<<вернуться к списку

 

Мы вели машины

Непривычно тихо и торжественно было этим осенним днем в Доме культуры «Россия». Товарищи по работе, друзья пришли сюда позд­равить с высокими боевыми награ­дами Якова Андреевича Згуру.

Мирное время — и боевые награды. Нет, наверное, на заводе искусственного волокна таких, кто не слышал бы о Я. А. Згуре, одном из лучших знатоков своего дела. Сорок восемь лет за рулем. Отзывчи­вый и на редкость скромный человек. Может, именно поэтому и не все знали о его боевом прошлом.

Война застала пятнадцатилетнего мальчишку в родном колхозе, в поселке Светлое. Навсегда сохра­нились в памяти проводы односельчан. Пятерых сыновей отправила на защиту Отечества и его мать. Яков сел на трактор, чтобы заменить ушедших на фронт земляков. Весь свой юношеский пыл и энергию вкладывал он в работу. А в январе 1943 года сам пошел воевать. В учебном полку готовился стать во­дителем, а через месяц военный эшелон мчал его на запад.

— Здесь, под городом Старая Русса, получил боевое крещение, сразу попал на передовую. Туман над головой. А в тумане гул самолетов. Пролетели низко-низко.

— Свои, — говорят солдаты.

— Как эти «свои» развернулись, да как начали бомбить дорогу! Я машину остановил — ив кювет прыгнул. Когда бомбежка кончи­лась, смотрю — кузов «ЗИСа» весь осколками пробит, и колесо продырявлено. Заменил его и поехал дальше. Много, очень много сделала эта машина для победы. Они-то и тащили на себе всю основную работу, выпавшую в войну на долю транспорта, — говорит Яков Андреевич. — Теперь, когда прошло много лет после войны, я с трудом верю, что скрученные проволокой, полуразбитые автомобили доставляли на передовую боеприпасы, тянули орудия, вывозили раненых.

Под Старой Руссой есть городок, немецкие войска атаковали здесь наш артиллерийский дивизион. Бой продолжался несколько часов. Немцы потеснили пехоту, и артиллеристы остались без прикрытия. По приказу командира я погнал машину с боеприпасами к батарее капитана Смирнова.

Взрывы — слева и справа, воронки от снарядов. Под огнем: разгрузил  ящики,  вывез раненых. Меня тоже задели пули.  Представили к награде, но попал в госпиталь. После лечения оказался в другой дивизии. Назначили водителем БМ-13 — «Катюши». 

А сколько раз подрывались машины на минах! В сорок пятом на переправе через какую-то речушку в Австрии, помню, спускался с горки, резко нажал на тормоза и попал на противотанковую мину. Взрывной волной сбросило в кювет, расчет погиб, и меня приняли за убитого. А через сутки подобрали солдаты другой части и отправили в госпиталь. А матери отправили похоронку.

В сорок шестом, израненный и без боевых наград, вернулся домой Яков Андреевич Згура. Война пощадила сыновей Марии Тимофеевны — все вернулись. Снова сел за баранку. Сорок восемь лет — и ни одного нарушения.

Вот уже шесть, лет Я. А. Згура на пенсии. Но не сидится бывшему фронтовику дома. Он, по-прежнему работает на НЗИВе. «Зачем время убивать без пользы? Да и скучно без работы», — говорит. Вот он, бывший фронтовик, шофёр, трижды раненый при защите отечества.    

За смелость и мужество Я.А.Згура был награжден боевыми медалями еще в 1945 году, сорок пять лет назад. Обстоятельства сложились так, что награды нашли героя только в прошлом  году.

Н. Фаличев

Знамя Коммунизма (земляки), №31, 19 марта, 1991 г.