Страницы жизни простого человека
Петр Евстафьевич Василевский - человек с чисто русскими корнями.
Родился он в маленьком сибирском селе Хабаровке, Убинского района, Новосибирской области. В семье был единственным сыном, остальные четверо - девчонки. Отец работал почтальоном - ездил на лошадях в районный центр - Убинское за почтой. Мать - работница «на все руки» - и швец, и жнец, и на дуде игрец - одну из дочерей родила в поле. Потом вешала зыбку с последним дитем на березу и со всем «выводком», как утка с утятами, с темна до темна работала.
Родился в 1926 году, поэтому очень хорошо помнит начало войны - он уже был подростком.
В те годы дети очень рано взрослели. В свои 13 лет он по-мужицки управлялся с лошадью - боронил в поле. Хорошо помнит, как прискакал бригадир и велел немедленно ехать в село. Приехал, а в Хабаровке -
плач на все село: собрались все женщины и мужчины на сход, и уполномоченный объявил, что началась война, что бомбят наши города и села - и всем мужчинам надо идти на фронт.
А наутро забрали всех мужчин призывного возраста, отобрали лучших лошадей и даже лучшие брички и упряжь.
И остались в селе женщины и дети, взвалив на свои плечи всю невыносимую тяжесть сельского труда. Работали весь световой день и даже ночевать оставались на стане.
Через 3 года - ему двух месяцев не хватало до 18 лет - пришла повестка: забрали их, 16 подростков, в Убинский райвоенкомат.
Назавтра, провожаемых слезами матерей, посадили в эшелон и отправили в Бердск, в учебный батальон минометчиков, где они 6 месяцев проходили учебу. А 10 мая 1944года им выдали новое обмундирование, привели к штабу полка, а там играет оркестр, приехало военное начальство.
Погрузили их в теплушки и повезли до Барабинска. Петр успел дать телеграмму матери - ведь мимо родных мест будут проезжать, но так и не увиделся с ней: эшелон не остановили, только сильно сбавили ход. И зря мать сидела на вокзале сутки - в ожидании.
Везли 5 суток, привезли в Киев. В Сибири не было бомбежек, разрушенных сел и городов, в здесь - разрушенные дома, разбитые мостовые. Их эшелон загнали в лес, но всю ночь было слышно, как бомбили город.
Через два дня направили в Польшу, потом в Белоруссию. Белоруссию бомбили постоянно. Здесь Петр Евстафьевич, со своим минометным расчетом, участвовал в боевых действиях, освобождал города Гомель и Ковель.
В расчете было двое русских, татарин, казах. Здесь, под Ковелем, в одном из боев, и погибли трое из его расчета, а Петра тяжело ранило: он получил контузию, почти потерял слух, сильно изуродовало руку. Подобрали его молоденькие девочки-санитарки, повезли в госпиталь. И надо же было такому случиться, здесь, по дороге в госпиталь, на станции Дробуш, его совершенно неожиданно увидел и узнал двоюродный брат Семен. Он и сопровождал Петра в госпиталь в Серпухов. В госпитале Петр Евстафьевич и встретил Победу.
Со слезами на глазах вспоминал ветеран, как раненые - даже лежачие - пытались встать, радуясь великому событию.
По окончании войны, П.Е. вернулся в родные места. Человек активной жизненной позиции, он сразу же был избран секретарем сельского Совета, долгое время работал зам. директора по общим вопросам укрупненного совхоза.
Переехал в поселок Линево. Когда встал на учет в линевский Совет ветеранов, на учете было 385 участников войны. Сейчас их, к сожалению, всего 22 человека.
Плечом к плечу, почти с самого начала, он работал с М.П. Бондаренко, будучи бессменным членом Совета ветеранов, длительное время участвовал в работе комиссии по делам несовершеннолетних. Он и сейчас, в свои 84 года, является членом Совета ветеранов, участвует в патриотическом воспитании молодежи: бывает на встречах в школах, училище, встречается с призывниками - делится воспоминаниями, находит убедительные слова, чтобы донести и боль тех лет, и гордость за свой народ.
Петр Евстафьевич бережно хранит награды: орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За победу над Германией», медаль Жукова, медаль «За освобождение Белоруссии», которая была ему вручена еще в госпиталеи, все юбилейные медали, как и медаль «За освоение целины»
Около 2 часов мы беседовали в его чистенько, аккуратной квартире, а он все вспоминал и вспоминал. А я как будто листала страницы жизни простого мудрого человека, прошагавшего вместе со страной столько горьких и трудных лет, не потерявшего веры в доброе и хорошее будущее.
Н. Борисова