<<вернуться к списку

 

Лётчик не знающий страха

 

Валерка жил у деда с бабкой на улице Речной, что расположена в районе устья реки Черноречка. Ле­том он часто пропадал на берегу Берди. В один из летних дней 1949 года, когда Валерке было уже шесть лет, он беззаботно развлекался со сверстниками на Берди.

На берег прибежал соседский мальчишка и закричал:

— Валерка, твой отав вернулся с фронта!

Валерка оторопел, гла­зенки засветились, ресницы часто - часто замигали, но­ пытался переспросить, но голосишко перехватило и упругий ком подкатил к горлу. Хотел заплакать от
счастья, от радости, но не смог. Тогда сорвался с  места и стремглав побежал домой. Влетел в ограду и видит на высоком крыльце старинного дома, за столом сидит мужчина. Около него хлопочут Мария Алексеевна и дед — Прокопий Михай­лович. «И вправду, отец» — пронзила Валерку мыслиш­ка. Он быстро перескочил через ступеньки крыльца ибросился на шею военному. Обхватил " его, прижался и обессиленным голосом пролепетал:

— Папка, мой папка! Я тебя так долго ждал!

Но это оказался не его отец, а племянник бабки с дедом, двоюродный брат его матери, Петр Андреевич Сибирцев. После гибели отца — Андрея Михайловича Сибирцева — Петр Андреевич добровольцем ушел на фронт, и только теперь вернулся.

Узнав, что это не его отец, Валерка разревелся, убежал в огород и долго плакал навзрыд, пока бабка не нашла его. Она убеждала, что скоро вернется с фронта и отец.

— Ведь твой отец — герой и не может погибнуть. Попомни мое слово, вернется наш Иван Александрович,— ласково приговаривала она. А сама думала; «Не хорошо парнишонке врать, а что поделаешь. Так уж и быть, возьму грех на дуют?. С этим убеждением долгие годы жил Валерка. Думал, что вот-вот раскроется дверь калитки и в их просторную ограду войдет офицер, лет­чик  с наградами на груди. И это будет его отец. Сколь ко он тогда ему расскажет. Особенно, как его ждал, .как часто видел во сне...

Проходили годы. Подрос Валерий Лазарев — ученик Чернореченской      средней школы № 2. Уже десятый класс позади, а отца все не было. Но теперь Валерий знал, что сохранить отца
можно только в памяти. Возвращения не будет — Иван Александрович Лазарев погиб на  фронте, выполняя боевое задание. Мать Александра Прокопьевна  «отхлопотала» пенсию для Валерки, которую он получал с 1952 года. В сознании остались только мысли; «Мой отец — Герой     Советского Союза: я должен брать с него пример и походить во  всем на него».

После окончания  школы Валерий, год отработав электромонтажником, успешно сдал приемные     экзамены в НЭТИ на   самолетостроительный факультет.   «Пусть   хоть  так буду причастным к делу отца. Он летал на самолетах, а я буду строить  их».   Правда, жизнь  сложилась    так, что Валерий после      окончания института был     направлен для работы в   Искитим.  
      Будучи  студентом, и потом  уже  работая, Валерий Иванович    постоянно задавал себе вопрос: «А что я знаю об отце, его родственниках?»
       В "1977 году Валерий Иванович   находился в командировке в Москве. Он помнил, что   получал   пенсию по линии      Московского Военкомата,   поэтому и решил зайти   вначале   сюда. Его выслушали.

— Попробуем помочь -  сказал военный.

И через несколько минут   разыскал в архивах военкомата пенсионную карточку на Валерия. Убедившись, что это действительно сын  Героя Советского Союза Лазарева, офицер дал ему адрес Центрального архива  Министерства обороны СССР.

Уже из Искитима  Валерий  Иванович с помощью работников горвоенкомата сделал   запрос в Подольск . И вот первый успех. В 1977 году на Искитимский горвоенкомат прислали копию наградного листа на Лазарева   Ивана Александровича  и его фотографии. Эти документы Валерий Иванович показал Милинтине  Георгиевне Кондратовой - ответственному секретарю Истимского отделения  общества охраны памятников истории и культуры, участнику Великой Отечественной войны. Милинтина Георгиевна ознакомившись с наградным листом, обрадованно  сказала:

— А ты знаешь, Валерий Иванович, что в Искитиме живет  однополчанин твоего отца?        

