ТАНКИ ПУЛИ НЕ БОЯТСЯ!
Мы представляем участника Великой Отечественной войны, бывшего работника НовЭЗа Дмитрия Ивановича Ковыршина. Четверть века он отдал металлургической отрасли. Строил прокалку и обжиг.
ДМИТРИЙ Иванович Ковыршин выложил на кухонный стол аккуратно сложенную стопочку удостоверений о боевых наградах. Я начинаю перебирать тоненькие книжечки к медалям и орденам: "За Победу над Германией", "За участие в героическом штурме и взятии Берлина", Отечественной войны, Красной Звезды.
-А вот эта награда дороже всех, - держа в руках пожелтевший, по краям чуть надорванный документ, сказал! фронтовик. Дмитрий Иванович: протянул мне развернутый лист бумаги: "За участие в героическом штурме и освобождении Польши". -Едва не погиб, - пояснил он.
Дмитрий Иванович попал на войну в 17 лет. Его призвали из Ордынского района в январе 43-го. Поскольку до войны работал трактористом, попал в 109-ю гвардейскую танковую бригаду. Танк не трактор, общего только "траки", обертка для гусениц, да гул мотора. Но молодой боец Ковыршин был очень рад, что доверили такую мощную технику в 400 лошадиных сил. Он чувствовал себя в машине под защитой надежной брони. Танки пули не боялись. И сам Дмитрий не из робких. В каждый бой шел, как в последний. Никогда не прятался за спины товарищей. И судьба его миловала. За два с лишним года ни одного ранения!
Однажды он чудом остался живым. Перед наступлением танкисты расположились на военном полигоне. Расставили палатки, раскинули на траве полевую кухню. На улице - духота. Дмитрий с наводчиком Мишей прилегли около брони на зеленой травке. Очень хотелось пить. Ковыршин приподнял голову: Витя Тобольский к полевой кухне подался.
-Витек, - захвати котелок, зачерпни водички, - крикнул танкисту Ковыршин.
Тот идет и не реагирует. Дмитрий схватил котелок и побежал вдогонку. Заодно хотел на саниструкторшу посмотреть. Ходили слухи, что красивая девушка. Только отбежал от пушки, как громыхнет за спиной. Оглянулся, видит, Мишка на земле лежит. Дмитрий назад. А парнишка уже не дышит. На пилотке кровь.
Второго мая Берлин капитулировал. Дмитрий был очевидцем, как немцы складывали оружие на реке Шпрее. Русские стояли по одну сторону, немцы - по другую. С восьми часов утра до двух дня сдались около трех тысяч фрицев. Казалось бы, войне конец, но фрицы продолжали сражаться исподтишка: стреляли из окон разрушенных домов, подстерегали русских солдат в окрестных лесах. Так по глупости накануне Дня Победы погиб его друг Виктор Тобольский. Уставшие солдаты расслабились на привале. Кто портянки перематывал, кто просто отдыхал около орудий. Витек пошел табачка раздобыть. Остановился, не доходя до танка, стал самокрутку крутить. Ковыршин смотрит, а за сосенкой немец стоит и затвор передергивает.
-Витя! - только и успел крикнуть Дмитрий. Подбежал, а тот уже мертв. 27 фашистов захватили в тот день. Всех расстреляли. Со злости.
Дмитрия Иванович, как бывшего фронтовика, имеющего столько боевых наград, часто приглашают в школы. Он считает своим долгом рассказать о войне, чтобы память жила вечно. С увлечением слушают участника войны учащиеся младших классов.
-А вот старшеклассники порою не знают, кто такой был Маршал Жуков, -с обидой говорит ветеран. -То ли историю не учат, то ли учебники другие стали.
Среди боевых наград Дмитрия Ивановича мне попались и "мирные". Ковыршин - ударник соцсоревнования, имеет медаль за доблестный труд на Новосибирском электродном заводе. Как он выразился, с нуля начинал строить НовЭЗ. Выкладывал огнеупорным кирпичом печи обжига и прокалки, возводил графитацию. От завода получил и двухкомнатную квартиру, в которой сейчас проживает. Заработал хорошую пенсию. Сейчас дочке Светлане помогает. Не забывает о внуках. Их у него двое - Паша и Саша. В целом, как он признался, живется неплохо. По натуре Дмитрий Иванович - человек общительный. Старается дома не сидеть. На войне он был запевалой. 9 Мая, чуть расслабившись, он и сейчас в полный голос споет свою любимую песню: "Ехали танкисты бережком холмистым на ночевку в ближнее село".
И. Огнева
«Сибирский электродчик»