<<вернуться к списку

 

Короткое бабье счастье

Как быстротечны годы. Вот и голова уже вся седая, и лицо в морщинках, и глаза плохо видят. Единственное, чем не завладела старость, так это памятью. Свято хранит она милый сердцу образ, помнит голос любимого, помнит как волшебно звучало из его уст: "Тоня, крошка моя". Нет, ничего не забыла Антонина Платоновна Тарабукина. Через всю жизнь пронесла любовь и верность ему, единственному.

В школу Тоне ходить не пришлось. В то время, как ее подруги сидели за партами, она нянькой у чужих людей работала. Так что грамотой не овладела. И когда в их село приехал на практику молодой специа­лист Василий Тарабукин, бравый, подтянутый парень, образованнее самого директора совхоза, она на него и глаз не поднимала. Хотя среди девчат появление такого видного жениха сразу вызвало естественный переполох. Василий же из всех выделил скромную, расторопную повариху Тоню. Все-то у нее ладно было, аккуратно. И на стане полевом чисто, и супы очень вкусные.

И трех месяцев не были они знакомы, когда приехал Василий в бригаду, собрал Тонины вещи и повез ошарашенную невесту к будущей теще, просить благословения. Вот уж появился у подруг повод для зави­сти и горького разочарования. Да и потом, за то короткое время, что они вместе прожили, мало было у Тарабукиных доброжелателей. Редко чужое счастье вызывает у людей радость. Но это не мешало Антонине и Василию хранить любовь, тихо вить свое гнездышко, благодарить судьбу сначала за сына Валериана, затем - за Виктора, а потом и дочка родилась - Томочка.

Хорошо помнит Антони­на Платоновна и тот чер­ный день22 июня 1941 года. Сидела она на чис­том, теплом крылечке, вя­зала крючком белые кру­жева, когда из динамика радио прозвучало страш­ное - война. Свет вокруг померк. Вся округа заго­лосила. Криком изошлась и Тоня. Понимала: ее лю­бимый Васенька - старший механик, он же и во­ентехник - недолго теперь будет с нею рядом.

Так и случилось. В первые же месяцы войны призвали Василия Дмитриевича. И потянулись длинные дни ожидания. Единственным спасени­ем оставались письма. Присылал их Василий часто. И в каждом послании тревога: "Тоня, выучи детей, чтобы они были грамотными и культурными гражданами нашей родины".

- Боялся, что не смогу дать детям образование, - глядя куда-то в прошлое, медленно рассказывает Антонина Платоновна. -Опасался, что останутся как  я, неграмотными.

Выполнила наказ мужа. По четыре часа в сутки спала, по сто соток картошки сажала, тянула жилы и дома, и на производстве, и на общественной работе. Все исполнила, как Вася хотел. Сыновья получили высшее образование, дочка закончила техникум.

Помнит Антонина Платоновна и другой страшный день. 18 июля 1942 года вернулась с работы и сразу кольнул в сердце тревожный взгляд матери.

- Тоня, сегодня почему-то письма не было...

Прошла мимо их дома почтальонка и назавтра, и на следующий день...

Больше никогда не по­дал о себе весточки ее Васенька. Но она ждала. Верила, надеялась. Ждала даже когда после войны, в 1946 году, пришло подтверждение: Тарабукин В.Д. пропал без вести на Калининском фронте.

Остаться вдовой в двадцать шесть лет с тремя детьми страшно. Тогда много было вдов и сирот. И мало мужчин. К ней же сватались. Причем хорошие, уважаемые люди. Нет, не переступила через себя Антонина Платоновна. Такого как ее Вася она больше не встретила.

Семь внуков подарили ей дети. Семь правнуков и даже один праправнук есть у этой богатой бабушки. С детьми в жизни ей повезло, никогда ничем не огорчили, не обидели. Но сейчас у всех свои се­мьи, свои заботы. И все чаще хочется ей достать заветную коробочку с пожелтевшими, поломавшимися на сгибах солдатскими письмами. Не видят глаза, так хотя бы погладить руками дорогие сердцу строчки, прикоснуться к своему короткому бабьему счастью.

"Добрый день мама, Тоня, Валя, Витя и Тамарочка!   Сейчас   я опять живу на колесах, но вы письма пишите по старому адресу. И я вам буду писать. Живу хорошо, настроение боевое. Я письма от вас получаю, связь налажена. Вы обо мне не беспокойтесь. Я понимаю, вам сейчас тяжело, но ничего не поделаешь, закончим войну тогда заживем хорошо. Тоня, живи веселее, нечего голову вешать. Главное - работай, покупай ребятам молоко. Пока до свидания. Целую крепко. Остаюсь ваш В. Тарабукин.

Спасибо вам, Антонина Платоновна. Спасибо вам всем, солдатские вдовы.

Н. ДОНЕЦ.

Искитимская газета, №73, 19 июня, 1997 г.