— Не может быть - только и произнес он. Кто же это?      

— Василий Алексеевич Рощин, старшина, стрелок-радист, — услышал он ответ. Через некоторое время состоялась встреча с  Василием Алексеевичем, который действительно подтвердил, что служил в 13-м гвардейском Рославльском  Краснознаменном авиационном полку дальнего действия и что поразительно, служил в эскадрильи, в которой летал Иван Александрович, а потом стал заместителем командира и командиром ее. Такое и во сне  не могло присниться Валерию  Ивановичу.

Василий Алексеевич Рощин попал в эскадрилью в июне 943 года и до самой гибели Лазарева находился в ней. Он  летал радистом в экипаже лейтенанта Николая Авдошкина. Награжден двумя   орденами  «Отечественной  войны»  второй  степени,   медалями «За  отвагу»,   «За   боевые   зас­луги»,   «За оборону  Ленинграда»,   «За  взятие Берлина»  и   другими.  Каково  же было  его удивление,       когда   перед ним   легли наградной лист на  бывшего командира    эскадрильи и его    фотография. Ведь      прошло   более     тридцати   лет   со   дня  гибели   Лазарева.  Валерий Иванович  от Василия   Алексеевича впервые    узнал, что отец погиб   под   Будапештом.    Он сообщил    еще одну подробность.
— Помню, что в 1945 году, когда наш аэродром находился в Польше, в полк вернулся штурман Ивана Александровича капитан Семен Нечуткий, — пове­дал ветеран. — Он и рассказал, что бомбардировщик их был сбит немецким истребителем в ночном бою над городом Дьер в Венгрии. Когда самолет загорел­ся, командир экипажа приказал всем прыгать. Нечушкин выполнил приказ. Об остальных членах экипажа он ничего не знал:

И еще врезались в память Валерию Ивановичу слова Василия Алексеевича:

— Майор Лазарев был великолепнейший    летчик, геройский командир, а главное, — порядочный и уважительный человек.

Поиск, который длился почти 10 лет, привел к тому, что сейчас мы знаем об этом человеке многие подробности. Дальнейшие по­иски помогли разыскать брата Ивана Александровича по матери Александра Александровича Бочкарева, кандидата технических наук, с которым Валерий Иванович встретился в 1986 году. Он и вывел Лазарева — младшего — на однополчан.

Впервые в городе Искитиме Иван Лазарев поя­вился в 1940 году. Он был выше среднего роста стройный, с приветливым лицом. Привлекали   его улыбчивые глаза, волнистые темно-русые волосы. 88- летняя Мария Алексеевна Сибирцева, бабушка Валерия Ивановича и бывшая теща Ивана Александровича так сказала;

— Ваня в квартиру всегда заходил с улыбкой, хороший, умный был человек и очень серьезный.

В Искитим Иван Александрович попал не случайно. После окончания сред­ней школы в селе Лебяжье он поступил в Камышинский мелиоративный техникум. Успешно его закончил и по призыву  Осоавиахима поступил в 1939 году в Балашовское авиационное училище, а в 1940 году прибыл инструктором в школу летчиков вместе со своим другом Алексеем Цыбульникем.

По служебным делам друзья не раз бывали в селе, где проходила практику будущая медицинская сестра Александра Сибирцева. Тут  и произошло знакомство Ивана Александровича с нею. А так как Шура была из Искитима, где жили ее родители, то Иван Александрович стал частым гостем в доме Марии Алексеевны и Прокопия Михайловича Сибирцевых. Сказать «частым» в полном смысле этого слова нельзя. Иван Александрович много был занят на службе. Одно время перед уходом на фронт молодые жили на улице Ярославского в доме Антонины Александ­ровны Сибирцевой, муж которой был на фронте.

