Ещё так много хочется сказать...
Многие солдаты Красной Армии во время Великой Отечественной войны не носили медальоны - эбонитовые трубочки с запиской, на которой была полная информация о бойце. Считалось это плохой приметой. Заполнишь - обязательно убьют. Наверное, он не был суеверным. А может, мудрость и честь подсказывали солдату, что нет для него, как и для многих его товарищей, выхода из окруженных врагом болот Долины смерти. Поэтому он не только носил с собой медальон, но и аккуратно залил его воском. Благодаря этому почти семьдесят лет спустя на заветном листке из капсулы поисковики смогли прочесть: "Суворов ....Иванович, Новосибирская область, Черепановский район, Ургунский сельсовет, деревня Шадрино. Жена Суворова".
|
25 ноября на шадринском кладбище морозный воздух взорвали звуки духового оркестра и оружейного салюта. Здесь предали родной земле останки Владимира Ивановича СУВОРОВА. Его похоронили рядом с могилой супруги. Ксения Ивановна до самой смерти ждала своего мужа, без вести пропавшего на войне.
"Мы практически ничего не знаем о своём дедушке, - признаётся внучка солдата В.Н. КОРОТКИХ. - Это была закрытая тема в семье. К пропавшим без вести бойцам в стране было "особое" отношение, которое, наверняка тяготило бабушку".
Нужно жить в те времена, чтобы понять, что молчание женщины не было предательством памяти или простым забвением. Молчание в те годы - как инстинкт самосохранения. На руках трое , детей, а муж - боец Второй Ударной армии, той самой, которой командовал генерал Власов - бесследно исчез. Это сегодня россияне пересматривают свою историю, и уже по иному пытаются оценить роль «бесславного генерала» и его армии. Это сегодня высказывают мысли о том, что именно Вторая Ударная сорвала планы немцев по взятию Ленинграда. А сорок • пятьдесят лет назад даже висевшая на стене фотография В.И. СУВОРОВА была свидетельством смелости его родных.
"Пока мы жили в Шадрино, портрет деда всегда висел на стене. Но когда я закончила школу, мы переехали в другое село и портрет бесследно исчез,
- рассказывает В.Н. КОРОТКИХ.
- Ни мама, ни бабушка даже предположить не могли, куда он мог деться. Мы считали его навсегда утраченным. Как и свою семейную историю. Мой папа, Николай Владимирович, очень долго искал хоть какие- то сведения о своём отце, писал в разные инстанции. Помню, последнее письмо он получил из центрального архива, в котором значилось, что никаких сведений о запрашиваемом человеке нет. Я помню, как мой сильный, серьезный папа, который одним взглядом мог осадить нахала, плакал, прочитав это письмо. Если бы он дожил до сегодняшнего дня...".
Внуки и правнуки не знают, каким был их дедушка по характеру. Может быть, таким же сильным и серьёзным, как младший сын Николай. Во всяком случае, внешне они были поразительно похожи. Это удивительное сходство - заставило родных пропавшего без вести солдата поверить в чудо. "В начале осени к нам пришли приятели, с которыми мы с детства знакомы. У них в Шадрино дача. И по дороге на свой приусадебный участок возле кладбища они увидели лежащую на камне старую фотографию. Узнали на ней моего отца, поэтому и сообщили о находке нам. Когда же я увидела портрет, то меня как током ударило. Это была та самая фотография деда, висевшая у нас на стене и пропавшая без вести, как и сам человек, запечатленный на ней", - с дрожью в голосе рассказывает Валентина Николаевна. И именно в эти дни, хотя, кто знает, может именно в те часы и минуты, возле деревни Мясной Бор, под Нижним Новгородом, поисковик Саша САВЕЛЬЕВ наткнулся на останки Владимира Ивановича СУВОРОВА. Шестьдесят лет его тело лежало практически на поверхности, лишь природа потихоньку укрывала погибшего бойца листвой и травой.
"Первое, что мы ощутили, когда узнали, что найдены останки деда - это непонятный страх, растерянность. Что делать дальше? Куда пойти? К кому обратиться? Я не немощный человек, уверенно стою на ногах. Но в такую минуту вдруг чувствуешь свою беспомощность. И мы очень благодарны Н.И. НЕКРАСОВОЙ, руководителю поисковой экспедиции Сибирского кадетского корпуса. Она постоянно поддерживала нас, направляла наши действия, помогала с документами. В подобные моменты очень важно, чтобы такие люди были рядом", - рассказывает В.Н. КОРОТКИХ. Заботу энтузиастов поискового движения экспедиции "Долина" родные СУВОРОВА ощущали на каждом шагу. Их встретили в Санкт-Петербурге, сопроводили до Нижнего Новгорода, там, в храме, уже была заказана панихида по погибшему. Поисковики передали родным небольшую коробку, обшитую тканью, с останками солдата. Уже дома новосибирские поисковики из Сибирского кадетского корпуса провели основную церемонию захоронения. Мы живем и не верим в чудо. А когда чудо происходит с нами, вдруг начинаем понимать, что нет в жизни ничего случайного, что есть нечто, которое нам никогда не понять, в которое можно только верить. "После всего, что с нами случилось, я стала совсем по-другому относиться ко многим вещам", - признаётся Валентина Николаевна. Сегодня и она, и её дети частые гости в районном и областном архивах. По малым крупицам они воссоздают историю своего рода. Именно из архивных документов они узнали, что Владимир Иванович СУВОРОВ родился в Шипуново, после женитьбы поселился в Шадрино, в июне 1941 года он работал пожарным. А до этого не знали даже года рождения своего деда. Ощущение, что наконец-то он вернулся с войны, и знакомится, со своими взрослыми внуками и правнуками.
Валентина Николаевна жалеет, что не удалось побывать на том самом месте, где был найден её дедушка. Это всего в четырёх километрах от села Мясной Бор, но чтобы добраться до места, нужно день провести в пути. Природные условия здесь мало изменились с тех времен, когда наши голодные и завшивленные солдаты, в полном окружении, держали оборону в болотах новгородчины.
За последние четверть века силами энтузиастов из болот Мясного Бора было извлечено и перезахоронено более 20 тысяч бойцов. А сколько еще ждут своей, очереди, не знает никто. Местные жители убеждены, что на местах гибели Второй Ударной армии, уже давно сосуществуют два параллельных мира один - сегодняшний, "наш". А второй - тот самый, военный. В лесах до сих пор слышат звуки автоматных очередей, и эхо громогласного "ура", идущих в атаку, кто-то чувствует рядом запах махорки и слышит за спиной отчётливые мужские голоса. Их неупокоенные души до сих пор держат оборону, и пьпаются что- то сказать нам, потомкам. Выбирая для этого самые разные и неожиданные пути.
Ещё так много хочется сказать...
Наталья Донец, фото автора.
Родственники солдата благодарны А.И. КОЛОТИЮ, главе Евсинского сельсовета, который очень тепло, по- человечески отнёсся к этому событию. Алексей Иванович очень помог в организации захоронения останков воина.
Искитимская газета № 49, 8 декабря 2011 с.14