<<вернуться к списку

История одного фото

Мой прадед остался под Ржевом

 

Однажды, когда я была в гостях у своего дедушки Саши, мы решили посмотреть старые семейные фотографии. По моей просьбе дед достал старый школьный портфель, с трудом расстегнул его, вынул потрёпанный фотоальбом и на глаза мне попался потрескавшийся от времени снимок моего прадеда Фёдора, а на другой стороне убористым почерком химическим карандашом была указана дата: 3 августа 1942 года. Я, конечно, знала, что его звали Фёдором Ивановичем, то, что он ушел на фронт и погиб на войне, но я никогда не видела его фотографии. И мне стало очень интересно узнать о нём побольше, как он жил, трудился, воевал. Хорошо, что в наше время интернет раздвигает границы. На одном из сайтов я обнаружила графу «Забытый полк». Отправив туда из любопытства запрос, не надеясь на результат, я получила данные на моего прадеда в списках безвозвратных потерь Калининского фронта. Одновременно с этим документом мне пришли: копия учётной карточки воинского захоронения и фотография братской могилы солдат. С этой скупой информации и началась моя работа.

Мой прадед принял свой последний бой на одном из безымянных рубежей Калининского фронта. Под маленькой деревней Бельково Ржевского района он сделал свой шаг в Вечность…

Яркую, но страшную картину поля боя перед деревнями Бельково и Свиньино рисует бывший командир минометного взвода 114-го отдельного стрелкового батальона Л. М. Вольпе, прибывший сюда в первых числах августа: "Перед фронтом батальона лежала большая, пересеченная оврагами и руслами каких-то ручьев поляна - километра четыре в глубину и шесть в ширину. На другом конце поляны в бинокль хорошо просматривались развалины деревень Бельково и Свиньино. На них мы и вели наступление. Мне пришлось пройти через всю войну, но такого количества убитых наших бойцов не довелось уже видеть никогда. Вся поляна была усеяна телами убитых, порывы ветра доносили трупный запах, дышать было нечем. Запомнился, например, целиком погибший расчет противотанкового орудия, лежащий около своей перевернутой вверх колесами пушки в большущей воронке. Виден был командир орудия с биноклем в руке. Заряжающий с зажатым в руке шнуром. Подносчики, навсегда застывшие со своими так и не попавшими в казенник снарядами".

Не все выдерживали "ржевскую мясорубку". 12 августа к исходу дня стрелковые полки 220-й дивизии выбили противника из деревень Бельково и Свиньино.

В августе 1942 года прадед прислал своей жене и детям фотографию с фронта, это был его последний снимок и последняя весточка родным. 3 сентября 1942 года красноармеец Ермаков Фёдор Иванович был убит в бою и похоронен в братской могиле под деревней Бельково Ржевского района. А на память о нём его жене и детям осталась только эта фотография отца и мужа с трёхлинейной винтовкой и в старом будёновском шлеме. Да ещё «похоронка», которую немного спустя получила по почте Екатерина Степановна.

Из работы ученицы 10 класса «А» школы №3 Наталии Ермаковой.

Искитимская газета, 2010, №19, 13мая, с.4