Антонина Александровна вспоминает:

— Иван Александрович выглядел представительно. Красивый парень был. Он не любил много говорить. Больше молчал, но уж если скажет слово, то как отрубит.

Антонина Александровна осталась вдовой в 1943 году. Ее муж Андрей Ми­хайлович погиб. А на смену ему ушел добровольцем сын Петр, который вернулся в 1949 году. Замуж Антонина  Александровна вторично не выходила. Вырастила и вос­питала двоих детей. Сейчас ей почти 80 лет.

 

...Мирную жизнь советских людей нарушило веро­ломное нападение фашистской Германии на нашу страну. Работы у Ивана Александровича прибавилось. Теперь он все реже появлялся в Искитиме. Алек­сандра Прокопьевна к этому времени окончила училище и работала в амбулато­рии. Она рассказывала, что муж рвался на фронт, но ему отказывали. И все же в 1942 году просьба его была удовлетворена. Свое первое боевое крещение он получил в небе Москвы. А в Искитим приходили редкие фронтовые треугольники.

Воевал Иван Александрович лихо, но умно. На его счету было много удач­ных боевых вылетов. Боль­шинство из них он совер­шал в ночное время. Что бы не быть голословным, при­веду выдержки из наградного листа, который был составлен 14 октября 1944 года.

«На фронте Отечествен­ной войны гвардии капитан Лазарев находится с 19 июля 1942 года по настоя­щее время в системе АДД при 13 гв Ав. Росл. Кр. ЗН. полку ДД. За этот период показал себя всесторонне грамотным,  умеющим при любых условиях выполнить боевой приказ командования.

За образцовое выполнение боевых заданий коман­дования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками награжден орденом Ленина и двумя орденами Крас­ного Знамени.

На выполнение боевых заданий по разгрому немец­ких захватчиков летает сос­тавом экипажа: штурман звена гвардии капитан. Нечушкин, летчик гвардии мл. лейтенант Андриянов, воздушный стрелок - радист гвардии старшина Рудьев и воздушный стрелок гвар­дии старшина Тировян.

За период пребывания на фронте Отечественной вой­ны с 19 июля 1942 года по настоящее время произвел 228 успешных боевых вылетов ночью на самолете В-25 по разрушению железнодорожных узлов, аэродромов и военно - промышленных объектов противника.

Из общего числа боевых вылетов 59 успешных боевых вылетов ночью т. Лазарев произвел пос­ле получения последней правительственной награды ордена Красного Знамени.

Гвардии капитан Лазарев является   отличным летчиком, летает в любых метеорологических условиях дня и ночи, всегда точно выводил свой, корабль к намеченной цели, отлично поражает ее, после чего без отклонений приводил корабль на свой аэродром.

Экипаж т. Лазарева неоднократно выполнял зада­ния в качестве лидера, кон­тролера и подсветчика це­ли, всегда точно и в заданное время выходил на цель и освещал ее, чем создавал возможность остальным эки­пажам успешно выполнять задание по освещенной цели.

Лазарев  эффективно выполнял  задания  по   переднему краю обороны противника, снижаясь на малую высоту, создавал возможность воздушным стрелкам и штурману обстрелять   из   пулемета    главную силу и  технику противни­ка...

Боевой и решительный командир - летчик, не зна­ющий страха...

Имеет общий налет 380 часов днем  и 958 часов — ночью.

 За проявленное мужество, доблесть, отвагу и ге­ройство при выполнении бо­евых заданий командова­ния на фронте в борьбе с немецкими  захватчиками гвардии капитана Лазарева Ивана Александровича представляю к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза.

Командир 13 гв. АВ Росл. Кр. Зн. ПДД гвардии полковник Дмитриев».

Как говорится, комментарии излишни. Теперь известно, что Иван Александрович Лазарев полу­чил медаль «Золотая Звезда» и второй орден Ленина. По всей видимости это произошло в ноябре 1944 года. Б архиве Министерства обороны СССР хранится фотография, на которой хорошо видны все награды. Это  два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, звезда Героя Советского Союза и еще одна боевая медаль. Известно также, что свой первый орден Красного Знамени Иван Александрович получил из рук Михаила Ивановича Калинина. У младшего брата И. А. Ла­зарева Александра Александровича хранится фотогра­фия, где награжденные сфотографировались со Всесоюзным старостой, как называли Михаила Ивановича Калинина.

