По дорогам войны – на танке …
Отец с матерью заранее собрали для Николая большой дорожный мешок. Положили в него и вареную курицу, и яйца, и сало. Сын то и дело поглядывал в окно. Как только подъехала машина, парень схватил свой провиант и пулей вылетел во двор. А чтобы родители не пошли его провожать, он закрыл сени на щеколду. Затем лихо заскочил в подъехавший грузовик и поехал из родного городка Тесула, что в Кемеровской области, бить фашиста. "Не знаю, кто их потом выпустил, - с улыбкой делится воспоминаниями ветеран Великой Отечественной войны, Николай Иванович Желнин. - Не хотел я, чтобы меня провожали. Долгие проводы - лишние слезы". Так началась фронтовая жизнь синеглазого парня из Сибири.
До войны Николай успел получить профессию шофера. Поэтому на фронте ему практически сразу нашлось место в танковом экипаже. "Помню, построил нас командир и спрашивает: "Кто водить умеет?" - "Я на шофера учился,
- отвечаю ему, - только у
меня водительских прав нет", -
рассказывает бывший
фронтовик. Когда Николай Иванович окончил
курсы, ему исполнилось всего пятнадцать
лет. У парня на тот момент даже
паспорта не было. Потому и "корочки"
ему не выдали. "Сел я в танк, попробовал
проехаться, командир
посмотрел-посмотрел и говорит мне:
"Достаточно. Годится". Так я стал танкистом".
Как признался Николай Иванович,
не прикипел он душой к этой мощной
военной тех нике. "Я как черт грязный
всегда был. Кругом дым, копоть.
Комбинезон мой весь
пылью пропитался. Да еще и
танк не современный достался мне.
"Т-34" на ходу не стреляет. Его сначала остановить нужно, а уж потом..."
На своем танке Николай Иванович участвовал в освобождении Варшавы. Руины разрушенных городов, копны женских волос возле немецких концентрационных лагерей. Эти эпизоды на всю жизнь впечатались в память Николая Ивановича.
Сложно ветерану из всех фронтовых дней выделить самый страшный. По его мнению, каждый час военного времени пропитан ужасом. Однако и сейчас он с юношеским задором, уверенно заявляет: "Но я никогда не боялся. Смелый был".
В деталях Николай Иванович может воспроизвести случай, когда его жизни больше всего угрожала опасность. "Как сейчас помню, - делится воспоминаниями фронтовик. -Кажется, Пелиц тот городок назывался. Скопились войска, машины, артиллерия понаехала. Все перекрестки перекрыли. И тут бомбежка началась. Вижу, надо мной самолет летит, а из него бомбы одна за другой сыплются. Я под стенку кирпичную лег, а тут бомба как жахнула, и как раз по этой стене! Мне кирпичом по левой руке попало. Опухла. Но ничего, разрезали гимнастерку, забинтовали, через не делю все зажило". Можно представить множество различных вариантов развития этой опаснейшей ситуации. Однако все произошло именно так. Иначе как чудом это удивительное спасение назвать нельзя.
"Я ведь тогда совсем пацан был, - рассказывает ветеран. - Помню, в Польше мы освободили деревню. Мирные жители радуются, благодарят нас, а ко мне все с одним вопросом подходят: "Сколько тебе лет, парнишка?".
После того как закончилась война, Николай Иванович еще пять лет служил в Германии. Несмотря на жестокость фашистов, он не озлобился на всех немцев. Более того, уверен, что и среди них есть очень хорошие, понимающие люди. "Я их уважаю даже, -признается фронтовик. - Они все такие аккуратисты! Какой у них порядок! Чистота кругом! Они в пять часов утра окна моют, дороги, тротуары. Там пыли вообще нет!"
Довелось Николаю Ивановичу громить бандеровцев. Не любит бывший фронтовик в подробностях рассказывать о зверствах бандитов. "Это вообще изверги, а не люди. Я их своими руками расстреливал", - не скупится на эмоции ветеран. "Шла колонна танков, а за ними колонна машин, - с волнением вспоминает он. - Бандеровцы танки пропустили, а машины обстреливать начали. Мой автомобиль как раз первым в колонне шел. Нас три человека в кабине было, а их шестеро. Хоть силы и не равные, схватили мы бандеровцев, а они давай кричать: "Да мы русские! Отпустите нас"! Русские... Ни черта они не русские! Тут мне команда поступила: "Стреляй!" И все. И капут им пришел!"
После возвращения на Родину Николай Иванович женился, переехал жить в город Ис-китим, здесь выросли его сын и дочь. До самой пенсии он трудился на цементном заводе. Свои медали, ордена и петлички ветеран хранит в большой жестяной банке. Есть у него и орден Отечественной войны, и орден Красной Звезды. Но больше всего он гордится знаком "Отличный танкист". Далеко не все были удостоены такой высокой оценки. Перебирая свои награды, поблескивающие при солнечных лучах, он прокручивает пленку жизни назад, и в его памяти снова и снова всплывают различные эпизоды военных лет.
Ирина Донец, студентка 3 курса отделения журналистики НГПУ.
Искитимская газета, №33, 19 августа 2010 г.