. Невысокого роста, худощавый, немного сутуловатый, с проницатель­ным взглядом. Я посмотрел тетради учащихся, классные журналы, а это было уже после уроков, поинтересовался его делами в школе, на селе и дома. Он тогда был еще и секретарем парторганизации. Я увидел в нем чрезвычайно скромного человека. И тогда, и еще много лет потом я не знал о том, что он прошел всю войну, был несколько раз ранен и награжден многими боевыми орденами и медалями.

Только тогда, когда я уже был на пенсии и был избран председателем совета ветеранов войны г. Искитима и Искитимского района и изучая личные дела офицеров запаса, в отставке, в военкомате, столкнулся с его личным делом. Был я крайне удивлен, что столько лет работая вместе с ним, я не знал, как мно­го он сделал в лихие годы войны, находясь на фронте с первых дней и до последнего залпа.

На следующий день я навестил его дома. Он встретил меня во дворе и был удивлен моим приходом и обра­дован. Иван Иванович любезно пригласил в дом. Его же­на меня сразу узнала. Из со­седней комнаты вынесла его китель, на котором блестели пять боевых орденов, и много медалей, в том числе и Чехословацкая за бои на Дукленском перевале. Она высказала упреки в мой адрес и адрес наших властей за то, что с такими наградами он получает всего 54 рубля пенсии. Я принял все упреки и ничего не мог возразить. Мы долго беседовали, вспоминали о работе, о наших общих знакомых, о фронтовых делах.

Через некоторое время на заседании совета ветеранов войны мы приняли постановление с ходатайством о назначении ему персональной пенсии. Наша просьба была поддержана. Хотя и не на­много, но ему повысили пен­сию и предоставили льготы.

Итак, что же это был за человек и каковы его боевые заслуги? Родился Иван Ива­нович в 1914 году. Окончил семь классов в Легостаевской школе, затем учительские курсы, а с 1935 года работал учителем в начальной школе пос. «Путеводная звезда» Усть-Чемского сельского Совета (ее тоже сейчас нет). В феврале 1940 года его призвали в армию и служил он в г. Рубцовске в 107 стрелковой дивизии.

Когда грянула война, дивизия в числе первых погрузилась в вагоны и двинулась на фронт. В июле их часть заняла оборону у г. Дарогобуж. По дорогам, от фронта, отходили беженцы со своим скудным скарбом, гнали скот, вывозили раненых и все это под непрерывными ударами с воздуха вражеской авиации, а им навстречу двигались войска. Вскоре фашисты захватили г. Ельню и с этого плацдарма нацелились на Москву.

Тогда 107 стрелковая дивизия входила в 24 армию, сформированную на базе Сибирского военного округа и в основном состояла из сибиря­ков.

Командующий Резервным фронтом генерал армии Г.К. Жуков принял решение силами 24 армии разгромить врага на Ельнинском выступе. Дивизия, в которой служил И.И. Трофимов, была поставлена на направление главного удара. Он тогда был телефонистом и обеспечивал связь полка с батальонами.

Там, во время наступления под Ельней, он впервые услышал залп «Катюши», которые помогли пехоте продвинуться вперед. За наступающим батальоном он вместе с командиром взвода мл. лейтенантом Сорокиным тянул связь и тащил запасную катушку с проводом. Но вскоре Сорокин был ранен. Иван Иванович оставил катушки, помог ему добраться до санчасти, а сам с офицером пошел вперед. В отбитой у врага первой траншее они стали устанавливать связь, но неожиданно, спрятавшийся где-то в траншее фашист, напал на офицера и стал его душить. Трофимов ударил врага прикладом по голове. Затем установили связь и офицер стал передавать данные. Затем снова двинулись вперед за наступающим батальоном.

Бои были жестокие, но наши части упорно шли вперед. 3 сентября Иван Иванович был ранен и отправлен в тыл.

7 сентября была освобождена Ельня. Это было первое серьезное поражение врага в этой войне. За эти бои 107 стрелковая дивизия была преобразована в числе первых в гвардейскую, о чем Трофимов И.И. узнал намного позже.

До ноября Иван Иванович лежал в госпитале, затем учился в военном училище, получил звание младшего лейтенанта и в марте 1942 года прибыл на Волховский фронт, где был назначен командиром взвода 82-миллиметровых минометов.

Участвуя в боях в составе 2-й ударной армии, в июне 1942 года был вторично ра­нен и попал в госпиталь. Лечился в Горьком, а затем в Казани.

После госпиталя  с  октября 1943 года до конца войны был командиром минометного взвода, а затем роты в составе 574 Львовского стрелкового полка 121 Рыльско-Киевской стрелковой дивизии. Участво­вал в многочисленных боях за освобождение Киева, Каменец-Подольска, Львова. За бои в Карпатах на территории Польши  и Чехословакии Трофимов был награждён тремя  орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды. 

Второй орден Красной Звезды он получил в боях у г. Острава на территории Чехословакии.

В боях за другие населенные пункты на территории Чехословакии Иван Иванович был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, а за бои на Дукленском перевале был награжден Чехословацкой медалью. В этих боях он проявил мужество, самообладание, стойкость, точный расчет в борьбе с хитрым и опытным врагом. Его минометы сокрушали врага. Он часто корректировал огонь минометов и артиллерии с наблюдательных пунктов. Пользовался большим уважением у солдат, командование высоко его ценило.

После  окончания  войны на Западе их часть была направлена  на  Дальний  Восток. Но пока ехали к фронту,  война на востоке закончилась. Он остался служить в Томске,
а в марте  1946 года был Демобилизован и опять работал в школе.    

Сейчас Ивана Ивановича нет в живых, но его родственники всегда его помнят и чтят.   И пусть соседи и те, кто проходит мимо дома, знают, что здесь, по улице Космонавтов, 15 жил этот скромный, но геройский человек.

В. Бохон, участник великой отечественной войны

Искитимская газета, № 175, 26 ноября, 1991 г.