  

   Начал свою службу в авиаполку дальнего действия Иван Александрович командиром экипажа, в звене Михаила Козлова. Третий экипаж возглавлял летчик Кударов. Все трое они стали Героями Совет­ ского Союза. Михаил Коз­лов и Дударов стали впо­следствии   генералами. Оба живы. Следует заметить, что из более чем 40 летчи­ков полка 16 стали Героями Советского Союза. В живых осталось двое. А из всего летного состава живыми закончили войну только 15 человек.

Долгое время искитимцам ничего не было известно о гибели Ивана Александровича. Сейчас Вале­рий Иванович Лазарев имеет воспоминания однополчан о своем командире. Вот что пишет Авенир Александрович Скок — заместитель командира эскадрильи по инженерной службе, который в настоящее время живет в Киеве: «Об Иване помню все. Мы с ним служили в одной эскадрилье. с того дня, как он пришел в наш полк в июле 1942 года и до дня его гибели...

В тот печальный день, вернее, в ту ночь, когда он не вернулся с задания, я последним видел его в живых. Дело в том, что перед выруливанием у него не запустил­ся правый двигатель и я за­шел в кабину и запустил его. Простившись с ним , я вышел из кабины и они взлетели.

В эту ночь не  вернулось с задания несколько экипажей.  Часть из  них  были сбиты  над целью,   но     не­сколько экипажей разбились при посадке     уже на  нашем аэродроме      из-за   сложных метеорологических условий».

Авенир Александрович Скок также подтверждает, что летом 1945 года в их полк вернулся капитан Семен Нечушкин, который и рассказал подробности ги­бели экипажа.

Имеются воспоминания начальника штаба полка Алексея Георгиевича Анцеферова: «Это был отличный экипаж и никаких замеча­ний не имел. И. А. Лазарев рос очень быстро и стал командиром авиаэскадрильи, имел правительственные награды и был представлен к званию Героя Советского Союза...».

Из оперативной сводки, о которой сообщили Валерию Ивановичу, известно, что с 22 на 23 декабря 1944 года Экипаж Лазарева вылетел на очередное боевое задание. До 22 часов 30 минут с ним поддерживалась устойчивая радиосвязь. В 22 часа 35 минут она прекрати­лась. Причина была неиз­вестна. Поэтому долгое вре­мя экипаж майора Лазарева считался «без вести пропавшим». Вот почему никто из родственников не получил «похоронки».

Время расставило все на места. Сегодня Герою Со­ветского Союза Ивану Алек­сандровичу Лазареву установ­лен бюст в г. Камышине на Волге, чтят его память учащиеся школы села Лебяжьего, где он учился. Не за­быт Иван Александрович и искитимцами. На аллее Героев славы в городском саду имени Коротеева установлен его бюст. Мы не должны забы­вать людей, которые отсто­яли свободу нашей Роди­ны и как-то были причастны к нашей земле, хотя роди­лись далеко от нас. В Искитиме Иван Александрович бывал в лучшие свои годы, здесь встретил первую лю­бовь, пустил глубокие корни, оставив потомство.

...Часто прохожу по алле Героев, читаю фамилии Героев Советского Со­юза, и думается многие ни­чего не знают о тех людях, бюсты которых установле­ны здесь. Фамилия, имя, отчество и годы жизни— вот и все данные. А как хотелось бы, чтобы мы могли хотя бы вкратце прочесть о боевом подвиге Героя.

И не мешало бы в Искитиме увековечить память Героев Советского Союза, переименовав в их честь не­которые улицы. Думаю, что это предложение поддержат многие искитимцы.

                                                                                                                                 Г. МАКСИМОВ.

Знамя коммунизма № 73, 9 мая , 1986г., № 74, 13 мая, 1986 г., № 75, 14 мая, 1986 г., № 76, 16 мая, 1986 г